Связь мышления и речи в психологии

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Письменная речь

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого “сообщения”, чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как “большие и ужасные”. Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят “как по-писаному”, потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема – как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как “голым словом” склонить читающего к нужному действию.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Что такое внешняя речь?

Это все бесплотное извергаемое нашими устами в пространство для привлечения внимания другой особи или выражения собственных эмоций, переполняющих разум возмущенный.

То есть, к сожалению, периодически или систематически раздающийся то тут, то там нецензурный спич, это тоже внешняя речь.

Если же без шуток, то это обретенная нами в процессе эволюции способность с помощью звуковых сигналов транслировать за счет работы мышц рта, языка и парочки внутренних органов информацию ради ознакомления с ней кого-то.

Виды

Научное понимание внешней речи включает две классификации:

  1. Устная речь. Образно говоря, это процесс произнесения звуков в определенной последовательности, благодаря чему окружающие понимают в той или иной мере то, что мы им рассказываем.

    Мы не умеем говорить только появившись на свет, но с рождения предрасположены к овладению этим навыком.

    Однако при наличии некоторых заболеваний оказываемся неспособными к передаче вслух связной и распознаваемой другими на слух информации.

Письменная речь. Изложение мыслей посредством начертания знаков и символов тоже относиться к внешней речи, хотя при этом способе передачи данных ответная реакция читателя наступает с некоторой задержкой. Ну, по крайней мере, так было до эпохи появления открытого доступа к интернету, позволяющему общаться, не раскрывая рта и видеть почти мгновенную реакцию на написанные высказывания.

Устная речь может протекать:

  1. В виде диалога: у человека на момент произнесения какой-то информации имеется один или несколько собеседников, слушателей, которых он держит в поле зрения.
  2. В виде монолога: выданные слова адресованы не субъекту, а пространству, себе, некому сообществу, но никому конкретно.

    Здесь нужно отметить, что подслушивание такой речи не наделяет ее статусом диалога, поскольку изначально проговаривавший рассуждения человек, не стремился к общению с кем-то помимо себя.

Две стороны речи: обращенная к другим и обращенная к себе

Внутреннее проговаривание — это спутник мышления, приспособленный для выполнения мыслительных операций. Какие это могут быть операции? Самые разные: запоминание, внимательное слушание других, сосредоточенное чтение про себя, решение задач в уме…

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Составленный в голове план или конспект высказывания, за которым потом следует его звуковое оформление, — это только одно проявление того, как связаны внутренняя и внешняя речь. Подобный процесс предшествует и записи того или иного текста: перед ней мы мысленно перебираем фразы, слова, предложения, определяя наиболее подходящие.

Рекомендуем: Афазия — что это такое?

Кроме того, например, в результате психофизиологических исследований было доказано, что внутреннему говорению, как и внешнему, сопутствует артикуляция (движения губ и языка), только скрытая. Кстати, эксперименты с артикуляцией показали, что механизм внутренней речи в самом деле во многом завязан на ней. Наблюдается обоюдная зависимость.

К примеру, мысль о том, что нужно произнести определенный звук, запускает микродвижения языка и губ, в то же время их колебания воспринимаются мозгом, в результате чего мысль течет в нужном направлении.

Одна форма речевой деятельности может переходить в другую. Когда внешняя становится внутренней, говорят о процессе интериоризации (от interior, что по-латыни значит «внутренний»), а когда наоборот — процесс называется экстериоризацией (от латинского exterior — «наружный», «внешний»).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Отрывочность, фрагментарность.
  • Обобщенность.
  • Ситуативность (смысл высказывания обусловлен ситуацией и меняется в зависимости от нее).
  • Вторичность (строится на основе внешней речи).
  • Большая скорость (если сопоставлять с внешней речью).
  • Формальные элементы диалога (например, вопросительные предложения), которые, однако, не должны вводить в заблуждение: внутренняя речь — это монологическое по природе образование.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

Все эти особенности обусловлены тем, что говорим мы в данном случае для себя, а значит, нам не требуются ни языковые нормы, ни средства выразительности, ни дополнительные разъяснения — все, что делает сообщение понятным не только говорящему, но и слушающему.

В эзотерике[ | код]

В учении Карлоса Кастанеды | код

Термин используется в учении Карлоса Кастанеды, согласно которому внутренний диалог является инструментом, который неосознанно применяется человеком для жесткой фиксации своей картины мира (восприятия). Побочным эффектом применения внутреннего диалога является полное убеждение, что воспринимаемый мир неизменен и окончателен. Это делает человека «твердым» («тупым») — неспособным к пониманию и восприятию чего-либо, что лежит за пределами его представления о мире.

Согласно учению Карлоса Кастанеды, летуны (неорганические существа), через «встроенный разум» «убеждают» человека отдавать предпочтение в восприятии мира следующим чувствам: скука, жалость, жадность, зависть и др. Эти чувства являются основой внутреннего диалога современного человека, что является причиной его аномальной для животного эгоистичности. Процесс ведения внутреннего диалога делает энергию человека (жертвы) пригодной к поглощению летунами (хищниками). Летуны оставляют немного энергии человеку для поддержания жизни, и такой низкий уровень энергии является благотворной почвой для образования зацикленностей внимания на собственном эго, внутреннем диалоге и саморефлексии.

Влияние летунов на человека остается незамеченным в силу воспитания: человек воспринимает «атаки» «встроенного разума» как внутренний голос или предчувствия, а «команды» внутреннего диалога, образованные под влиянием этих чувств, как собственные мысли. Техника полного (внутреннего) молчания ведет человека к осознанию «команд» внутреннего диалога и обнаружению «атак» «встроенного разума», что открывает возможность их игнорирования, что в свою очередь вызывает постепенное затухание внутреннего диалога и в конце концов приводит к внутреннему безмолвию, разрушению привычной картины мира и осознанию энергетической части человеческого я.

Все техники пути воина направлены на ускорение достижения состояния внутреннего безмолвия (естественное состояние для всех живых существ, при котором внутренний диалог не ведется).

Техники достижения внутреннего безмолвия | код

  • Тенсегрити
  • Перепросмотр
  • Не-делание
  • Мелкие (домашние) тираны
  • Техника пристального созерцания
  • Полное (внутреннее) молчание
  • Полная дисциплинированность и безупречность действий
  • Сновидение
  • Сталкинг

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

Наблюдение

Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
Беседа

Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

История формирования внутренней речи как художественного приема

Предшественниками современных интраперсональных диалогов являются следующие литературные жанры:

  • мениппея – диалог между историческими или легендарными личностями,
  • построенный как вымысел, фантастика, авантюра;
  • диатриба – беседа с отсутствующим собеседником;
  • сололиквиум – непосредственный разговор с самим собой .

Родство этих жанров определяется их структурной диалогичностью при отсутствии реального собеседника.

В средние века различные варианты итраперсонального диалога были представлены в латинской церковной литературе, в эпоху Возрождения внутренний диалог предстал на театральной сцене. В XVIII-XIX веках внутренний диалог, первоначально использовавшийся лишь в драматических произведениях, получил свое дальнейшее развитие в прозе и стал одним из основных стилистических приемов у авторов психологического направления, средством самоанализа и самораскрытия персонажа, средством отражения его социальных и нравственных искажений, динамики его чувств.

В целом, надо отметить, что языковая структура внутреннего диалога за время использования этого художественного приема в произведениях различных авторов разных эпох не претерпела значительных изменений .

Одной из наиболее существенных черт литературы двадцатого века является психологизм, достижение которого, по мнению В.А. Зименковой, осуществляется именно через изображения внутренней речи действующих лиц. Входя в художественный текст, внутренняя речь как часть речевой структуры персонажа принимает участие в создании литературно-художественного образа персонажа, то есть является средством его изображения.

Как отмечает Н.И.Сакварелидзе , в литературе двадцатого века ощущается особое стремление приблизить во имя психологического реализма условный художественный вариант внутренней речи к ее психологическому аналогу. Для этого привлекаются особые средства

  • выражения, которые хранят в себе отдельные рудименты внутренней речи
  • как психологического явления.

Эти средства направлены на отображение таких особенностей внутренней речи, как:

  • экономность средств выражения;
  • фрагментарность
  • спонтанность развития речи без обработки и подгонки под рамки логического синтаксиса.

Сжатое изображение суждений, как показатель стремления к экономии речевых усилий, достигается применением односоставных именных и инфинитивных структур. Эти структуры из-за наличия в них таких частей речи, для которых характерна наибольшая независимость и семантическая насыщенность, содержат большие возможности для выражения в сжатой форме завершенной мысли, чем другие части речи.

Как отражение фрагментарного характера внутренней речи рассматриваются случаи парцелляции высказывания, выражающиеся в асиндетической связи частей высказывания, в преобладании имплицитных связей между самостоятельно оформленными предложениями в высказывании, в раздроблении предложений, которые по нормам логического синтаксиса могут быть соединены подчинительными отношениями.

Причины употребления таких слов могут быть разными.

1) Ограниченный словарный запас

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

2) Отражение человеческой натуры.

  • Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке. Человек, использующий слово слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями и он лентяй по жизни.
  • «Сами понимаете» — это пример оправдывающегося и постоянно извиняющегося перед окружающими человека.
  • «На самом деле» желает изложить людям истину. Этакий человек, борющийся за правду.

3) Намеренное использование сорных слов

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.

4) Влияние моды

Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Виды речи: внутренняя и внешняя

Давайте разберемся, как классифицируется речь. Итак, существуют такие виды речи: устная, письменная и внутренняя. Первые два типа объединяются в такое понятие, как внешняя речь. Теперь подробнее о каждом из них.

Внешней устной речью человек пользуется тогда, когда ему нужно воспроизвести вслух собственные мысли, то есть информацию, сформулированную в его голове. Осуществляется такая речь с помощью голосовых связок, языка, губ и других органов речевого аппарата. Она всегда направлена на окружающий мир.

Когда человек пользуется внутренней речью, он всегда обращается к самому себе. Голосовой аппарат при этом не используется. Посредством этого коммуникативного процесса индивид общается с самим собой, рассуждает, анализирует и принимает решения. Психологи выяснили, что прибегать к внутренней речи человек начинает в среднем с семи лет. До этого все обращения ребенка направлены сугубо на внешний мир. Кроме того, в семь лет он начинает понимать, что не каждое слово стоит воспроизводить вслух.

Внутренняя речь отличается краткостью, обрывочностью, беззвучностью, вторичностью (образуется от внешней коммуникации) и фрагментарностью. Если бы человек мог ее записать на диктофон, то запись получилась бы бессвязной, обрывочной и попросту непонятной. Такая речь произноситься очень быстро и не имеет строгого грамматического оформления.

Во внешней речи человек пользуется теми структурами и фразами, которые понятны его собеседнику. На помощь приходит зрительный контакт, язык жестов и смена интонации. Все это помогает сделать посыл максимально точным.

В зависимости от степени вовлеченности человека, внутренний разговор бывает разным. Если индивид действительно ведет беседу сам с собой, то он использует ту речь, которая имеет внешний характер. Когда разговор ведется неосознанно, тогда он имеет предикативный или директивный характер. Такая речь, как правило, короткая и нецеленаправленная. Рассуждений в таком случае не происходит – человек просто принимает решение и побуждает себя к действию.

Прежде чем сказать что-то вслух, человек обдумывает и подбирает выражения, составляет предложения и фразы. При внутренней речи такого не происходит – вместо четких предложений используются короткие фразы или просто слова. Недостаток слов в разговоре с самим собой может компенсироваться представляемыми образами.

Отвечая на вопрос «Что такое внутренняя речь?», стоит отметить, что она является не только способом принятия решений или осмысления прошедших событий, но и подготовкой для внешней речи, которая подразделяется на устную и письменную.

Обычно, говоря о внешней речи, подразумевают именно ее устный тип. Он включает в себя произношение и слушание слов. Устная речь бывает обиходной (разговорной) и публичной.

Письменной называют графически оформленную внешнюю речь, построенную на основе буквенных и прочих изображений. Несмотря на письменную форму, она обладает большинством характеристик устного выражения мыслей, с точки зрения структуры и лексики. Вместе с тем письменная речь имеет более строгие правила передачи мыслей посредством слов, нежели устная. Сложность переписки, по сравнению с живым разговором, заключается в том, что ее нельзя приукрасить жестами и мимикой. Таким образом, внутренняя речь и внешняя (письменная или устная) являются совершенно разными понятиями.

Оцените статью
Добавить комментарий