Рукавишников, александр иулианович

Образ VS содержание

Искусство сегодня перестало мыслить образами, оно мыслит содержанием, описанием, сюжетом. У творчества выдающегося художника, в том числе и Александра Рукавишникова, нет прямой связи с содержанием. Скульптура – её фактура, пластика, название – вызывают у зрителя некий поток ассоциаций. А уже из потока можно что-то вытянуть и на основе этого дать описание. Поэтому художник НИКОГДА, НИ РАЗУ не описатель. Художник творит совершенно иную реальность. Он создает и материализует что-то такое, чего в природе до него не было.


сосредоточенное чтокак

Большинство остальных работ Александра Рукавишникова воплощают женский образ. У мастера своя отличительная манера изображения прекрасного пола, в которой читается сильное чувство и любование красотой русской женщины.

Наиболее известные работы

Президент России Владимир Путин на церемонии открытия памятника С. В. Михалкову, 28 мая 2014 года

  • 1975 — Обелиск на месте гибели космонавта Ю. А. Гагарина и лётчика-испытателя В. С. Серёгина (Владимирская область)
  • 1978 — Монументально-декоративная композиция для фонтана (Москва, гостиница «Орлёнок»)
  • 1984 — Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище (Москва)
  • 1984 — Скульптурная композиция «Мое Нечерноземье» (Тула)
  • 1985 — Памятник лётчику П. Н. Нестерову (Нижний Новгород)
  • 1985 — Монумент, посвящённый всемирному фестивалю молодёжи и студентов (Москва)
  • 1985 — Памятник Микешину (Смоленск)
  • 1986 — Памятник В. И. Ленину (Копенгаген)
  • 1988 — Скульптурная композиция «Мама» (Сеул)
  • 1988 — Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на Малой Грузинской улице (Москва)
  • 1989 — Памятник советским добровольцам, воевавшим в Испании в годы гражданской войны (Мадрид)
  • 1997 — Памятник Достоевскому у Российской государственной библиотеки (Москва)
  • 1998 — Памятник Татищеву (Тольятти)
  • 1999 — Памятники Льву Яшину (Москва)
  • 1999 — Памятник Коровьеву и Бегемоту (Москва)
  • 2000 — Памятник Юрию Никулину у цирка Никулина (Москва)
  • 2000 — Памятник Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище (Москва)
  • 2001 — Памятник Артёму Боровику на Новодевичьем кладбище (Москва)
  • 2002 — Памятник Павлу Садырину на Кунцевском кладбище (Москва)
  • 2003 — Памятник Иосифу Кобзону (Донецк)
  • 2003 — Памятник Сергею Перхуну на Запорожском кладбище (Донецк)
  • 2004 — Памятник Князю Кропоткину (Дмитров)
  • 2005 — Памятник Александру II (Москва)
  • 2006 — Памятник Александру Гомельскому на Ваганьковском кладбище (Москва)
  • 2007 — Памятник Шолохову (Москва, Гоголевский бульвар)
  • 2007 — Памятник Дмитрию Донскому (Коломна)
  • 2007 — Памятник репрессированным священникам (Шуя)
  • 2007 — Памятник Константину Бескову на Ваганьковском кладбище (Москва)
  • 2007 — Статуэтка «Золотой пояс», ежегодно вручаемая лауреатам профессиональной премии в области боевых искусств
  • 2008 — Памятник Александру Зассу (Оренбург, у здания цирка)
  • 2008 — Памятник Якову Дьяченко (Хабаровск)
  • 2009 — Памятник Сергею Рахманинову (Великий Новгород)
  • 2010 — Мемориальная доска генералу В. Л. Говорову (Москва)
  • 2011 — Памятник Муслиму Магомаеву (Москва)
  • 2011 — Памятник Вячеславу Иванькову на Ваганьковском кладбище (Москва)
  • 2012 — Памятник Мстиславу Ростроповичу (Москва, угол Брюсова и Елисеевского переулков)
  • 2012 — Памятник Юлиану Семёнову (Ялта, у гостиницы «Ореанда»)
  • 2012 — Памятник В. Н. Хитрово (Москва)
  • 2013 — Памятник П. Ф. Дерунову (Рыбинск)
  • 2013 — Памятник В. П. Дубынину (Каменск-Уральский)
  • 2014 — Памятник генералу Скобелеву у Академии Генерального штаба (Москва)
  • 2014 — Памятник Сергею Михалкову (Москва, Поварская улица)
  • 2014 — Скульптура «Гладиатор» (Москва, стадион «Открытие Арена»)
  • 2015 — Памятник Константину Рокоссовскому (Москва, бульвар Рокоссовского)
  • 2015 — Памятник царевичу Дмитрию (Углич)
  • 2015 — Памятник Марине Семеновой на Новодевичьем кладбище
  • 2016—2017 — Памятник Льву Дурову на Новодевичьем кладбище

Династии

  • Рукавишниковы — московская купеческая династия, позже — дворянский род.
  • Рукавишников, Иван:
  • Рукавишников, Иван Васильевич (1843—1901) — русский горный инженер, золотопромышленник, тайный советник.
  • Иван Михайлович (1848–1906) — был одним из наиболее известных общественных деятелей Нижнего Новгорода: гласным городской думы, почетным мировым судьей, действительным членом Нижегородского общества поощрения высшего образования и Нижегородского общества любителей художеств
  • Иван Сергеевич Рукавишников (1877—1930/1932) — писатель, поэт-символист Серебряного века и прозаик, переводчик украинской поэзии, «мастер триолета». Профессор Московского Литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова. В 1919—1920 годах возглавлял Дворец Искусств. Автор нашумевшего романа «Проклятый род», вызвавшего злобу всех изображенных там сородичей и стоившего ему лишения миллионного наследства отца.
  • Рукавишников, Константин Васильевич (1850—1915) — российский государственный и общественный деятель, в 1893—1897 годах — московский городской голова.
  • Рукавишников, Николай:
  • Рукавишников, Николай Васильевич (27 ноября 1846 — 8 августа 1875) — купец, благотворитель, педагог.
  • Рукавишников, Николай Васильевич — советский конструктор стрелкового оружия, инженер-полковник. Сконструировал противотанковое ружьё Рукавишникова, ряд опытных образцов самозарядных винтовок и пистолетов-пулемётов, опытный образец автомата под патрон 7,62 × 39 мм.
  • Рукавишников, Николай Иванович (1848—1913) — купец-золотопромышленник, скульптор-любитель.
  • Рукавишников, Николай Николаевич (1932—2002) — космонавт СССР. Герой Советского Союза.
Нижегородские Рукавишниковы
  • Рукавишников, Михаил Григорьевич (1811—1874) — нижегородский купец I гильдии, мануфактур-советник, член губернского попечительного о тюрьмах комитета. Основатель династии. Его жена, Любовь Александровна, в память мужа построила богадельню и детскую больницу, а построенный позднее Рукавишниковыми Дом трудолюбия получил имя Михаила и Любови Рукавишниковых.
  • Рукавишников Сергей Михайлович (1852—1914) — был известен строительством зданий, которые и сейчас украшают Нижний Новгород.
  • Рукавишников, Митрофан:
  • Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887—1946) — закончив Нижегородский дворянский институт в 1907 году, получил художественное образование в частных студиях Москвы и Рима и быстро стал известным скульптором. В 1918 году он, как и старший брат Иван, оказался в Нижнем Новгороде и включился в работу по сохранению и популяризации художественного наследия. В 1942 году, после попадания бомбы в здание Большого театра и последующих в результате этого утрат, Митрофан Рукавишников вместе со скульптором Сергеем Кольцовым изготовили по своему собственному проекту гипсовые фигуры муз для ниш Большого театра Союза ССР.
  • Митрофан Михайлович (1864—1911) — благотворитель. Многое сделал для Благовещенского монастыря, Троицкой Верхнепосадской церкви (не сохранилась), кафедрального собора (не сохранился). Между улицами Алексеевской и Ошарской на его средства выстроено здание Кирилло-Мефодиевского братства, председателем которого он был несколько лет, осуществлено строительство больницы Красного Креста.
  • Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922—2000) — советский скульптор. Народный художник СССР.
  • Александр Иулианович Рукавишников (род. 1950) — советский, российский скульптор. Народный художник России
  • Рукавишников, Филипп Александрович (род. 1974) — российский скульптор.
  • Варвара Михайловна Бурмистрова (Рукавишникова) — купчиха, в доме которой в советское время открыт музей Максима Горького, в одной из комнат которого ей было разрешено проживать.

Династия

Александр Рукавишников – скульптор из скульпторов. Его дед Митрофан (1887-1946) учился ваять в Москве и Риме. Неоднократно принимал участие в выставках, где его работы отмечались престижными наградами. В составе группы реставраторов восстанавливал после войны Большой театр, в который попала фашистская бомба.

Отец Иулиан (1922-2000) в молодости мечтал о небе, окончил летное училище и ушел на фронт. Но вследствие ранения пришлось забыть о пилотировании. Он решил идти по стопам отца и выучился на скульптора. Его творческий путь тоже был ознаменован престижными наградами и признанием поклонников. В числе его работ памятники Ломоносову, Курчатову и Чехову, а также барельеф в Храме Христа Спасителя.

Неудивительно, что в семье ваятелей появился еще один скульптор Рукавишников. Биография его тесно связана с искусством.

Родился он 2 октября 1950 года в Москве. С отличием окончил Московский художественный институт им. Сурикова. Дипломной работой молодого мастера стала скульптура «Северный рыбак», за которую он получил высший балл. Это было в 1974 году. В том же году его, начинающего мастера, приняли в Союз художников СССР.

Рукавишников создает свои произведения и на заказ, и для души

Его участие в выставках привлекает внимание поклонников данного вида искусства. Работы неординарны и полны жизни

Династию продолжает и сын Филипп (родился в 1974 г.), который также увлекся семейной традицией. Но молодой человек ищет себя и на других поприщах.

Биография[править]

Александр Иулианович Рукавишников родился в Москве, в семье скульпторов И. М. Рукавишникова (1922—2000) и А. Н. Филипповой (1923—1988). Александр Иулианович — третий в династии потомственных скульпторов.
В 1974 году с отличием окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова
(мастерская Л. Е. Кербеля). За дипломную работу «Северный рыбак» получает диплом с отличием.
В 1984 году присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР».

С 1993 года Заведующий кафедрой скульптуры МГХИ имени В. И. Сурикова.

В 1997 году избран действительным членом Российской академии художеств.

А. И. Рукавишников — постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.

Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

В 2012 году открылась Мастерская Александра Рукавишникова на Земляном Валу.

Скульптор живёт и работает в Москве.

Женские образы

Любой художник-классик обязательно использует в своих работах глубинные, классические образы и темы. Они не теряют своей актуальности и приходят в современность, заставляя нас по-новому переживать их снова и снова.

«У скульптора, — рассказывает Ирина Маршева, – как и у большинства художников, почти во всех работах присутствует тема отношений мужского и женского начал. Потому что искусство по определению своему, можно сказать, содержит эротическую составляющую. Даже так: искусство всегда про отношения между мужчиной и женщиной, которые приводят к тому, что человечество существовало и продолжает существовать. У Рукавишникова альтернатива мужскому миру — это мир женщин».


Социализм, в принципе, — это женская история. Посудите сами: Первая мировая война выкосила мужчин, Вторая мировая война сделала то же самое. На плечи женщин легло огромное количество восстановительных процессов

«Вселенная» — ещё одна интереснейшая работа Александра Рукавишникова. Автор рассказал, что у этого названия нет прочных содержательных связей. Женщина, по признанию скульптора, — центр вселенной. Но стоящая перед нами женщина беременна. Получился парадокс: то ли центр вселенной теперь заключается в её чреве, то ли она сама и есть вселенная. Теперь посмотрим на техническое исполнение. С одной стороны, женщина надела шпильки, а с другой — платок завязала по-деревенски. С одной стороны видно её нижнее белье, что несколько вульгарно, а с другой — она беременна и пребывает сейчас в самом сакральном женском состоянии. Ноги у неё железные, а туловище деревянное, но при этом отполировано оно как металл. Это невероятное сочетание беззащитности дерева с прочностью металла формирует в нашем сознании содержательный образ. Такая скульптура несёт в себе массу ассоциаций и смыслов, которые легко обнаружить, если чуть внимательнее присмотреться.


Другие известные носители

  • Рукавишников, Андрей Владимирович (род. 1971) — маркетолог, вице-президент по маркетингу компаний «Балтика» и «Евросеть».
  • Рукавишников, Василий Иванович (1872—1916) — российский дипломат, секретарь посольства в Риме.
  • Рукавишников, Виктор:
  • Рукавишников, Виктор Николаевич (1895—1960) — инженер-электрик, кандидат технических наук (1940).
  • Рукавишников, Виктор Степанович (род. 1949) — советский и российский учёный, специалист в области медицины труда, член-корреспондент РАМН (2004), член-корреспондент РАН (2014).
  • Рукавишников, Владимир Олегович (1947) — российский социолог, доктор философских наук (1986), заведующий отделом социальной динамики Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН (1991).
  • Рукавишников, Евгений Николаевич (род. 1930) — советский скульптор. Детство провёл во Львове. В 1960-х переехал в Пятигорск.
  • Рукавишников, Роман Владимирович (род. 1992) — российский хоккеист.
  • Филарет (Рукавишников) (ум. 1764) — архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Нижегородской епархии РПЦ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рукавишникова, Ирина Валерьевна (род. 1973) — российский политик, член Совета Федерации.

Скульптурные портреты

Рукавишников создает не просто изваяния, а скульптурные портреты. Работая над очередным творением, он изучает фотографии, собирает малейшие сведения, которые позволят «оживить» бронзу. Работая над созданием образа, он как бы проникает во внутренний мир героя, передавая его мысли, чаяния и намерения.

Так, созданный им Михалков лишь сидит на скамье. Но, вглядевшись, понимаешь, что этот человек запечатлен в минуту творческого поиска.

Памятник Достоевскому, установленный у библиотеки, полон противоречивых эмоций, в нем отображена духовная и жизненная неустроенность автора «Идиота».

На рубеже веков был установлен памятник Никулину у цирка. Знаменитый на всю страну клоун стоит у кабриолета, как бы приглашая всех прокатиться с ним в мир сказки, волшебства и света. Скульптура установлена прямо на тротуаре, что само по себе необычно.

Спорт в жизни и творчестве

Скульптор Рукавишников по призванию, но немалую роль в его жизни занимает спорт. Еще в юности он увлекся запрещенным в советское время видом спорта – каратэ. Имеет черный пояс. Занимался под руководством Штурмина А. Б., открывшего русскую школу каратэ. До сих пор Рукавишников не бросает тренировок и даже выходит на любительские спарринги, демонстрируя отличную физическую форму и подготовку.

Тема спорта отобразилась и в скульптурах мастера. Им создана целая галерея образов спортсменов. Среди них Лев Яшин, устремленный за мячом в верхний угол ворот, и изображения других легендарных футболистов, создававших славу советского футбола.

Немало работ посвящено любимому каратэ. Каждая фигура в композициях наполнена динамизмом и предает не просто изображение, но характер героя, его стремления и душевные порывы.

Булгаков

Скульптор Рукавишников задумал грандиозный план: превратить Патриаршие пруды в архитектурно-скульптурный комплекс, посвященный Булгакову и его бессмертному творению «Мастер и Маргарита». По замыслу художника посетители парка должны были увидеть то колоритную парочку – кота Бегемота и Фагота, то выпархивающих из волшебного автомобиля обнявшихся влюбленных Мастера и Маргариту, то прогуливающихся по водной глади пруда Понтия Пилата и Иешуа. Отдельное место занимал бы примус размером с 4-этажный дом.

Некоторые скульптуры для этого проекта уже готовы. Но плану не дано было реализоваться из-за несогласия жителей Москвы, которых возмутило увековечивание в бронзе столь спорного и нехристианского творения.

Сейчас парочка Фагот и Бегемот установлена во дворе музея Булгакова. Редкий прохожий не обратит внимания на эту композицию и пройдет, не сфотографировавшись рядышком.

А вот скульптуры Мастера и Маргариты находятся на заднем дворе мастерской. Там же и автомобиль Воланда с сидящим за рулем грачом. Автомобиль этот поражает размахом фантазии автора. В нем нет ни одной обычной детали: колеса без ступиц, крылья в форме крыла, салон, обитый чешуей, и сиденья в виде ракушки…

Возможно, когда-нибудь скульптор Рукавишников работы эти закончит, и мир увидит необычные творения, достойные бессмертного романа.

Оцените статью
Добавить комментарий