Примеры современных парадигм в точных науках
В современном мире изложенная Куном теория, которую мы рассмотрели ранее, выглядит чересчур упрощенной. Поясню на примере: в школе мы изучаем так называемую геометрию Евклида. Одна из основных аксиом состоит в том, что параллельные прямые не пересекаются. В конце XIX века Николай Лобачевский опубликовал работу, в которой опровергнул этот общепринятый научный постулат. Очевидно, что альтернативный взгляд был встречен не очень-то приветливо, однако нашлись и единичные сторонники этой идеи. Только более чем через сто лет геометрия Лобачевского не просто утвердилась, но и послужила основой для других неевклидовых геометрий пространственных отношений. Сейчас эти теории имеют широкое применение в физике, астрономии и др. Однако ни геометрия нашего великого соотечественника, ни другие «неевклидовы» идеи не вытеснили классическую – они ее дополнили, надстроили, то есть парадигмы существуют параллельно, описывая один и тот же объект в разных аспектах.
Подобная ситуация наблюдается и в парадигмах программирования. В отношении этой области знаний даже используется термин «полипарадигмальность».
Новые парадигмы не вымещают старые, а предлагают методы решения определенных задач с сокращением временных и финансовых затрат. При этом «старые» парадигмы остаются в строю, используясь либо как основа для новых, либо как самостоятельный комплекс инструментов. Так, например, язык программирования Python позволяет писать код, используя любую из существующих парадигм – императивную, функциональную объективно-ориентированную либо их сочетание.
Естественно-научная парадигма[править]
Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.
Парадигма в риторике
Это способ понять что-то путём приведения примера и сравнения одного понятия с другим.
Марк Фабий Квинтилиан, римский оратор и учитель, обучал своих учеников риторике: красивой речи, искусству переубеждать. В своём труде “Образование оратора” (Institutio oratoria) он писал, что примеры (или греч. paradeigmata — “парадигмы”) необходимы в искусстве убеждения.
Для Квинтилиана примеры (парадигмы) — это аналог вступления в речи. Это способ убедить слушателя путём аргументации, которая состоит из суждений и выводов из них (силлогистическая аргументация). Он использовал примеры из истории, поэзии, пословицы и фразеологизмы.
Актуальные парадигмы культуры
Культура – как феномен, возникающий и развивающийся в обществе – подвержена эволюции своего толкования обществом. Исходя из вышесказанного, исторически корректно выделить три наиболее общие парадигмы культуры: сначала – «высокая культура», затем – «кульура как репрессия» и, наконец, «культура – образ жизни».
Все они возникли в период новейшей истории.
Первую парадигму генерировала немецкая литература XIX века. Ее основоположниками считают писателей О. Шпенглера, М. Шеллера, Тенниса. Они исходили из религиозных воззрений на природу человека – существа падшего, но одаренного «божьей искрой». Соответственно (по их воззрениям), и деятельность человека двояка, ее обуславливают два антагонистичных стимула: низший – цивилизация и высший – культура.
С одной стороны, цивилизация обуславливает его трудовую активность по созданию вещей утилитарного характера. С другой, культура стимулирует творить произведения человеческого гения: гармоничные, прекрасные, концептуальные. Таким образом, парадигма высокой культуры подразумевает изначальный конфликт категорий «цивилизация» и «культура».
Созданию второй – репрессивной парадигмы – мы обязаны философу З. Фрейду. Его точка зрения основывается на противопоставлении культуры как феномена общественного и индивидуальной природы человека.
Последнему внутренне присуща некая природная психическая инстанция – Ego, выражающая его природу, инстинкты. Именно на нее с целью «окультуривания человека» активно воздействует общество. Цель такого воздействия – унификация огромного количества Ego к внеприродной усредненной обществом психической инстанции – Super Ego.
Инстинкты человека насильственно изменяются путем сублимации (перевода в формы, «одобренные» обществом). Инструментом же такого трансформирования служит культура, репрессирующая эти инстинкты, подменяющая их на «эрзацы». Например, именно культура, по мнению Фрейда, заставляет выражать человека страсть в поэзии, живописи. Таким образом, Фрейд в основе своей парадигмы культуры положил отношение к ней человека.
Третью парадигму называют также парадигмой социокультурных институтов – самостоятельных компонентов, определяющих образ жизни. Каждый из них основан на определенных, выработанных обществом обычаях, традициях, ритуалах. Вспомним японскую пословицу, приведенную В. Пелевиным в романе «Т»: «Человека от животного отличают традиции». Таким образом, институциальный взгляд на культуру предполагает активную категорию «образ жизни», благодаря которой люди представляются некими носителями культуры.
Что такое парадигма и с чем её едят
Не раз и не два мы встречаемся в СМИ и литературе со словом «парадигма». Иногда кажется, что Парадигма – дальняя родственница пелевинских Гламура и Дискурса. Что же это такое, парадигма, и почему она встречается в текстах самой разной направленности – от политологических, искусствоведческих и философских до посвящённых программированию – мы попытаемся разобраться.
Начнём хотя бы с того, что единого и чёткого определения для слова «парадигма»… нет. На древнегреческом слово «парадигма» означает «образец, шаблон, пример». Но этот «шаблон», используемый в разных областях, имеет множество значений.
Чаще всего в науке и философии под парадигмой понимается типичный случай или образец чего-либо. Идеальная модель, если верить Оксфордскому словарю английского языка. Советская наука, которая была отличной (прежде всего от зарубежной) определяла парадигму как строгую научную теорию, воплощённая в схеме понятий или же концептуальную схему постановки проблем и их решения, принятую в том или ином научном сообществе. Как всегда, Россия оказалась родиной слонов, а советский слон – старшим братом болгарского слона. Скорее всего, с этим и связана путаница в понятиях.
Свою лепту, конечно, внесли и СМИ. Советские факультеты журналистики являлись прежде всего фабрикой ковки идеологических кадров. Курсы журналистики отсутствовали, потому основным источником работников СМИ стали факультеты филологии. А в филологии парадигма – это, дословно, совокупность словоформ, присущих данному слову, либо морфеме. И всё смешалось в доме Облонских…
Разные трактовки
Поэтому слово «парадигма» теперь стало чуть ли не синоним слов «катавасия» и «ахинея». Катавасия первоначально также означало не «беспорядок», а особый порядок, строй церковного пения, ахинеей же называлась псевдоучёная речь средневековых студентов в подражание древнегреческим философам, а ещё раньше проафинская агитация в Спарте.
https://youtube.com/watch?v=GUanzLdlJh0
Но не всё так грустно. Давайте узнаем, что же подразумевается под парадигмой в разных отраслях человеческого знания.
- Философия и методология науки. Тут парадигма – философские или теоретические рамки, в которых проводится философско-теоретические рамки научной школы или дисциплины, в рамках которых формулируются теории, законы, обобщения и эксперименты, проводимые в их поддержку. Например, парадигма Лобачевского сменила Евклидову парадигму в геометрии. Смене научных парадигм посвящена любопытная книга Томаса Куна, которая так и называется – «Смена парадигм».
- Филология. В филологии парадигма – это, прежде всего, вся совокупность форм слов, которые образуют лексему, а лексема – это, в свою очередь, слово как единица морфологического анализа. То есть все формы слова, условно, говоря, дуб. Дуб, дуба, дубах… Их совокупность и образует морфологическую парадигму этого слова.
- Есть также парадигма лексическая – слова, с которыми «дуб» имеет что-то общее(или наоборот, противоположное) по своему смыслу. Дуб, берёза, сосна… Словообразовательная парадигма – «задубелый»(твёрдый, как дуб), «дубрава»(дубовая роща). Существует также синтаксическая парадигма. Изучением таких связей занимается парадигматический анализ.
Параллельно с парадигмой существует также синтагма – для дуба синтагматическая группа это те слова, с которыми он имеет общее(или противоположное) по признакам. К примеру, стол, заяц – это тоже имена существительные мужского рода.
Некоторые примеры
- Риторика. Тут парадигма представляет собой пример, взятый из мифологии или истории. К примеру, «Ватерлоо» или «Авгиевы конюшни». Тут синонимом парадигмы является понятие архетипа.
- Программирование. Парадигма программирования – это совокупность тех идей и понятий, которые использует программист при написании кода. К примеру, объектно-ориентированное программирование это и есть одна из парадигм программирования. Зависит от языка программирования, задачи и самого программиста.
- Социология. Тут парадигма – это система наиболее общих исходных и важных обоснований достаточно признанной социологической теории, определяющий её подход к постановке и решению задач. К примеру, парадигма теории игр, в которой есть игра с ненулевой суммой, с нулевой суммой и т.д…
- Политология. Словари дают слишком громоздкое определение, поэтому для большей понятности лучше объяснить так – парадигма это те принципы, слова, термины, и методы, которые описывают некое социальное явление и его развитие. К примеру, парадигма демократии – это всеобщее голосование, а парадигма коммунизма – это диктатура пролетариата, а рептилоиды относятся к парадигме теории заговоров.
Похожие термины:
-
предложенная в 1978 г. американскими социологами У. Каттоном (W. Catton) и Р. Данлэпом (R. Dunlap) система принципов, утверждающая фундаментальную зависимость человека и общества от биофизической среды обита
-
(национальная) (от греч. paadigma – “образец”, англ. – paradigm, нем. – ethnishe Paradigm) – вид ориентации людей в сложной социальной жизни путем создания идеальной, по их мнению, модели иерархии социальных явлений – в
-
теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
-
далее – ССП), разработанная Т.М. Дридзе , рассматривает социальную коммуникацию как обмен действиями порождения и интерпретации текстов, т.е. как текстовую деятельность, в ходе которой выясняется, с
-
(КП) – специфический подход в теории и практике управления, который, по определению, предполагает созидательную, творческую позицию участников совместной деятельности. Практика взаимодействия и
-
cultural paradigm. – По Э. Шейну (Edgar Schein, 1985), американскому исследователю менеджмента и корпоративной культуры, отношение индивида к окружающему миру, представления о природе, человеке, смысле его деятельн
-
по Дж. Урри – парадигма, предполагающая «широкий анализ роли, которую движение людей, идей, предметов и информации играет в социальной жизни». Эта по сути «постдисциплинарная парадигма» позволяет
-
теория, согласно которой общество – это продукт повседневного взаимодействия индивидов.
-
теория, согласно которой общество воспринимается как арена неравенства, порождающего конфликты и изменения.
-
scientific paradigm) — “универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых” (Кун, 1962). Кун критиковался за разнообразие
-
образец, модель, характеристика принципиально нового подхода в социологии, выходящего за пределы традиционного социологического знания, примером чего является структурно–функциональный подхо
-
в общей теории действия Парсонса способ рассмотрения систем человеческого действия любого уровня – будь то уровень индивида сложных целостностей, как соц. система или культура, – в терминах четыре
-
Исходная теоретическая модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Впервые это понятие ввел американский специалист в области развития научного знания Т. Кун, который считал, чт
-
система предписаний и правил, определяющих общие когнитивные параметры и стратегию исследовательской деятельности. И.с.п. представляет собой признанную определенным научным сообществом модель
-
направление в социологии науки, которое когнитивную (познавательную) сторону науки ставит в прямую зависимость от социальной. Возникла в Великобритании в начале 70-х годов ХХ века. Основателями сч
-
направление в социологии науки, возникшее под влиянием работ Р.К.Мертона об «этосе науки» и профессиональном признании в науке, получившее наибольшее распространение в 60-е годы ХХ в. Крупнейшие пр
-
исследование городской среды, направленное на конструирование комфортных для горожан условий жизнедеятельности; на основе экоантропоцентрической парадигмы, разработанной Т.М. Дридзе. В этой пар
-
парадигма, комплексно изучающая макро-микро реалии, агентно-структурные взаимодействия или использующая теоретический синтез ряда научных подходов, представителями которой, в частности, являют
-
по О.Н. Яницкому – теоретические инструменты, детализирующие доминирующий взгляд на мир и принципы внутренней и внешней политики обществ тоталитарного и посттоталитарного типа по следующим ключе
-
область социологического знания, представители которой изучают воздействие поведение индивидов на среду в контексте ее изменений, оказывающих, в свою очередь, воздействие на поведение людей. В р
Что представляет собой парадигма?
В последнее время стало модным употреблять слово «парадигма». Оно употребляется и в научных статьях и в общественной жизни, в психологии. Попробуем разобраться в его значении. Слово имеет греческие корни и буквально обозначает – модель, образец.
Парадигма – это определенные истины, в границах которых находится все известное, доказанное и принятое всеми. Исходя из определения, парадигма устанавливает явления и предметы, требующие исследования, разрабатывает вопросы в данной области и их структуру, ограничивает общепризнанные теории, предлагает изменения, которые происходят в результате научных исследований, составляет план и предлагает оборудование для эксперимента. Можно сказать, что это общепризнанный и общепринятый взгляд на вещи, действующий в определенных временных рамках.
Этапы развития
В научной концепции – это система средств, методов и суждений, которая проходит несколько этапов своего развития:
- Проявление каких-то трудно доказуемых аномальных явлений.
- Формирование определенного знания, последовательно раскрывающего суть явления (учебники, пособия).
- Формирование «нормальной» науки, ищущей новые доказательства известного знания.
- Развитие «экстраординарной» науки, приводящее к отвержению старой парадигмы, старого знания и рождению новых истин.
Такое развитие парадигмы предложил американский физик и историк науки Томас Кун в начале двадцатого века. То есть, всегда существуют группы ученых, одна из которых поддерживает и доказывает известные истины, а другая – ищет что-то новое, неординарное. Это «новое» приводит к научно-технической революции и смене парадигмы. Это актуально и в наши дни.
Виды парадигм
Парадигмы условно можно разделить на три большие группы:
- Естественнонаучная парадигма. Она вбирает в себя все научные знания о мире. Здесь необходимы строгие доказательства тех или иных теорий. Гипотезы и закономерности проверяются экспериментально. Именно в данной группе выявляются предыдущие заблуждения и рождается «экстраординарная» наука.
- Гуманитарная парадигма. Основой изучения является духовный мир человека. Точные научные методы здесь «не работают». Исследуются чувства, ощущения объекта. Проводится анализ возможностей человека и его психики. Какие-либо доказательства здесь всегда условны, ведь душа человека не материальна.
- Практическая. В отличие от гуманитарной, изучает не эмоциональные установки, а мышление, умение преобразовать в знание полученную информацию, использование накопленного опыта в повседневной жизни. Можно ли создать искусственный мозг, не уступающий человеческому. Эта тема интересует и в ней работают: философы, психологи, социологи, лингвисты, биотехнологи. И каждый из них имеет или разрабатывает свою отраслевую парадигму.
В психологии парадигмы делят на:
- абсолютные – доказанные с помощью различных научных экспериментов;
- общепринятые – методы принятия решений, принятые большим количеством сторонников и не оспариваемы ими;
- личные – субъективная модель поведения конкретного человека, живущая у него в подсознании.
Рассмотрим пример личной парадигмы. Она чаще всего формируется в детстве или закрепляется в процессе определенной деятельности человека. Например, двум молодым людям поступила выгодное деловое предложение. Один из них в детстве жил в семье успешного бизнесмена. И реализация такого предложения ассоциируется у него с новыми связями, деньгами, карьерным ростом и т.д. Его парадигма: «бизнес – успех». А у второго отец разорился из-за неудачной сделки и всегда рассказывал сыну об этом. Его личная парадигма: «бизнес – крах, долги». Естественно предположить, что первый молодой человек будет более успешным в делах, чем второй, заранее настроенный на «провал».
К абсолютным парадигмам можно отнести Дарвиновскую теорию, гравитацию, форму планет Солнечной системы, природные явления. Таким образом, любое открытие в науке разрывает более ранние представления или традиции. Когда-то Коперник объявил Солнце центром Вселенной и полностью разрушил средневековую парадигму о мироздании. В наши дни развитие генетики стало новой парадигмой и позволило совершить открытия в медицине, растениеводстве, например. Дало новый толчок в развитии других естественных наук. В общественной жизни такая парадигма как народное правление породило конституционную демократию – современное общество с новым уровнем свободы личности.
Теория научных парадигм Томаса Куна
Как образно представить себе развитие науки? Можно ли в качестве иллюстрации взять, например, ведро, в которое с самого зарождения научной мысли и до сегодняшнего дня ученые всего мира скидывают «знания»? Теоретически, почему бы и нет… Но каков будет объем этого ведра? «Бездонным», – ответите вы и, вероятно, будете правы. Но можно ли сказать, что некоторая «единица» знания, попадая в это ведро, навсегда и безвозвратно обретает там свое место? Давайте не будем торопиться отвечать на этот вопрос.
Вернемся в мир материальный и обсудим, где хранятся научные знания. Откуда каждый из нас знает о том, что Земля круглая, а человек принадлежит к царству животных? Конечно же, из книг, хотя бы из учебников. Какова средняя толщина учебника? Страниц 200-300… Неужели, этого объема хватает, чтобы отразить содержание нашего бездонного сосуда, над заполнением которого люди работают уже несколько тысяч лет?
«Хватит морочить нам голову, – скажете вы, – ведь в школьных учебниках находят отражение только основы той или иной области, та база, которой достаточно для понимания элементарных закономерностей мироустройства»! И опять будете совершенно правы! Но дело в том, что если бы «попадание» любой научной идеи в наше ведро было необратимым, то учебники начинались бы с безапелляционного утверждения о том, что Земля плоская, а оканчивались бы противоречивым заявлением о том, что она-таки еще и круглая… Но на самом-то деле, будучи некогда общепризнанным научным фактом, черепахи и слоны, держащие Землю, в один прекрасный момент пулей вылетели из ведра, а на их месте воцарился шар, который, кстати, относительно недавно тоже покинул свое теплое местечко, уступив место эллипсоиду (а если идти до конца в своем занудстве, то ныне в ведре плотно обосновался геоид)!
Итак, выражаясь простыми словами, парадигма – это и есть те базовые идеи и подходы, принимаемые научным сообществом в качестве аксиом, служащие исходной точкой для дальнейших исследований.
Томас Кун и его теория развития
Первым употребил понятие парадигмы в современном его контексте калифорнийский профессор Томас Сэмюэл Кун. Изучая исторически научное знание как процесс, ученый показал неравномерный, скачкообразный характер его развития.
В своей наиболее выдающейся научной работе «Структура научных революций» (1962 г.) ученый определил явление прогресса как эпистемологическую (приближенную к сфере науки) смену парадигм. Каждая парадигма – это, по мнению Куна, понятие, предполагающее определенную цикличность – от этапа ее принятия до замены.
С этой точки зрения куновская теория научных революций определяет вполне стандартные классические этапы развития усредненной абстрагированной научной дисциплины:
– предшествующий парадигме;
– функциональности парадигмы;
– кризиса парадигмы (кризиса нормальной науки);
– смена парадигмы путем научной революции.
В теории Куна важную роль играет понятие нормальной науки. Охарактеризовать же ее можно как устойчиво развивающуюся, имеющую достойную теоретическую проработку. Она имеет место тогда, когда все происходящие явления находят исчерпывающее толкование в рамках парадигмы – официальных научных теорий, которые определяют научно-технический прогресс (НТП).
ÐаклÑÑение
ÐолÑÑинÑÑво ÑзÑков поддеÑживаÑÑ Ð¾Ð±Ðµ паÑадигмÑ, но заÑоÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð´ Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð·Â Ð½Ð¸Ñ. Ðдин из ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑзÑков â C#. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð°Â Ñо ÑÑо ÑÑо обÑекÑно-оÑиенÑиÑованнÑй ÑзÑк пÑогÑаммиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ (импеÑаÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ñадигма), в нÑм пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ ÑлеменÑÑ ÑÑнкÑионалÑной ÑазÑабоÑки (деклаÑаÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑазÑабоÑка).
ÐÑвоиÑÑ ÑÑÐ¾Ñ ÑзÑк, оÑобенноÑÑи ÐÐÐ, а Ñакже ознакомиÑÑÑÑ Ñ ÑÑнкÑионалÑной ÑазÑабоÑкой вÑ можеÑе на кÑÑÑе «ÐÑоÑеÑÑÐ¸Ñ C#-ÑазÑабоÑÑик».
Аномалии сферы познания. Жизненный цикл научной парадигмы
Возвратимся в наших рассуждениях опять к более частному понятию – парадигме научной. При этом соблюдем классический принцип умозаключений – логических переходов от частного к общему и наоборот, а также переходов от рассмотрения статики процесса к рассмотрению его динамики.
Со временем в любой науке неизменно наблюдается рост аномальных явлений, т. е. таких, которые не находят подходящего толкования при помощи официального научного инструментария.
Научная дисциплина входит в свой кризис при критическом накоплении не находящих объяснения аномалий. Их на данном этапе либо относят к игнорируемым допустимым ошибкам, либо они принципиально игнорируются и официально замалчиваются.
Очевидно, что в таком случае научная парадигма (это же можно сказать и обо всех других) входит в стадию кризиса.
Обычно смена парадигм определяется заменой поколений ученых, где «новая волна» теоретиков становится приверженцами более прогрессивной теории. Об этом свидетельствует исторический опыт:
– таким образом в космологии новая парадигма – коперниковская схема – заменила птолемеевскую;
– Ньютону удалось сформулировать и обосновать свою механическую концепцию мироздания;
– релятивистская теория Эйнштейна вместила в себя как подмножество Максвелловскую электромагнитную теорию;
– квантовая физика вместила в себя как подмножество механику квантовую.
Смена поколений ученых, таким образом, – важный момент социологического аспекта парадигмы. Суть его заключается в охвате ею определенной части научного сообщества. Таким образом, научная парадигма предполагает определенный субъективизм, поскольку она объединяет ученых, согласных с нею.
Парадигма научная в широком смысле предполагает три аспекта своего толкования:
– парадигма как рациональная картина мироздания;
– парадигма как действующая система теорий, объединяющая специалистов и отличающая определенное научное сообщество;
– парадигма как своеобразный алгоритм, технологическая карта решения стандартных научных задач.
Найдено научных статей по теме — 15
Культурология как научная парадигма
Флиер Андрей Яковлевич
В статье обосновывается понимание культурологии не как классической научной дисциплины, выделяемой по объектно-предметному признаку, а как научной парадигмы, в основе которой лежит проблемная интерпретация социальной активности че
Значение парадигм в научном познании
Ельчанинов Валентин Александрович
Анализируются вопросы происхождения понятия «парадигма», его сущность и место в логике научного исследования, а также значение в теории научного развития Т. Куна.
Развитие научной парадигмы в XXI веке
Дульнев Г. Н.
Эволюция природы с позиции синергетики; взаимозависимость развития природы и общества. Подтверждение реальности явлений телекинеза, телепатии, ясновидения экспериментальными научными исследованиями.
Парадигма как методология научной деятельности
Котенко Виталий Павлович
Методологическая функция парадигмы научного исследования относится к нерассмотренным или малоизученным проблемам методологии науки и научных исследований.
Журнализм в контексте современных научных парадигм
Свитич Луиза Григорьевна
Статья рассматривает журнализм как феноменологическое явление в свете современных научных парадигм информационной и синергетической.
Типы научной рациональности и синергетическая парадигма
Степин В.С.
Идея глобального (универсального) эволюционизма в соединении с представлениями об особенностях сложных, саморазвивающихся систем сегодня определяет развитие научной картины мира.
Новая парадигма научно-технологических источников Сибири
Кханна Дж , Кханна Я.
The future of Russia and the world is intertwined with the growth and development of Siberia. Banking on the resource strengths, the region if developed optimally could help in solving energy problem of the world.
Социальная эпистемология в современной научной парадигме
Рендл Марина Валерьевна
Рассматривается концептуальная роль социальной эпистемологии в пространстве постнеклассической научной парадигмы.
Геокультурная парадигма региональных научных исследований
Лубский Анатолий Владимирович
В статье рассматриваются методологические возможности геокультурной парадигмы в контексте различных представлений о геокультуре как геопространственной реальности и направлении региональных научных исследований.
Вильгельм и Александр Гумбольдт в поисках научных парадигм
Ростиславлева Наталья Васильевна
В статье на основе анализа биографических данных и сфер общественной и научной деятельности братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт рассматривается вопрос о сопоставимости научных результатов ученых.
Научно-философские основания социально-культурной парадигмы
Халецкий О.В.
От нач. ХХІ века в научно-философской мысли чрезвычайно актуализируется проблема возрастания сознательностно-духовных факторов развития общества, построения идее-творного проектированного общества.
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ
Андреева С.Л.
Статья носит характер научного обзора монографий, изданных в течение одного года преподавателями Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И.
Аттрактивность и пассионарность в системе научной парадигмы
Ковалёва Светлана Викторовна
В статье представлен анализ аттрактивности как свойства сознания субъекта. В учении Л.Н.
Что такое Парадигма
Парадигма – это основа, содержащая в себе общепринятые представления о предмете рассмотрения.
Что такое ПАРАДИГМА — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Парадигма — это набор правил, принципов и понятий которые были сформированы по отношению к чему-то. Самым ярким примером парадигмы могут послужить религиозные взгляды на наш мир. Суть данной парадигмы, заключается в существовании всемогущего творца (Бога), загробной жизни, рая и ада. В бытовой сфере примером парадигмы можно назвать представления об «идеальной» семейной ячейке.
Следует отметить, что парадигма не является истиной в последней инстанции. Это просто согласованные множеством людей понятия, которые принято считать правильными до внесения каких либо изменений в концепцию.
Примеры существующих парадигм:
-
- Демократия — это лучшая система управления государством;
- Рабство в современном мире — это плохо;
- У вселенной нет начала и конца;
- Семейная пара непременно должна состоять из мужчины и женщины.
Что такое смена парадигмы?
Из определения следует вывод, что парадигма это штука, которая меняется со временем. Вероятно, лучшим примером сменяемости парадигм, нам послужит такая наука как физика.
В древности общепринятым понятием было считать землю плоской, но с развитием науки, данную смешную теорию было отброшено в угоду, научно оправданной, в которой земля была круглой. Намного позже парадигмой стали законы Ньютона, по которым ученые работали долгие годы, аж до открытия структуры атома, после чего парадигма начала меняться, учитывая новые знания.