Значение «Пантомимика» в словарях
Пантомимика
–
Психологическая энциклопедия
– выразительные движения – индивида (изменения в походке, осанке, жестах – ), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием – . Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.
Пантомимика
–
Психологический словарь
Словообразование. Происходит от греч. рantоmimоs – все воспроизводящий подражанием. Категория. Выразительные движения. Специфика. Изменения в походке, жестах, осанке и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.
Пантомимика
–
Психологический словарь
– выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его ПСИХИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, переживаниях. МАЛО КОНТРОЛИРУЮТСЯ СОЗНАНИЕМ. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.
Пантомимика
–
Психологический словарь
– система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
Пантомимика
–
Психологический словарь
– движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение.
Пантомимика
–
Психологический словарь
(англ. pantomime; от греч. pantomimes – все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).1. Искусство пантомимы.2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.Наиболее важный компонент П. – жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. Экспрессия.
Пантомимика
–
Психологический словарь
(пан(то) + греч. mimikos – подражательный). Совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Ассоциативная связь П. с мышлением и аффективностью лежит и основе использования мимико-жестовой речи для общения глухонемых.
Снежный ком
Сценарий пантомимы для детей можно сделать из всем известной модернизированной игры.
Первый ребенок тянет задание и выполняет действие, например, трет ладошки друг о друга. Карточка откладывается в отбой. Следующий ребенок тянет свою карточку. Ему нужно повторить действие первого игрока – потереть ладошки – и свое, попрыгать на одной ноге. Третий должен вытянуть карточку, а затем выполнить действия своих товарищей, которые уже вытянули карты. А затем еще и присесть 5 раз. Таким образом, игра будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.
Можно играть в снежный ком и без карточек. В этом случае дети должны просто придумывать задания, а их соседи повторять. Для школьников этот вариант вполне приемлем. А вот детям, которые ходят в садик, лучше дать карточки.
· возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).
Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.
Пантомима в языке тела
Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.)[источник не указан 2367 дней]
Пантомима в Советском Союзе
Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.
Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.
Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.
Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.
Внутренние условия
В основе этого психотипа лежит слабая нервная система и особое функционирование полушарий коры головного мозга. Базовая эмоция, в основе которой лежит тенденция воспроизводства, — это радость или спокойствие. Но радость и спокойствие у эмотивов будут сильно отличаться от радости истероида. Радость и спокойствие у эмотива-психоастеника связана с переоценкой поведения в позитивную сторону. Это забота о ближнем, о тех, кто его окружает, о дальнем круге. Таким образом, забота — это базовый древний поведенческий стереотип, который позволил эмотиву выжить и сохраниться в нашей эволюционной цепочке.
Ми м мика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека или движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека
Невербальное общение
– это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого “общения” становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей – невербалика или “язык тела”. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Жесты тела
Пантомимика включает в себя огромное количество телодвижений, которые легко распознать. Самыми распространенными значениями жестов считаются.
Скрытность. Она проявляется в потирании лба, подбородка, носа и закрывания ладонями лица. Такое поведение сигнализирует об обмане или недоверии со стороны партнера.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Качества лидера
Негативный настрой или недоверие. Выражается прежде всего скрещиванием рук. Однако имеются исключения: в случае обычного общения двух знакомых людей скрещивание рук означает расслабленность и спокойствие.
Размышление. Связанная с ним заинтересованность часто проявляется пощипыванием переносицы, почесыванием подбородка, а также жестом в виде руки у лица. Обычно такая пантомимика сопровождается прищуриванием глаз. Если же собеседник с вами не согласен, то он может неосознанно вытянуть указательный палец вдоль щеки, опираясь на другие пальцы подбородком.
Уверенность. Обычно уверенные в себе люди сидят в позе с закинутыми за голову руками, а также любят складывать руки «домиком». Понизить их самомнение поможет прием, который заставит их наклониться.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Леворукость и праворукость
Если вы хотите владеть ситуацией, то можете не только наблюдать за движениями других, но и воспользоваться техникой ложных жестов. Например, на бизнес-встрече применяйте больше открытых приемов и эмоций. В этом случае предполагаемый партнер быстрее примет ваше предложение.
Жанры пантомимы
По своему жанру пантомима – это комедия, трагедия иди драма, сказка или миф, памфлет или новелла, эстрадная миниатюра. Одним словом, ей подвластно все. Комедия характеризуется сатирическим, юмористическим подходом. Конфликт или борьба персонажей решаются специфически. Гениальным комиком-мимом всех времен признан Ч. Чаплин. В трагедии сюжет заканчивается катастрофой. Трагическая пантомима отмечается серьезностью, выражением противоречий, конфликтностью.
Сказка и миф, как правило, повествуют о каких-то вымышленных героях и персонажах, зачастую наделенных невероятными способностями к магии и колдовству. «Немая» постановка также может носить характер памфлета, выражая отрицание существующих жизненных принципов, политического устройства страны, может иметь черты насмешки, разоблачения. В случае исполнении новеллы мим рассказывает с помощью жестов о каком-либо лирическом сюжете. Это может быть пантомима – игра одного актера, либо целого коллектива мимов.
Истоки, виды, определение пантомимы
Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.
Различают 4 вида пантомимы:
- Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
- Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
- Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
- Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.
Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.
Пантомима для детского развития
Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене
Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:
- развивает творческое мышление;
- учит корректному выражению чувств и эмоций;
- расширяет кругозор детей;
- раскрепощает, снимает скованность;
В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.
Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов. Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:
- подметает пол;
- развешивает бельё;
- моет посуду и т. д.;
Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.
Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:
- показать человека, получившего радостное известие;
- на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
- когда навстречу несётся громадная собака;
Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:
- изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
- показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.
Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:
- изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
- изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;
Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.
В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.
https://youtube.com/watch?v=pldzqpTqsII
Крокодил
Одно из самых простых развлечений для детей – пантомима. Слово загадывает ведущий, а ребенок должен показать с помощью действий то, что ему сказали. Старших детей можно научить играть в крокодила без взрослых. А вот малыши не всегда способны придумать задание. Поэтому взрослые могут контролировать и направлять детские мысли в нужное русло. Если ребенок теряется и не знает, что ему загадать, можно шепнуть ему на ушко, чтобы тот вспомнил, что ел на завтрак. Возможно, сложно будет показывать овсянку. Но современные малыши порой бывают умнее, чем о них думают родители.
Очень интересно играть в крокодила в компании, где есть и взрослые, и дети. В такой ситуации ребенок не всегда оказывается в проигрыше. Ведь взрослые его будут жалеть и задавать легкие слова. А вот малыш не будет жалеть своих родителей и родственников.
Как они лгут
Слабая нервная система приводит к тому, что человек эмотивного типа, попавший в сложную ситуацию, использует два базовых поведения: отрицание и нейтрализацию. При процедуре проверки он замыкается, старается ничего не говорить либо же использует такую модель, как самооговор. Однако самооговор тоже является плохо подготовленным: в силу того, что одним из базовых дезадаптивных механизмов является ложь, люди эмотивного типа очень плохо формулируют и формализуют легенды. Они обладают слабой нервной системой, в связи с чем в ситуации лжи их выдает не только речь, но и ярко выраженные признаки вегетативной нервной системы. Как правило, эмотивам становится стыдно, они испытывают чувство вины, не способны долго сопротивляться. Однако признание у этих людей можно получить только при проявлении так называемой нравственной мотивации.
Что такое пантомима
Это такой вид искусства, когда актер не использует слов, а все свои мысли и чувства выражает действиями. Кажется, скучно? Это не так. Если посмотреть выступление хотя бы одного профессионального мима, становится понятно, каким же образом он доносит до людей свои чувства.
Первые фильмы, как всем известно, были черно-белые и беззвучные. Как вы можете догадаться, в них как раз и играли мимы. Большинство таких лент были комедийными. Оно и понятно, показать смешную сценку без слов не так сложно, как выразит грусть или тоску. Пантомима для детей сегодня используется в качестве развивающей игры. Ведь это весело. Дети и взрослые вместе с ними, угадывают различных персонажей, действия и эмоции.
Театр нового времени
Как театрализованный балет пантомима впервые появилась в 1702 году в лондонском театре Друри-Лейн. На протяжении 18 века она исполнялась как интермедия в антрактах комедий и трагедий. Как танец пантомима стала частью балета-драмы Ж. Ж. Новера.
Как отдельный эстрадный номер «немая» сценка активно развивается в мюзик-холлах и театрах миниатюр Европы в конце 19 века. Позже возникла школа пантомимы в Марселе, которую возглавил Л. Руфф. Впервые на подмостки лондонского театра выходит актер, который в итоге обретет мировую славу, лучший комик немого жанра Ч. Чаплин. В Германии этим видом искусства занимался М. Рейнхардт.
Во второй половине 20 века появляется беспредметная пантомима – своеобразный рассказ с использованием несуществующих, воображаемых предметов. Мим наших дней должен в совершенстве владеть своим телом. Он должен быть универсальным: жонглером, акробатом, драматическим артистом и при этом прекрасно разбираться в языке балета. Притом хороший мим – это прежде всего философ, способный заложить те или иные настроения, мысли, переживания в других людей при помощи одних лишь жестов.
Развитие искусства пантомимы в России
В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:
- в русский профессиональный балетный театр;
- на балаганные подмостки театральных площадей;
- арены цирков;
- драматические театры;
Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.
Пантомима в России
Святки, разнообразные обряды, масленица, а также всевозможные ярмарочные театры и клоунада стали истоками «немого» искусства в России. В начале 20 века в творчестве режиссеров-модернистов появляется драматическая пантомима – это «Кривое зеркало» Н. Евреинова, «Слезы» К. Маржданова, «Ящик с игрушками» А. Таирова, «Шарф Коломбины» В. Мейерхольда.
Первоначальные принципы старой пантомимы театра дель арте переосмысливались, выливаясь с нечто новое, сопровождаясь чтением стихов, музыкой и хореографией. В середине 40-х годов 20 века этот вид искусства увядает, поскольку в приоритете оказывается слово – более понятное массам, не требующее догадок. В цирковых номерах говорящие клоуны пришли на смену мимам-комикам. Но тем не менее в балете пантомима воистину расцветает. Появляются хореодрамы и драмбалеты, в основе которых лежат «немые» сценки, а не чистый танец.
Общение и поведение
Основные качества, свойственные эмотиву, — это стеснительность, скромность, самостоятельность и даже во многом загадочность
Для эмотива важно не привлекать к себе внимания, а мотивы его поведения могут быть спрятаны очень глубоко в бессознательном
При сильных эмоциях эмотив старается приглушить их своей сдержанностью, что внешне проявляется в виде некой холодности. В повседневной жизни это выражается в кажущемся безразличии к другим людям, однако на самом деле это не так. Забота является одной из главных черт человека эмотивного типа, поэтому он старается помочь любому, кто к нему обратился. Как правило, эмотив обращен внутрь себя. В поведении демонстрирует неуверенность, стеснительность, занят своими мыслями и внутренними переживаниями.
Особенность эмотива заключается в том, что он много учится, склонен к самообразованию. Великолепно прогнозирует ситуацию, понимает развитие событий, обладает определенной проницательностью и прозорливостью. Эмотив — борец за справедливость, считает главной ценностью в человеке духовность и нравственность
Для него важно соблюдение норм и правил. Еще одними из важных черт в поведении эмотивов являются стыдливость и застенчивость, которые опять же опираются на соблюдение более высоких норм и правил жизни
Нужно понимать, что гуманизм и внимание к людям — главная черта их характера, в связи с этим они не прощают несправедливости и измены, но во всех остальных вопросах уступчивы и терпимы
Еще одно качество эмотива в силу его рефлексивности и аутичности — замедленность порога реагирования и, естественно, затруднение в принятии решений. Эмотив умеет настойчиво и твердо работать в коллективе и над собой. Не оказывает давления на других людей, требует оценивать какие-то сенсорные вещи, плохо переносит руководителей волевого стиля.
Психолингвистические особенности эмотивов в большей степени отражают даже не то, что они говорят, а то, как они говорят. Речь у них плавная и негромкая, тону голоса свойственна мелодичность. В речи они Эмоциональная направленность данного типа — это избегание неудач. Нужно помнить, что стрессоустойчивость у такого человека достаточно низкая. используют большое количество слов с позитивной коннотацией. Эмотивы не принимают жесткой позиции в любых отношениях, тяжело переживают жестокость и грубость в общении.
Польза от пантомим
Как от всякой игры, из гримас и крокодила ребенок может вынести многое. Его актерские навыки будут улучшаться раз от раза. Ребенок быстро сможет изобразить любую эмоцию. Правда, это не всегда идет на пользу родителям. Ведь их чадо может потерять связь с реальностью и порой заигрываться. Нужно объяснить ребенку, где применять свои актерские таланты уместно, а где лучше воздержаться. Ведь никому не хочется, чтобы ребенок устраивал смешные сценки на уроке или в магазине.
Пантомимы позволяют ребенку улучшить память. Ведь, играя в подобные игры часто, хочется не повторяться и приходится запоминать, как в прошлой игре показывали то или иное животное. Особенно хорошо развивают память сказки, которые дети обыгрывают. Ведь здесь практикуется навык делать два дела одновременно. Ребенку приходится тренировать слуховую память. Ведь ему нужно услышать, осознать и придумать, что показать. Если нет времени читать сказки, можно ставить детям аудиокниги. Это будет неплохой подмогой современным родителям.
Пантомимы тренируют воображение. Ведь помимо того, что нужно показать какое-нибудь животное, надо еще и сообразить, как именно это сделать. Причем неинтересно же каждый раз показывать, например, лису одним и тем же способом. Приходится изобретать что-то новое. В такой игре ребенок может натренировать навык быстро справляться со сложными ситуациями. Причем с помощью пантомим он может обращать даже самые сложные жизненные ситуации в шутку. Ведь навык разряжать обстановку бывает просто незаменимым в сложных житейских обстоятельствах.