Введение. Что изучает психология межгрупповых отношений?
В данном модуле вы познакомитесь со структурой курса для его успешного освоения. Мы поговорим о том как устроена психология межгрупповых отношений. Мы рассмотрим теории «индивидуального уровня», созданные для объяснения межгрупповой враждебности: теорию авторитарной личности и социального доминирования. Поговорим о том, что такое авторитаризм и ориентация на социальное доминирование, как они формируются, как они связаны с другими чертами, установками и поведением человека. В конце каждой недели мы предложим вам ознакомиться с дополнительными материалами, которые, как и основной курс, вы можете обсудить на форуме вместе с другими слушателями. К последней лекции каждой недели прикреплена презентация, которую Вы можете скачать. Успехов!
Часов на завершение
3 ч. на завершение
Reading
13 видео ((всего 129 мин.)), 2 материалов для самостоятельного изучения, 1 тест
Просмотреть все
Другие ученые
Сьюзан Фиске вместе со своими коллегами Эми Кадди, Питером Гликом и Джун Сюй разработали модель содержания стереотипов, в которой говорится, что стереотипы и межгрупповые впечатления формируются в двух измерениях: тепло и компетентность. Модель содержания стереотипа основывается на теории эволюционной психологии. Индивиды склонны сначала оценивать, представляют ли люди угрозу (тепло), а затем предугадывать, как люди будут действовать, основываясь на первоначальной оценке (компетентности). Из этого следует, что социальные страты, которые конкурируют за реальные или предполагаемые ресурсы, такие как деньги или политическая власть, считаются низкими по теплу, в то время как коллективы с высоким статусом (например, с точки зрения финансов или образования) имеют высокий рейтинг компетентности. Фиске также участвовала в разработке широко используемого перечня амбивалентного, враждебного и доброжелательного сексизма.
Клод Стил и его коллеги Стив Спенсер и Джошуа Аронсон известны тем, что изучают угрозу стереотипа – ситуационное давление ощущается, когда они рискуют подтвердить негативный стереотип о своей общине. В основе механизма угрозы лежат три фактора: стрессовое возбуждение, мониторинг производительности и когнитивные усилия по снижению негативных мыслей и чувств.
Существуют доказательства того, что угроза стереотипа играет роль в снижении профессиональной успеваемости среди людей в отрицательно стереотипных группах, хотя другие изыскания поставили это под вопрос. Стил и его сотрудники изучили несколько форм вмешательств, направленных на смягчение угрозы стереотипов, в том числе, методы самоутверждения и предоставления психологически «мудрой» критической обратной связи.
Энтони Гринвальд и его коллеги Дебби МакГи и Джордан Шварц разработали тест неявной ассоциации или IAT. Он используется для проверки силы неявных (автоматических) ассоциаций индивида между ментальными репрезентациями и обычно используется в межгрупповых исследованиях для проверки предвзятости. Недавно обоснованность IAT как меры неявного смещения была поставлена под сомнение. Гринвальд, который был студентом Гордона Оллпорта, также изучал фаворитизм в коллективе, поскольку он связан с дискриминацией и скрытым социальным уклоном по различным темам, включая влияние на поступление в медицинскую школу и формирование стереотипов среди маленьких детей. Это формирует проблемы межгрупповых отношений.
Джим Сиданиус и Фелисия Пратто разработали теорию социального доминирования, которая утверждает, что большинство групп организованы иерархически в развитых обществах. Согласно теории, они основаны на возрасте: пожилые люди имеют большую власть, как и мужчины. Это произвольно установленные иерархии, которые определены культурно и могут включать расу/этническую принадлежность, религию и национальность. Теория также предсказывает паттерны отношений межгруппового конфликта на основе сильных гегемонических коллективов, различающих и угнетающих маломощные общины.
Сиданиус разработал шкалу ориентации социального доминирования, чтобы измерить желание членов одного коллектива доминировать и превосходить внешние общины.
Долго изучались также методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Сейчас эти исследования очень сильно продвинулись. Об этом доступно написано в книге “Психология межгрупповых отношений” В. С. Агеева.
Дженнифер Ричесон изучает расовую идентичность, социальное неравенство и межрасовые отношения с акцентом на понимание психологических процессов, стоящих за реакциями на разнообразие.
В работе, посвященной социальному неравенству, Ричесон и ее коллеги Майкл Краус и Джулиан Ракер обнаружили, что американцы неверно оценивают степень, в которой экономическое равенство было достигнуто как среди “белых”, так и среди чернокожих с высокими и низкими доходами, переоценивая экономическое равенство на основе расы. Это написано в любом учебнике психологии межгрупповых отношений и взаимодействий.
Большие социальные группы
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы, нации);
б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп:
Реалистическая теория конфликтов
Реалистическая теория конфликтов (RCT или RGCT), представляет собой модель коллективного конфликта, которая описывает, как предубеждение между общинами возникают из-за разных целей и конкуренции за ограниченные ресурсы. Общности индивидов могут конкурировать за конкретные ресурсы, такие как деньги и земля, или за абстрактные ресурсы, такие как политическая власть и социальный статус, что приводит к враждебным убеждениям с нулевой суммой. RCT был первоначально предложен Дональдом Т. Кэмпбеллом, а затем был разработан в классических экспериментах Музафером Шерифом. Эксперимент «Пещера грабителей Шерифа» предоставил доказательства для РКИ, произвольно назначив мальчиков в летний лагерь с одинаковым прошлым в разные группы.
Затем мальчики в этих командах соревновались друг с другом и выявляли враждебные убеждения внешней группы, пока не была навязана общая цель сотрудничества, которая требовала, чтобы коллективы работали вместе, что привело к уменьшению чувства враждебности. Шериф утверждал, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения и что межгрупповой конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм.
Межгрупповое взаимодействие и его феномены
Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.
В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.
Специфика межгруппового восприятия:
1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.
Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.
Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:
1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как “своих” и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);
2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.
Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:
1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;
2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;
3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.
Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.
Феномены межгрупповой интеграции:
1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;
2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;
3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;
4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.
Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.
Дискриминация и предрассудки
Движение за гражданские права 1950-х и 60-х годов привело социологов к изучению предрассудков, дискриминации и коллективных действий в Америке. В 1952 году NAACP обратилась с призывом провести исследование по общественным наукам для дальнейшего изучения этих вопросов в свете судебного процесса по делу Браун против Совета по образованию.
Книга Гордона Олпорта 1954 года «Природа предубеждений» дала первую теоретическую основу для понимания и противодействия предрассудкам и закрепила предубеждение как центральный центр социальной психологии. В своей книге Оллпорт предложил гипотезу контакта, которая гласит, что межличностный контакт при правильных условиях может быть эффективным средством уменьшения предрассудков, дискриминации и зависимости от стереотипов. Последующие поколения ученых строили и применяли гипотезу Олпорта к другим областям предрассудков, включая сексизм, гомофобию.
Психология межгрупповых отношений.doc
«Психология межгрупповых отношений» ^ Область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса:– социальную категоризацию;– социальную идентификацию;– социальное сравнение;– социальную (межгрупповую) дискриминацию. восприятияконкретных показателей адекватности межгруппового восприятия выступали:1) прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;^ 2) объяснение причин победы или поражения своей или чужой групп в этом соревновании;3)представления о потенциальных успехах своей и чужой групп в разных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией.
- тип межгруппового соревнования на обоих этапах второй серии отличался от типа межгруппового соревнования в первой серии – здесь не имела места модель «игры с нулевой суммой», поскольку не было однозначной победы или однозначного поражения;
- два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела совместную и социально значимую ценность, не ограничивающуюся узкогрупповыми целями в межгрупповом соревновании.
схема генезиса межгрупповых процессовОбъективные условия совместной^ Межгрупповой деятельностиХарактер непосредственногоМежгруппового взаимодействия^ Параметры процессовМежгруппового восприятия. Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад: теперь можно констатировать не просто тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средства, при помощи которого она может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий «моей» и «чужой» группами, со всем не обязательно в реальном взаимодействии приводить к вне групповой враждебности. Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой если речь идет о малых группах или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т.д.). Вариант этого сечения – взаимоотношения разных но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. второе сечение – отношение между группами по «вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии бригада, завод, цех, объединение и т.п. Этот второй случая логично позволить включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии – психологию организации. Межгрупповые конфликты^ Г. ТэджфелЛюбое количество индивидов будет рассматривать себя как группу при условии, что субъективно воспринимаемая разница между ними менее значительна, чем по отношению к общностям других индивидов.это обмен материалами или информацией, потребность для одной группы быть в курсе работы другой или участвовать в ее деятельности, совместно решать проблемы, принимать решения или участвовать в производственном процессе, конкуренция за ресурсы или престиж, наконец, просто физическое соседство.^ 1. Признаки эффективного сотрудничества Существуют четыре признака эффективного (неэффективного) сотрудничества, выведенные П.Р. Лоренсом и Д.В. Лорш^ 1) сходство целей;2) отличие под своим временным горизонтам^ 3) различие личных целей членов групп, приводящее к «ненужным» неформальным контактам;отличие формальными структурами Дифференциация связана с различными подходами и правилами работы, которых придерживаются разные специалисты, работающие в группе, а интеграция характеризуется единым подходом и сотрудничеством всех членов коллектива.
Поиск по сайту:
Методы разрешения конфликтной ситуации
Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
Структурные методы:
› метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;
› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;
› общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;
›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:
уклонение – метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта
Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;
сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.
конкуренция – используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Может быть использован в случаях, когда исход очень важен и на него делается большая ставка, при обладании достаточным авторитетом для принятия решения, при необходимости быстрого принятия решения, при соответствующих властных полномочиях, при отсутствии другого выбора или в случае, когда нечего терять, в критической ситуации и др.
компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.
сотрудничество – форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др
Результаты обучения
Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:
- способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
- способности осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1);
- способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6)
Значение
Различные теории из психологии межгрупповых отношений дали много подходов к снижению предубеждений. Ученые сосредоточились на разработке теоретических основ для понимания того, как эффективно уменьшить коллективные конфликты и предрассудки. Например, недавнее вмешательство, разработанное Патрисией Девайн и ее коллегами, сфокусировано на преодолении когнитивных искажений и уменьшении неявных предубеждений.
В других исследованиях по снижению предрассудков изучались методы межгрупповых отношений и взаимодействий, в том числе, кооперативное обучение (такое как «Головоломка» Эллиота Аронсона).
Мета-анализы экспериментов по уменьшению неявного смещения показали, что многие из них дают ограниченный эффект, который не сохраняется вне лабораторных условий. Некоторые эксперты призвали к дополнительным полевым экспериментами и исследованиям, в которых используются продольные схемы для проверки внешней валидности и долговечности существующих методов уменьшения предубеждений, особенно программ по разнообразию рабочих мест, которые могут не учитываться эмпирическими исследованиями.
Когнитивная революция
Революция в психологии в 1950-х и 60-х годах заставила ученых изучить, как когнитивные искажения и эвристика влияют на убеждения и поведение. Получившийся в результате акцент на когнитивных процессах представлял собой значительный отход от основной бихевиористской философии, которая сформировала большую часть психологических проектов в первой половине XX века. Во время и после когнитивной революции исследователи межгрупповых отношений начали изучать искажение в поведении и мышлении, эвристику и стереотипы, их влияние на убеждение и поведение.
Изыскания Соломона Аша в 1950-х годах были одними из первых экспериментов, в которых изучалось, как когнитивный процесс (необходимость соответствовать поведению коллектива) может отвергать индивидуальные предпочтения, напрямую влиять на поведение. Леон Фестингер также сосредоточился на когнитивных процессах при разработке теории когнитивного диссонанса, которую Эллиот Аронсон и другие ученые впоследствии будут использовать для описания того, как люди чувствуют симпатию к общине, в которую они были инициированы, но со взглядами которой не могут согласиться. Об этом написано в книге Гулевича «Психология межгрупповых отношений».
Развитие технологий
Развитие технологий также сформировало изучение видов межгрупповых отношений сначала с принятием компьютерного программного обеспечения. А затем с использованием методов нейровизуализации, таких как МРТ, например. Одним из примеров того, как психологи используют новую технологию для исследований межгрупповых отношений, является тест неявной ассоциации (IAT), разработанный Энтони Гринвальдом и его коллегами в 1998 году в качестве средства измерения силы автоматической ассоциации между различными ментальными представлениями объектов. IAT обычно используется для измерения силы неявного смещения для различных конструкций, включая гендерные стереотипы на рабочем месте.
Гордон Олпорт разработал эту гипотезу, которая гласит, что контакт с членами другой социальной страты в соответствующих обстоятельствах может привести к снижению предубеждений между большинством и меньшинством. В основе контактной гипотезы лежат три психологических процесса: изучение внешней общины посредством прямого контакта, уменьшение страха и тревоги при взаимодействии с внешней общностью индивидов, а также повышение способности воспринимать перспективу, что приводит к снижению негативной оценки.
Некоторые исследователи подвергают критике контактную гипотезу, в частности, ее обобщаемость и тот факт, что межколлективный контакт может привести к увеличению, а не уменьшению предубеждений.
Изыскания Шерифов
Музафер Шериф и Кэролин Вуд Шериф провели несколько заметных экспериментов на эту тему в середине XX века, включая эксперимент «Летний лагерь». Эти эксперименты легли в основу реалистической теории конфликта, предоставляя теоретическое объяснение происхождения межгрупповых предрассудков, а также изучая методы, направленные на снижение негативного отношения между общностями. Шерифы предположили, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения. И что конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм. Изыскания Музафера Шерифа по психологии коллективных конфликтов были основаны на его опыте наблюдения и изучения дискриминации и социального давления в Соединенных Штатах и в Турции.
Кэролин Вуд Шериф вместе с Музафером Шерифом и Карлом Ховландом разработала теорию социального суждения, которая объясняет, как люди воспринимают и оценивают новые идеи, сравнивая их с нынешними установками. Теория обрисовывала в общих чертах, как люди умеют убеждать и как это может влиять на индивидуальные и коллективные установки.
Отношения в группах
Межгрупповые отношения (МО) — это взаимосвязи с людьми, которые субъективно отражаются и объективно выявляются в характере и способе взаимного влияния друг на друга.
МО исследуют с двух ответвлений:
Отношения «по горизонтали», где между группами нет подчинения. Это связи равноправных элементов, к примеру, взаимодействие между начальниками подразделений.
Горизонтальное распределение труда.
В каждой организации, если, по крайней мере, вместе сотрудничают 2 человека, работа должна быть разделена между ними. На малых объектах горизонтальные связи четко могут не наблюдаться. Например, владельцы и управляющие ресторана, способны по очереди обслуживать посетителей, принимать гостей или готовить еду. Однако на предприятиях, где осуществляется производство, маркетинг и имеют дело с финансами, нужно выполнять работу слаженно и успешно сотрудничать, избегая конфликтов.
В «горизонтальных» отношениях возможно строить карьеру, перемещаясь с одной области деятельности в другую, либо выполняя временные, высшие по ступени, служебные роли. Также в горизонтальной карьере можно расширять или усложнять задачи, находясь на прежней ступени. Однако данное продвижение временное и не гарантированное.
Вертикальные» отношения. В них присутствуют некоторые иерархии, например, бригада, цех, завод и так далее. В этих связях задействованы как руководители, так и подчиненные.
Вертикальное разделение работы.
Для реализации поставленных целей необходима координация деятельности. Поэтому в организации должна быть четко выделена группа управляющих, которые организуют успешную работу. Вертикальное разделение определяют количеством ступеней власти.Чем больше людей на предприятии, тем больше усилий требуется в их управлении и координации.
Вертикальная карьера имеет много общего с понятием деловой, поскольку в этом случае продвижение может быть явно видно. Это подъем на более высокий уровень структурной иерархии. Человек повышается в должности, что отражается на его уровне оплаты труда и на обязанностях.
Психология межличностных отношений
Сложная психология отношений матери и взрослого сына: советы
Психология отношений в коллективе на работе
Об этом курсе
Недавно просмотрено: 15,511
С самого рождения каждый человек входит в социальную группу. Сначала это группы личного общения – семья, друзья, одноклассники. Позже мы осознаем свою принадлежность к большим группам – гендерным, возрастным, профессиональным, этническим, политическим, религиозным и т.д. Это оказывает драматическое воздействие на наши оценки и поведение. Мы делим людей на «своих» и «чужих», защищаем первых и отвергаем вторых. «Это мой класс!», «Это моя страна!», «Это моя вера!» – как часто подобные высказывания становятся началом межгрупповой вражды.
Почему возникают межгрупповые конфликты? Что происходит с нами, когда мы выступаем от лица группы? Как улучшить отношения между разными сообществами? – вот основные вопросы, на которые пытаются ответить психологи, изучающие межгрупповые отношения. Наш курс состоит из трех частей. Сначала мы проанализируем разные объяснения межгрупповых конфликтов: поговорим о том, почему мы отвергаем «чужих». Затем рассмотрим, как мы воспринимаем и ведем себя по отношению к другим группам: обсудим, что такое стереотипы, предрассудки и групповая дискриминация. В завершение мы поговорим о психологических процедурах, которые помогают нам установить хорошие отношения с членами других групп: от убеждающих сообщений и художественных фильмов до организации личного контакта.
Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов. В онлайн лекциях мы поговорим о результатах психологических исследований, а также посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни. Дополнительные материалы – выступления экспертов, статистические данные, видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы показать, какую роль межгрупповые отношения играют в нашей жизни, мы пригласили специалистов, которые проводят исследования и работают над улучшением межгрупповых отношений в нашей стране. Кроме того, в рамках курса будут проходить обсуждения, где вы сможете совместно обсудить проблемы, возникающие в межгрупповых отношениях.
Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес: coursera@hse.ru