Задачи, решаемые алгебраическим способом
Пример 1
Из цистерны отлили 80 литров молока, в нем осталось на 240 литров больше, чем отлили. Сколько литров молока было в цистерне с самого начала?
Решение
- Начинаем с составления краткого условия в виде таблицы. В подобных типовых задачах нужно обозначать неизвестное за «x»;
- Потребуются три строки: сколько молока было, сколько его отлили и сколько осталось;
- Заполняем числами таблицу;
Таблица 7 — краткое условие задачи
Было | Х |
---|---|
Отлили | 80 |
Осталось | 240+80 |
- Приступаем к расчётам. Нам нужно узнать, сколько было молока изначально. Для этого составляем уравнение. От начального количества вычитаем отлитое и получаем остаток;
- Математически получаем такую запись: x-80=240+80;
- Начинаем решение с того, что считаем всё, что можно посчитать. В данном случае складываем правую часть уравнения. 240+80=320. Теперь уравнение имеет вид: x-80=320;
- Теперь находим «x». Используем базовое правило математики и получаем следующее: x=320+80. Считаем правую часть и получаем: x=400;
- Возвращаемся к началу и смотрим, что мы обозначили за «x». В этом примере за икс мы взяли объём молока, который был изначально. То есть, изначально было 400 литров молока;
- Записываем полученное значение в ответ.
Пример 2
Первое слагаемое на 52 больше второго слагаемого, а второе слагаемое на 14 меньше третьего слагаемого. Сумма трех слагаемых равна 327. Найдите каждое слагаемое.
- Записываем краткое условие в виде таблицы;
- Потребуется четыре строки, так как нам дали три слагаемых и их сумму;
- Заполняем таблицу числами, обозначив за икс последнее слагаемое. Выбираем третье, потому что от него зависят все остальные;
Таблица 8 — краткое условие задачи
1 слагаемое | (x-14)+52 |
---|---|
2 слагаемое | x-14 |
3 слагаемое | x |
Сумма | 327 |
- Приступаем к расчётам. Для нахождения слагаемых нужно решить уравнение, после чего число подставить в выражения из таблицы.
- Уравнение составляется исходя из условия – три слагаемых и сумма – складываем значения из второго столбца таблицы и приравниваем это к сумме.
- Получится такое выражение: (x-14)+52+(x-14)+x=327.
- Открываем скобки и упрощаем выражение: 3x+24=327.
- Переносим числа в правую часть: 3x=303
- Считаем икс: 303:3=101.
- Теперь подставляем число 101 в таблицу вместо икса.
- Получается третье слагаемое равно 101; второе: 101-14=87; первое: 87+52=139.
- Эти числа записываем в ответ. Легко проверить правильность решения просто сложив эти значения. Если пример получается правильный, то и решено всё верно.
Для правильного решения этих типовых задач необходимо ничего не напутать с иксом. Лучше потратить больше времени и сразу всё проверить, чем переделывать задание сначала. Неправильное обозначение повлечёт за собой ошибку на протяжении всего решения
Что такое математическая тревожность
В ХХ веке появился термин “математическая тревожность”. Подобное состояние связано с плохо осознаваемыми источниками опасности. Если спросить у школьника, почему он не любит математику, то четкого ответа скорее всего не последует. Эмоциональные выпады вроде “Не люблю”, “Скучно”, “Сложно” и т.п. в ситуации разобраться не помогут. При этом нервные реакции возникают не только в контексте “травмирующей” ситуации (урок в школе, вызов к доске, контрольная работа или экзамен), но и при столкновении с любой необходимостью оперировать цифрами.
Признаки математической тревожности у ребенка:
- панические состояния в ситуации, когда учитель вызывает к доске, просит ответить на вопрос перед всем классом, во время контрольной или экзамена;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка, убежденность, что “все в классе понимают больше и лучше”;
- нежелание делать уроки (именно математику), вызванное не ленью или стремлением подольше поиграть, а страхом вновь столкнуться с неразрешимой проблемой;
- постоянное сомнение в правильности вычислений (ребенок будет обращаться за помощью по каждому, даже самому элементарному, вопросу);
- категорическое нежелание попробовать альтернативные методы обучения (математические игры, обучающие фильмы, лекции в интернете, онлайн-занятия и т.д.). Ребенок заранее убежден, что у него ничего не получится.
Как объяснить ребенку?
Сначала попытайтесь показать все на примере пальцев. Как он сможет их подсчитать, если не умеет этого делать. Необходимо разобраться. Или, к примеру, как подсчитать время, когда нужно что-то сделать.
Затем постарайтесь постоянно обращать внимание ребенка на цифры. И на то, что можно посчитать
Таким образом, он сам захочет начать понимать все. И будет стремиться считать больше и больше.
Следующим шагом будет ваша поддержка. Никогда не ругайте ребенка за ошибки в счете или за “неправильное мышление”. Окажите ему поддержку, и он увидит еще больший стимул для стараний.
Последним рывком станет постоянное совершенствование. Как только вы увидите, что малыш уже усвоил что-то, добавляйте новые задачи. Усложняйте старые, но не перестарайтесь
Важно также время от времени возвращаться назад. Это позволит ребенку запоминать все
Формула спокойствия
Часто плохие оценки становятся причиной ссор между родителями и детьми. Это категорически неправильно. Вместо того, чтобы высказывать ребёнку, что он «ленится», «не думает о будущем» да и в общем «туго соображает», следует отвести от неудачи или помочь исправиться с ней.
Но под помощью подразумевается не «вдалбливание» и «зубрёжка» неинтересных формул и правил. Следует возбудить интерес к теме, которая была плохо воспринята. Да и к тому же поставить правильную цель ребёнку. Не нужно говорить, что от оценок зависит его будущее
Вообще не зацикливайте внимание на оценках
По исследованиям российских психологов дети, которые хотели стать врачами, инженерами и просто хорошими людьми, быстро повышали свою успеваемость
А те ученики, которым с первого класса «вдалбливают» в голову знания, думали только о том, как не стать худшим в классе, и уделяли своим отметкам слишком большое внимание
Лучшим вариантом по-прежнему остаются занятия с репетитором. Он сохранит нервы, и вам, и ребёнку. Обеспечивая нужное количество времени на обучение и выбрав правильный подход, ученик станет показывать результаты лучше прежнего. Но, моментально отличником вашего ребёнка это не сделает.
Надеемся, что вы смогли найти решение задач, которое искали. Также для понимания темы рекомендуем посмотреть видео по этой теме от организаторов специальной математической школы федерального уровня «Аристотель».
8.5 Общий Балл
Решение задач по математике
Некоторые ученики, как пятых, так и других классов, часто сталкиваются с проблемами в изучении математики. В этом случае родителям не стоит впадать в панику. Следует уделить больше внимания детальному разбору примеров и задач. Если это не улучшит успеваемость, есть смысл обратиться за помощью к репетитору.
Простота
7
Доступность
9
Плюсы
- Подробные инструкции помогут разобраться в решении задач и примеров
- Для изучения математики можно пользоваться решебниками
Минусы
Полученных знаний в школе не всегда достаточно для понимания предмета
Слишком «ленив» для математики: мир сквозь призму дискалькулии
Инна, 20 лет, Самара, учится на полиграфиста
Я столкнулась с дискалькулией лицом к лицу только в сознательном возрасте — в 18 лет. У ребенка, которому всю жизнь твердят, что проблемы с математикой у него из-за лени, даже не может возникнуть мысли, что могут быть другие причины.
Родители мне всегда говорили, что я просто очень ленивая, не уделяю должного внимания математике. Но я сутками сидела над заданиями, ходила к репетиторам, а у меня ничего не получалось, мой мозг тупо не мог сосредоточиться на уравнениях. Когда я видела числа, у меня начиналась паника, особенно если я оставалась с ними наедине. Чтобы успокоиться, я визуально представляла себе, что, допустим, два — это лебедь, числа имели какие-то цвета, затем я думала об этом, пыталась придумать свое решение задач, но правильно ответить не получалось.
В школе, бывало, в качестве тренировки задавали прорешать чуть ли не весь задачник. Я, вообще, уверена, что большинство педагогов даже не знают о такой болезни. Если они сталкиваются с такими отклонениями у детей, они точно списывают это не на серьезные проблемы, а скорее на тупость, нежелание выполнять домашнее задание или уделять время учебе.
Дискалькулия влияет на мою повседневную жизнь. Мне сложно ориентироваться во времени, производить простые вычислительные операции: считать деньги, прикидывать глазомером расстояние. Я не понимаю, сколько от точки А до точки Б времени, сколько это в километрах, в метрах. Мне надо обязательно смотреть по карте.
Наша система образования окончательно забраковала меня на этапе ЕГЭ. Я завалила базовую математику. Три раза. Каждый раз мне не хватало балла, чтобы получить аттестат. Но если бы людям с дискалькулией делались поблажки, я бы могла быть в другом месте сейчас, заниматься другим делом, учиться в вузе. Ведь я хорошо сдала профильные предметы: литературу, русский.
Мотивация VS психологическое напряжение
Многие востребованные специальности связаны с математикой. По крайней мере, математика нужна для поступления в вуз, а часто эта дисциплина сопровождает студентов и на протяжении всего образовательного пути
Родители это понимают, учителя понимают, чиновники и работодатели тоже все понимают, и, конечно же, детям уже в начальных классах рассказывают о том, как важно изучать математику
Нервное напряжение растет с приближением к ЕГЭ. Когда до экзаменов остается год или даже два, родители начинают привлекать репетиторов по математике, записывать ребенка на многочисленные факультативы, курсы и т.п. В результате вокруг ученика создается атмосфера тотального давления и нервного напряжения: если не решу задачу — упущу свой шанс на счастливое профессиональное будущее.
Психологи утверждают, что у некоторых учеников в сознании формируется прямая причинно-следственная связь: “математика на отлично — жизнь на отлично”. В связи с этим могут случаться нервные срывы, если вдруг желаемого результата достичь не удалось. Провал на экзамене всегда переживается болезненно, однако вряд ли с каким-то еще предметом связано такое количество надежд и амбиций.
5. Математика помогает преуспевать в гуманитарных науках
Именно ранние математические способности – верная предпосылка к тому, что в дальнейшем ребенок будет не только хорошо понимать математику, но и преуспевать в других школьных дисциплинах
Далее по значимости вклада в учебные успехи идут навыки чтения и способности управлять своим вниманием.. К таким выводам пришли ученые в области образования и социальной политики Северо-Западного университета в Эванстоне
В ходе исследования они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе (базовые навыки для приема в школу – «академическая» готовность, внимание, социально-эмоциональные навыки) с дальнейшими успехами в учебе.
К таким выводам пришли ученые в области образования и социальной политики Северо-Западного университета в Эванстоне
В ходе исследования они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе (базовые навыки для приема в школу – «академическая» готовность, внимание, социально-эмоциональные навыки) с дальнейшими успехами в учебе.. Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией
Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.
Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.
Зачем нужна математика?
Как научиться понимать математику, если вы обладаете гуманитарным складом ума? И нужна ли она вообще творческим людям. На этот вопрос можно ответить однозначно, всем без исключения математика необходима. Потому что именно она отвечает за развитие логического мышления. Зачем нужна логика? Она помогает систематизировать свои знания, обосновать свое мнение или решение. Для изложения своих мыслей, правильной подачи материала также необходимо уметь логически мыслить. Из этого следует вывод, что и журналист, и историк, и психолог обязан обладать логическим мышлением.
Не стоит ставить на ребенке клеймо гуманитария, ведь многие гуманитарные предметы очень логичны, главное – понятно и интересно излагать материал, не запускать ситуацию и не опускать руки прежде времени.
Скорая помощь
Неудачи ребенка, плохие оценки в школе, конечно, расстраивают родителей, но не стоит критиковать, малышу и так непросто. Поддержите его: в этот раз не получилось, обязательно справишься в другой раз; давай попробуем решить вместе
Не заостряйте внимание на неудаче
Многие родители делают и другие ошибки, такие как просто сами решают за ребенка домашнее задание. Не стоит этого делать, не решайте полностью, потихоньку наталкивайте ребенка на правильный ответ, он обязательно его найдет сам. Главное набраться терпения, не ругать и не кричать на малыша, так толка не будет.
Не убавляйте темп занятий, если ребенок понял и самостоятельно решил задачу, это еще не значит, что у него с математикой все хорошо. Начинайте с самого начала и изучайте все поэтапно.
Запомните, что математику нужно объяснять, а зазубривание правил не приведет ни к какому результату, ведь со временем все, что было зазубрено, обязательно забудется. Будьте терпеливы и спокойны, занимайтесь ежедневно, тогда проблем не возникнет.
Ребёнок не понимает математику. Что делать? Полезные рекомендации
Первым делом родители должны понять свою роль в обучении ребёнка. Она сводится к тому, чтобы зажечь интерес у школьника и показать достоинства царицы наук. В этом помогут простые средства:
- Покажите детям красоту математики, выраженную в обыденных, понятных вещах: в архитектуре, в природе.
- Покажите необычные стороны науки, которые позволяют измерить и сравнить всё на свете.
- Не ругайте за ошибки и плохие оценки. Наоборот, поощряйте движение вперёд и учите использовать полученный опыт с пользой в поиске новых, правильных решений.
- Приходите в школу Соробан. Наши тренеры точно знают, как вам помочь: soroban.ru
https://www.youtube.com/watch
Как понять математику?
Для того, чтобы начать, необходимо усвоить схему.
Первое – это разобраться во всех правилах. Начать следует с азов
Нельзя делать это с конца, важно разобраться в предыдущих заданиях и правилах. Это делается потому, что каждые последующие задачи подразумевают усложненные предыдущие
Второе: если вы начинаете читать правила и не понимаете, то читайте до тех пор, пока не поймете
Это правило очень важно для тех, кто хочет действительно разобраться в том, как начать понимать математику. Нельзя допускать пробелов в знаниях, иначе именно важное вы не запомните
Не игнорируйте правила – это ваш путь к знаниям математики!
Третье: всегда важна практика. Если уделять занятиям достаточно времени, прилагать больше усилий, то в конечном счете у вас получится. Главное – упорство и отсутствие лени. Помимо занятий, решайте задачи и читайте правила дома. Самоподготовка – тоже важный этап на пути к знаниям.
Четвертое: в голове, кроме зубрежки, нужно всегда представлять схемы, графики. Именно это позволяет полностью оценить задачи и найти лучшие пути их решения. Нужно представить полную картину, и непременно все получится. Кстати, именно образы, схемы и графики в первую очередь позволяют узнать, как понять математику, если ничего не знаешь.
Пятое: никогда не бойтесь ходить на дополнительные занятия или к репетиторам. Конечно, это более затратно, чем заниматься самому. Однако другой знающий человек лучше поможет разобраться со всем и всегда поможет. Особенно к этому прибегают выпускники, которым предстоит сдавать экзамены.
Эти правила помогают уже самостоятельным людям или ученикам старших классов.
Однако если вы – мама, и вам еще предстоит отправить ребенка в школу, то вам для начала нужно объяснить, зачем вообще нужна эта наука. Как это сделать?
Ребенок не понимает математику: что делать
1. Проблемы ребенка со школьной программой родителей выводят из душевного равновесия. Но злость и критика в сторону ребенка, что он «бездельничает», «не старается» и «туго соображает» вовсе не решают проблему. И психологи в этом вопросе единодушны – родители должны не нагнетать атмосферу, а снять напряжение. Не заставляйте ребенка фиксироваться на неудачах. Что-то пока не получается, но это поправимо.
2. Не пытайтесь заставить чадо вызубрить основы дисциплины. Математика будет по плечу только в том случае, если ребенок начнет понимать ее целостность. Подводите школьника к самостоятельному решению, объясняя доступным для него языком те нюансы, которые мешают ему увидеть процесс решения задачи или уравнения.
3. Если нет достаточных знаний, сил времени или возможностей, запишите чадо к хорошему репетитору, который умеет работать с детьми и увлечен своим предметом. Специалист поможет ребенку понять и полюбить математику.
Высокие отметки по школьным предметам – это не самоцель. Цели у каждого ребенка могут быть свои. Кто-то мечтает в будущем стать ученым или программистом, а кто-то хочет просто перестать чувствовать тревоги и страхи, связанные с изучением школьной программы.
Подготовила Марьяна Чорновил
Репетитор
Как начать понимать математику ребенку, если у родителей не получается объяснить или просто не хватает времени для занятий? Сейчас можно найти хорошего специалиста, который будет ежедневно заниматься с вашим чадом.
При выборе репетитора важно учитывать многие факты, самое важное – это образование и уравновешенность человека
Обращайте внимание на стаж работы и на рекомендации. Только высококвалифицированный специалист может помочь в данном вопросе
Что касается финансовой стороны, то на этом экономить не стоит, ведь речь идет о будущем вашего ребенка.
Многие школьные преподаватели практикуют репетиторство, возможно, учитель вашего ребенка согласится заниматься дополнительно за небольшую плату. Сейчас многие проводят специальные дополнительные уроки совершенно бесплатно, но есть одно но, репетитор занимается индивидуально с вашим чадом, а на совместных бесплатных курсах “почемучек” очень много, так ваш малыш может остаться просто в тени более активных учеников.
Не ждите, что после занятий с репетитором, ваш ребенок начнет блистать на уроках математики, ведь чуда не бывает. Но, тем не менее, возможно, малыш начнет разбираться, закончатся плохие оценки, так дела пойдут в гору. У малыша поднимется самооценка, он станет смелее, не будет бояться ошибиться, будет активнее вести себя во время уроков.
Самое главное – это увлечь ребенка, остальное – дело времени. Малыш обязательно втянется, ему понравится заниматься сразу после первой пятерки, которую он заработает самостоятельно без чьей-либо помощи.
Как решить проблемы с математикой
Как только у ребёнка появляются проблемы с математикой родители почему-то начинают думать, что причина заключается в плохой предрасположенности к точным наукам. Потому что формулы вроде бы знает, простые примеры решить тоже может, но каждая контрольная и самостоятельная работа превращается в целое испытание для всей семьи. Все сидят в ожидании результатов. Никогда нельзя сказать точно какую оценку получит ребёнок — четвёрку или двойку.
Дети часто получают плохие отметки именно по математике
Также много жалоб по типу: занимаемся все выходные напролёт, учим эту математику, учим, а в итоге всё равно результат прежний. На самом деле, причина такого плохого восприятия — отсутствие адекватных причин заниматься всеми этими цифрами. Большинство родителей сходятся во мнении, что ребёнок просто гуманитарий, главное — литература, история, обществознание, а математика неважна.
Гуманитариям математика не нужна?
Это огромная ошибка, ведь для лучшего восприятия точных наук этому самому «гуманитарию» нужно лишь вдохновение и цель. Отлично будет, если ребёнку объяснить, что математика — это такая же наука, как и любая другая, и она не ограничивается уравнениями и задачами. Это нечто большее. Математика позволяет изменить мышление, воспринимать старые вещи по-новому.
Главная проблема всех гуманитариев, которые имели проблемы с математикой — это логика. Для составления, например, грамотной и структурированной статьи нужно руководствоваться не только правилами русского языка, но и логикой изложения мысли. Все части должны быть связаны между собой, в то же время, должны легко читаться отдельные фрагменты.
Именно логическое мышление в первую очередь развивает математика и воспринимать это нужно, как возможность расширения кругозора и свежего взгляда на старое. Также точные науки помогают дисциплинировать свой ум и комплексно подходить к решению поставленных задач.
Математика — сложный предмет
Самая популярная отговорка заключается в том, что математика — самый сложный предмет из всех. Нет, на самом деле это одна из самых простых и понятных дисциплин. Для сравнения, возьмите наш богатый русский язык.
Мало того, что в нём существует немало правил орфографии, пунктуации, стилистики, так ещё и исключения есть почти в каждом правиле. Вот уж где нужно запоминать «тонну» информации.
В то же время в математике существуют базовые правила, на которых строятся все остальные. То есть, более сложное всегда можно привести к простому. Всё построено на железной логике, и, следуя этим правилам, вы сможете решить задачи, которые казались на первый взгляд непосильными.
Вспомните, как учат всех детей. Для того, чтобы научить их писать, сначала нужно выводить палочки, точки, изгибы. Потом уже буквы, а из букв — простые слова, из слов — предложения.
Начните изучать математику с самых простых уравнений
В математике с самого начала всё объясняется на пальцах или предметах. При этом, за то же самое время, потраченное на русский язык и на математику, прогресс в изучении второй будет больше. Например, считать учатся дети на яблоках, конфетках.
Используйте это и для решения более сложных задач. В пятом классе аналогии привести не составит труда. Это поможет ребёнку ассоциировать вычисления не с сухими числами, а, например, с мандаринами.
4. Музыка для математики, математика – для музыки
Комплексное исследование, проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.
Ученые обнаружили, что за решение алгебраических задач и обработку музыкальной информации отвечает один и тот же участок головного мозга.
«Наибольшая средняя разница в результатах по алгебре между любыми двумя группами испытуемых была обнаружена между афроамериканскими «инструментальными» группами и группами «немузыкальных» школьников».
Парадоксально, но ученые как будто не интересовались обратной связью.
Ведь если за развитие математических и музыкальных способностей отвечает один и тот же участок головного мозга, не исключено, что занятия математикой улучшают музыкальные способности.
Вспоминается Шерлок Холмс, который был одновременно превосходным сыщиком и талантливым скрипачом. Многие скажут, что знаменитый английский сыщик – просто выдумка, но у него был свой реальный прототип, наставник и друг Артура Конана Дойла. Страстным скрипачом был и величайший физик Альберт Эйнштейн.
Особенности обучения
Учиться в физико-математических школах сложно — из-за высокой интеллектуальной и психологической нагрузки. Прежде чем отдавать туда ребенка, нужно оценить, сможет ли он выдержать ее. Ежедневно, кроме воскресенья, — не менее шести уроков, а во второй половине дня — различные факультативы и кружки. “На мой взгляд, для успешной учебы в физико-математическом классе необходимы три условия. Во-первых, у ребенка должно быть хорошее здоровье, во-вторых — большое желание учиться и постигать новое и, в-третьих — трудолюбие и старательность”, — считает Инна Крючкова, директор школы 444.
Профильные предметы преподаются по оригинальным методикам, которые нацелены в первую очередь на развитие в ребятах творческого, индивидуального начала. Старшеклассников обычно разбивают на небольшие группы, с каждой из которых работает свой педагог.
Уклад жизни в физико-математических лицеях при вузах и вовсе напоминает институтский: занятия строятся по лекционно-семинарской системе, ребята регулярно сдают зачеты, а по окончании 8-го и 10-го класса — переводные экзамены. Основной принцип обучения — выработать у ребят эвристический подход, чтобы каждая решенная задача становилась самостоятельным маленьким открытием. Преподаватель не столько учит, сколько помогает юному таланту учиться самому — советом или нужной книгой. В Школе им. А.Н. Колмогорова, например, семинары по алгебре, математическому анализу, геометрии всегда ведут два педагога, часто демонстрируя разные подходы к решению одной и той же задачи.
Анатолий Часовских, директор Специализированного учебно-научного центра МГУ им. М.В. Ломоносова (Школа им. А.Н. Колмогорова):
— Все наши преподаватели — профессора и доценты университета. А ученики могут почувствовать себя почти студентами: все практические занятия проходят в лабораториях главного вуза страны.
Обучение в физико-математическом лицее 1580 ведется по методикам, разработанным преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана. А по окончании 10-го класса все ученики проходят в вузе обязательную ознакомительную практику.
Склад ума
Ваш ребенок без конца даже на каникулах и выходных решает математические уравнения, по ночам зубрит правила, теории, но это все не помогает? У ребенка так и идут плохие оценки по математике? Что же делать, если ребенок не понимает математику и даже зубрежка не помогает? Может, все дело в том, что у малыша не математический склад ума?
Что это значит? Если ребенок имеет хорошие отметки по гуманитарным предметам, а точные науки не поддаются, то можно с полной уверенностью сказать, что склад ума вашего малыша гуманитарный. От типа вашего склада ума напрямую зависит выбор профессии и дальнейший карьерный рост
Здесь очень важно не ошибиться, иначе работа в дальнейшем будет даваться с большим трудом, соответственно, ни о каком карьерном росте речь не идет
9. Удовольствие от «икс»
Для человека, серьёзно занимающегося математикой, математические формулы, уравнения и другие логические и математические задачи воплощают собой красоту, гармонию и доставляют такое же эстетическое удовольствие, как музыка, искусство и хорошая шутка, утверждает группа исследователей из нескольких университетов Великобритании.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии была зафиксирована активность мозговой деятельности испытуемых во время демонстрации им математических уравнений, формул и задач. Результаты исследования опубликованы в журнале «Границы человеческой нейробиологии» (Frontiers in Human Neuroscience) в 2014 году.
Как научиться испытывать радость и наслаждение от занятий математикой рассказывает известный американский математик, выпускник Гарвардского университета, Стивен Строгац. Преподаватель прикладной математики, обладатель наград в области математики и преподавания на страницах своей книги «Удовольствие от X» с энтузиазмом, просто и понятно объясняет самые значительные математические идеи.
5 способов полюбить математику
Главное — сделать занятия интересными. Вот несколько советов, которые помогут всей семье весело и с пользой провести время, изучая точные науки.
Найдите математику в реальной жизни
Точные науки окружают нас повсюду, и если показать это ребёнку, то у него никогда не возникнет вопроса: «Где мне пригодятся алгебра и геометрия?».
Начинать можно с чего-то простого: посчитать сдачу в магазине или назвать, из каких фигур состоят обычные предметы (стакан — цилиндр, кровать — прямоугольник и так далее).
Чем старше человек, тем интереснее становится математика вокруг него. Старшекласснику можно доверить ведение семейного бюджета или планирование финансов на отпуск. Всё это станет ежедневной тренировкой математического мышления.
Начните играть
Компьютерные и настольные игры отлично способствуют развитию интереса к математике. Преимущество настолок в том, что это увлечение для всей семьи. Интересная математическая игра «7 на 9» понравится и детям, и взрослым. В ней каждая карта закрывается той, на которой сумма изображённых цифр выше. Это отличный способ тренировки устного счёта и быстроты реакции: кто раньше избавится от карт, тот и выиграл.
В интернете можно найти много бесплатных интерактивных головоломок. Например, в приложении «Math. Пазлы и математическая игра» сто уровней сложности, в каждом из которых оригинальная задача — удобная и быстрая тренировка.
Решайте трудные задачки
Примеры в учебниках порой скучные, а тем, кто уже понял пройденную тему, могут показаться слишком лёгкими. Чтобы ребёнок не разлюбил математику, подогревайте интерес трудными, но посильными головоломками. Многие такие задачи пишутся специально для олимпиад.
Читайте книги
Парадоксально, но литература способна повысить интерес к точным наукам и вдохновить на собственные исследования. Младшим школьникам и подросткам подойдут художественные рассказы о математике и необычные сборники и задачники. Советуем обратить внимания на эти книги: Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики», Владимир Левшин «Магистр Рассеянных Наук: математическая трилогия», Игорь Шарыгин «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы». В каждой из них яркий герой постигает премудрости математики, и без помощи читателя ему никак не справиться.
Для более старшего возраста подойдут биографии известных исследователей и научно-популярные книги. Предложите своему ребёнку прочитать «Удовольствие от X» Стивена Строгаца или «Магию математики» Артура Бенджамина.
Смотрите образовательные видео
Короткие видеолекции — удобный формат для учёбы. Советуем популярный канал на YouTube для тех, кто интересуется точными науками и готов пойти дальше школьной программы — Sibscience, его ведут настоящие учёные. Они рассказывают обо всём: от основ геометрии до теории игр и экономики.
Также побудить интерес к математике и подготовиться к аттестациям по этому предмету помогут базовые курсы «Домашней школы Фоксфорда». Выберете нужный класс обучения в каталоге, и постигайте красоту алгебры и геометрии вместе с преподавателями из лучших вузов страны!
Простые решения
Понятно, что для детей с дискалькулией будет сложно открыть отдельные классы или школы. Можно посмотреть на мировой опыт. Так, в Норвегии детям с дискалькулией выделяется репетитор. Но они не все время сидят в скучных кабинетах с задачками: в какие-то дни их отправляют на ферму, ухаживать за животными.
Детский нейропсихолог Наталья Рысина указывает на значимость консультации школьного психолога при дискалькулии: «Он может выявить группы риска на ранних этапах обучения, провести индивидуальную диагностику математических навыков и составить план реабилитации». Впрочем, в школах России если и занимаются детьми с дискалькулией, то логопеды и только в начальной школе.
Также нейропсихолог дает такие советы родителям и учителям, которые подозревают дискалькулию у ребенка.
1. Спокойно разобраться в ситуации. Спокойно — это ключевое слово. Иначе на стрессе можно сформировать эмоциональный блок на усвоение знаний.
2. Дальше пойдет восстановительная работа. Смотрим психологический функциональный возраст ребенка. Допустим, ребенку 7 лет, а он может решать задачи только на 5 лет, тогда мы дадим задания на 4,5 года и будем постепенно улучшать его навыки.
3. Искать другие способности у ребенка. Это не простые слова, а чистой воды физиология. А.С. Пушкин, к примеру, не был силен в арифметике, зато достиг высот в литературе.
* * *
Если вы или ваш близкий столкнулись с дискалькулией, обратитесь к нейропсихологу и психоневрологу, сдайте кровь на биохимию, пройдите аппаратное обследование
Важно понять причину расстройства. И помните: если вам и не суждено стать бухгалтером или программистом, то вас наверняка ждет творческая дорога.
Ищем причины трудностей ребёнка в изучении точной науки
Люди, которых мы называем «технарями» за их точное, логическое мышление, считают математику самой простой и понятной наукой. Объясняют они это так:
- Здесь не нужно ничего зубрить. Если ты понимаешь принцип решения задачи, то сумеешь без труда вывести любую формулу.
- Математика последовательна и логична. Новая тема является продолжением предыдущей, и все они связаны между собой.
- В задачах по математике не может быть разных толкований, туманных ответов. Всегда есть конкретное, точное решение, единственно правильный вывод.
- Когда ты начинаешь понимать математику, то видишь её красоту и изящество.
Но что делать, если совсем не понимаешь математику? Тем более, как с этой проблемой справиться ребёнку? Что ж, в такой ситуации самый простой выход – смириться
Легко поверить в то, что школьнику просто «не дано» понять эту великую науку и уделить внимание на изучении доступных дисциплин. Зато у него всё хорошо с историей, географией, английским языком… Стоп! Ваш ребёнок учит английский язык и у него хорошие результаты? А вы знаете, что этот предмет имеет сложную логичную структуру? Значит, всё-таки есть у ребёнка способности
Вот и психологи на вопрос: «что делать, если ребёнок вообще не понимает математику», советуют искать настоящую причину. А таких может быть несколько:
Взрослые дали понять ребёнку, что математика ему не по зубам. А он поверил, так как дети очень зависят от мнения взрослых, особенно родителей и педагога.
В начальных классах сложности могут быть связаны вовсе не с отсутствием математических задатков, а с тем, что ребёнок ещё плохо читает. При чтении по слогам детям сложно вникать в смысл текста
На это нужно вовремя обратить внимание, ведь если малыш не поймёт основы, дальше будет только хуже.
Когда родители придают большое значение оценкам, выдвигают слишком высокие требования, ребёнок всё больше тревожится по поводу своей математической «отсталости». Лучшим ответом на вопрос — «что делать, если не понимаешь математику», — они выбирают нежелание даже пытаться
Неуверенность, страх неудачи – самые сильные антимотиваторы.
Блоки в восприятии знаний могут возникать неосознанно из-за использования в математике таких слов, как «требование», «необходимо», «условие», «выполнить».
Методы обучения, форма подачи материала – всё это важные условия успешного обучения. В рамках обычной школы очень мало по-настоящему увлечённых наукой педагогов, способных пробудить в детях живой интерес к математике.