Правила наблюдения
При применении этого метода существует ряд правил:
1. Следует проводить систематические, многократные исследования, в изменяющихся и повторяющихся ситуациях, чтобы выделить закономерности и случайные совпадения.
2. Не стоит делать поспешные выводы, следует непременно делать альтернативные предположения о том, что стоит за тем или иным поведением, и проверять их.
3. Частные ситуации и условия необходимо сопоставлять с общими, рассматривая их в контексте различных общностей (личности в целом, общей ситуации, стадии психического развития, например, по отношению к ребенку, и т. д.), поскольку такое рассмотрение зачастую полностью меняет психологический смысл наблюдаемого.
Для того, чтобы минимизировать неточности и ошибки исследования, обеспечить его объективность, как уже было отмечено, необходимо, чтобы исследователь не выдал своего присутствия. Нужно сделать так, чтобы наблюдатель смог видеть, сам при этом оставаясь незамеченным в качестве исследователя. Особенности наблюдения в психологии предполагают по возможности наименьшее участие в нем субъекта.
Этого можно добиться следующим:
– “примелькаться”, то есть сделать так, чтобы объект исследования привык к присутствию наблюдателя – часто присутствовать в поле его зрения, как будто не обращая внимания на него;
– объяснить наличие постороннего некоторой целью, приемлемой для объекта изучения, например, учителю в школе сказать о том, что вы бы хотели присутствовать на уроке, чтобы освоить его методику;
– заменить наблюдателя техникой, регистрирующей психические явления (видекамерой, например), которая обеспечит точную фиксацию и будет меньше смущать наблюдаемого;
– осуществлять изучение из темной комнаты, смежной с той, где находятся наблюдаемые, например, отделенной от нее специальным стеклом Гезелла, с односторонней световой проводимостью;
– использовать съемку скрытой камерой.
Цель должна быть четко сформирована, поскольку лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к важным открытиям.
Примеры
Как уже было сказано выше, наблюдение является одним из старейших методов познания вообще чего-либо.
Оно может применяться не только при научном исследовании, но и в обычной жизни.
Рассмотрим, как метод может понадобиться в повседневности и в антропологическом исследовании соответственно.
Первый
Наблюдение за ребёнком с целью выявить у него способности к тому или иному занятию (творчество, спорт, и т. д.)
Родители могут не быть дипломированными психологами, чтобы выявить склонности своего чада, например, к пению, или борьбе.
Достаточно просто в нужный момент понаблюдать, чем занимается ребёнок в свободное время.
Тянет к мелкам и фломастерам — следует развивать художественные таланты; любит находить новых друзей и придумывать игры — речь идёт о зачатке организаторских способностей; сосредотачивается наедине с шахматами — самое время уделить внимание счётным и математическим навыкам. Особую ценность составят опосредованные сведения от воспитателей детского сада или учителей начальной школы: они выступают наблюдателями в то время, когда ребёнок находится не в поле зрения родителей
Особую ценность составят опосредованные сведения от воспитателей детского сада или учителей начальной школы: они выступают наблюдателями в то время, когда ребёнок находится не в поле зрения родителей.
Второй
Хрестоматийный случай, который в своё время привёл Леона Фестингера к открытию когнитивного диссонанса. Специалисты тайно проникли в религиозную общину, которая предсказывала катастрофы и стирание с лица земли большей части Северной Америки в определенный день.
Целью исследователей было наблюдение за членами общины после того, как предсказание не сбудется.
Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены секты продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали к покаянию и утверждали, что именно их молитвы предотвратили неизбежное.
Иными словами предзнаменование, которое не свершилось, только укрепило взгляды сектантов.
Наблюдение — один из старейших методов познания реальности, возникший задолго до формирования её как отдельной дисциплины.
Несмотря на свой возраст, этот способ далеко не совершенен, у него есть существенные недостатки в сравнении с тем же экспериментом, тестированием, опросом, беседой и другими методами, возникшими уже после оформления психологии как самостоятельной науки.
Основные условия и виды наблюдения в психологии:
Достоинства и недостатки наблюдения, как метода психологического исследования
Как узнать, любит ли тебя парень: психология мужской влюбленности
Как противостоять человеку-манипулятору дома и на работе?
Практические рекомендации: что делать, если влюбилась в парня?
Наша интересная группа Вконтакте:
Интроспекция: критика
В ранние периоды, когда термин интроспекция только появился, этот метод считался чрезвычайно ценным психологическим инструментом, благодаря которому можно было бы тщательно проанализировать различные психологические состояния, происходящие у людей. В поле исследований интроспекции было несколько разных терминов, одним из наиболее интересных была экстраспекция. Термин определялся, как способность анализировать человеческие чувства на основе поведения человека и того, как он себя чувствует, когда ведет себя определенным образом.
Тем не менее, как экстраспекция, так и интроспекция встретили значительную критику со стороны научного сообщества. Было подчеркнуто, что эти методы чрезвычайно субъективны. Ведь эмоции и чувства, даже если мы их называем одинаковыми, могут быть испытаны двумя разными людьми совершенно по-разному. Ученые убеждены, что этот метод трудно рассматривать как надежный и объективный исследовательский инструмент в психологии.
1 Понятие и сущность интроспекции
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Существуют варианты данного метода:
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.
Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.
Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
Наблюдение в педагогической психологии
Данный вид исследования используется в основном при изучении особенностей поведения учащихся и педагогов, стиля их деятельности
Здесь важно соблюдение двух основных условий: наблюдаемый не должен знать, что является объектом исследования; исследователь не должен вмешиваться в деятельность наблюдаемого
Наблюдение в социальной психологии следует осуществлять по заранее разработанной программе. Фиксировать необходимо лишь те проявления активности объектов, которые соответствуют задачам и целям проводимого исследования. Лучше всего использовать видеосъемку, так как она позволяет изучать явления неоднократно и обеспечивает максимальную достоверность полученных выводов.
В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдение, но иногда может проводиться и включенное, позволяющее исследователю ощутить на собственном опыте, какие переживания испытывают наблюдаемые. Однако при этом особенно следует стремиться сохранять объективность.
Преимущества и недостатки метода
Преимуществами данного метода являются следующие факты:
- метод основан на изучении собственных внутренних ощущений и личностных установок (лучше самого испытуемого эти особенности не может знать никто другой);
- он представляет психические факты в том виде, в каком они существуют.
Однако перечисленные достоинства метода не делают его идеальным. Как метод психологического исследования, самонаблюдение имеет существенные недостатки:
- высокая степень субъективности;
- экспериментатор не может быть уверенным в честности и самокритичности испытуемого;
- нет возможности применять его в групповой форме эксперимента;
- у экспериментатора отсутствует возможность проверки правильного понимания инструкции испытуемым;
- метод применялся в основном в искусственно созданных условиях, в естественной среде результаты лабораторных исследований не подтверждались;
- невоспроизводимость результатов метода даже у одного и того же испытуемого по прошествии некоторого времени;
- с помощью этого метода можно получить определенную информацию о человеке, но ее нельзя оценить количественно или качественно;
- если экспериментатор проводит опыты над самим собой, велика вероятность искажения психического процесса и фальсификации результата из-за исходной установки и двойной позиции исследователя;
Функции и роль
В течение всей своей жизни каждый человек испытывает разные чувства:
- боль;
- обиду;
- радость;
- удивление;
- негодование;
- ненависть;
- любовь.
Психологов интересует, что они собой представляют и что испытывает человек, когда их переживает. Это попытка исследовать сознание как физический объект.
Интроспекция в психологии – это изучение содержания своего Я (узкое значение) и понимание того, чего человек хочет добиться в будущем, к чему стремится (широкое значение).
Применение этого метода в узком значении позволяет познать свои черты характера, чувства, актуальные в конкретный момент, интеллектуальные возможности, особенности мышления (внимание, память, сконцентрированность) и т.д
Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения
Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом
При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом. Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии
При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом
Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения
Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом.
Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с разными категориями людей. От этого во многом зависит его положение в обществе. Поэтому роль самопознания особенно важна для развития коммуникабельности, умения выходить из сложных конфликтных ситуаций
Это также важно в выборе партнера по жизни и по работе
Во время самопознания необходимо ставить конкретные цели и придерживаться принципа «хочу – могу – надо». Ответив на вопросы «Что я хочу?», «Каковы мои возможности?» и «Что мне нужно для того, чтобы достичь желаемого?», личность расширяет границы познания собственного Я.
Психологи отмечают, что цели интроспекции могут быть реальными и нереальными. В первом случае личность анализирует то, что на самом деле имеет место (заложенные природой качества), во втором – пытается зафиксировать то, чего нет.
Если действительно окажется, что человек не имеет какого-либо качества или оно недостаточно развито, то самопознание может служить отправной ступенью для дальнейшей работы над собой.
Таким образом, интроспекция становится стимулом для совершенствования.
Этот метод имеет огромные преимущества:
- с его помощью любой человек может познать себя лучше, чем кто-либо другой;
- осознание уровня развития своих качеств является надежным с эпистемической точки зрения;
- человек может регулировать свои ментальные состояния.
Отличие интроспекции от других методов познания состоит в том, что она предоставляет человеку непосредственный доступ к объекту исследования.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Интроспекция в философии
Термин «интроспекция» применяется не только психологами. Также он встречается в философии. Она предполагает использование самонаблюдение и самоанализа для возможности рефлекторного высвобождения сознания и выстраивании личностной иерархии чувства. На этом базируется ретроспективная философия.
Дуализм, еще одно течение, предполагает наличие двух типов природы человека:
- материальная, обозначающая тело;
- духовная, являющаяся проявлением сознания.
Подобный принцип построения лежит в основе психологической методологии как одного из направления философии. По мнению ведущих ученых в этой области, сознание есть результат полученного внутреннего опыта, а чувства и переживания – демонстрация накопленного опыта.
Философия подчеркивает, что чрезмерное склонность к самоанализу, самокопание, приводящее к рефлексии, есть причина формирования подозрительности к окружающим и миру в целом.
Интроспекция в психологии явилась вехой развития науки в целом. Детальное изучение метода и накопленная практика применения выявили недостатки, которые не позволили использовать способ самоанализа в дальнейшем. Но проведение сеанса самопознания и исследование собственных ощущений «для себя» может помочь человеку разобраться в хитросплетениях судьбы и происходящего.
Похожие:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»Нагибина Наталия Львовна. Экспериментальная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языки и среды реализации web -приложений»Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология»Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Электронный бизнес»Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Программирование на языках высокого уровня (яву)»Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании гос впо и учебного плана Улгту специальности (направления) 23010165 «Вычислительные… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная»Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного… | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «Политология»Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального… | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные…Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «стфо: профильное обучение литературе», который изучается студентами… | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «сенсорный анализ продовольственных товаров»Учебно-методический комплекс предназначен для освоения программы по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров» специальности… | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы технологии производства…Учебно-методический комплекс (для специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство») / Кожевников С. А. – Димитровград:… |
Инструкция, руководство по применению
Метод интроспекции
Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.
Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.
Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).
Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.
Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.
Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.
Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.
Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.
Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.
Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.
Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.
Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.
Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.
Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях
Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем
Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.
Петр Осипов: самонаблюдение
Один из основателей самого крупного и известного на территории России и СНГ бизнес-сообщества «Бизнес-молодость», Петр Осипов, недавно выпустил новую книгу. Она так и называется – «Самонаблюдение». Это не просто очередной информационный продукт на рынке, основанный на выдуманных историях и завышенных ожиданиях. Книга представляет собой целый сборник разнообразных техник и навыков, целого ряда психологических инструментов. Автор сам внедрил их в свой бизнес и убедился в работоспособности каждой.
Дневник Петра Осипова «Самонаблюдение» будет интересен как состоявшимся и успешным предпринимателям, так и только начинающим свой путь бизнесменам, которым просто необходимо иметь большой запас нервов и психической энергии, чтобы пройти сложный путь становления своей компании. Он рассказывает об интроспекции именно с точки зрения управляющего бизнесом, поэтому здесь можно найти большое количество статей, в которых буквально по крупицам разбираются различные ситуации, люди, их бизнесы, обсуждаются философские вопросы саморазвития и индивидуального роста. «Самонаблюдение» Осипова напоминает собой дневник, тот самый, который психологи рекомендуют вести тем, кто хочет применять метод интроспекции на деле.
Где применяется?
Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:
- описания текущей психологической обстановки в коллективе;
- анализа основных характеристик личности;
- проведения эксперимента для получения описательных данных;
самостоятельного использования в рамках самонаблюдения;
контроля за поведением;
контроля за эффективностью терапии или методики коррекции;
получения базы данных для составления научной или ной гипотезы;
обработки результатов психологических исследований.
Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.
Интроспекция – преимущества и недостатки
Понятие самонаблюдение, как и любой другой метод исследования, может содержать положительные и отрицательные стороны, потому что психологическое устройство каждого из нас уникально, и невозможно дать рекомендации, подходящие абсолютно всем людям. Тем не менее метод интроспекции, используемый для контроля состояния человека, выявляет наиболее характерные особенности того или иного явления. Среди положительных результатов самонаблюдения:
- изучение своих привычек, преимуществ и недостатков;
- возможность самосовершенствования;
- закрытость такого исследования от внешнего наблюдения.
Что касается негативных аспектов метода, то исследователи называют здесь только один: тенденциозный подход к себе в широком диапазоне. Это простирается от оценки «Я прощаю себя любимого» до «Это все моя вина, потому что плохой (эгоист, неудачник и т.д.)». Из-за этого процесс самонаблюдения приобретает очень субъективный характер и порой лишь приносит вред человеку.
Средства наблюдения
Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.
Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.
Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.
Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.
Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.
Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.
Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.