Рефлексия – что это?
Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.
Рефлексия в философии
Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека
Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления
В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.
Рефлексия в психологии
Принято считать, что рефлексия – это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на внутренний мир человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.
Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.
Функции рефлексии
Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.
Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:
- Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
- Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
- Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
- Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
- Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.
Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.
Общее понимание
Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.
В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.
На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).
Интересный тест
В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.
Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.
Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:
- Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
- Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.
В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.
Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»
Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.
Как это работает
В том, что мы делаем массу ошибок и часто ведем себя глупо, виновата «иллюзия самовосприятия». Этот термин использует психолог Принстонского университета Эмили Пронин, излагая проблему: мы видим кривое изображение самих себя, однако осознать, что перед нами искаженная картинка, не так-то просто.
Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем
Хочу быть таким — и буду! Пусть и в собственном воображении. Например, каждый первый считает себя остроумным человеком, и — на беду — многие берутся это демонстрировать.
Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.
Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее
Посиделки под деревом
Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.
Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.
В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:
- подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
- давать оценку своему отношению к ситуации;
- избегать негативных мыслей;
- вырабатывает способность осознанного выбора;
- открыв новые возможности.
Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.
Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.
Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.
Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач. Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории
И не стоит на этом зацикливаться
Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться
Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.
История исследования рефлексов.
Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.
Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:
Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.
Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.
Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития
.Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
Откуда взялось значение слова Рефлексия?
Геродот рассказывает, что на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Гноти се аутон!» — «Познай самого себя!». Античные философы «родили» понятие рефлексии. Еще не существовало как такового самого термина – его придумали намного позднее, от латинского reflexio – «обращение назад» (потому что определялось, как обращение внимания на самого себя и свое сознание, на его деяния), но Сократ, а вслед за ним и Платон оперировали определениями: самопознание, самонаблюдение, самосовершенствование. В своих «Диалогах с Сократом» Платон давал сократовскую трактовку: размышления о человеческом бытии и собственном Я в нем, и их взаимосвязи на основании наблюдений за собой – есть единственный путь к самосовершенствованию, к внутреннему духовному развитию через освобождение от хаоса навязчивых мыслей и предрассудков. Инструмент же для достижения этой свободы (также единственный) – внутренний диалог. Подразумевалась, естественно, рефлексия человека, предлагались к практике интуитивные приемы рефлексии.
Виды рефлексии
А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.
Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.
Ретроспективная рефлексия личности – это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.
Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.
Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.
Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.
Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству
Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого
Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.
В педагогике
Рефлексия в педагогике в первую очередь рассматривается как самооценка ученика. Понятие в контексте образования значительно отличается от принципов самоанализа в психологии. С помощью определенных приемов учитель может посмотреть на педагогический процесс с точки зрения ученика, учитывая индивидуальные особенности каждой личности.
По требованию ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) учитель должен применять специальные приемы на каждом уроке. Цель нынешней системы образования – научить пользоваться подручными материалами и побудить в учениках тягу к самообразованию.
Рефлексия в педагогике – это самооценка учениками своих успехов, эмоций, внутреннего состояния и результатов деятельности
Педагог ставит перед собой цель донести до ученика важность его деятельности, вклад в общее дело, реальные перспективы. Также важно научить адекватно оценивать свои возможности
Для всего этого необходим грамотный самоанализ.
Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты
Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):
- деятельностный ( Щедровицкий Г. П., Щедровицкий П.Г. и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
- коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
- когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
- личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.
Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания.
Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние».
Способы применения
Врожденной склонности к самоанализу у человека нет. Рефлексия относится к интеллектуальной деятельности и требует развития возрастных навыков:
- самоидентификации;
- самоанализа;
- самооценки;
- самокритики;
- социализации.
У новорожденного младенца нет способности рефлексировать. Она появляется позже, когда у ребенка появится осознание себя, как субъекта деятельности. Впервые это происходит в 2,5–3 года. Ребенок пытается отстоять самостоятельность, специально нарушая запреты взрослых и проверяя реакцию. Проанализировать и оценить свое поведение он еще не способен.
Второй этап развития рефлексии начинается под влиянием учебной деятельности и наступает в 6–7 лет. Ребенок учится анализировать свое поведение и поведение других детей, стремится занять свое место в иерархии класса. Самооценка зависит от мнения взрослых: родителей и учителя.
В подростковом возрасте формируется навык самооценки. Нестабильный гормональный фон, умноженный на чрезмерную рефлексию часто приводит к негативному самовосприятию. Подросток зацикливается на недостатках, недоволен внешностью, отношениями со сверстниками. В этот период ему особенно нужно понимание со стороны взрослых. Если развитие личности проходило правильно, к 16 годам способность к рефлексии уже наработана. Самокритика больше не мешает подростку оценивать себя здраво.
После 20 лет развитие рефлексии не останавливается. В течение жизни человек приобретает новый опыт, облегчающий и обогащающий самопознание
Важно не останавливать саморазвитие
Формы философской рефлексии
Выделяют всего две формы философской рефлексии:
- Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
- Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.
Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.
Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.
Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией
В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии
Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.
Парадоксальная рефлексия
Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.
Трансдоксальная рефлексия
Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.
Фундаментальная рефлексия
В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.
Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».
Примеры глубокой и неглубокой рефлексии
Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.
«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.
Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.
Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.
Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.
Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.
Виды
Как уже было сказано ранее, первыми разделить рефлексию на виды предложили И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов.
Также к подобной классификации пришел и А. С. Шаров, который разделил рефлексию на следующие виды:
- Ситуативную. Определяет то, насколько личность включена в определенную ситуацию и способна осознавать ее элементы, а также анализировать происходящее. Ситуативная рефлексия характеризует собой способность личности соотносить совершаемые действия с так называемой предметной ситуацией. Также это характеризует то, как субъект координирует, а также контролирует не только самого себя, но и элементы определенной деятельности в зависимости от того, как меняются окружающие условия.
- Ретроспективная. Такая разновидность рефлексии используется для проведения анализа уже произошедших событий или деятельности субъекта. То есть в этом случае речь идет о прошлых событиях.
- Проспективная. Данный вид рефлексии характеризуется размышлениями о том, какую деятельность будет осуществлять субъект. То есть в этом случае речь уже идет о грядущих событиях и планировании, которое выполняет личность. На этом этапе происходит процесс прогнозирования результатов, которые могут быть получены при тех или иных обстоятельствах.
Также существует еще несколько разновидностей рефлексии:
Тип рефлексии | Описание |
Личностная | Личность начинает познавать и оценивать свой внутренний мир. Впервые появляется определения своего собственного «Я». |
Коммуникативная | Происходит анализ того, как субъект взаимодействует со своим окружением, которое включает в себя людей разного статуса (родные, друзья, коллеги). |
Кооперативная | Личность производит анализ того, как именно возможно достичь той или иной цели, если действовать совместно с группой людей или одним человеком. |
Интеллектуальная | Происходит оценка знаний и опыта и определение того, насколько эти навыки могут быть полезны для применения в реальной жизни. |
Экзистенциональная | Глубокие личные размышления личности о своем прошлом опыте. |
Саногенная | Субъект пытается контролировать свое состояние в стрессовой ситуации для того, чтобы исключить появление негативных эмоций или даже моральных и психологических страданий. |
Социальная | Личность оценивает, как к ее поступкам относятся окружающие люди. Происходит также оценка реакций и ответных действий со стороны социума. |
Инструменты личностного развития
Предприниматели и коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в своей видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии). Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Как Гарри Каспарову удалось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Тайм-коды для быстрого поиска:
Рефлексия, что это?
Дневник — ваш новый помощник
Подмечать то, что происходит с вами ежедневно и про дневник благодарности
Все новое — давно забытое старое
Главное — делать это ежедневно
Как это запланировать?
Размышление помогает вам развить свои навыки и оценить их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Речь идет о том, чтобы задавать положительный вопрос о том, что вы делаете и зачем вы это делаете. А затем решать, существует ли лучший или более эффективный способ сделать это в будущем.
В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия является важной частью обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, не так ли? Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверняка, лучший
Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать эффективно. Размышление о ваших собственных навыках может помочь вам определить изменения, которые вам могут понадобиться.
Что это такое
Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.
Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься
«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!
Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.
Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.
Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»
Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.
Развитие у взрослых
Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.
Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.
Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.
Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону
Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом»
Заключение
Саморефлексия помогает человеку совершенствовать свои способности и навыки, давать оценку их эффективности. Главное — формулировать положительный вопрос относительно своих действий. И уже потом оценивать, есть ли более эффективный метод сделать это в будущем.
Саморефлексии присущ не только информативный и движущий аспект касаемо мышления и самоосознавания, но и коммуникативный фактор. Он поддерживает у человека ощущение и понимание себя как личности, находящейся в непрерывном взаимодействии с окружающими, и выполняет созидательную функцию в саморазвития.