Парфюмер. история одного убийцы (фильм)

Ученичество

Желая быть ближе к искусству создания духов, юноша поступает обучаться к итальянскому парфюмеру Бальдини. Отношения, которые сложились между учителем и учеником, очень схожи с отношениями Моцарта и Сальери.

Старый итальянец досконально знает рецепт каждого своего аромата, его составляющие, сколько нужно унций. Гренуй в свою очередь руководствуется интуицией, которая прежде его не подводила.

Сценки ученичества очень важны для понятия смысла: совсем молодой парфюмер становится более уверенным и обретает новые навыки мастерства, чтобы наконец-то самому приступить к разработке не дающего ему спокойствия эликсира.

О чем фильм «Доказательство»?

Парфюмер: история профессии

С момента появления профессии – с XII века – специалистов по запахам называли “носами”. Позднее они были переименованы в нюхачей. Сегодня мастеров обоняния называют парфюмерами, однако наиболее точно суть профессии отражает слово “нос”. Задача парфюмера кроется в точном определении компонентов аромата. Нюхачи не только различают десятки тысяч запахов, но и запоминают их, анализируют и могут по памяти создавать букеты с пониманием того, какой аромат будет у конечной композиции. В профессии парфюмера умение описывать запахи – бесценный навык, необходимый для создания парфюма.

Какие ароматы были популярны при дворе во время правления Николая II?

Семья последнего императора очень любила ароматы Coty, хотя официальным поставщиком двора корсиканец Франсуа Коти не был. Просто многим очень нравились его духи, и их приобретали для личного пользования.

Как вспоминала Лили Ден (подруга императрицы Александры Федоровны Юлия Ден — прим. «Бумаги»), из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды использовала «Вербену». Княжны также любили цветочные запахи (особенно фирмы Coty): Татьяна — Jasmin de Corse («Корсиканский жасмин»), Ольга предпочитала La Rose Jacqueminot («Роза Жакмино»), Мария Николаевна то и дело меняла духи, но чаще всего останавливалась на Lilas Pourpre («Пурпурная сирень»), а излюбленными духами Анастасии Николаевны были La Violette Pourpre («Пурпурная фиалка»).

Александра Федоровна также любила всё, связанное с сиренью, — соответственно, и ароматы с запахом сирени любых поставщиков. Николай II предпочитал классические одеколоны — например, легендарный «Тройной».

В собрании государственного музея-заповедника «Царское село» хранится коллекция флаконов духов семьи Николая II — всего в дар музею были переданы шесть флаконов.

Серия ароматов от Bond No.9 (США)

Парфюмерная компания Bond No.9 выпустила серию из трех ароматов, выразив в каждом из них красоту и самобытность Нью-Йорка. Духи разлиты в оригинальные флаконы в виде звёзд с пятью лучами. Каждый из них выполнен в разной цветовой гамме – нежно-голубой, зелёной и пастельно-розовой. Разноцветные «звездочки» просто усеяны кристаллами Swarovski, а на упаковке изображены рисунки в стиле граффити, которые напоминают работы Энди Уорхола и подчеркивают характер города.

Каждый парфюм имеет свою оригинальную концепцию:

  • Bryant Park. Повествует о красоте Брайант-парка – одного из самых модных районов «Большого яблока». Его композиция состоит из аромата розового перца, ландыша и ревеня. После распыления постепенно раскрываются нотки розы и пачули, амбры и малины.
  • Nuits de Noho. Передает особую ауру богемного района города. В «сердце» аромата пьянящие и тёплые нотки ванили, мускуса, серой амбры и пачули.
  • Bleecker Street. Расскажет о нью-йоркском районе Манхэттена, который более известен как район ночных клубов. Эти духи имеют древесный аромат, смешанный с листьями фиалки и тимьяном.

Обучение

В России обучение на профессию парфюмера невозможно: аккредитованные государственные учебные заведения в нашей стране отсутствуют. Однако их заменяют частные курсы. Самым крупным из них считается Санкт-Петербургская школа парфюмеров. Функционирует в очном и заочном режимах. Очная программа разделена на две части, каждая из которых длится 9 месяцев и обойдется учащемуся в 130 000 рублей. Очно-заочный курс поделен на две заочные программы и десятидневную очную. Полная стоимость курса – 175 тысяч рублей. Все предметы в школе преподаются парфюмерами-практиками. На курсах также готовят специалистов, работающих в близких к парфюмерии отраслях – имиджмейкеров, журналистов, продавцов. Углубленная программа обучения дает знания в различных областях науки. По окончании курсов выпускникам выдается не диплом, а личное рекомендательное письмо за подписью всего преподавательского состава и с перечислением достижений, знаний и умений ученика, что также дублируется на сайте.

Помимо Школы парфюмеров, существуют сокращенные авторские курсы – к примеру, курсы парфюмеров Анны Герасимовой или Анны Зворыкиной.

Парижская школа парфюмеров остается самой престижной в мире. Поступить туда можно даже при наличии диплома бакалавра по химии, полученного в России, – от абитуриента потребуется только подтверждение имеющихся знаний для получения профессии парфюмера. Зарплатами специалисты по “нюху” обязаны своему малому количеству и высокой ценности услуг.

Персонажи

  • Жан-Батист Гренуй — парфюмер, главный герой (вернее, антигерой). У него невероятно тонкое и сильное обоняние наряду с полным отсутствием собственного запаха.
  • Мать Гренуя — обвинена в детоубийстве.
  • Жанна Бюсси — простодушная кормилица.
  • Отец Террье — знаток церковной догматики.
  • Мадам Гайар — хозяйка приюта. Относится к детям только как к способу заработка.
  • Грималь — кожевник. Очень грубый и жестокий человек
  • Девушка с улицы Марэ — первая жертва Гренуя.
  • Джузеппе Бальдини — парижский парфюмер. Не обладая никакими творческими талантами в парфюмерии, имеет огромные знания в самой технологии производства и сохранении ароматов.
  • Шенье — подмастерье Бальдини.
  • Пелисье — конкурент Бальдини, самый популярный парфюмер. Только упоминается, лично не появляется.
  • Маркиз де ла Тайад-Эспинасс — эксцентричный создатель «флюидальной теории».
  • Мадам Арнульфи — вдова парфюмера из Грасса.
  • Доминик Дрюо — мастер-парфюмер из Грасса и любовник Мадам Арнульфи.
  • Антуан Риши — Второй Консул Грасса, проницательный человек.
  • Лаура Риши — его дочь, рыжеволосая красавица. Последняя жертва Гренуя.

В популярной культуре

С момента выхода романа в свет автор отказал нескольким режиссёрам в разрешении на кинопостановку и уступил только своему другу продюсеру Бернду Айхингеру, которому в своё время удалось блестяще перенести на экран признанный абсолютно «неэкранизируемым» роман Умберто Эко «Имя розы». Фильм «Парфюмер. История одного убийцы» режиссёра Тома Тыквера вышел в прокат в 2006 году.

В 2008 году состоялась постановка рок-оперы «Парфюмер» (музыка Игоря Демарина, либретто Юрия Рыбчинского).

Роман также послужил материалом для написания песни Scentless Apprentice американской группы Nirvana. Как признавал сам Курт Кобейн — лидер Nirvana, «Парфюмер» являлся его карманной книгой, которую он часто перечитывал и черпал оттуда вдохновение. Также существует неявная параллель между асоциальным поведением Гренуя и отшельническими замашками Кобейна.

Также роман стал источником вдохновения для Тилля Линдеманна, солиста группы Rammstein, при написании им одной из первых композиций немецкой группы — песни Du Riechst So Gut.

У группы «Ария» в альбоме «Феникс» есть песня «История одного убийцы».

У российского рэп-исполнителя Мэйти в 2015 году вышел альбом «Парфюмер» с одноимённой песней по мотивам произведения.

Четвертая часть

В заключительной части романа Гренуй покидает город, осознавая теперь, какой властью обладает. Он уверен, что если захочет, то может стать богом. И все благодаря духам. Но его печалит один факт. Среди всех, кто будет ему поклоняться, не будет ни одного человека, который смог бы по достоинству оценить настоящую красоту изобретенного им аромата.

В Париже он возвращается на кладбище Невинных, на котором родился. У костра сидят бродяги и воры. Гренуй опрыскивает себя всего своими удивительными духами, ослепленные влечением к нему люди разрывают его на части, просто пожирая останки парфюмера. Таким становится неутешительный финал его жизни.

Чем занимается парфюмер

Парфюмеры не просто смешивают разные запахи – они мысленно создают новые ароматы. Именно в таких случаях и пригождаются навыки запоминания запахов. Идея аромата утверждается советом парфюмерной компании, после чего создается образец. Первая проба создается из готовых ароматов с записью рецепта – названий компонентов и их веса. После этого начинается серьезная работа парфюмеров. Процесс создания нового аромата требует изменения формулы, добавления и удаления компонентов, регулировки их количества, отслеживания появления осадка. Полученный результат замораживается, фильтруется, а на совете принимается решение о массовом производстве созданного парфюма.

В отличие от тех, кто стоял у истоков профессии парфюмера, современные мастера способны расшифровывать запахи при помощи науки. Новые ароматы создаются на основании информации о фиксаторах стойкости и базовых химических составляющих, а добавки выбираются парфюмерами.

Какими были первые ароматы в Российской империи

Историю придворной парфюмерии в России следует отсчитывать с царствования Петра I. Первые ароматы были привозные, преимущественно из Франции, но думаю, что Голландия, Англия и Италия тоже в стороне не остались, хоть и в меньшем масштабе.

Производством гигиенических одеколонов занимались аптекари еще в допетровских немецких слободках, но именно духи долго привозили готовые из-за границы.

Массовое производство ароматов в России, как и во всем мире, зародилось в 1840-е годы, после изобретения синтетических душистых веществ. Но российское производство тоже нельзя назвать национальным: за редким исключением им занимались немцы и французы.

В Российской империи производили очень разнообразный парфюм. Например, только у фабрики Альфонса Ралле в конце XIX столетия ассортимент духов насчитывал более сотни наименований. На тот момент его фабрика перестала быть крупнейшей в России, уступив первенство Товариществу Брокара.

Поставщиками высочайшего двора в Москве были «Товарищество Брокаръ и Ко», «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко», а также зарубежные парфюмеры — например, Guerlain. Кроме того, члены императорской семьи покупали понравившиеся ароматы самостоятельно, не дожидаясь, пока его автор получит звание поставщика Двора.


Фото: perfumeworld.livejournal.com

В рекламе парфюмерии обязательно указывали, чьим поставщиком является производитель. Цитирую дословно: «Товарищество Брокар и Ко — придворные поставщики Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Саксен-Кобург-Готской и Королевского испанского двора»; «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко — придворные поставщики Высочайшего двора и Его Величества Шаха Персидскаго»; «Товарищество парфюмерной фабрики Чепелевецкий с С-ми — придворные поставщики Его Величества Шаха Персидскаго».

Специальные «придворные» названия давали в случае изготовления специально для двора — необязательно российского. Так выглядел «придворный» ассортимент Guerlain в конце XIX столетия:

  • Bouquet de Victoria, 1840 год — «Букет Виктории» — в честь британской королевы Виктории;
  • Le Bouquet de Fürstenberg, 1840 год — для немецкого княжеского рода Фюрстенбергов;
  • Eau de Cologne Impériale Russe, 1840 год — для русского двора;
  • Eau de Cologne Impériale, 1853 год — для французской императрицы Евгении;
  • Bouquet de l’Impériale Eugénie, 1853 год — для императрицы Евгении;
  • Moskovskaia Slava, 1890 год — для русского двора.

И это не полный перечень даже одного производителя. Названия всегда были говорящими.

Le Monde sur Mesure (Франция)

Духи Le Monde sur Mesure от французской компании Morreale Paris возглавляют первую строчку рейтинга самых дорогих парфюмов. Их выпускают в эксклюзивном флаконе, выполненном вручную из чистого золота и украшенном драгоценными камнями. На изготовление одной такой бутылочки у мастеров уходит практически целый год. По заказу клиента, духи могут быть также поставлены в золотом флаконе с россыпью рубинов.

Если говорить о содержимом, то парфюмеры создали «абсолютно королевский» чарующий аромат со свежими пряными, древесными нотками и легким цитрусовым оттенком, подходящим и для женщин, и для мужчин.

«Сердце» аромата составляет запах специй:

  • чёрного перца;
  • кардамона;
  • гвоздики;
  • корицы;
  • мускатного ореха.

Весь этот букет дополняют нотки следующих растений:

  • смолисто-дымчатой ели и можжевельника;
  • древесно-табачной ромашки;
  • дурманящего иланг-иланга;
  • обворожительной розы;
  • свежего жасмина, цитрусовых и мяты.

Женщинам здесь не место?

Профессия парфюмера на протяжении длительного времени считалась прерогативой мужчин. Основателями знаменитых парфюмерных домов, по сей день занимающих лидирующие места на рынке, были мужчины – Жан Пату, Жан-Франсуа Убиган, Пьер Франсуа Паскаль Герлен. По многовековой традиции их преемниками становились только мужчины. В силу генетических особенностей ольфакторные способности мужчин развиты лучше и более стабильны: женщины сложнее воспринимают запахи из-за беременности, ПМС и прочих изменений в организме.

Однако со временем профессия парфюмера открылась женщинам: лучшим специалистом Америки в отрасли считается София Гройссман, а в Европе многие парфюмеры – женщины.

Jean Patou’s Joy (Франция)

Аромат был выпущен в 1929 году французским модельером Жаном Пату. На то время он получил статус самых дорогих духов, но настоящей популярностью стал пользоваться с момента восстановления экономики после краха американского фондового рынка.

Этот парфюм стал символом возрождения и веры в лучшее будущее. Парфюмеру действительно удалось создать аромат, который поднимает настроение и помогает бороться со стрессом. В его композицию вошли:

  • жасмин;
  • болгарские и майские розы;

Для изготовления каждой унции экстракта было собрано 10 000 цветков жасмина и 336 роз.

  • орхидея;
  • иланг-иланг;
  • основа в виде тубероза, сандалового дерева, мускуса и животного запаха цибетовой кошки.

Флакон духов сделан из цельного куска хрусталя, а его горлышко украшает золотая тесьма. На крышке флакона выгравированы инициалы кутюрье.

Время

Действие романа происходит во Франции середины XVIII века, в Эпоху Просвещения.

Приём, который использует автор в «Парфюмере» — принцип псевдо-историзма. Он будто бы убеждает читателя, что описанное действительно когда-то происходило, сообщая событиям романа хронологическую точность. Текст насыщен датами. Так, между двумя датами проходит вся жизнь героя.

Он рождается 17 июля 1738 года и умирает 25 июня 1767 года. Хотя позже автор отметит, что день смерти Гренуя пришёлся на день его рождения.

Также датированы и другие поворотные события жизни героя: встреча с девушкой с улицы Марэ — 1 сентября 1753 года; 15 апреля 1766 года — герою зачитывают приговор.

Обращаясь к персонажам, с которыми сталкивается Гренуй, Зюскинд отмечает время и обстоятельства их смерти. Так, читатель, наблюдая в реальном времени романа за гибелью кожевника Грималя и парфюмера Бальдини, узнаёт, что мадам Гайар умрёт от старости в 1799 году, а маркиз Тайад-Эспинасс — пропадёт в горах в 1764. Трагическая гибель Джузеппе Бальдини также «исторически привязана» к 1756 году — началу Семилетней войны.

В воображении Гренуя, помеченные датами, словно бутылки выдержанного вина, хранятся ароматы, которые он ощущал: «бокал аромата 1752 года», «бутыль 1744 года».

Разоблачение Гренуя

Наконец, Гренуй получает последнюю ноту для своих духов. Но как только заканчивает работу, его арестовывают.

Жан-Батиста приговаривают к смертной казни. Отец Лауры предвкушает казнь убийцы колесованием. Он навещает Гренуя в тюрьме, описывая ожидающие его мучения.

Перед самой казнью главный герой неожиданно достает флакон изобретенных им духов, как только палачи чувствуют их аромат, у них просто опускаются руки. Они освобождают Жан-Батиста. Аромат, распространяющийся над толпой, завораживает жителей, которые пришли увидеть казнь чудовищного убийцы. Он возбуждает в людях плотскую страсть. Они начинают искать удовлетворения прямо на площади, все перерастает в массовую оргию. Гренуй оказывается посреди толпы, пораженный тем эффектом, который произвели его удивительные духи.

Последним на помост поднимается отец Лауры, который признает в нем сына и прощает за все прегрешения. Воспользовавшись окружающим его безумием, Гренуй быстро скрывается.

Когда аромат рассеивается, все обнаруживают себя раздетыми в объятиях друг друга. Смущенно одеваются и расходятся. Негласно они решают забыть об этом.

Ключевой момент фильма

Когда ему исполнилось 13 лет, его взяли в дубильную лавку подмастерьем. Он все так же чувствует над собой власть ароматов. Ради них он готов часами гулять по Парижу. Во время одной из своих прогулок, ему встречается рыжеволосая красивая девушка, идущая с корзинкой желтых слив.

Его больше привлекла не красота девушки, а пленяющий аромат. В своей горячности он убивает девушку, желая удержать запах ее кожи. Но у него это не получилось, и мальчик ощущает беспомощность и опустошенность.

Как утверждает режиссер, именно этот момент стал для него главным, поскольку, уловив манящий запах красавицы, маленький гений поставил себе цель – воспроизвести его.

Shumukh Spirit of Dubai (ОАЭ)

Компания Spirit of Dubai Parfum by Nabeel выпустила настоящий шедевр парфюмерного и ювелирного искусства – духи под названием Shumukh, что с арабского языка переводится как «заслуживающий самого высокого». Эксклюзивный флакон, на создание которого ушло около 3-х лет, имеет такое описание:

  • в высоту достигает 1, 97 м, а вместимостью – 3 л;
  • выполнен из 18-каратного золота (2 479,26 г) и чистого серебра (5 892,88 г);
  • инкрустирован драгоценными камнями – 3 571 сверкающим бриллиантом (общим весом 38,55 карата), топазами и жемчугами;
  • украшен всем, чем славится Дубай, – розами, соколиной охотой, арабскими скакунами, жемчужным дайвингом;
  • оснащен технологией дистанционного управления (владелец этих роскошных духов может включить персональные настройки).

Не менее инклюзивным получился аромат, который был выведен после 494 испытаний. Над его созданием работал Асгар Адам Али – основатель и главный парфюмер группы компаний Nabeel Perfumes. Ему помогали лучшие специалисты из Швейцарии, Франции и Италии.

Парфюм состоит из натуральных компонентов, которые были привезены из разных уголков земного шара. В них чувствуются завораживающие нотки:

  • янтаря;
  • сандала;
  • мускуса;
  • редкого индийского агарового дерева;
  • турецкой розы;
  • пачули;
  • иланг-иланга;
  • ладана.

По оценкам специалистов, аромат остается на коже до 12 часов и на ткани до 30 дней. Примечательно, что этот аромат подходит как женщинам, так и мужчинам.

Презентация продукта состоялась в зале Armani в Burj Khalifa. Это событие было широко освещено мировыми СМИ, ведь эти духи установили сразу 2 мировых рекорда Гиннесса в номинации «Самое большое количество бриллиантов на флаконе» и «Самый высокий ароматизатор с системой дистанционного управления».

Самый дорогой мужской парфюм

Духи подчеркивают харизматичность, мужественность и элегантность владельца. Их высокая стоимость – отражение достатка и положения в обществе.

Annick Goutal Ambre Sauvage

Стойкие мужские духи, аромат которых сопровождает того, кто их носит, в течение всего дня. Выпущены известным французским брендом Annick Goutal. Флакон объемом 75 мл стоит 210 $ (13 576 руб.).

Элитный парфюм имеет пьянящий запах с цветочными нотами

Straight to Heaven by Kilian Extreme

Выпущен французским парфюмерным домом By Kilian и является одним из самых популярных мужских ароматов, так как вдохновением для его создания послужил ром, смешанный в композиции с виргинским кедром, мускусом, пачули, мускатным орехом, ванилью. Пузырек стоит 225 $ (14 546 руб.).

White Christal – еще одно название этого парфюма

Maison Francis Kurkdjian – Oud Silk Mood

Среди ингредиентов папирус, синяя марокканская ромашка, болгарская роза. Этот состав компонентов редко используются при создании духов, что обуъясняет огромную популярность и высокую цену на парфюм – 275 $ (17 778 руб.).

Достойная французская туалетная вода для мужчин и женщин, выпущенная одноименным брендом в 2013 г., разработана парфюмером Francis Kurkdjian

Tom Ford Neroli Portofino Forte

Выпущенный американским брендом Том Форд в 2016 г. одеколон сразу приобрел популярность, благодаря волнующему и смелому аромату со сладкими нотами и дерзкими древесными акцентами. Цена флакона — 290 $ (18 748 руб.) .

Мужской одеколон, способный подчеркнуть состоятельность и уверенность владельца в себе

Ambre Topkapi

Запах создан французским парфюмером Пьером Бурдоном и выпущен в 2004 г. брендом MDCI Parfums. В нем воплощены лучшие французские традиции, делающие древесный аромат свежим и пряным. Бутыль объемом 75 мл стоит около 400 $ (25 859 руб.).

Парфюм разлит во флаконы для настоящих эстетов, декором в которых выступает крышечка в форме скульптурного бюста

Royal Mayfair by the House of Creed

Этот произведение английского бренда Creed, выпущенное в 2015 г. Букет аромата отличается свежестью и чистотой, отсутствием навязчивых тяжелых компонентов. В нем слышны нотки нежной розы, белого кедра, эвкалипта, сосны, свежесть лимона и грейпфрута. Флакон объемом 75 мл оценивается в 420 $ (27 131 руб.).

Подарок британских парфюмеров ценителям атрибутов викторианской эпохи

Clive Christian No. 1 Twist Chamomile

Один из самых дорогих парфюмов для мужчин, известный с конца 19 в. и получивший одобрение королевы Виктории. Для создания аромата используются редкие компоненты, доставляемые из различных частей света. Флакон этого парфюма стоит 654 $ (42 262 руб.).

Парфюм от именитого бренда Clive Christian (Англия) содержится в хрустальных емкостях с пробкой из высокопробного золота, декорированной 5-каратным алмазом

1 Million 18 Carats Luxe edition от Paco Rabanne

Духи культового испанского бренда Paco Rabanne поражают неординарностью сочетания компонентов, включающих корицу, сандаловое дерево, мяту, грейпфрут и различные пряности. Однако еще больше впечатляет дизайн его упаковки. Каждый флакон выполнен в виде драгоценного слитка, покрыт золотом 18 карат и инкрустирован бриллиантом, имеет индивидуальный номер. Цена эксклюзива – 56 000 $ (3 620 372 руб.).

Уникальная бутылочка помещена в кожаный кейс с внутренней подсветкой и отделкой из черной шагрени, запираемый позолоченным замочком

К дорогому женскому парфюму идеально подойдет дорогая женская сумочка.

О самых дорогих духах – в этом видео:

Наиболее дорогие духи на планете производятся культовыми парфюмерными домами, над их созданием трудятся креативные мастера, упаковку разрабатывают знаменитые дизайнеры. Самые дорогие женские духи в мире – Nabeel Shumukh стоимостью 1,3 млн $ (83 980 000 руб.), наибольшая цена за мужские – 56 000 $ (3 620 372 руб.).

Первая часть

У Патрика Зюскинда “Парфюмер” (краткое содержание позволяет в деталях проследить за сюжетом) начинается с описания рождения героя. Главный герой Жан-Батист Гренуй рождается неподалеку от кладбища Невинных. Он нежеланный ребенок, поэтому мать хочет от него избавиться. Но ее преступный замысел становится известен окружающим.

Ее судят по обвинению в детоубийстве и казнят. Младенец оказывается на попечении монастыря. Ему назначают кормилицу, но та отказывается от него, так как утверждает, что от него пахнет не так, как от остальных детей, и из-за этого он одержим нечистыми силами.

В итоге малыш попадает к священнику Террье, однако когда мальчик начинает его фамильярно обнюхивать, тот отправляет ребенка в приют мадам Гайяр, подальше от себя.

Здесь Жан-Батист растет до 8 лет. В “Парфюмере”, в кратком содержании, можно узнать, что отношения со сверстниками у него изначально не складывались. Они его считали уродливым и слабоумным. При этом в нем открываются удивительные способности. Например, он может предсказывать дождь и бесстрашно передвигаться в темноте.

Оказывается, что Гренуй растет с уникальным обонянием. Он способен улавливать даже те запахи, которым нет никакого названия. Однажды таким способом он даже отыскивает деньги, которые спрятала хозяйка приюта. После этого случая она отдает его кожевнику в подмастерья.

Как восстанавливали ароматы конца XIX — начала XX века для выставки «Придворный парфюмер»

Всё началось с книги Александра Клинге «Сборникъ техно-химическихъ рецептовъ» 1915 года издания. Она была найдена на аукционе в 2015 году и приобретена в библиотеку петербургского Музея парфюмерии, где находится и сегодня. Этот сборник содержал рецепты ароматов, крайне популярных в XIX веке, но безнадежно устаревших уже к дате публикации и уж тем более к нашему времени.

Когда у руководства ГМЗ «Царское Село» возникла идея сделать выставку ароматов по старинным рецептам, книжка очень пригодилась. За реализацию взялась петербургская Гильдия парфюмеров.

О близости к оригиналу можно говорить, только имея тот самый оригинал: духи полуторавековой давности в сохранном состоянии, а такое невозможно. Поэтому речь идет о соответствии историческим рецептам, а с этим всё в порядке. Конечно, было сложно ничего от себя не привносить и следовать исключительно старинной стилистике.

Незначительные различия могут быть обусловлены отличием натурального сырья — разумеется, 150 лет назад духи изготавливали с использованием других партий эфирных масел. Разница в год и то играет роль.

Некоторые из восстановленных ароматов, по мнению публики, звучат очень архаично, некоторые — вполне современно. Но все находят своих ценителей, судя по продажам в сувенирном киоске.

Сюжет

XVIII век. В Париже родился необычный человек — Жан-Батист Гренуй. «Он родился в парижской клоаке, под прилавком рыбного рынка. Сброшенный в кучу рыбьей требухи, младенец испытал первый в своей жизни, ни с чем ещё не сравнимый шок. Благодаря невообразимому нервному потрясению, он попытался отторгнуть все внешние запахи». Отверженный обществом, через много лет он решает осуществить свои грандиозные помыслы.

Копия мастерской Бальдини из экранизации в музее Лиона

Отработав на старого парижского парфюмера Бальдини (Дастин Хоффман) и оставив ему сотню формул духов, Жан-Батист, одержимый желанием научиться искусству сохранения ароматов, отправляется во французский Грас, откуда вышли лучшие парфюмеры Парижа. Там герой ставит поражающий своей жестокостью и хладнокровием эксперимент — он решает создать единственный и неповторимый аромат, способный влюблять, сводить с ума и подчинять себе толпы людей. Это видится возможным только смешав запахи двадцати пяти девушек, которых он друг за другом убивает и выбрасывает на улицу. Процедура по «извлечению» из них запаха сопровождалась обёртыванием обнажённого тела жертвы в намазанную животным жиром кожу и отрезанием волос. Жители городка в панике; городская знать, испуганная такими дерзкими преступлениями, пытается спрятать своих дочерей. Архиепископ, призванный народом для покарания убийцы, выносит ему приговор: преступник будет отлучён от церкви навсегда, он никогда не сможет познать таинства святого причастия и никогда не будет прощён.

Собрав все необходимые «ингредиенты» для будущих духов, Жан-Батист оказывается пойманным отцом (Алан Рикман) последней жертвы — Лауры (Рейчел Херд-Вуд). На суде толпа народа требует приговорить убийцу к смертной казни, однако уже через несколько часов они, ошеломлённые ароматом духов, будут преклоняться перед Жаном-Батистом, который станет ангелом и новым мессией в их глазах. Перед восходом на эшафот Греную стоило только вылить каплю духов на белоснежный платок, и весь народ, почувствовав пьянящий аромат, признал убийцу невиновным. «Он невиновен», — прошептал палач, упав на колени; отец последней жертвы признал в нём собственного сына. Запах не только спас жизнь Жана-Батиста, но и спровоцировал массовую оргию на площади с архиепископом во главе. Наутро протрезвевший народ всё-таки отправляется на поиски убийцы. Хватают и казнят последнего работодателя Жана-Батиста, в доме которого нашли остатки волос и одежды жертв. Сам же Гренуй, терзаемый неспособностью любить, отправляется в Париж, где выливает на себя весь флакон духов и оказывается растерзанным безумно влюблённой в него толпой. Происходит это на рынке в центре Парижа.

О чем фильм Парфюмер

Начало истории гения парфюмерии


Том Тыквер

Фильм драматического жанра «Парфюмер: История одного убийцы» вышел на экраны в 2006 году. Режиссер картины – Том Тыквер. Снят фильм по сюжету одноименного романа Патрика Зюскинда, который был написан еще в 1985 году.

В начале фильма перед зрителями предстают судьи, которые озвучивают приговор черноглазому молодому человеку.

Суд приговорил его к мучительной казни. На главной площади собралось очень много людей, которые радостно поддерживают принятое решение о таком суровом наказании.

В чем же вина юноши?

Постепенно раскрываются важные моменты из его жизни. Как говорит закадровый голос, малыш, который появился на свет, чтобы стать великим гением в парфюмерном мире, родился в 17 столетии в Париже. Его мама торговала на рыбном рынке. Она оставила новорожденного среди отбросов.

Скорее всего, именно от их запаха младенец начал кричать. Это спасло его жизнь, поскольку на крик пришел полицейский, который забрал ребенка. Но его крик также послужил поводом казнить его мать, которую обвинили в детоубийстве.

Мальчика назвали Жан-Батист Гренуй. Его отдают на воспитание в приют, где он начинает знакомиться с окружающим миром. Именно тогда у мальчика начались проявляться необычные черты. Он не воспринимал слова и картинки, но очень хорошо ощущал оттенки ароматов.

 О чем фильм «Малхолланд Драйв»?

Место действия

Тот же эффект кажущейся реальности автор использует, описывая места, где происходит действие.

Так же как и во времени, сюжет романа закольцован в пространстве — он начинается и заканчивается в одной и той же точке Парижа — на кладбище Невинных.

Путешествия героя не выходят за пределы Франции. Из Парижа действие перемещается на вершину потухшего вулкана Плон-дю-Канталь (Plomb du Cantal) в провинции Овернь. После — на пути героя город Монпелье, откуда он попадает в южный приморский Грасс. В погоне за девушкой Гренуй отправляется в Ла-Напуль. Затем Грасс и снова Париж.

Зюскинд чётко фиксирует малейшие передвижения героев на протяжении всего повествования. Так Гренуй, наблюдающий фейерверк в Париже на Королевском мосту, подходит к галерее Лувра, здесь он чувствует нежный запах и идет по его следу. Он отходит от павильона Флоры, поворачивает назад и переходит через мост на другой берег. Дальнейший маршрут: особняк Майи — набережная Малакэ — улица Сены — улица Марэ.

Также подробно описаны лавка и дом парфюмера Бальдини на мосту Менял, и прогулки Бальдини к Новому мосту.

Как парфюм и отношение к нему изменилось после революции

Парфюмерия не преобразовалась, а застыла в стилистике XIX века до самой перестройки, как муха в янтаре. После революции в нашей стране остался единственный парфюмер (Август Ипполитович Мишель — прим. «Бумаги»), и то по несчастливой для него случайности. Он подготовил первое поколение советских парфюмеров, те — следующих. Учил их тому, что знал сам, и его мнение было принято за истину в последней инстанции, возведено в незыблемый канон.

Сильно изменились названия — старорежимные «Букеты императрицы» переименовывали. Но подавляющая часть дореволюционного наследия в советской парфюмерии осталась и прижилась.

Ellipse от Jacques Fath (Франция)

Духи Ellipse представлены французским парфюмерным домом Жак Фат. Это классический шипровый аромат для прекрасной половины человечества. Композиция включает в себя несколько десятков компонентов:

  • свежие нотки бергамота и мандарина;
  • цветочные аккорды розы, жасмина, ириса;
  • травянистую горечь полыни;
  • густой и пряный аромат гальбанума;
  • лесной запах с яркими травяными и древесными оттенками дубового мха, кедра;
  • слегка уловимая нотка жимолости, пачули, мускатного ореха и мускуса.

С 1972 года эти духи выпускались двумя компаниями – L’Oreal (Франция) и SAR par Kachian Takieddine (Сирия). В 1984 году между ними возник конфликт, поэтому производство аромата было остановлено.

Оцените статью
Добавить комментарий