«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»
Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.
«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер
Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.
СДВГ у взрослых[править]
Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.
Американское исследование 2006 года (т. н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается .
Распространённость СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин .
Дефицит внимания
Внимание — это способность управлять своей реакцией на лавину информации, поступающую через органы чувств, и выбирать из этого хаоса действительно ценное. При дефиците внимания эта способность формируется с запозданием на несколько лет
Ребенку уже шесть, он уже сидит на занятиях в прогимназии — а внимание его беспорядочно блуждает по классу и заоконному миру, как у двухлетки.
“Ну какой же дефицит внимания? — возмущаются иногда родители. — Вот он же может два часа телевизор смотреть! Или в компьютер играть! Или конструктор собирать! Когда ему интересно, никакого дефицита внимания нет и в помине, значит, он просто ленится”.
“Просто ленится” — это предмет для отдельного разговора
А способность надолго сосредоточиться на том, что интересно, объясняется очень просто: это работает то самое непроизвольное внимание. Мелькание ярких красок на экране, мешанина громких звуков целиком занимают внимание ребенка, он даже забывает бегать и карабкаться
Он может быть так же поглощен игрой во дворе или конструктором: они так мощно стимулируют его внимание, что иногда подавляют даже громкие сигналы тревоги, поступающие от мочевого пузыря.
Дефицит внимания может наблюдаться и без гиперактивности. Некоторые исследователи считают, что это вообще самостоятельное расстройство. Невнимательного ребенка без гиперактивности заметить не слишком легко: он никому не мешает, не бросается в глаза — сидит себе в сторонке, пока группа читает, и играет в машинки. Или рисует принцесс в тетрадке, пока идет контрольная по математике.
Иногда дефицит внимания у таких детей выявляется только в школе, когда оказывается, что ребенок не справляется с учебой. Витает в облаках, смотрит в окно, болтает с подружками.
Западные исследователи часто обращают внимание на то, что эта форма расстройства особенно распространена у девочек и очень часто не выявляется и не диагностируется, а ребенок не получает необходимой помощи
В чем проявляется СДВГ у детей?
- «Мой ребенок не может и минуты усидеть на месте»
- «Он вскакивает посреди урока, чтобы побегать по классу»
- «Он играет одной игрушкой только две минуты, потом сразу же бежит к другой и так по кругу».
Такие жалобы часто озвучивают родители детей с СДВГ. Основные проявления синдрома:
- Сложности с удержанием внимания;
- Гиперактивность;
- Неусидчивость;
- Импульсивные действия.
При этом не стоит принимать решение о наличии или отсутствии СДВГ самостоятельно. Делать это должен специалист. Показать ребенка можно неврологу или детскому психиатру, если вас настораживает поведение малыша или обучение школьника.
Помните, что ребенок не виноват в особенностях своей нервной системы, ему требуется поддержка, а не наказание. Не виноват и родитель. «Синдром дефицита внимания» часто ошибочно трактуют, как недостаток внимания со стороны взрослого, но в данном случае речь идет о дефиците внимания и возможности сосредоточиться у самого ребенка.
Гиперактивными также часто считают шустрых и любознательных детей. Отличие естественной активности ребенка от гиперактивности состоит в том, что у активного ребенка есть познавательная или игровая цель. Например: он залез на дерево, чтобы достать яблоко или, потому что играет в пиратов. Гиперактивный ребенок часто бегает, прыгает или залезает куда-то просто, потому что не может остановиться!
СДВГ у детей отмечается и тем, что ребенок плохо переносит режим ожидания, скуку, его требуется постоянно чем-то занимать. Всем маленьким детям будет тяжело провести час в очереди, но родители гиперактивных детей часто жалуются «он просто разносит дом, когда я стираю или готовлю обед»
Скука очень тягостна для ребенка с СДВГ, и он пытается заполучить внимание любимого взрослого любыми способами
Дети с СДВГ часто прекрасно знают правила поведения и не могут их выполнять не из вредности или от плохого характера, а в силу своих особенностей: им тяжело ставить себе ограничения. Особенно, когда им скучно, возвращаясь к предыдущей проблеме.
У детей старшего возраста наблюдаются проблемы с самоорганизацией, планированием собственного времени на уроки и развлечения, низкая мотивация к учебе, слабая сила воли. Дети быстро устают и перегружаются.
Все эти признаки не могут быть поводом для окончательного решения, так как могут наблюдаться и при других особенностях, а также при их отсутствии. Последнее слово всегда за специалистом.
Признаки и симптомы, диагностика СДВГ
Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:
- в диагнозе превалирует невнимательность;
- в поведении больше импульсивности;
- комбинированный тип.
К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.
Критерии для диагностирования СДВГ
Тип | Симптоматика |
---|---|
Невнимательность | Ребенок: • не учитывает детали или постоянно делает ошибки; • трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания; • не слушает, когда с ним ведут беседу; • не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое; • отличается неорганизованностью; • не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения; • постоянно отвлекается на сторонние стимулы; • в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты |
Гиперактивность | Ребенок: • постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение; • не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу; • лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо; • находится в постоянном движении; • не в меру болтлив; • не способен тихо заниматься делами или играть |
Импульсивность | Ребенок: • вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего; • пристает к другим или мешает им выполнять дела; • с трудом ждет своей очереди; • не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца |
Так проявляется гиперактивность
Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.
СДВГ у детей
Возраст | Особенности |
---|---|
Дошкольный | Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое. Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно |
Начальная школа | Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания. Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения |
Старшеклассники | Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения. Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично |
Отсутствие внимания
Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».
СДВГ у взрослого человека
У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:
- возникают сложности с выполнением поставленных задач;
- управляющие функции нарушены;
- наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
- человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
- ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.
СДВГ у взрослых
Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.
Классификация, причины
Многие ученые ставят под сомнения существование СДВГ. Причиной тому отсутствие точной возможности выявить болезнь у пациента путем проведения инструментальной диагностики, а также большая разница в количестве заболевших синдромом в разных странах. Тем не менее проблема является официально признанной, а дефицит внимания относят к коду F90.0 по МКБ.
Чаще всего СДВГ проявляется в детском возрасте. Ребенок кажется не таким умным, как сверстники, он не может выполнять все поставленные задачи и ведет себя странным образом. Взрослые же сталкиваются с такой проблемой очень неожиданно. Как правило, синдром все равно берет начало в детстве, но проявляется лишь спустя многие годы, когда на мозг человека оказывается серьезное давление со стороны работы, домашних обязанностей или проблем. СДВГ связано с недостаточным развитием психики, которая не способна выдержать привычной для многих людей нагрузки и дает сбой. По этой же причине болезнь может показать себя далеко не сразу.
Классификация
Для СДВГ разработана отдельная классификация, которая отражает преобладание той или иной стороны болезни. Это помогает поставить более точный диагноз и назначить максимально эффективное лечение. Вид определяется на этапе диагностики. Всего их 3:
- СДВГ-ДВ – симптомы ограничены дефицитом внимания или выражены только им, больной рассеян и забывчив, может выглядеть глупым даже при высоком IQ, работоспособность довольно низкая, зачастую появляется прокрастинация;
- СДВГ-Г – симптомы сконцентрированы проявлением гиперактивности, больному трудно сидеть на месте, он может качаться на стуле или трясти ногами, часто отходит от рабочего места под разными предлогами ради физической активности, может раздражаться, т.к. отдохнуть ему тяжело;
- СДВГ-С – симптомы носят смешанный характер, больному трудно фокусироваться на одной задаче, он часто отвлекается, забывает важную информацию, при этом у него всегда есть желание заниматься чем-либо физически.
Иногда врачи отдельно выделяют неуточненный вид СДВГ. Такой диагноз ставят, если не удалось точно определить все особенности заболевания. Зачастую он применяется для предварительных заключений.
Причины
Точные причины возникновения синдрома недостатка внимания у взрослых до сих пор остаются неизвестными. Однако ученым удалось определить факторы, способные спровоцировать развитие болезни. Они могут воздействовать на организм еще в период формирования плода, что станет причиной проявления СДВГ в будущем.
Основные причины следующие:
- Генетическая предрасположенность;
- Негативное воздействие во время вынашивания плода (инфекции, лекарства, алкоголь, курение);
- Факторы риска выкидыша во время беременности;
- Хронические заболевания у матери на момент вынашивания;
- Осложнения во время родов, кесарево сечение;
- Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
- Болезни у новорожденного;
- Прием сильных лекарственных препаратов в первые годы жизни;
- Неблагоприятная экологическая обстановка.
Если болезнь у взрослого есть, то спровоцировать ее пробуждение может регулярный стресс, связанный с серьезными нагрузками на психику
Поэтому очень важно дозировать выполнение тяжелой работы при малейших рисках наличия такого заболевания
Еще по теме “СДВГ у взрослых: как он мешает сексу, работе и личной жизни”:
Тоже про трусы…
Проснулась сегодня утром, спускаюсь на кухню, а там мой муж стоит в одних трусах, кашу нам варит… И такой он красивый, плечи широкие, попа узкая, половина спины помятая, другая – поцарапанная… Подошла, обняла, вот оно – СЧАСТЬЕ! 🙂 И мне всегда это нравилось, и трусы эти, и самой его обнять, потискать, и валяться вместе на диване “ложками”, но теперь с нами живут мои дети, которым все эти нежности видеть не особо приятно… 🙁 А муж не понимает… :/ Если я спиной стою, готовлю на кухне…
Сын. 10 лет. Врет на каждом шагу…. Помогите советом.
Объясняла, что тяжело ему будет в жизни, если будет врать всем. Друзей не будет, семьи даже может не быть. Но лет с 16 она стала выдавать мои же фразы, только теперь это ее личные установки, она даже не помнит, что я это Почему официально не ставите диагноз СДВГ ?
Кто-нибудь пользуется в школе справкой о
+1 есть уроки на которых СДВГ или нет но все слушаются а на других – нет а почему собственно СДВГ надо уделять больше внимания – ну чисто так абстрактно, у вас равные права на внимание учителя даже с близорукими не все однозначно – что им мешает носить очки?
Коучинг “СЕКРЕТЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ”
Почему ваши мечты остаются только мечтами? Чего вы хотите: железное здоровье, потрясающие взаимоотношения, любви, секса, денег, хорошую работу, путешествовать, выучить язык или что-то еще, о чем так давно мечтаете? Зачастую, получить желаемое нам мешает недостаток мотивации, боязнь неудачи, не знание что и как делать, отсутствие хорошего плана, неуверенность в себе, различные страхи. А иногда мы даже не знаем, чего хотим. Вы удивитесь, но исследования психологов показывают, что это далеко не…
Семья. Как и о чем договариваться.
Журналы для женщин советуют перед тем как строить долгосрочные отношения, чтобы не было сюрпризов, договориться «на берегу» как жить вместе: как вести хозяйство, растить детей, отдыхать, и за чей счет этот банкет. Даже если вы не договорились «на берегу», никто не запрещает вам это сделать прямо сейчас. Через 3-5 лет совместной жизни, большинство пар устают каждые выходные доводить друг друга до совершенства и хотят начать наконец-то наслаждаться простыми радостями семейной жизни. Что же…
мешает ли вам муж?
Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Я вообще не понимаю, как _муж_, взрослый, по идее, человек, может ” мешать работать ” или что-то еще делать. Тяжелая жизнь людей с СДВГ.
СДВГ в подростковом возрасте
СДВГ в подростковом возрасте. Есть здесь кто-то у кого ребенок с СДВГ ? Если бы мне об этом сказали 7 лет назад… не поверила бы – держалась за работу : жить -то на что? Сейчас понимаю, сколько страхов было в прежней жизни … сплошной стресс.
Существуют ли благодарные мужчины?
Сегодня опять поругалась с мужем. И последний год это происходит по одной и той же причине: я в декретном отпуске, ребенку два года, я сложла на себя большую часть быта. Слава богу мне активно помогает мама, без неё мне было бы невыносимо. Каждый раз приходя с работы муж ищёт повод придраться к чистоте в квартире. Меня мучает вопрос, почему раньше его это не волновало, а теперь, даже какая-нибудь неубранная за ребенком игрушка становиться моим “косяком”? Поясню. Когда мы начинали жить вместе…
Психопаты и истерики – откуда они берутся?
О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Всю службу отстоять она не может, начинает ходить толкаться, всем мешает. Пытаюсь понять взрослые психопаты это не бывшие СДВГ -шки?
Почему порно – это плохо?
О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Но постараюсь вложить в голову, что это просто сказка для взрослых с несчастливым концом. А он – в пролёте.@” А каким образом одно другому мешает ?
Характеристика проблемы
Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.
Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.
Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно
Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте
Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.
В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.
Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:
- Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
- Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
- Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.
Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.
Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию
Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.
Профилактика заболевания
Заметив у малыша описанные выше признаки нарушения нервной системы, сразу нужно включаться в программу по коррекции диагноза. Профилактический комплекс состоит из нескольких методик.
Мультимодальная терапия
Направленность | Рекомендации |
---|---|
Двигательная активность | • физические нагрузки систематического характера; • равномерные упражнения средней интенсивности без ярко выраженных эмоциональных компонентов |
Психолого-педагогическое влияние | • подбор деятельности, где бы ребенок чувствовал себя комфортно; • занятия на развитие памяти и внимания; • логопедические упражнения |
Домашняя терапия | • налаживание доверительного взаимопонимания с ребенком; • формирование психологического микроклимата; • использование позитивных моментов в воспитании; • организация режима |
Хорошо зарекомендовали себя упражнения на расслабление мышц. Они помогают наладить функцию ЦНС, задействовать резервные возможности мозга, повысить уровень регуляции всех систем организма.
Вариант поведенческого управления
Корректируя поведение ребенка в позитивном русле, можно снизить импульсивную активность. Дети с диагнозом СДВГ чувствительны к отрицательным методам воспитания (наказаниям, выговорам), поэтому негативное воздействие эффекта не даст. Похвалами, вознаграждениями, психологической поддержкой можно повысить уровень развития ребенка.
СДВГ у взрослых
В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.
Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.
Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно
Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного
Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.
Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.
Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. Индивид, страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.
Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.
Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.
Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно повысить самооценку. Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.
«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»
На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.
Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…
Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.