Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей
Становление общности происходит в 3 этапа:
- Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
- Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
- Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.
Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы:
- Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
- Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
- Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.
В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:
- лидер;
- популярные;
- предпочитаемые;
- игнорируемые;
- аутсайдеры.
Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.
Социально-психологическая характеристика коллектива
Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.
Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.
Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.
В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т.д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.
Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения. Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.
Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.
Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.
Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.
Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.
ÐзаимооÑноÑениÑ
ÐÑиÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾ÑноÑений в малÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ð°Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑÑеÑÑÑ ÑÑбÑекÑивнÑми оÑноÑениÑми, коÑоÑÑе возникаÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑезÑлÑÑÐ°Ñ ÑазнообÑазнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑакÑий ее ÑÑаÑÑников и ÑопÑовождаÑÑÑÑ ÑазнÑми по полÑÑÑ ÑмоÑионалÑнÑми пеÑеживаниÑми лиÑноÑÑей. ÐÐ»Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð»Ð¸ÑноÑÑного взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑаÑакÑеÑна ÑÑиÑийноÑÑÑ Ð¸Ð·-за внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловий. ÐонаÑÐ°Ð»Ñ ÑÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑдно ÑаÑпознаÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð° Ñаком ÑÑапе ей не ÑвойÑÑвенно оÑганизаÑионное оÑоÑмление. Ðо ÑÑо ÑовÑем не ÑмалÑÐµÑ ÐµÐµ знаÑимоÑÑи, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑие малой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð² пÑиÑологии должно ÑÑаÑелÑно иÑÑледоваÑÑÑÑ. ÐежлиÑноÑÑнÑе ÑвÑзи ÑÑановÑÑÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð¹ Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑлеменÑов обÑединениÑ, ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½ÑÑ Ð¿Ñавил, ноÑм жиÑелÑÑÑва, межлиÑноÑÑнÑÑ Ð¾Ñенок, ÑовмеÑÑного пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑоÑÑвÑÑвиÑ, пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑопеÑниÑеÑÑва, конкÑÑенÑии и ÑамоÑеализаÑии.
История социальной психологии
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы:12.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей):17.
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903):11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее):11.
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Социально-психологическая характеристика группы
Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.
Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.
Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.
Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).
Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.
Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности. Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.
Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т.д.
Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий
Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.
Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.
Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений
Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия
- Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
- Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
- Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
- Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.
Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.
ÐодÑÑÑÑкÑÑÑа ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð»Ð¸ÑноÑÑнÑÑ Ð¿ÑедпоÑÑений
Ð ÑÑом аÑпекÑе пÑиÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ Ð³ÑÑпп изÑÑÐ°ÐµÑ ÑеалÑнÑе ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñленами, ÑимпаÑии и анÑипаÑии, коÑоÑÑе легко вÑÑвиÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ ÑоÑиомеÑÑиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¼ÐµÑодÑ. С помоÑÑÑ ÑоÑиомеÑÑии можно опÑеделиÑÑ, еÑÑÑ Ð»Ð¸ взаимнÑе пÑедпоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñленов гÑÑппÑ, ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ ÑиÑÑема межлиÑноÑÑнÑÑ Ð¸ ÑмоÑионалÑнÑÑ ÑвÑзей здеÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвÑеÑ. ÐÑди оÑвеÑаÑÑ Ð½Ð° вопÑоÑÑ, коÑоÑÑе пÑедÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¾ÑвеÑÑ Ð² виде вÑбоÑа неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÑÑаÑÑников Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной и негаÑивной ÑÑоÑонÑ. ÐапÑимеÑ, кого Ñеловек ÑоÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑÑ Ð½Ð° Ñвоем дне ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ кого не ÑоÑеÑ. ÐÑбиÑаÑÑ ÑÑÐµÑ Ñленов гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð² каÑеÑÑве оÑвеÑа на каждÑй вопÑоÑ.
СоÑÑавлÑÑÑие гÑÑппÑ
ÐÐ°Ð»Ð°Ñ Ð³ÑÑппа â ÑÑо в пÑиÑологии ÑÑбÑÐµÐºÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи, наделеннÑй ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ можно оÑаÑакÑеÑизоваÑÑ Ñ Ð¿ÑиÑологиÑеÑкой ÑоÑки зÑениÑ. ÐÐ»Ñ Ð½ÐµÐµ, как и Ð´Ð»Ñ Ð»Ñбой дÑÑгой обÑноÑÑи, коÑоÑÐ°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑ Ð´ÑÑовнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ пÑиÑологиÑ, Ñвои оÑобенноÑÑи, коÑоÑÑе не могÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ðº ÑÑммаÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнÑÑ ÑаÑакÑеÑиÑÑик лÑдей, ÑаÑакÑеÑÐ½Ñ ÑобÑÑвеннÑе ÑоÑÑавлÑÑÑие, а именно:
- ÐзаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² гÑÑппе.
- УÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÑппÑ.
- ÐаÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² гÑÑппе.
- ТÑадиÑии гÑÑппÑ.
Социальная группа
Статьи по психологии Социальная психология Социальная группа
Социальная группа — общность индивидов, обладающая социальной структурой, которых объединяют общая деятельность, цели и интересы.
Функция социальной группы заключается в регулировании социального поведения индивидов в группе в стремлении к достижению объединяющих их интересов.
В социальной психологии принято подразделять социальные группы на большие, средние и малые группы.
Большая социальная группа — объединение людей, в основе которого лежат такие социальные признаки как: национальность, классовость, партийность, демографичность. Именно в больших группах образуются культура, традиции, которые являются базовыми социальными ценностями — идеологией общества. Массовая коммуникация осуществляет связь между членами большой социальной группы.
Средние социальные группы, в отличии от больших, территориально меньше, появляется возможность непосредственного общения членов группы (школа, институт, завод и др.)
Малая социальная группа в первую очередь характеризуется непосредственным общением индивидов группы. Количество членов группы заведомо определено, как и её организация, динамика и соц.-психологические механизмы.
Малая социальная группа характеризуется так же наличием руководства – лидера, который задает цели деятельности, для достижения максимального воплощения объединяющих группу интересов. В обязанности руководителя так же входит организация деятельности членов малой группы.
«Мозговой центр» группы состоит из лидера, формальных руководителей и сублидера, а остальные члены группы являются исполнителями и обладают различными заслуженными или присужденными статусами. Наблюдаются так же явления низкостатусных индивидов, которые идеологически относятся к группе, но не имеют определенного положения или «места».
Первичная группа – наиболее сплоченный внутригрупповой коллектив малой группы.
Микросреда в социальной психологии является социальной средой (совокупность малых групп), которая окружает индивида, и выступает как один из факторов на пути формирования поведения индивида (девиантное или социально-адаптивное).
Малые группы в свою очередь подразделяются на формальные, обладающие регламентированными структурой и целями, и неформальные, соответственно не обладающие четко выраженной структурой. В неформальной группе, так же как и в формальной, существует внутригрупповая иерархия, но взаимодействие людей стихийно и прямо зависимо от личностных отношений, характер которых определяется системой ценностей.
ÐоммÑникаÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÑÑкÑÑÑа
ÐÑиÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ малÑÑ Ð³ÑÑпп в ÑÑом аÑпекÑе занимаеÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñеделением позиÑии каждого ÑÑаÑÑника обÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑазлиÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑионнÑÑ ÑиÑÑемаÑ, коÑоÑÑе еÑÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ Ñамими и ÑвлÑÑÑÑÑ ÑвÑзаннÑми Ñ Ð²Ð½ÐµÑним миÑом. СÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑией и знаниÑми влиÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑаÑÑÑ Ñлена в гÑÑппе, поÑколÑÐºÑ Ð¾Ð½ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾ÑобÑм доÑÑÑпом к возможноÑÑи полÑÑиÑÑ Ð¸ ÑÑаниÑÑ ÑведениÑ, ÑÑо, ÑооÑвеÑÑÑвенно, и обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑкÑÑ ÑолÑ. Ðнализом коммÑникаÑивнÑÑ ÑвÑзей, коÑоÑÑе влиÑÑÑ Ð½Ð° пÑодÑкÑивноÑÑÑ Ð¾Ð±Ñей деÑÑелÑноÑÑи, занималÑÑ ÐÑиÑевÑкий. ÐÑиÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð¹ гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑÑала обобÑеннÑм ÑÑÑдом ÑÑого ÑÑеного. ÐажнÑм моменÑом ÑвлÑеÑÑÑ Ð² инÑоÑмаÑионном поÑоке и налиÑие или оÑÑÑÑÑÑвие негаÑивной ÑмоÑионалÑной аÑмоÑÑеÑÑ.
Индивидуальная социально-психологическая характеристика
Что такое индивидуальная личность? Под этим словосочетанием понимают человека, который обладает определенной долей сознательности и активности, имеет возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни, стиль поведения, жизненный путь и его конечные цели. Чаще всего такой выбор зависит исключительно от внутренних факторов, таких как врожденные и получившие определенный приоритет личностные характеристики, а также его разнообразные психологически качества, формируемые и развивающиеся в течение всей жизни. Помимо этого, стоит отметить тот факт, что на состояние любого индивида, так или иначе влияют его персональные взаимоотношения с другими людьми, которые формируются в процессе его деятельности, производства и потребления определенных материальных благ.
Как уже говорилось, подобно коллективной индивидуальная социально-психологическая характеристика зависима от факторов вроде социальной и политической обстановки, влияния национальных.
Культурных и духовных устоев, отношения между участниками группы, в которую входит сам индивидуум и особенности его деятельности. При этом в момент контакта между двумя участниками, в процессе общения между ними, происходит эффект влияния одного индивидуума на другого, результатом которого может стать формирование некоторой общности, взаимопонимания, или же ее полное отсутствие.
Следует подчеркнуть тот факт, что несмотря на всю важность личностных и естественных качеств индивида, суть любого человека – его социальная природа. Это также подразумевает тот факт, что ни один человек не рождается уникальной и полноценной личностью, а лишь становится ею путем процесса углубленной социализации, адаптации к окружающим его людям, контактов с ними и оценки своей личной позиции
Таким образом, характеристика процесса трансформации живого человека в личность как таковую, во многом зависит от специфики окружающего его социума и ряда его свойств.
В целом любые взаимоотношения в обществе, компании, группе или коллективе, независимо от количества участников, рассматривается с точки зрения психологии как игра с распределением конкретных социальных ролей. Таким образом, мы говорим о том, что толчок к формированию и дальнейшему развитию всех параметров истинной личности задает участие человека с самого рождения в этом огромном «репертуаре», где он не только сталкивается с людьми, исполняющими совершенно разнообразные социальные роли, но также примеряет некоторые из них на себя самого.
С такой позиции совершенно справедливо полагать, что любой человек тем больше приспособлен к существованию в условиях окружающего социума, чем больше различных социальных ролей он способен принять на себя. В результате мы сталкиваемся с постулатом о том, что любой процесс развития личности выступает своеобразным показателем динамики освоения этим индивидуумом определенного количества ролей в социуме.
Специалисты отмечают также некоторое разделение социальных ролей по их характеристикам. Так социальная роль может быть сугубо межличностной или же конвенциальной. Все права и обязанности, которые и формируют специфику социальной роли, при этом являясь в некотором роде стандартизированными, считаются конвенциальными. Примером такой социальной роли может служить статус отца, начальника, преподавателя.
Что касается межличностной социальной роли, то ею считается любой набор прав и обязанностей, специфика которых зависима не от сложившихся в социуме определенных рамок, но он личностных характеристик того, кто принимает на себя эту роль. Таким образом, на специфику формирования и всестороннего развития личности любого индивидуума влияют как личные, так и деловые отношения, при этом социальный статус личности в большей степени определяется его позицией, принятыми социальными правами и обязанностями.
Основные формы и признаки сообществ
Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.
По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:
- первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
- вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.
По типу взаимодействия общности бывают:
- формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
- неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.
Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.
По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:
- высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
- участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
- межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
- чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
- четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.
Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.
Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.
Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:
- гендер — мужчина или женщина;
- этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
- возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
- профессия — учитель, врач, бизнесмен;
- семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
- место жительства — город, поселок, деревня;
- уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.
К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.
Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:
- референтность — принятие или отторжение ценностей;
- лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
- интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
- микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
- направленность — ценность установок для социума.
Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.
Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности
Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.
Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.
Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.
В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:
- Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
- Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
- Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
- Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
- Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.
Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.
Социально-психологическая характеристика семьи
Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:
- Общение между супругами.
- Общение родителей с детьми.
- Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.
Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.
Семья выполняет следующие функции:
- Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
- Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
- Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
- Духовное развитие каждого члена.
- Развитие досуга, его обогащение.
- Определение социального статуса каждого члена.
- Психологическая защита и эмоциональная поддержка.
ÐÑÑпповÑе ÑÑÑÑемлениÑ
СоÑÑавлÑÑÑие гÑÑпповÑÑ ÑÑÑÑемлений пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑелÑми, поÑÑебноÑÑÑми, моÑивами, вклÑÑаÑÑими инÑеÑеÑÑ Ð¸ ÑенноÑÑи, задаÑами, коÑоÑÑе ÑвлÑÑÑÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð¹ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ обÑÐ¸Ñ ÑÑилий ÑÑаÑÑников обÑазованиÑ.
ÐÑ Ñпоминали о ÑелÑÑ, поÑÑебноÑÑÑÑ Ð¸ моÑиваÑ. Ðод ÑелÑми понимаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ важнÑе Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¾Ð±ÑекÑÑ, ÑеноменÑ, заданиÑ, коÑоÑÑе ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑинной ÑÑÑÑÑ Ð¸Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑи. Ðни могÑÑ Ð¾ÑлиÑаÑÑÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¾ÑÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ далÑноÑÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑижениÑ, обÑеÑÑвенной знаÑимоÑÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ важноÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð¿Ñеделенной гÑÑппÑ. Ð¦ÐµÐ»Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñоли деÑÑелÑноÑÑи в обÑеÑÑвенной жизни. То, ÑÑо необÑодимо Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ â ÑÑо поÑÑебноÑÑи. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑелÑнÑми Ñилами ÑовмеÑÑной акÑивноÑÑи вÑÑÑÑпаÑÑ Ð¼Ð¾ÑивÑ. Ðни заÑÑавлÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² занимаÑÑÑÑ Ñем или инÑм делом, коÑоÑое ÑаÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑиÑиной Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑединениÑ.