Причины нарушения памяти
Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.
Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).
Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.
Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.
Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.
У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, депрессия, шизофрения.
Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.
Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.
У людей, которые перешли шестидесятилетний возрастной рубеж, практически все расстройства когнитивной сферы спровоцированы ухудшением мозгового кровообращения, которое наступает вследствие изменений возрастного характера в сосудах. Кроме этого с количеством прожитых лет видоизменяются и обменные процессы. Также данное нарушение может быть вызвано болезнью Альцгеймера.
В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.
Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.
Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.
Вопросы и ответы по теме “Расстройства памяти”
Вопрос:
У девушки в 20 лет был разрыв аневризмы головного мозга, ее прооперировали. Прошло уже три года, память до конца не восстановилась. Она забывает события прошлого дня, если запомнила какое-то событие, то не помнит когда это было. Может рассказать то чего с ней никогда не было. Ей выписывают лекарства для улудшения кровообращения. Может есть какие-то другие методы улудшения памяти? Восстановится ли память до конца?
Ответ:
Нарушения памяти это частое явление после нейрохирургических операций, однако чаще всего память постепенно восстанавливается. Для улучшения памяти можно использовать ноотропы, например, Пирацетам, витамина группы В – они ускорят и общую реабилитацию после операции.
Вопрос:
Маме 75 лет, 4 года назад мы (её близкие) стали замечать ухудшение памяти у мамы. Она по нескольку раз с интервалом в 2-3 минуты спрашивает одно и тоже, вечером она не помнит, что делала утром, очень хорошо помнит свои детские годы – годы войны, во времени ориентируеся, принимает только пирацетам и мемориум. Очень тяжело уезжать от неё, она как маленький ребёнок – вот-вот заплачет. Других болезней нет, консультировались у невропатолога, она сказала, что лекарств для восстановления памяти ещё не придумали. Что можно и нужно сделать нам для мамы, как её вылечить или хотя бы сделать так, что бы болезнь не прогрессировала? Заранее благодарна за ответ.
Ответ:
К сожалению есть все основания полагать что ваша мать больна нейродегенеративным заболеванием – Болезнь Альцгеймера. При этой болезни действительно не существует по настоящему эффективного лечения. Обычно в таких случаях назначаются ноотропные вещества – ваша мать уже принимает их. Скорее всего вам придется смириться с угасанием ее памяти. Рекомендуем также сделать ЯМР головного мозга чтобы исключить другие причины амнезии (потери памяти).
Вопрос:
Здравствуйте, мне 28 лет, но я не отличаюсь хорошей памятью. Я одно время даже просто так читал и запоминал, учил чтобы тренировать память, но так и осталось. Мне сложно что-то запомнить, могу сразу ж забыть, потом конечно вспомню, но поздно. Подскажите мне, может есть какие таблетки, которые способствуют улучшению памяти? Спасибо.
Ответ:
Вам необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом и пройти обследование МРТ головного мозга и доплеровское исследование сосудов шеи и только после этого пройти курс лечения.
Вопрос:
Здравствуйте! Отцу 65 лет, у него кратковременная потеря памяти. Почему?
Ответ:
Высока вероятность того, что причиной данному явлению послужил рассеянный склероз или нарушения кровообращения головного мозга. В любом случае выявить причину данного явления может лишь врача невропатолог после личной консультации и проведения комплексного обследования.
Виды расстройств
Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:
- Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
-
Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
-
Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.
В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.
К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.
- Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
-
Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.
-
Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
- ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
- антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
- фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
- детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
- интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
- аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
- кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
- эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
- гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
-
Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
-
Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.
К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.
-
Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.
Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.
- Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
-
Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.
-
Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
- Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
- Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
- Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.
Нарушение памяти в пожилом возрасте
У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.
Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.
По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.
В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.
Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Наши врачи
Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 15 лет
Записаться на прием
Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 38 лет
Записаться на прием
Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 5 лет
Записаться на прием
Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 7 лет
Записаться на прием
Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 39 лет
Записаться на прием
Диагностика
Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.
Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.
Чаще всего применяются такие тесты:
- Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
- Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
- Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
- Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).
Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .
Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.
Лечение
Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.
Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития
Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.
- Онемение ног
- Слабость в ногах
Что такое память
Память – воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно применять ее на практике.
Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту. Память является важнейшей структурой, обеспечивающих формирование индивидуальности.
В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее — психологической и физиологической — добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического.
Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.
Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти.
Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.
Виды памяти
Память бывает двух видов краткосрочная память или по-другому быстрая и долгосрочная память.
Быстрая память хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент. Обычный человек в краткосрочной памяти может хранить от 5-8 разных объектов. Соответственно у тренированного человека эта цифра может быть в разы больше.
Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется. Потом снова встает вопрос о его необходимости.
Так же память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.
Визуальная память
Визуальная память хранится в образах и картинках. Люди, у которых развит этот вид памяти, называются Визуалами. Эта память способна хранить воспоминания о местах, которые посещали, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты.
Аудиальная память
Аудиальная память это речь, звуки и музыка, которую слышит человек. Есть люди, которым намного проще запоминать информацию в звуковом виде, когда им кто-то рассказывает, чем читать книги. Такие люди называются аудиалами.
Tактильная память
Есть так же и тактильная память, такие люди запоминают ощущениями. Им хочется все потрогать и почувствовать, прикоснуться к предмету, оценить его материал: твердость, шероховатость, температуру, эластичность и так далее. Такие люди вспоминают в первую очередь именно эти ощущения, если они знакомы.
Чувственная память
Чувственная память основана на чувствах, когда в первую очередь запоминаются именно чувства: любовь, радость, гнев, страх. Вспоминая что-то, человек вспоминает свои душевные переживания и предметы, как правило, очень сильно ассоциируются с ними. Так одни вещи нравятся, потому что вызывают теплые чувства, а другие отвергаются, потому что напоминают о том, о чем не хочется знать, думать и вспоминать.
Эмоциональная память
Эмоциональная память, она схожа с чувственной, но основана только на эмоциях. Можно объединить эти два вида памяти в один. Многие грамотные маркетологи, когда рекламируют свой товар, стараются в своей рекламе вызвать, как можно больше хороших эмоций, тем самым решается сразу две проблемы:
- Во-первых, человек испытывает хорошие чувства и ему этот товар симпатичен, а если эмоции сильные, то он купит его.
- Во-вторых, мы хорошо запоминаем то, что нам нравится.
Этот пример приведен для того, чтобы показать, что чем сильнее эмоции, тем лучше запоминаемость. Самые яркие события жизни запоминаются на всю жизнь, особенно если эти события произошли в детстве, потому что ребенок все воспринимает чувствами и эмоциями. А с чувствами и эмоциями очень хорошо запоминаются визуальные образы, музыкальные и звуковые колебания, тактильные ощущения, которые ассоциируются между собой.
Теперь мы подошли еще к одному очень мощному инструменту человеческой психики – ассоциативной памяти.
Ассоциативная память
Ассоциативная память – это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами, превратив их в паутину, подобно интернету, где каждое маленькое воспоминание является отдельной страничкой, которая содержит ссылки на другие воспоминания или объекты. Любое написанное мной слово в этом тексте имеет целый список ассоциаций. Выбрите по 5 первый ассоциаций для каждого слова этого предложения и Вы убедитесь, что это действительно так.
Ассоциативную память тоже можно и нужно тренировать. У человека, который хорошо развит на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, генерировать идеи, домысливать ситуации и так далее.
Так же чем больше ассоциативных связей ведут к воспоминанию или объекту воспоминания, тем лучше оно помнится и быстрее вспоминается. Такой объект вы можете полностью забыть, как только «порвутся» все ассоциативные связи. И можно легко вспомнить, когда появится такая связь, подобная ссылке на нужный материал в сети Интернет, в котором Вы сейчас читаете этот текст.
Симптомы заболевания
В каждом конкретном случае общая симптоматика при амнезии, как правило, сопровождается типичными признаками основной причины заболевания.
Поэтому наряду с провалами в памяти у пациента нередко наблюдаются такие дополнительные симптомы:
- спутанное сознание;
- агрессивность и раздражительность;
- проблемы с речью;
- снижение интеллекта;
- трудности с концентрацией внимания;
- сильные головные боли и головокружения;
- сложности с ориентацией в пространстве;
- общая чрезмерная усталость;
- мышечный тремор;
- депрессивные состояния.
Кроме этого, прогрессирующая амнезия часто оборачивается утратой трудоспособности в силу серьёзных дезориентаций во времени и постепенной потери всех приобретённых профессиональных знаних и навыков.
1.1. Память в системе познавательной деятельности
Память – это способность живой системы фиксировать
факт взаимодействия со средой (внешней
или внутренней), сохранять результат
этого взаимодействия в форме опыта и
использовать его в поведении .
Память – когнитивный процесс, состоящий в
запоминании, сохранении, восстановлении
и забывании приобретенного опыта. Это
единый процесс запечатления, хранения
и воспроизведения информации. Единый
не только потому, что мы нечто запоминаем,
для того чтобы это впоследствии воспроизвести,
сохранить в себе определенное чувство,
но и потому, что о том, что запечатлелось,
мы можем судить по тому, что так или иначе
может быть воспроизведено. Памятью обладают
не только люди и животные, но и их сообщества,
а также технические устройства. Широта
спектра использования понятия “память”
требует от нас, прежде всего, выделения
специфических признаков, которыми характеризуется
память как психическая функция, как свойство
психики .
Память как психическая функция
способна не только к запечатлению,
хранению и воспроизведению информации
о внешних воздействиях на носителя
психической реальности, но она обладает
способностью к запечатлению, хранению
и воспроизведению своих собственных
внутренних состояний. В этом смысле память
представляет собой не просто отдельную
психическую функцию наряду с другими,
но носит сквозной характер, является
свойством психики в целом. Можно говорить
о памяти не только в ряду когнитивных
функций (очевидно, что познание невозможно
без памяти), но и об эмоциональной памяти,
о памяти волевого усилия, о памяти творческого
озарения.
В исследованиях В.П. Зинченко
и его коллег было показано, что
процесс формирования перцептивного
образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных
действий, начиная с выделения признаков
и заканчивая собственно построением
образа. Этот образ выполняет оперативную
функцию, включающую в том числе и управление
конкретным исполнительным действием.
Звуковая (аудиальная) память
Гуляя по лесу, мы слышим голоса щебечущих птиц, кваканье лягушек из маленького болотца. Когда мы вспоминаем лесные прогулки, то будто бы слышим шелест листьев и пение птиц.
В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.
Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.