Правописание слова
При затруднениях в правописании мы часто прибегаем к привычному правилу – найти однокоренное слово, где искомая буква будет находиться либо под ударением, если это гласная (например, «бЕда – бЕды»), либо будет звучать явно, если это согласная (например, «соЛнце – соЛнечный»).
Однако в данном случае нам это правило не поможет, потому что в русском языке нет однокоренных слов к наречию лучше. Само это наречие является сравнительной формой наречия «хорошо». Стоит также отметить, что наречие «хорошо», образовано от прилагательного «хороший», у которого сравнительная и превосходная формы образуются супплетивно: хороший – лучше – лучший.
Поэтому лучше всего в этом случае обратиться к орфографическому словарю. Возможно также, что вам поможет знание происхождения слова. Так, этимологический словарь Макса Фасмера говорит, что это наречие произошло от старославянского «лоучии», «лоучьши» и «лоуче», которое имело значение «более подходящий». Впрочем, другие источники уверяют, что когда-то это слово писалось как «лукий», то есть «предназначенный», но со временем произошло чередование букв К и Ч, и мы получили современное наречие. Выбирайте ту версию, какая вам запомнится лучше.
Также нужно запомнить, что нельзя употреблять словосочетание «более лучший» — это грубая ошибка. лучший — само по себе имеет усиление смыслового значения слова и дополнительных усилений здесь не требуется. Наречие «более» может применяться только в сочетании с обычным прилагательным, возводя его в составную сравнительную степень: «более хороший = лучший».
Примеры предложений
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (поговорка)
- В сезон простудных заболеваний лучше сидеть дома, а не ходить по кинотеатрам, музеям, ресторанам и различным развлекательным центрам.
- Все соседи твердили мне наперебой: «Лучше поздно, чем никогда!»
- «Лучше недосолить, чем пересолить», — уверяла мама.
- Галина работа оказалась ненамного лучше, чем у её одноклассниц, именно поэтому она пребывала в расстроенных чувствах уже вторую неделю.
- «Я не знаю, когда мы вернемся, но чем раньше, тем лучше», — заявил отец семейства.
- После такого поступка ты стал ничем не лучше Федора Ивановича.
Написание слов с приставками на «з» и «с»
Правописание приставок, заканчивающихся на «з» и «с» зависит от последующей стоящей согласной буквы. Если стоит глухая согласная буква, то будем писать слово с приставкой на «с», если же стоит звонкая согласная, то будем писать «з».
Буква «з» пишется в таких префиксах, как : -без-, -раз-, -ис-, -нис- и др.Буква «с» пишется в таких префиксах, как : -вос-, -ис-, -бес-, -вс-, -нис- и др. Примеры: бесконечный, роспись, изделие, взглянуть, бессовестный, ниспадать, изрисовать и др.
Важно! Приставка «с» не входит в данное правило, она употребляется независимо от последующего согласного в корне: Например: сдача, сгубить, свалиться, сброд,сжечь,сбежать и др.
Внимание! Приставки «з» в русском языке не существует! Есть только слова, которые имеют начальный корневой «з». Например: здравствуйте, здание, здоровье, здесь, здешний, здоровяк и др
Правописание глагола
Слово «сделать» является глаголом совершенного вида 1 спряжения. По правилам русского языка это слово пишется с приставкой «с».
Для того, чтобы не совершить ошибку в правописании этой части речи, для начала проведем морфемный разбор. Для того, чтобы понять какой в слове корень, необходимо поставить глагол в начальную форму- это слово «делать».
Если к этому слову мы подставим другие приставки, то поймем, что именно корень дел в этой части речи. Итак, мы выяснили, что глагол имеет следующую структуру:
- приставка «с»;
- корень «дел»;
- глагольный суффикс «а»;
- окончание «ть». По вузовской программе «ть» будет являться суффиксом, но для школьной программы это не имеет особого значения.
Правописание слова
В русском языке не всегда следует писать слова так же, как мы их слышим. Сделать является одним из таких слов. Оно распространено в нашей речи, но часто вызывает затруднения в написании. Какую согласную букву необходимо использовать в начале слова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предварительно разберём это слово по морфемному составу.
Наша лексема состоит из приставки «с», корня «дел», суффикса «а» и окончания «ть». Она является глаголом, определяющим действие.
Существует правило, что если в словах корень начинается на звонкую согласную, то приставка должна на звонкую согласную оканчиваться; если же корень начинается на глухую согласную, тогда приставка должна оканчиваться глухой согласной. Перечислим согласные и рассмотрим примеры.
Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й. Запомнить, какие согласные глухие, а какие звонкие — можно с помощью мнемонической фразы: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фи!» В ней содержатся все глухие.
Примеры: бездельничать (разбор по составу показывает, что у этого слова есть морфема «без»), рассматривать («рас»), возродить («воз») и т. д. Приставки могут меняться: там, где была буква «з», может появиться буква «с» и наоборот. Например: беспокоить («бес»), размышлять («раз»), воскликнуть («вос»).
Казалось бы, из этого правила следует, что правильно употреблять слово «зделать». Однако такое мнение будет ошибочным. Почему? Дело в том, что правило применяется только для приставок, состоящих из нескольких букв. Когда же морфема состоит из одной буквы, то надо употреблять «с» по той причине, что приставки з не существует. «С» в слове сделать — это неизменяемая приставка. Следовательно, правильно писать сделать.
Полагаем, вам будет интересно узнать, что существуют глаголы, которые начинаются на «зд». Это слова: здороветь и здравствовать. Но в этих словах буква «з» является частью корня и неотделима от слова. В отличие от этих лексем, в слове сделать морфему «с» можно опустить — получим глагол делать. То же самое касается таких слов, как: сдать, сдуть, сдержать и т. д.
Примеры предложений
- Придумано мудро: «сделал дело — гуляй смело».
- Алёна решила быстро сделать уроки и пойти на тренировку.
- Артём решил сделать всё назло своим родителям, но это не принесло решения его проблемы.
- В школе Олесе понравилась лекция, которую читала учительница биологии Татьяна Владимировна, на тему «Как сделать мир краше».
- Несмотря на уговоры своих старых и верных товарищей, Василий принял решение сделать всё по-своему.
- «А как это сделать по-другому?» — настойчиво спрашивал мой трёхлетний племянник у Антохи.
Правило
Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать
В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.
Мягкий знак в конце
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Какие существуют иноязычные приставки?
Русский язык настолько многообразен, что очень сложно запомнить все его правила, а тем более применить их на практике. Именно поэтому при создании какого-либо письма или текста у людей очень часто возникает вопрос о том, как написать: сделать или зделать. Чтобы ответить на него, следует лишь изучить соответствующее правило. Но перед тем как его озвучить, хочется рассказать о том, что, помимо вышепредставленных неизменяемых приставок, в русском языке довольно популярны и иноязычные. Как известно, они используется только в тех словах, которые образовались от иностранных. К таким приставкам относятся следующие: де-, ин-, анти-, дис-, архи-, дез-, суб-, контр-, экс-, ре-.