Что такое арт-терапия
Арт терапия – это психотерапевтическая технология, которая корректирует эмоциональное состояние и способствует общему развитию. Существует два вида данного направления:
- Для воздействия на психическое состояние детей используются художественные произведения: картины, скульптуры, литература или музыка. Прослушивание классической музыки или чтение произведений великих мастеров помогает избавиться от тревожности, депрессии, апатии, фрустрации и панических атак.
- Человек самостоятельно пытается создать произведение искусства: рисует, пишет музыку или лепит. По мнению психологов, этот метод благоприятнее влияет на психику, так как в этом случае задействована фантазия.
Психотерапевты больше внимания уделяют второму методу арт терапии, такие занятия проходят не только в психологических центрах, но и в детских садах. Педагоги в ДОУ обязательно включают в программу обучения дошкольников арт терапию, так как это помогает раскрыть творческий потенциал и развить умственные способности. Для того чтобы решить психическую проблему, с ребенком должен работать опытный психолог.
Важно! Эта практика показана не только детям, но и взрослым. Арт терапия снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека
Принцип арт терапии – выразить свое «Я» в образе на бумаге
5 Психотерапия Фрейда
Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:
- 1. Динамический – объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
- 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
- 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
- 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.
З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: “ситуация ребенка”. Больной приравниается к ребенку, от “выходок” которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:
- осознание патологии;
- добовольное решение к терапии;
- воля к выздоровлению.
Главные направления современной психотерапии
Обычно психотерапевт специализируется на одном из направлений. Вот основные из них:
телесно-ориентированная. Этот метод можно назвать парадоксальным, ведь основная работа ведется с телом пациента, а изменения в результате терапии происходят во внутреннем мире. Во время лечения можно избавиться от мышечных зажимов, которые, как считают телесно-ориентированные терапевты, являются отражением внутренних проблем на телесном уровне. Часто таким образом осуществляется психотерапия лишнего веса: терапевт помогает клиентам научиться лучше чувствовать свое тело, любить и принимать его. Телесная терапия помогает стать более свободным и раскрепощенным, благодаря чему она рекомендована людям, которые имеют проблемы в сексуальной сфере;
когнитивно-поведенческая. Когнитивная терапия основана на том, что многие проблемы у человека возникают из-за ошибок в его мышлении. После коррекции этих ошибок происходят позитивные поведенческие изменения. Когнитивная терапия эффективна при неврозах, особенно при фобиях: сильная эмоциональная реакция на раздражитель может исчезнуть после того, как пациент осознает, что объект его страха не несет никакой угрозы. Близка к когнитивному направлению рациональная терапия, которая также базируется на объяснении пациенту ошибочности его суждения и изменении отношения к проблемам;
суггестивная терапия. Данный метод основан на гипнозе и техниках внушения. Терапевт погружает пациента в транс и внушает ему необходимые установки. Суггестивная терапия применяется при лечении зависимостей, при этом лучше всего она работает в сочетании с другими методами терапии, например, с когнитивно-поведенческой;
- трансперсональная терапия позволяет исследовать так называемый трансперсональный опыт. Пациенты переживают измененные состояния сознания, осмысливают религиозный опыт. Трансперсональная терапия имеет много общего с духовными практиками и пользуется популярностью у людей, увлеченных личностным ростом и развитием;
- экзистенциальная терапия ставит своей целью работу со смыслом жизни. В основе метода лежат работы философов-экзистенциалистов (Сартра, Камю, Кьеркегора). Экзистенциальный метод может быть эффективным при депрессии, ощущении утраты смысла жизни и при переживании пациентом потери;
- позитивная психотерапия. Этот метод фокусируется не на проблемах пациента, а на том, что он умеет, то есть на его ресурсах. В позитивной терапии считается, что здоровым может считаться человек, которые имеет возможность осмыслить и преодолеть проблемную ситуацию.
В мире на данный момент существует множество видов терапии душевных расстройств. И найти хорошего терапевта непросто
Важно, чтобы он имел хорошее образование, закончил профильное учреждение, например, институт психотерапии и клинической психологии
Не менее важно, чтобы пациенту было комфортно работать с терапевтом, чтобы он испытывал к нему уважение и доверие. Только в этом случае возможны позитивные изменения, которые, в конечном итоге, и являются главной целью психотерапевтической работы
Арт-терапия в работе с детьми
Наверно каждый психотерапевт согласится с тем, что им труднее всего работать с детьми. Сложность работы с ребенком заключается в первую очередь в том, что ему трудно высказывать и объяснить то, что ему причиняет страх, тревогу, беспокойства и тому подобное. Нужно также учитывать, что и психика у детей является очень хрупкой и ранимой.
Именно поэтому арт-терапия является незаменимым средством в работе с детьми. Она с легкостью может выявить проблемы у ребенка или же корректировать как психические, так и поведенческие настрои малыша.
Из-за своей ранимости все дети с легкостью могут обижаться, испугаться, каждая мелочь у них может вызвать стресс, раздражение. Поэтому, как только родители замечают в поведении своего ребенка что-то некорректное или неправильное, то естественно начинают применять разные методы. Но, в конце концов, после того, как ничего не дает результатов, прибегают к арт-терапии.
Поэтому необходимо обратиться к специалисту, который с легкостью и без вреда для ребенка может выявить проблему и начать исправление.
Основными преимущества арт-терапии для детей это:
- Защищенность;
- Простота;
- Доступность;
- Заманчивость.
Во время арт-терапии ребенка никто и ничем не ограничивает, а, как известно, свобода дает человеку шанс раскрыться. И в этой расслабленной атмосфере ребенок раскрывает себя и свои страхи, делится тем, что мешает ему жить спокойно. К сожалению, многим родителям для того, чтобы создать такую атмосферу, не хватает терпения, они критически относятся к своему ребенку и вечно контролируют его, говоря это можно, а это нельзя. Все это приводит к еще больше зажатости детей и к новым психологическим проблемам.
Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды:
- Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету.
- Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения детей.
- Монотипия – во время этого вида арт-терапии на листке бумаги образовывают пятно, а ребенок описывает это пятно или же дорисовывает картинку.
Каждый метод в арт-терапии дает возможность ребенку раскрыться и, используя искусство, рассказать терапевту или взрослому о своей проблеме. Однако этим не заканчивается миссия арт-терапии, так как благодаря ее и с помощью специалиста ребенок может не только показать свою проблему, но и поменять свое отношение, изменить модель поведения или же научиться новой стратегии поведения, которая поможет ему в конкретном случае. А непринужденность и свобода делают эту технику любимой для всех детей.
Виды арт-терапии для детей
Эти виды арт-терапии помогают детям раскрыть способности. Метод учит концентрироваться на одном занятии, быть внимательным к деталям, развивает воображение и нестандартное мышление. С помощью искусства, ребенок сможет выплеснуть свои эмоции, поделиться чувствами без слов. Лечимся с помощью самовыражения. Главное, эти занятия обожают дети. Им не станет скучно. Виды арт-терапии для детей разнообразны: от тканевой терапии до цветотерапии. Поэтому выбрать интересное занятие для ребенка не станет проблемой.
-
Это завуалированный способ передачи полезных навыков ребенку. Она формирует позитивное восприятие мира, развивает фантазию, логику, успокаивает. Она помогает победить страхи у ребенка. Посредством сказки, объясняют проблемы, тревожащие ребенка, но не напрямую. Различные жизненные ситуации переносятся на персонажей и рассматриваются возможные варианты решений. Так, иносказательным образом, получается решить проблемы ребенка, которые он боится озвучить. Узнать мнение детского психолога можно в статье: Сказкотерапия. Помощь для детей.
-
Принцип похож на сказкотерапию. Ситуации из жизни переносятся на персонажей и обыгрывается на предметах. Один из самых популярных видов арт-терапии для детей. Многие родители даже не догадываются, что играя со своими крохами, они проводят элементы курса прямо дома. Главное, выстроить правильный подход.
-
Новое слово в лечение психологических проблем. Подходит для деток постарше, чтобы выразить свои эмоции, рассказать о причинах беспокойства, показать видение мира. Поможет справиться с неуверенностью в себе, обрести спокойствие, выразить свои мысли. Она понравится детям, которые не любят рисовать, хотят получать картину максимально соответствующую реальности.
-
Увлекательный процесс, позволяющий ребенку реализовать свои идеи. Терапия знакомит со свойством материалов, созданию форм и их сочетаний. Например, 3 белых шарика становятся снеговиком. Можно создавать 3D фигурки или наносить пластилин на картон, создавая объемные картины. С помощью лепки развиваются тактильные ощущения, внимательность и терпение. Чтобы получить желаемый результат, нужно постараться.
-
Музыка влияет на человека. Даже взрослый человек, услышав колыбельную, невольно зевнет. Мы чувствительны к мелодичным звукам. Они способны усиливать эмоции, менять настроение и восприятие происходящего. Терапия основана не просто на прослушивании музыки. Дети могут петь, напевать буквы, создавать мелодию, постукивая по предметам.
-
Для такой терапии понадобиться немного: бумага, краски и кисточки. Подойдут восковые карандаши, фломастеры. Дайте больше свободы, никаких границ ― пусть рисует на ватмане или специальной доске. Можно выделить зону на стене: прикрепляйте ватман, а после терапии заменяйте на новый лист. Из-за психологических проблем или зажатости, первыми результатами терапии, бывают простые каракули. Все правильно. Цель терапии не создание шедевров или полноценных рисунков, а раскрытие себя.
-
Для проведения терапии понадобиться контейнер для песка, который можно будет разместить в комнате. Приготовьте формочки, ракушки, улитки и природные материалы: цветы и веточки. «Общение» с песком расслабляет, улучшает тактильное восприятие, мелкую моторику, концентрирует. Подробнее можно прочитать в интервью с песочным терапевтом.
-
Мандалотерапия.
Методика известна с древних времен. К.Юнг ― психолог, который открыл, что терапия действительно имеет эффективность. Принцип действия заключается в рисовании кругов. Здесь участвует бессознательный уровень ребенка. На основании рисунков, можно судить о его проблеме: ссоры в семье, усталость, трудности в общении.
Групповая психотерапия
Занятия в группах будут иметь большую эффективность, если вы хотите решить проблемы в коллективе. Психотерапевт поставит задачу перед пациентами быть наиболее искренними и не стесняться говорить о возникающих чувствах и проблемах. Такая методика потребует от группы людей большой смелости, однако она может быть очень эффективной, поскольку в процессе группового взаимодействия врачу будет удобно наблюдать за взаимоотношениями пациентов. Также в коллективе неизбежно произойдет обмен знаниями и жизненным опытом.
Когда рядом с вами находится верный товарищ, вам будет куда легче начать говорить о проблемах. Вы сможете выслушать мнения по этому поводу от других коллег и вместе найдете правильное решение. Также в процессе такого сеанса пациенты укрепят доверие между собой, что сплотит рабочий коллектив.
Методы психотерапии
В психотерапии существует огромное количество различных практик, которые позволяют бороться с большим перечнем душевных расстройств, например, депрессией. Больному могут помочь даже обычные аутогенные тренировки, если их комплекс будет составлен правильно. Вы можете отыскать эффективный метод самолечения, который позволит научиться контролировать свои чувства. При возникновении панического состояния в следующий раз вы будете знать, как перейти к позитивному настроению и расслабить свои мышцы. А особые тренинги в игривой форме помогут решить многие проблемы между личностями. Сюда относятся:
- игротерапия, во время которой два человека играют определенные роли;
- воздействие музыкой, когда звучание ассоциируется с различными событиями из жизни молодой пары;
- сказкотерапия – психологическое лечение с помощью разыгрывания сценок из известных сказок.
Различные виды психотерапии, которые будут описаны ниже, позволят справиться с тяжелым заболеванием. Однако справиться с затяжной депрессией без медикаментозных препаратов будет довольно трудно. При появлении панического настроения лучше всего сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Существуют некоторые методики, которые позволяют отвлечься от депрессивного состояния в домашних условиях:
- арт-терапия – занятие, подразумевающее написание картин, изготовление ручных поделок или фотографирование;
- отвлечение от ситуации с помощью различных книг, которые помог подобрать вам психолог;
- зоотерапия – устранение неприятных недугов при помощи домашних животных;
- нейролингвистическое программирование – составление комплекса приоритетов и воздействие на них;
- гештальт-терапия – изучение самого себя с помощью воспоминаний;
- холотропное дыхание – специальная техника, помогающая ввести себя в состояние измененного сознания.
Не все из этих методов могут одинаково хорошо работать для всех пациентов. Поэтому, прежде чем попробовать на практике тот или иной способ избавления от депрессии, для начала рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Ниже будут описаны виды психотерапии, позволяющие избавиться от депрессии и других психических расстройств. Ознакомившись с тем, что собой представляют подобные процессы, возможно, у вас появится желание обратиться за помощью к психиатру.
Виды психотерапии
Сегодня видов психотерапии существует очень много. Они делятся на различные группы и по-разному классифицируются, в зависимости от типа воздействия, количества человек-участников процесса, по технике применения. Самые распространенные виды психотерапии следующие:
- групповая;
- индивидуальная;
- рациональная;
- конгитивная;
- поведенческая;
- игротерапия;
- гештальттерапия;
- цветотерапия;
- библиотерапия;
- сугесстивная.
Подробнее рассмотрим основные из них.
Групповая терапия
– вид терапии, в котором принимают участие несколько человек, в том числе и психотерапевт. Здесь широко применяются все взаимоотношения людей, состоящих в группе.
Индивидуальная
терапия – в этом случае сеанс проводится только между одним пациентом и специалистом. Психотерапевт глубоко изучает личность пациента, находит причины возникновения депрессии и проводит необходимую терапию и коррекцию мышления.
Рациональная
— в основе нее лежит переубеждение пациента, пересмотр его отношения к внешним воздействиям, прошлому и будущему, жизненным ситуациям и так далее.
Сугесстивная
терапия – это внушение, своего рода гипноз, когда человеку внушаются те или иные мысли, способствующие изменению сознания.
Гештальттерапия
– поиск целостности человека с самим собой.
Цветотерапия
– метод, до сих пор не признанный традиционной медициной, однако, применялся он еще в древние века. Он основывается на суждении, что различные виды энергии оказывают влияние на организм человека, в том числе и цветовая энергетика. Здесь психические расстройства рассматриваются с точки зрения нарушения цветового баланса. Задача терапии – этот баланс отыскать и восстановить.
Как правило, во время лечения депрессии психотерапевт применяет сразу несколько видов терапии относительного того, какой ее вид подходит конкретному пациенту в конкретном случае.
Примеры терапевтической музыки
Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».
К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии
Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум
Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.
Эрозивный гастрит: лечение медикаментозными средствами
В комплексе терапевтических мероприятий при заболеваниях ЖКТ ведущее место занимает фармакотерапия. Она направлена на купирование симптомов, достижение быстрого заживления, предотвращение рецидивов.
Среди всех заболеваний ЖКТ наиболее опасным является эрозивный гастрит (бульбит). Патология характеризуется образованием эрозий на слизистой бульбарного отдела тонкой кишки. Медикаментозное лечение гастрита проводится комплексно. Схема терапии включает следующее:
- Применение препаратов, блокирующих проявления ацидизма: ингибиторы протонного насоса и антациды.
- Этиотропное лечение. Основная причина развития эрозивного бульбита – хеликобактерная инфекция. Для ее устранения назначают антибиотики.
- Гастропротекторы способствуют быстрому заживлению тканей, пораженных эрозией.
- Антиагреганты позволяют предотвратить образование тромбов в местах кровоподтеков.
- Антидиспепсические средства восстанавливают перистальтику кишечника. Схема определяется врачом, лечение проходит под постоянным контролем. Только гастроэнтеролог может корректировать терапию.
Виды психотерапии
Школ и типов психотерапии очень много — от известных по всему миру до маргинальных, не признанных научным сообществом. Рассмотрим самые знаменитые.
Бихевиоральная психотерапия
Поведенческая (behavior (англ.) — поведение) строится на идее о том, что в основе некоторых психических расстройств лежат неверно сформированные ранее навыки. Суть работы заключается в отрицательном подкреплении нежелательного поведения и положительном — подходящего.
Основатель бихевиоральной терапии — русский учёный И. П. Павлов (тот самый, который дрессировал собак). Разумеется, человек — значительно более сложное существо, чем собака, однако рефлексотерапия, имеющая те же основы, что и оперантная дрессировка, хорошо работает на людях. Особенно эффективна поведенческая психотерапия при лечении аддикций (зависимостей) и фобий.
Когнитивная психотерапия
В основе когнитивной психотерапии лежит предположение, что проблемы психологического характера возникают из-за дисфункционального мышления. Задача когнитивной терапии состоит в том, чтобы помочь человеку выделить ошибки в его мышлении и откорректировать их. Так вредные убеждения (например, «у меня ничего никогда не получится») можно заменить полезными (например, «для достижения цели мне нужно…»), и пациент сам найдёт решение проблемы, хотя раньше она казалась ему фатальной.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
КПТ — не что иное, как «смесь» двух предыдущих школ. Она сочетает сильные стороны обоих подходов и считается одной из самых многообещающих ветвей психотерапии.
Гештальт-терапия
Гештальт — это целостный образ чего-либо, «идеальная» структура. Гештальт-терапия близка к экзистенциальной, но практикует и экспериментально-феноменологический подход.
Экзистенциальная психотерапия направлена на осознание человеком своего «Я» и настоящих жизненных ценностей, а слово «экспериментальный» говорит само за себя. Пациенту может быть предложено поучаствовать в эксперименте, где он станет описывать свою жизненную позицию, а терапевт — участвовать в монологе, задавая ему вектор.
Клиент-центрированная психотерапия (терапия Роджерса)
К. Роджерс считал, что каждый человек сам несёт в себе ответы на все свои вопросы, и ключи для понимания себя, для осознания и коррекции собственных установок. Пациент может всё сделать самостоятельно, находясь в подходящих условиях.
Суть метода Роджерса — в создании таких условий: ощущения пациентом принятия, уважения. Терапевт при этом должен хорошо понимать свои эмоции и следить за тем, чтобы его слова соответствовали переживаниям. Человек самостоятельно приходит к нужным ему выводам, а терапевт просто направляет его.
Групповая и коллективная психотерапия
Групповая и коллективная психотерапия является самостоятельной методикой. Она опирается, с одной стороны, на то, что в группе больных повышается внушаемость и возникают особые условия интерперсонального общения; с другой стороны, групповая и коллективная П. позволяет открыть новые возможности для тех психотерапевтических методик, которые применяются индивидуально. Врач, руководящий сеансами коллективной П., строит свою работу с группой больных (так наз. терапевтической средой, или терапевтическим сообществом) таким образом, чтобы достичь максимального леч. влияния больных друг на друга и коллектива в целом на каждого больного. Это так наз. принцип интеракции, или групповая психотерапия по Кратохвилу, или методика коллективной интендироваиной психотерапии по Хеку.
Зарубежные исследователи употребляют только понятие «групповая психотерапия». Теоретической основой большинства разработанных ими методик, напр, дидактической групповой П., воодушевляющей П., группового анализа, семейной П., психодрамы, служит психоанализ и его модификации. Советские исследователи называют коллективной такую форму П., при к-рой главный леч. эффект зависит от воздействия больных друг на друга, а групповой — такую П., при к-рой преобладает леч. влияние врача на группу больных. Исходя из принципиального положения о том, что формирующая человека социальная среда обладает большими потенциальными возможностями, отечественные психотерапевты для коррекции невротических состояний и для увеличения творческой активности личности широко применяют разнообразные варианты коллективной и групповой П. В коллективной П. групповая методика используется для леч. перевоспитания, для леч. тренировки и реабилитации, для изучения психогенеза (с помощью приемов «психотерапевтического зеркала» по Либиху, «библиотерапии» по Кутанину и др.), для проведения мотивированных внушений (в форме суггестии или рациональной психотерапевтической беседы с больными, находящимися в состоянии бодрствования). Среди более узконаправленных вариантов коллективной П. выделяют активирующую, отвлекающую, разъясняющую и седативную.
Особый вариант коллективной П.— семейная Психотерапия, к-рая направлена на коррекцию межличностных отношений для устранения эмоциональных расстройств в семье. Показанием к ее применению являются все виды нарушения поведения, связанные с эмоциональными факторами, аномалии характера и другие нервно-психические расстройства, вызванные различными формами семейной дезорганизации и неправильным воспитанием. Цель семейной П. достигается перестройкой характера взаимоотношений в семье больного. Семейная П. производит перестройку нарушенных семейных отношений по стадиям. В первой стадии (диагностической) осуществляется постановка так наз. семейного диагноза, во второй — ликвидация семейного конфликта. Третья стадия является реконструктивной, а четвертая — поддерживающей. Существуют модификации стадий. К видам коллективной П. относятся различные леч. клубы, которые ставят перед собой коррекционно-реабилитационные цели. Руководители этих клубов с помощью прямых и косвенных суггестивных, рациональных и других приемов (напр., «библиотерапия», музыкотерапия) достигают хорошего эффекта в работе с больными неврозами и алкоголизмом.
К групповой П. относится методика психопрофилактического обезболивания родов, предложенная К. И. Платоновым и И. 3. Вельвовским. Практика показала, что групповая и коллективная П. особенно эффективны при максимальном (подчеркнуто экспрессивном) эмоциональном воздействии на больных. На этом принципе построена методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии, к-рая применяется в комплексном лечении больных алкоголизмом и неврозами, в первую очередь для устранения истеро-невротических реакций и истерических моносимптомов.
Что такое эффект Моцарта
Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.
Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.
Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.
Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.
Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?
На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.
Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.
После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.
Психолог, психиатр и психотерапевт
Психотерапия может быть частью комплексного лечения тяжёлого психического расстройства (шизотипического, пограничного, биполярного или любого другого). В этом случае основа лечения — медикаменты, а направляет пациента к психотерапевту, как правило, его психиатр. Но терапевт работает и с условно здоровыми людьми, столкнувшимися с внутренней проблемой (посттравматическим расстройством, паническими атаками, высокой тревожностью).
В отличие от терапевта, психолог — человек, консультирующий в основном по бытовым ситуациям. Он поможет пережить развод, увольнение с работы, даже смерть члена семьи, но, обратившись к нему с жалобой на манию или фобию, вы получите направление к дипломированному врачу.
Упражнения для детей и взрослых
Упражнения для детей:
- Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
- Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
- Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.
Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.
При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.
Упражнения для взрослых:
- Нарисуйте картину в полной темноте. Это будет удивительный опыт, который наверняка сможет доставить удовольствие. Когда окажетесь в темноте, не торопитесь. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые Вам доступны, и постепенно рисуйте.
Работа с мусором. В столах у многих людей находятся различные ненужные мелочи: скрепки, обрывки бумаги, старые газеты, записки. Вам следует покопаться в закоулках своих ящиков и вытащить оттуда все, что можно обозначить как мусор. После этого осмотрите находки и определите, какие из них кажутся Вам олицетворением прошлого, от которого хочется избавиться. Из отобранных фрагментов составьте коллаж. После его рекомендуется сжечь.
Напишите сказку о герое или героине. Сядьте поудобнее, тщательно все обдумайте и напишите свою сказку о том, как он или она преодолевает трудности и как его/ее жизнь меняется в лучшую сторону.
Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов, поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.
Особенности применения арт-терапии:
Наша интересная группа Вконтакте:
Метод рейки
5. Рейки
Рейки – это методика лечения ладонями, разработанная в 1922 году японским буддистом Мяко Усуи.
Люди, практикующие данный метод, считают, что они передают свою целебную энергию больным людям и тем самым исцеляют их.
Учение Рейки основывается на идее, что невидимая энергия “жизненной силы” протекает через наши тела и заставляет нас быть живыми. Если эта самая “энергия жизненной силы” низкая, тогда мы с большей вероятностью заболеем или почувствуем стресс.
Если же она высокая, мы с большей вероятностью можем быть счастливыми и здоровыми. Техника обучения этому методу довольно проста, но она передается учащимся во время занятий Рейки. Этот метод не имеет отрицательных побочных эффектов, но он и не был научно доказан.