I. общие положения

Редколлегия журнала

  • Главный редактор — Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор МГППУ, директор ПИ РАО (Россия)
  • Первый заместитель главного редактора — Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ (Россия)
  • Заместитель главного редактора — Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ (Россия)
  • Гуружапов Виктор Александрович — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Авдеева Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, научный руководитель Центра возрастно-психологического консультирования факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Айсмонтас Бронюс Броневич — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии дистанционного обучения, декан факультета дистанционного обучения МГППУ (Россия)
  • Басилова Татьяна Александровна — кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, профессор (Россия)
  • Гаврилушкина Ольга Петровна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, зав. лабораторией «Психология аномального развития», профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ (Россия)
  • Егорова Марина Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогической психологии, декан факультета психология образования МГППУ (Россия)
  • Зиновьева Марина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Карабанова Ольга Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова(Россия)
  • Обухова Людмила Филипповна — доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ, действительный член РАЕН (Россия)
  • Пряжников Николай Сергеевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова(Россия)
  • Смирнова Елена Олеговна — доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогика и психология факультета психологии образования МГППУ (Россия)
  • Филиппова Елена Валентиновна — кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (Россия)

2.2. Технические требования к оформлению рукописи

В случае больших объемов допускается архивирование пакета
авторских материалов (форматы ZIP или RAR).

Наименование файлов

Наименование всех файлов должно начинаться с фамилии и
инициалов автора.

После ФИО автора в названии необходимо указать тип
материалов: статья / анкета / фото / рис. 1 / табл. 1 и т. д.

Название статьи при наименовании файла указывать не
нужно.

Пример:

Иванов_И.И._статья

Иванов_И.И._анкета

Иванов_И.И._табл.1

Иванов_И.И._опись

Способы подачи рукописи

Для подачи рукописи в редакцию можно воспользоваться одним
из следующих вариантов:

выслать на адрес электронной почты редакции необходимого
журнала полный пакет документов;

лично принести пакет документов в редакцию журнала ФГБОУ ВО
МГППУ на электронном носителе (CD-диск, флэш-память).

Избранные статьи

В статье обсуждается проблема связи креативности с личностными свойствами — толерантностью и интолерантностью к неопределенности, эмоциональным интеллектом, интуитивным стилем, а также с самооценкой креативности. Ставятся вопросы о роли «позитивной триады», включающей указанные свойства, самооценки креативности и креативности, диагностируемой по показателю продуктивности в методике «Креативные заголовки». Обследованы три группы профессионалов, имеющих существенные творческие достижения, а именно — писатели, композиторы и режиссеры (г. Москва), всего 52 представителя этих творческих профессий. Применялись следующие психодиагностические методики: прямая самооценка креативности (в процедуре, обоснованной А. Фернхемом для самооценки интеллекта), Новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) Т. Корниловой, опросник ЭмИн Д. Люсина и Шкалы интуитивного стиля из опросника «Рациональный—Опытный» С. Эпстайна. На основе корреляционного анализа приняты гипотезы о диадических связях интуитивного стиля, толерантности к неопределенности и эмоционального интеллекта, которые предположительно можно объединить в «позитивную триаду» свойств, включенных в регуляцию креативности. Креативность, измеренная по методике «Креативные заголовки», оказалась непосредственно связанной с самооценкой креативности и доверием интуиции, а шкалы интуитивного стиля — с толерантностью к неопределенности, которая в свою очередь связана с более высоким межличностным

В статье рассматривается детская инициативность как важнейшая предпосылка творчества. Представлено исследование форм проявления инициативности дошкольников в открытой, неопределенной ситуации. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5—7 лет из двух детских садов г. Москвы. В качестве метода исследования использовалось наблюдение за свободной деятельностью детей в специально организованном открытом пространстве, предоставляющем возможности для разных видов детской деятельности. Оказалось, что в свободной ситуации дети склонны выбирать социально приемлемые и знакомые виды деятельности, т.е. рисование. Игра практически не возникает без участия взрослого. На основании полученных результатов делается вывод о том, что преобладающая форма проявления инициативности — продуктивная, являющаяся наиболее «культивируемой» в дошкольном образовании. Полученные данные говорят о необходимости создания специальных условий для развития инициативности дошкольников. Особого внимания требует организация условий для поддержки творческой инициативы детей.

Статья посвящена исследованию познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями, обучающихся в разных образовательных средах (типовая и инновационная, развивающая). Проверялась гипотеза, согласно которой интенсивность, когнитивный уровень (глубина) и широта проявления познавательной активности интеллектуально одаренных младших школьников связаны с такими параметрами образовательной среды, как когнитивная сложность, диалогичность, ценность творческой активности ребенка. В исследовании приняли участие интеллектуально одаренные младшие школьники 2-х и 4-х классов г. Москвы (n=101). Показано, что образовательная среда оказывает влияние на проявления познавательной активности и вербальной креативности интеллектуально одаренных младших школьников. При этом интеллектуально одаренные младшие школьники, обучающиеся в условиях образовательной среды, характеризующейся высоким уровнем когнитивной сложности, диалогичности и ценности творческой активности ребенка, обнаруживают достоверно более высокие показатели вербальной креативности, а также уровня, глубины и широты познавательной активности, чем их одаренные сверстники, обучающиеся в условиях типовой (традиционной) образовательной среды.

Аудитория журнала

Журнал ориентирован на психологов, врачей и священнослужителей, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, гуманитариев, прежде всего философов. Редакция журнала

Постоянными авторами журнала являются ведущий научный сотрудник Института философии РАН В. М. Розин, Л.Г. Лысюк (польск.)русск. (Белоруссия), декан ф-та психологии Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова о. Андрей Лоргус и др.

Спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии

Много внимания в журнале уделяется проблеме соотношения психотерапии и религии. До появления «МПЖ» эта тема в России была представлена единичными переводами работ классиков зарубежной психологии. Дискуссия «Психотерапия и религия» в «МПЖ» была открыта публикацией статей М. С. Занадворнова и В. М. Розина с предисловием редакции. В  г. вышел первый спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии, а с тематические номера «Христианская психология» издаются ежегодно (см. рис.).

Примечания

  1. Распространено также сокращенное название «МПЖ», нередко встречающееся в специальной литературе при ссылках на журнал (см., напр.: Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001).
  2. «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 5-13.
  3. См., напр.:
    • Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с. — 4000 экз. — ISBN 5-699-06449-4.
    • Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: Класс, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90). — 2000 экз. — ISBN 5-86375-033-2.
  4. См., напр.:
    Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. — 2-е, доп. перераб. изд. — СПб.: Питер, 2000. — 1024 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0152-0.
  5. «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 11.
  6. Исключением были монография Фёдорова А. П. (Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991) и статья Г. Кассинова в сб.: Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. Лишь в конце 1990-х гг. появились посвященные когнитивной терапии отдельные главы в отечественных учебных пособиях (см., напр.: Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7331-0103-2.; Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. — М.: Алетейа, 1999. — 320 с. — (Учебное пособие для студентов вузов). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-035-2.), а русские переводы книг А. Бека стали выходить с начала XXI в.
  7. А.Бек. Предисловие к выпуску «Московского психотерапевтического журнала», посвященному когнитивной терапии. // «Московский психотерапевтический журнал» — 1996. — № 3.
  8. См.:
    • Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
    • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.
    • Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1990. — С. 143-221. — 398 с. — (Б-ка атеист. лит.). — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 5-250-01275-2.
    • Позднее вышел перевод статей К. Юнга «Об отношении психотерапии к спасению души» и «Психоанализ и спасение души» в кн.: Юнг К. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  9. Занадворнов М. С. Я и Иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 179—190.
  10. Психотерапия и религия: продолжение дискуссии. Кентавр и иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 178.

Миссия журнала

Несомненная научная значимость журнала отражается в тех исследовательских, методологических и философских проблемах современной и психологического образования, поднимаемых и решаемых на страницах журнала.

Практическая значимость журнала состоит в обеспечении отечественных психологов, педагогов, воспитателей, работников в области образования полноценной профессиональной информацией методического, теоретического и организационного характера в области психологии развития, педагогической психологии, психологии образования, семейной, детской психологии, психологии профконсультирования и других актуальных областях психологии.

2.4. Правила регистрации и рецензирования рукописи*

ШАГ 1. Регистрация.

Поступившие в издательство ФГБОУ ВО МГППУ авторские
рукописи  получают уникальный регистрационный номер, обеспечивающий автору
анонимность при рецензировании.

ШАГ 2. Проверка.

Поступившие в издательство ФГБОУ ВО МГППУ авторские рукописи
проходят обязательную проверку в системе «Антиплагиат.ВУЗ» (сетевой адрес:
http://www.antiplagiat.ru).

ШАГ 3. Рецензирование.

Прошедшие проверку на соответствие требованиям настоящего
стандарта и  проверку в системе «Антиплагиат.ВУЗ» рукописи направляются на
экспертизу специалистам в профильной предметной области.

В журналах ФГБОУ ВО МГППУ соблюдается регламент
двойного «слепого» (анонимного) рецензирования: авторам не
сообщаются имена рецензентов, рецензентам не сообщаются имена авторов
рецензируемых материалов. Взаимодействие авторов и рецензентов осуществляется
только через сотрудников редакции.

Срок рецензирования рукописи – 4 месяца со дня назначения
рецензентов редколлегией издания.

ШАГ 4. Принятие решения.

По результатам рецензирования принимается решение
относительно возможности публикации статьи. Варианты решений: рекомендовать к
публикации, направить статью на доработку, отклонить, рекомендовать в другой
журнал, соответствующий профилю статьи.

В случае запроса автора или принятия решения о доработке
автору предоставляется экспертное заключение (рецензия) на статью без указания
имени рецензента.

ШАГ 5. Доработка.

В случае необходимости доработки рукописи, автор
предоставляет новый вариант рукописи с учтенными замечаниям рецензента в срок
до двух месяцев с момента получения замечаний, пожеланий и комментариев
рецензента или редакции. В тексте рукописи должны быть выделены внесенные
правки, либо правка указывается в описи к статье (перечисление и описание
внесенной правки в свободной форме). Название файла с доработанной статьей
включает фио автора и дату доработки.

Пример:

Иванов_И.И._статья_доработка_14.1.19

При несоблюдении сроков доработки или несогласия автора с
принципиальными замечаниями рецензента, а также при отсутствии
аргументации несогласия автора с выдвинутыми замечаниями редакция оставляет за
собой право отклонить рукопись.

Доработанные материалы отправляются редакцией на
обязательное повторное рецензирование.

ШАГ 6. Рекомендация к публикации.

После принятия статьи к публикации рукопись включается в
календарный план выхода номеров издания.

По запросу автора редакция дает автору Справку о
принятии статьи
к публикации установленного образца.

ШАГ 7. Предпечатная подготовка.

В ходе предпечатной подготовки статьи автор обязан соблюдать
сроки, установленные редакцией (предоставление запрашиваемых сведений,
внесение необходимых изменений в текст и т.д.).

Редколлегия оставляет за собой право литературного и
научного редактирования содержания статьи по согласованию с автором.

При завершении научного и литературного редактирования
итоговый вариант статьи направляется автору для утверждения внесенных в текст
правок.

В установленный редакцией срок автор должен утвердить
редактуру и предоставить список желаемых правок для внесения их в текст. В
случае несоблюдения установленных сроков редакция имеет право исключить статью
из номера.

ШАГ 8. Заключение договора.

На момент начала предпечатной подготовки рукописи к
публикации автору необходимо заключить лицензионный договор с издательством
ФГБОУ ВО МГППУ (Лицензионный договор – приложение 4). В
противном случае редакция журнала имеет право исключить данный материал из
содержания текущего номера.

После выхода номера и размещения его электронной версии на Портале
психологических изданий Psyjournals.ru редакция безвозмездно направляет авторам
выпуска сообщение с сетевым адресом размещения электронной версии для
скачивания PDF-файла статьи.

Публикация в журналах
Издательства является бесплатной
.

Оцените статью
Добавить комментарий