Похожие термины:
-
от лат. persona – маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится
-
пограничное существо, не являющееся ни субъектом (познания), ни литературным или мифологическим персонажем, но включающее в себя разнообразные элементы иных дискурсов. Философский персонаж втори
-
Франц. PERSONNAGE, англ. CHARACTER, нем. PERSON, FIGUR. По представлениям нарратологии, сложный, многосоставной феномен, находящийся на пересечении различных аспектов того коммуникативного целого, каким является
-
(personified thinking, thinking in the third person). Философское мышление от имени персонажа, который выражает определенные грани мировоззрения автора, вступая с ним в сложные, многозначные отношения. Поскольку филосо
-
см. Самореализации этика.
-
работники, не участвующие непосредственно в процессах производства продукции и управления этими процессами, а выполняющие функции обслуживания, напр.: курьеры.
-
совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также заня
-
один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника опреде
-
в менеджменте науки и образования: совокупность мероприятий, осуществляемых администрацией учреждения или предприятия в целях повышения эффективности труда его работников. Сориентировано на уг
-
– профессия сравнительно новая для Казахстана. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советских пр
-
система периодической проверки труда сотрудника за отчетный период (месяц, квартал, год), оценка соответствия его квалификации, навыков, отношения к своим обязанностям. На практике же понятия оцен
-
Если культурная антропология постепенно эволюционировала в сторону конкретных научных дисциплин (ранее это произошло с “биологической антропологией”), а потому постепенно утратила свой собствен
-
(от лат. persona – маска) – направление в философии, рассматривающее человеческую личность и ее духовные ценности как высший смысл земной цивилизации.
-
одно из направлений религиозной философии, провозглашающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности «верховной лич
-
от лат. persona — личность, лицо) — эстетическая концепция, разрабатываемая во Франции персоналистами — представителями левого католицизма (Э. Мунье, П. Рикер, М. Недонсель, Ж. М. Доменак и др.), группиру
-
(personalistic argument). Аргумент существования Бога как Личности, создающей возможность личностного бытия и внутренней жизни у всех субъектов. По Канту, трансцендентальная субъективность, составляющая ус
-
– в менеджменте науки и образования: направление менеджмента, основной целью которого является повышение производительности посредством создания благоприятных усло
-
житейский (в западной культуре) и научный термин, означающий: 1) тождество “я” (сознания, разума), сознавание личностью единства своего сознания в разное время и в раз- ных местах; 2) сохранение постоян
-
сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни физического лица и/или данные, позволяющие идентифицировать его личность.
-
психическое заболевание, состоящее в локализации в рамках одного и того же физического тела двух или более “я”-подобных образований, отличающихся типами и характером воспоминаний о их прошлой жиз
Что такое тень?
Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии. В развитии своих идей он нередко обращался, как к различным религиям, так и к оккультным течениям. Именно он ввел такие термины в психологию как «коллективное бессознательное», «анима» и «тень».
Кто-то сказал, что заслуга аналитической психологии состояла в том, что она «открыла существование преисподней человеческого духа». Фрейд обнаружил бессознательное, в котором содержаться потаенные комплексы, скрытые травмы и сексуальные отклонения. А Юнг говорил о Тени, как о средоточии нашей демонической природы.
Тень следует за нами повсюду, она подобна «длинному мешку, который мы волочим за собой».
Согласно Юнгу вовсе не Тень является местом концентрации зла в человека, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении к самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».
Что же такое эта Тень? Это комплекс всех наших качеств, желаний, любых атрибутов личности, которые мы не хотим в себе признавать, которые мы подавляем и отрицаем, которые мы ненавидим.
Если мы привыкли думать о себе, как об очень харизматическом человеке, который должен нравиться всем, то все те качества, которые противоречат этому образу, начинают воплощаться в «Тени». И если мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением людей к нам самим, если наше обаяние, наши качества не вызывают в них ожидаемого восторга, то это рождает фрустрацию, боль и страдание, которые могут проявиться в ненависти к людям («они меня не любят, потому что дураки). Мы не можем признать, что не нравимся всем людям без исключения.
Более яркий пример – это чрезмерная жестокость в отношении самих себя, а также сексуальные девиации на религиозной почве. Когда человек боится признать себя обычным человеком, а видит в себе святого, которому должны быть чужды любые «низкие» помыслы, он начинает отрицать, скажем, свою сексуальность, винить себя за нее, наказывать себя за мысли о женщинах, а это может приводить к излишней жестокости в отношении себя или других людей.
Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень». Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.
Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.
Похожие термины:
-
группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации.
-
совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками (способности,
-
1. Специальное значение – служащие в организации. 2. В более общем смысле – человеческий аспект в бизнесе и промышленности.
-
совокупность процедур сбора и анализа информации о содержании, об условиях работы и требованиях, предъявляемых к работникам. В результате таких процедур выявляются функциональные обязанности и
-
Методика предназначена для выявления структуры ценностных регуляторов организационного поведения персонала на индивидуальном и групповом уровнях, для получения информации о специфике ценност
-
Personologist). Термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения теоретика и/или исследователя личности.
-
программа (набор психологических методов) оценки потенциала сотрудников организации; используется преимущественно для оценки сотрудников, обладающих потенциалом профессионального роста, разра
-
1) способы найма, рекрутирования кандидатов на работу, включающие способы распространения информации об имеющихся вакансиях, способы привлечения внимания потенциальных кандидатов и специальные
-
способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).
-
действия организации для привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям; формирование резерва для отбора.
-
процесс изменения пли приобретения работниками новых знаний, умений, навыков.
-
процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).
-
идентификация требований, предъявляемых организацией, с качествами человека; система мероприятий, обеспечивающая формирование такого состава персонала, количественные и качественные характери
-
1. Идентификация характеристик человека с требованиями организации, должности. При подборе должность подыскивается под возможности человека. 2. Процесс изучения психологических и профессиональн
-
формирование у личности знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области.
-
Общее обозначение того аспекта индустриальной/организационной психологии, занимающегося (а) отбором, наблюдением и оценкой персонала и (б) рядом связанных с работой факторов, таких как мораль, удо
-
распространение во внешней среде (т.е. вне фирмы) информации о предлагаемых фирмой услугах и о предъявляемых ею требованиях применительно к соответствующему виду деятельности с целью побудить со
-
предусматривает изучение процессов текучести с количественной (% к среднесписочной численности) и качественной стороны, которая характеризуется причинами, мотивами и факторами текучести.
-
использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей или чувств.
-
лат. persona – личность) – процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.
В словаре Д.Н. Ушакова
ПЕРСО́НА, персоны, ·жен. (·лат. persona) (·книж. ).1. Особа, личность (·торж. или ирон.)
«Я сделался важной персоной.» Некрасов. Небезызвестная вам персона.2
Человек с крупным общественным положением, важная особа (·устар. или ирон.). «Если будем смеяться, то никогда, значит, и уважения к персонам не будет.» Чехов.3. Лицо, человек (за столом: обедом, ужином и т.п.; офиц.). Обед на 10 персон. Сервиз на 12 персон (из 12 приборов).• Персона грата (·лат. persona grata – приятная особа) – 1) человек, пользующийся у кого-нибудь особым расположением (·чаще ирон.); 2) лицо, кандидатура которого на пост дипломатического представителя в каком-нибудь государстве утверждена правительством данного государства (дипл.). Собственной персоной (·торж. ·устар., теперь ирон.) – Сам, лично. «Сам, собственной персоною, забыв лицо и класс, я с пляшущей Матреною пустился было в пляс.» Некрасов.
Архетип Тени в литературе и кино
Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.
Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.
В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.
Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:
- В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
- Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
- Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
- В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.
Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.
Архетипы по Юнгу
Написали сказку?
Тогда читайте расшифровку этого сказкотерапевтического теста
Ключ
Ваш положительный персонаж – это архетип Юнга Персона, часть Вашей собственной Личности.
Ваш отрицательный персонаж – это Тень. Тоже архетип Юнга и тоже – часть Вашей личности.
Этот тест – один из лучших способов познакомиться со своими Тенью и Персоной.
Итак, кого же Вы изобразили в Персоне?
Вы изобразили социально приемлемые «хорошие» качества, точнее то, что Вы считаете таковыми.
Ваш положительный персонаж – это то, каким Вы хотите преподнести себя миру.
Хочется быть похожим на этот персонаж? Внимание. Предупреждают психологи:. Полная идентификация себя со своей Персоной сулит немалые психические проблемы
Полная идентификация себя со своей Персоной сулит немалые психические проблемы.
Ведь пытаясь отождествиться с персоной, мы вытесняем другую равноправную часть нашей Личности – Тень.
Почему же они ссорятся – Тень и Персона?
Да, этот вопрос имеет право на существование…
Дело в том, что Тень и Персона – это части нас самих, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом, организуя тем самым единство нашей личности.
А в культуре это выражается в сказках, рассказах и историях, повествующих о Непринятии и Войне. Абстрактные архетипы воплощаются в конкретных персонажей и получается – фольклор и литература…
Если вдуматься, то герои Тени и Персоны описывают всего лишь ПОЛЯРНЫЕ ИПОСТАСИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ВЕЩЕЙ, ПРОЦЕССОВ…
Поэтому любая сказка – это описание на своеобразном языке тех процессов, которые происходят внутри одного человека.
Какой же мы должны сделать вывод?
Чем страшнее сказка – тем меньше нам надо её бояться. Ведь все описанные в страшной сказке черти, злые колдуны и мерзкие мачехи – это всего лишь … мы сами, точнее некоторые аспекты нашего Я.
Ну а себя-то Вы не боитесь?
Разберитесь с этими аспектами Я, и сказка потеряет свою заострённость, зацикленность на зле…
Вы станете писать менее кровожадные сказки.
Нужно только дать слово своей тени…
Почему мы боимся страшных сказок?
Потому что знакомство с Тенью разрушает у человека выстроенный «дневным», «приличным» сознанием образ самого себя…
Как только мы примем мысль о том, что в нас есть все аспекты Тени, как то:
-
нецивилизованность,
-
примитивность,
-
не связанность приличиями,
-
агрессия…
так кошмары оставят нас сами…
Попробуйте написать сказку про «мерзкое Чудо-юдо, которого победил рыцарь-герой». Увидите сами результат…