Паузы

Значение пауз в музыке

Паузы в музыке играют такую же роль как знаки препинания в речи. Чаще всего паузами отграничиваются друг от друга музыкальные фразы и предложения. Такие разделительные паузы еще называют ЦЕЗУРАМИ.

Однако иногда короткими паузами разделяются звуки в мелодии, особенно часто это встречается в вокальной оперной музыке. Допустим тогда, когда композитор хочет с помощью прерывистости речи передать взволнованный характер поющего персонажа или, например, хочет показать заостренную, колкую музыкальную реплику. Бывает, что в вокальных партиях героев музыкальных повествований моменты пауз вводятся по театральным причинам (например, для изображения моментов напряженного размышления).

В инструментальной музыке паузы бывают также связаны с цезурами, с моментами разрядки напряжения в мелодической линии. Но бывает и по-другому, иногда с помощью пауз, наоборот, накапливается напряжение. А иногда паузы просто раздирают мелодию изнутри. И это тоже художественный прием. Так или иначе, введение пауз в музыкальный текст всегда бывает оправдано художественными задачами, которые поставил перед собой композитор.

Пауза половинная

По продолжительности половинная пауза соответствует длительности звучания половинной ноты и длится два счета или удара пульса. Обозначается на нотоносце прямоугольником, аналогичным знаку паузы целой. Только пишется половинная на третьей линии нотного стана. Если понадобилось сместить или записать половинную паузу отдельно, ее просто изображают над линией.

Зачастую тема «Пауза в музыке» начинающим музыкантам дается туго из-за схожести обозначения целой и половинной пауз. Бывалые музыканты предлагают воспользоваться подсказкой: половинная пауза помещается на третьей линии нотоносца – ровно на его половине!

РелеванÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð°ÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ:

  1. § 1. ÐеÑодика Ñа еÑапи пÑдгоÑовки пÑомови – РиÑоÑика
  2. Ðлава 1. РеÑевой аппаÑÐ°Ñ – РиÑоÑика
  3. Ðлава 6. ÐаÑза – РиÑоÑика
  4. ТеоÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва и пÑава УÑебники по пÑавÑ
  5. ÐÑавовое ÑегÑлиÑование ÑозÑйÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи ÐакÑинÑÐºÐ°Ñ Ð.Ð. ÐÑавовое ÑегÑлиÑование ÑозÑйÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи: УÑеб. поÑобие. – ÐнÑоÑмаÑионное агенÑÑÑво ÐÐÐ-ÐÐÐФÐ, 2002 г. – ХозÑйÑÑвенное пÑаво
  6. ÐÑажданÑкое пÑаво УкÑаинÑ: УÑебник Ð´Ð»Ñ Ð²Ñзов ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐÐРУкÑаинÑ: Ð 2-Ñ ÑаÑÑÑÑ. ЧаÑÑÑ I/ Ð.Ð. ÐÑÑкин Ð.Ð.Самойленко, Р.Ð.ШиÑка и дÑ.; под Ñед. пÑоÑ. Ð-Ð-ÐÑÑкина, доÑ. Ð.Ð.Самойленко. – X.:
    Ун-Ñ Ð²Ð½ÑÑÑ. дел; «ÐÑнова», 1996. – 440 Ñ
    – ÐÑажданÑкое пÑаво
  7. Уголовное пÑаво УкÑаинÑ. ÐбÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ: УÑебник Ð´Ð»Ñ ÑÑÑденÑов ÑÑид. вÑзов и Ñак. / Ð. Ð. Ðажанов, Ð Ð. ÐаÑлин, Ð. Ð. ÐоÑиÑов и дÑ.; Ðод Ñед. пÑоÑеÑÑоÑов Ð. Ð. Ðажанова, Ð. Ð. СÑаÑиÑа, Ð. Я. ÐаÑиÑ. â 2-е изд., пеÑеÑаб. и доп.âХаÑÑков: ÐÑаво, 1999. â 400 Ñ. – Уголовное пÑаво
  8. Ðолпаков Ð. Ð. ÐдмÑнÑÑÑÑаÑивне пÑаво УкÑаÑни: ÐÑдÑÑÑник. ÐÑÑнком ÐнÑеÑ, 1999. â 736 Ñ. – ÐдминиÑÑÑаÑивное пÑаво
  9. СалÑевÑÑкий Ð.Ð. ÐÑимÑналÑÑÑика. ÐÑдÑÑÑник: У 2-Ñ Ñ. Ч.1. â X.: ÐонCУM, ÐÑнова, 1999. â 416 Ñ. – ÐÑимминалиÑÑика
  10. ÐиÑиллов Ð.Ð., СÑаÑÑенко Ð.Ð. Ðогика: УÑебник Ð´Ð»Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ñзов. â Ðзд. 5-е, пеÑеÑаб. и доп. â Ð.: ÐÑиÑÑÑ, 1999. â 256 Ñ. – Ðогика
  11. С. ÐепелÑев. ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ пÑава: УÑебно-меÑодиÑеÑкое поÑобие/Ðод Ñед. С.Ð. ÐепелÑева.âÐ.: ÐнвеÑÑ Ð¤Ð¾Ð½Ð´, 2000.â 496Ñ. – Ðалоговое пÑаво
  12. ÐÑленÑÑк Ð. Ð., Сливка С. С ÐÑавова деонÑологÑÑ / Ðа Ñед. акад. Ð. Ð. ÐÑленÑка. – ÐиÑв: ÐТÐÐÐ, 1999. – 320 Ñ. – ÐÑÐ°Ð²Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð´ÐµÐ¾Ð½ÑологиÑ
  13. ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва и пÑава заÑÑбежнÑÑ ÑÑÑан. ЧаÑÑÑ 1. Ðод Ñед. пÑоÑ. ÐÑаÑенинниковой Ð.Ð, и пÑоÑ. Ðидкова Ð. Ð. â Ð.: ÐздаÑелÑÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑппа ÐÐФРРÐâ ÐÐРÐÐ, 1997. â 480 Ñ – ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва и пÑава
  14. ÐелÑник Ð. Ð, ХавÑонÑк Ð. Ð. ÐÑавооÑоÑÐ¾Ð½Ð½Ñ Ð¾Ñгани Ñа пÑавооÑоÑонна дÑÑлÑнÑÑÑÑ. ÐавÑалÑний поÑÑбник.- Ð.: ÐÑÑка, 2002.- 576 Ñ. – ÐÑавооÑÑаниÑелÑнÑе оÑганÑ
  15. ÐндиÑенко С.Ð., ÐопанÑÑк B.C., ÐзеÑа Ð.Ð., СавÑенко Ð.Ð. СÑмейне пÑаво: навÑалÑний поÑÑбник Ð´Ð»Ñ ÑÑÑденÑÑв ÑÑид. вÑзÑв Ñа ÑакÑлÑÑеÑÑв. â Ð.: ÐенÑÑÑÑ., 1997. â 272 Ñ. – Семейное пÑаво
  16. ТеÑеÑенко С. ÐÑнови миÑного законодавÑÑва УкÑаÑни: ÐиÑÐ°Ð½Ð½Ñ ÑеоÑÑÑ Ñа пÑакÑики зовнÑÑнÑоекономÑÑÐ½Ð¾Ñ Ð´ÑÑлÑноÑÑÑ: ÐавÑалÑний поÑÑбник Ð´Ð»Ñ ÑÑÑденÑÑв виÑ. Ñа ÑеÑед, ÑпеÑ. навÑ. закл. â Ð.: AT «ÐвгÑÑÑ», 2001. â 422 Ñ. – Таможенное пÑаво
  17. ÐÑзнеÑов Ð. Ð. ФÐÐÐСÐФÐЯ РУЧÐÐÐÐ Ð ÐРÐÐÐ. УЧÐÐÐÐÐ – ФилоÑоÑÐ¸Ñ Ð¿Ñава
  18. ФинанÑовое пÑаво: УÑебник/Ðод Ñед. пÑоÑ. Ð.Ð. ÐоÑбÑновой. â Ð.: ÐÑиÑÑÑ, 1996. – 400 Ñ. – ФинанÑовое пÑаво
  19. ÐонÑÑиÑÑÑионное (гоÑÑдаÑÑÑвенное) пÑаво заÑÑбежнÑÑ ÑÑÑан. УÑебник. Ð 4-Ñ ÑомаÑ. Т. 2. ÐÑв. Ñед. Ð.Ð. СÑÑаÑÑн. â Ð.: ÐздаÑелÑÑÑво ÐÐÐ, 1995. 448 Ñ. – ÐонÑÑиÑÑÑионное пÑаво
  20. Ð.Ð. СÑÑаÑÑн ÐонÑÑиÑÑÑионное (гоÑÑдаÑÑÑвенное) заÑÑбежнÑÑ ÑÑÑан ÑÑебник в 4 ÑомаÑ. Т.1. ÐÑвеÑ. за Ñед. Ð.Ð. СÑÑаÑÑн. â Ð. ÐздаÑелÑÑÑво ÐÐÐ, 1993, 246 Ñ. – ÐонÑÑиÑÑÑионное пÑаво

Виды пауз и их написание

Посмотрите на приведенный рисунок и запомните названия и внешний вид знаков, обозначающих паузы.

ЦЕЛАЯ ПАУЗА – по звучанию (в своей тишине) соответствует целой ноте, то есть продолжительность ее составляет четыре счета или четыре удара пульса (если пульс бьется четвертными нотами). По написанию целая пауза – это небольшой закрашенный прямоугольник, который «подвешивается» под четвертой линейкой нотного стана. В редких случаях целая пауза может быть смещена вверх или вниз, иногда она также записывается отдельно. Тогда самое главное – писать ее под линейкой (как бы под добавочной).

ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА – по длительности равна половинной ноте, то есть просчитывается на два удара пульса. Интересно, что по написанию это точно такой же прямоугольник, как и у целой паузы, только он «лежит» на третьей линейке нотоносца. А в случае смещения или отдельной записи просто лежит над линейкой.

СОВЕТ. Многие начинающие музыканты долгое время путают целую паузу с половинной, и никак не приноровятся их различать. Тут поможет такая хитрость. Запомните, что половинная пауза располагается в том месте, где нотный стан делится на две половины (на третьей линейке). В моменты сомнений просто вспоминайте местоположение половинной паузы, и вся ваша неуверенность улетучится как дым.

ЧЕТВЕРТНАЯ ПАУЗА – по времени, конечно же, то же самое, что и четвертная, то есть один счет или один удар пульса. А вот по графическому изображению такая пауза несколько необычная. Немногие музыканты умеют писать эту паузу точно. Для этого сначала слега перечеркиваются с наклоном влево третья и четвертая линейки нотоносца, затем эти два штриха соединяются. Получается своеобразная «молния». А затем снизу к этой «молнии» прибавляется вывернутая наоборот запятая.

ВОСЬМАЯ ПАУЗА – равна по длительности и по методу своего просчета совпадает с восьмой нотой. По написанию она представляет собой слегка накрененный вправо колышек, к которому сверху присоединяется «завиток», тоже похожий на вывернутую запятую, только направленную своим острым концом вверх, к вершине колышка. Этот завиток-запятую можно сравнить с хвостом, то есть с флажком у восьмой нотки.

ШЕСТНАДЦАТАЯ ПАУЗА – в своих временных характеристиках аналогична шестнадцатым нотам. По написанию она похожа на восьмую паузу, только с двумя флажками-завитками. Другими словами, в основе графического изображения восьмых, шестнадцатых и более мелких длительностей лежит один и тот же принцип: чем больше хвостов, тем мельче длительность (у 32-ой ноты и паузы – три хвоста, у 64-ой – соответственно, четыре)

Откуда пошло это выражение?

Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».

В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.

На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.

Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.

Простые паузы

Простые паузы бывают половинные, целые, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. В музыкальной среде употребляют еще такие понятия, как лонга и бревис. Длительность первой – четыре целых, а бревиса – две. Обе эти паузы употреблялись в нотной записи старинной музыки. Сегодня их не используют.

Есть паузы – остановки: люфтпауза и цезура. Последняя используется в оркестровой музыке. Ее длительность задается дирижером. Изображается в виде двух наклоненных вправо черточек, пересекающих верхнюю линию нотоносца. Люфтпаузой пользуются музыканты, играющие на духовых инструментах. Она не оказывает влияния на звучание произведения. Обозначается запятой, находящейся выше нотного стана.

Музыкальные знаки препинания

Пауза в музыке – это своеобразные знаки препинания. Ими отделяют фразы или отдельные предложения в одном произведении. Такие паузы принято называть цезурами. Но бывает, например, что паузами отделяют звуки в одном музыкальном предложении. Таким образом, композитор показывает как бы прерывистую речь, характеризующую волнение. Или, наоборот, представляет колкую, быструю и эмоционально-заостренную музыкальную реплику. Этот способ можно часто встретить в вокальном искусстве.

Всем известна театральная пауза. Ее используют для того, чтобы показать тягостные размышления или напряженное молчание перед серьезным вопросом.

Инструментальная музыка тоже не обходится без пауз. Здесь цезуры часто сопровождают моменты эмоциональной разрядки или напряжения в музыкальном предложении или фразе. Иногда бывает, что автор намеренно затягивает паузу, нагнетая обстановку. Или случается, что вся музыкальная линия просто разорвана изнутри цезурами. Это особый художественно-музыкальный прием. Как ни крути, без грамотно расставленных пауз нет ни музыкальной, ни художественной красоты.

Почему «мхатовская»?

Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет. Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться

Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто

Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.

Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.

Закрепление пауз и длительностей

Если вы занимаетесь изучением нотной грамоты со своим маленьким ребенком, то есть смысл закрепить тему «Паузы» письменными заданиями в специальных прописях (ссылка прилагается ниже). Образцы в этих прописях очень крупные, поэтому в руки малышу лучше всего дать цветные карандаши с толстым стержнем, фломастеры или маркер. Также при желании можно составить

НОТНЫЕ ПРОПИСИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ

Также в занятиях с детьми могут пригодиться карточки с изображением пауз. При желании можно также разработать музыкальную азбуку с паузами. А карточки с паузами мы уже заготовили.

НОТНЫЕ КАРТОЧКИ «ПАУЗЫ» – СКАЧАТЬ

Примеры с длительностями нот

Примеры с паузами

На этой нотке, пожалуй, остановим урок на сегодня. Ритм в музыке – это такая вещь, которой нужно заниматься постоянно, а можно заниматься – бесконечно.

В конце – традиционная «музыкальная пауза». Предлагаем вам послушать великолепные ритмичные Румынские танцы для скрипки и фортепиано Б. Бартока. Приятного прослушивания!

Упражнения на ритмы с паузами

Предлагаем вам немного попрактиковаться – изучить несколько ритмов, в которых будут встречаться паузы. Все упражнения снабжены нотными примерами и аудиозаписями, чтобы вы параллельно могли получить и визуальные, и слуховые представления.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Здесь мы знакомимся на практике с четвертными паузами. Сначала предлагаем вам послушать равномерные удары пульса четвертями на ноте ЛЯ первой октавы. Считаем до четырех, другими словами – у нас четырехдольный метр (4 удара пульса = 4 доли).

Далее для сравнения предлагаются два варианта паузированного ритма. В одном из вариантов четвертной паузой будет заменен каждый четный удар пульса, в другом – наоборот, заменяться на паузы будут нечетные четверти.

УПРАЖНЕНИЕ №2. Теперь отработаем четвертные паузы в условиях трехдольного метра. В каждом музыкальном такте здесь будет по три доли, то есть по три удара пульса и считать, соответственно, нужно будет не до четырех, а только до трех. Это просто, как в вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ. Каждый удар пульса – четвертная нота. Первый вариант – без пауз, на ноте МИ. Просто почувствуйте этот ритм.

В следующих примерах четвертные паузы приходятся на разные доли: сначала на первую (вторая и третья доли играются четвертными нотами), потом – наоборот (на первую долю звук, на остальные – две паузы).

А теперь сведем два этих разных ритма в одну партитуру. Пусть у нас будут два голоса. Один, нижний, в басовом ключе будет играть только первые доли и паузировать на последующие. А другой, верхний, наоборот, будет молчать на первый удар и играть на второй и третий. Должен получиться мини-вальс. Слышите?

Деление пауз по продолжительности

Продолжительность звука или его отсутствия – одно из главных понятий музыкального мира. Длительность звука – это временной промежуток колебания тела, издающего звучание. Существуют относительная продолжительность и абсолютная. Последняя измеряется временными категориями (например, ударом пульса или секундой). Относительная звуковая длительность влияет на выразительность музыкального произведения и является связью между сложными логическими частями произведения.

Выражается абсолютная продолжительность в метре и ритме. Звучащую ноту невозможно сопоставить с абсолютной длительностью. Продолжительность ее звучания можно сравнивать только с продолжительностью иных нот. Длительность паузы в музыкальной композиции или вокальном произведении соответствует нотным знакам, от которых паузы получили название. Продолжительность музыкального знака препинания можно увеличить, прибегнув к особым обозначениям, ферматам. Их обычно располагают под значком паузы или над ним.

Оцените статью
Добавить комментарий