Чувства помогают памяти
В 1968 году советский нейропсихолог Александр Лурия опубликовал брошюру «Маленькая книжка о большой памяти». В частности, он там описал феноменальные способности репортера, а впоследствии профессионального мнемониста Соломона Шерешевского.
Молодого человека отправил на прием к психологу его руководитель, редактор. Выяснилось, что у памяти Шерешевского нет «ясных границ». Он воспроизводил заученные ряды слов спустя многие годы.
У него выявили чрезвычайно развитую синестезию — слияние информации от двух органов чувств. Звуки музыки, голоса окрашивались в его сознании различными цветами. Всего Шерешевский обладал несколькими синестезиями, где комбинировались потоки от пяти органов чувств.
Наблюдения за ним позволили Лурии сделать вывод: синестезии способствуют хорошему удержанию информации в памяти.
Он приводит результаты эксперимента, поставленного в его лаборатории. Из шести фрагментов требовалось собрать две целые фигуры: квадрат и прямоугольник. Все справлялись с этой задачей в считаные минуты, не замечая, что было много вариантов сборки. Покраска фигур разным цветом многозначность не устраняла. И только добавка еще одного признака — рисунка змеи — позволяла решать задачу правильно.
По мнению профессора, каждый новый признак облегчает запоминание. На этом основаны мнемонические техники. Это объясняет также, почему у синестетиков хорошая память.
Как развить синестезию. Упражнения
Не трудно догадаться, что обладающие уникальным природным даром синестетики не просто по-иному понимают окружающий мир. Они могут чувствовать его сильнее, испытывая при этом такие необычные ощущения, что многим и не снилось. Плюсов от этого масса. Можно, например, полнее развивать свои творческие способности, решать задачи, которые другим людям (с «заданным мышлением») ни в коем случае не решить – им даже невдомек, что можно понимать стоящую пред ними проблему иначе, что можно подойти к ее решению с другой, более выгодной стороны. А вот синестетику все задачи по плечу. Синестезия для него не клеймо, а лучший помощник.
Вот несколько упражнений, как развить и приручить синестезию восприятия. Они довольно простые, но результат дают необыкновенный:
1. Постарайтесь, изучая некий предмет, зародить в себе такие ассоциации, которые ему совершенно несвойственны. Фантазируйте вволю! Можете, например, одарить самую обыкновенную музыку формой или залить ее цветом. Не старайтесь определить предмет, с которым работайте, как нечто, что относится к конкретной категории уже известных вещей. Весь трюк в том, чтобы удачно выскользнуть за рамки обычного восприятия. Одним словом – задействуйте такие чувства, которые в аналогичных условиях у вас «спят». Пусть цвета запоют, музыка из наушников или ретранслятора станет вкусной, а запахи можно будет пощупать. В результате такого упражнения, со временем вы научитесь не только «ощущать неощущаемое», но генерировать новые идеи, новые подходы, новые решения.
2. А вот при выполнение этой задачи вам придется серьезно поскрипеть мозгами. Придется учиться думать по-другому – совсем не так, как вы привыкли до этого. Здесь нужно будет дать волю безудержной фантазии. Представьте, что было бы, если бы многие известные вам люди внезапно изменили бы образ жизни или сферу деятельности. Представьте, что за музыку писали бы Битлз, если бы они родились в Чечне. Какой была бы предвыборная компания у Аллы Пугачевой, если бы она вздумала стать президентом России? Такое упражнение отлично развивает возможности нетипично мыслить за счет ярких ассоциативных связей.
3. Совмещенная дыхательная и зрительная практика. С целью наделения зрительных образов запахами предварительно тренируйтесь на предметах с резким запахом. При закрытых глазах начинайте подносить к носу сильно пахнущие предметы. Пусть ими будут розовые лепестки и грейпфрутовая кожура, флакончик духов и старые носки, нарезанные ломтики лука или ложка овощного супа. Старайтесь наделять все эти запахи различными тактильными и зрительными особенностями. Почувствуйте себя парфюмером из одноименного романа Патрика Зюскинда, истинного шедевра синестетического искусства.
4. Набор легко дифференцированных предметов можно использовать для развития ваших тактильных ощущений. Касаясь их, старайтесь вызывать самые разные ассоциации. Обычная поваренная книга с картинками позволит вам почувствовать «на языке» многие представленные в ней блюда – стоит лишь затратить минимум усилий или пропустить обед;)
5. Чтобы стать подлинным синестетиком, в любой ситуации старайтесь смотреть глубже, чем вам позволяют собственные чувства. Обычно человек воспринимает звук как данность – вполуха, не особо вслушиваясь и не обращая внимания на его многочисленные оттенки и полутона. А ведь в действительности даже тишина пустой комнаты не так проста, как может показаться с первого взгляда
Она может быть черной, или сладкой, как сахарная вата… Звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных оттенков. Старайтесь их различать, выделять среди прочих
Старайтесь их различать, выделять среди прочих.
Тренируйтесь развивать ваши синестетические способности везде, когда у вас будет свободное время: дома, на работе, во время перерыва на обед, в автобусе или метро. Мир вокруг вас можно исследовать и познавать по-новому при помощи все тех же пяти чувств. Вас ждет масса удивительных открытий и откровений, для чего вам совсем не нужно будет покупать дорогой билет на другой конец света.
View the discussion thread.
blog comments powered by DISQUS
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Синестезия — признаки
Многие люди живут с синестезией и даже не подозревают об этом. Им невдомёк, что остальные не видят буквы оранжевыми или синими, при слове футбол во рту не появляется привкус яблока, и им не понять, как можно не слышать музыку цветами. У них синестезия проявляется в проецирующих или ассоциативных способностях.
- Проецирующие способности проявляются в смешанных ощущениях. Это когда нота «ля» может быть фиолетового цвета, а желтый цвет меть вкус банана.
- Ассоциативные способности относятся к бессознательным, это когда простым вещам приписываются дополнительные качества. Не лето – это жара, а лето – это танго, а цифра 192 – розовая.
About finding the balance between “False positive and false negatives.”
What does this mean?
False positives are non-synesthetes that wrongly are classified as synesthetes.
False negatives are synesthetes falsely classified as non-synesthetes.
So there needs to be a balance between these two. And this is where we struggle.
If we set the threshold too high, synesthetes may be classified as non-synesthetes.
If the threshold is too low, then non-synesthetes may be classified as synesthetes.
Such differentiated test results are crucial to avoid that in studies the synesthetes and non-synesthetes get mixed up. If you are interested in learning more, read our “paper.”
Изучение синестезии психологами
Медицина занималась и занимается изучением таким феноменом, как синестезия. Специалисты чётко определяют индивидов, которые способны связывать образы или предметы посредством сразу нескольких чувств. Выше было упомянуто то, что к синестетам относятся творческие личности. Но это необязательный момент. Художники и музыканты не всегда могут быть синестетами, но среди этих людей порой встречаются настоящие уникумы.
Синестезия порой наделяет некоторых своих обладателей феноменальной памятью. Доказательство такого интересного момента было получено специалистами после проведения ряда опытов, которые смогли продемонстрировать, что в некоторых случаях синестеты действительно обладают таким качеством.
Например, можно привести исследование, в котором испытуемой была женщина. Ей были показаны матрицы, каждая из которых содержала по 50 цифр. Она ознакомилась с предложенными данными, а затем переписала их на листок бумаги. Спустя двое суток этот же тест был продублирован. Результаты были аналогичными. По мнению психологов, женщина смогла продемонстрировать такие результаты, благодаря тому, что при созерцании цифр, у неё в голове появлялись и соответствующие ассоциации.
Виды синестезии
Существует много видов синестезии, которые отличаются друг от друга особенностями проявления.
- Графемно-цветовая синестезия. Человек видит отдельные графемы (буквы и цифры) окрашенными в разные цвета. Это помогает ему замечать, выделять и лучше запоминать отдельные участки текста.
- Хроместезия (или музыкально-цветовая синестезия). Это цветовая ассоциация, связанная со звуками. Когда синестет слышит определенный звук, он ассоциирует его с конкретным цветом. Причем у каждого синестетика это происходит по-своему. Одни «видят» музыку как набор разноцветных огоньков, другие – в виде цветных линий или волн. Некоторые синестетики воспринимают речь окружающих в виде цветов. Причем цвета зависят от тембра голоса, эмоций говорящего и его интонаций. Такая способность помогает лучше запоминать музыкальные произведения, лекции, беседы.
- Кинестетико-слуховая синестезия. При этой особенности человек слышит звук при виде движущегося предмета.
- Синестезия локализации последовательностей или пространственно- временная. Когда синестет обнаруживает некую числовую закономерность, он воспринимает последовательность чисел в виде точек в пространстве. Таким образом, он практически видит вокруг себя цифры часов, дни недели, месяцы, годы. У каждого синестета последовательность чисел выстраивается в какую-то свою, особую пространственную форму. Как правило, люди с такой способностью хорошо считают, легко ориентируются в пространстве, помнят события, которые происходили с ними очень давно.
- Лексико-вкусовая. Это интересный вид синестезии, при котором синестет ощущает слова на вкус. Например, определенное имя может иметь соленый или сладкий вкус.
- Синестезия числовых линий. Эта разновидность феномена тоже связана с числами, но она отличается от предыдущей. Как правило, все люди воспринимают числовую информацию в виде линии, на которой как бы нарисованы числа. Нумерация идет слева направо. Числовая линия была впервые описана Френсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей». Индивиды, имеющие особенную «цифровую линию», умеют хорошо считать, легко запоминают даты, события. Восприятие и запоминание любой числовой информации у них развиты намного лучше, чем у других.
- Акустико-тактильная синестезия. При этом виде феномена человек ассоциирует звуки с различными тактильными ощущениями. Когда он слышит звук, у него появляются определенные ощущения в каких-то частях тела. Это могут быть покалывания, поглаживания, ощущения тепла или холода.
- Порядковая и лингвистическая персонификация. В этом случае синестетик видит буквы и цифры в виде определенных образов. Это могут быть образы людей или животных. Они бывают очень яркими и необычными. Например, цифру 1 человек видит в образе маленького смешного ежика, цифру 2 – в виде высокого сурового мужчины, а цифра 3 предстает перед его внутренним взором как добродушная пожилая женщина в ярком платке. Такие образы помогают лучше воспринимать и запоминать информацию, связанную с числами.
- Мисофония. Это ассоциация звуков с определенными эмоциями. В какой-то мере каждый обладает таким восприятием, и это норма. Но мисофония выходит за пределы нормы и считается неврологическим расстройством. Страдающий этим синдромом при восприятии звуков испытывает сильные негативные эмоции.
- Эмпатия прикосновений, или зеркальная синестезия. Этот вид синестезии тоже относится к разряду расстройств. Состоит он в том, что, когда человек видит, как другого бьют, гладят, режут или делают ему укол, он эти ощущения буквально испытывает на себе. В определенной степени все переносят чувства других людей на себя. Поэтому нам неприятно наблюдать за хирургическими операциями, избиениями и другими вещами, вызывающими физическую боль. Однако люди с расстройством зеркальных прикосновений ощущают подобные вещи намного сильнее и ярче.
- Аурическая синестезия. Этот вид феномена предполагает ассоциирование людей с цветами. Для таких синестетиков окружающие выглядят окрашенными в разные цвета и оттенки. Причем эти цвета зависят от их внешности, настроения и чувств, которые они вызывают.
«Я желтый пятиугольник»
Мирослав, 20 лет:
— Я родился и вырос в Болгарии, а два года назад поступил в Новосибирский государственный университет на биолога. Это был неожиданный выбор с моей стороны, учитывая, что я окончил гуманитарную гимназию, где пять лет изучал русский и английский языки. Я приехал в Россию из-за качества образования и возможности учиться бесплатно.
Предполагается, что синестезия — врожденная особенность, однако со мной было иначе. В 17 лет у меня случился первый эпилептический приступ, и именно с того момента я стал воспринимать мир иначе. Вместе с эпилепсией пришла и хроместезия (способность видеть звуки). Буквально любой звук я воспринимаю как цвет и ощущаю его в пространстве — шаровидным или бесформенным, будто туман.
Я пытался найти научное обоснование этому. До конца разобраться сложно, но я приобрел общее представление о синестезии — она существует и ее можно доказать. По своей сути это психонейрофизиологическое явление. Принцип синестезии такой, что некоторые области в головном мозге активируются и за счет этого наблюдаются какие-то специфические эффекты. Активация этих зон может быть на генетическом уровне, то есть по наследству, но может быть и в результате изменений нервной ткани при травме или интоксикации.
Целая страна лысых женщин. Как живут люди с алопецией
Конечно, я не эксперт, но сомневаюсь, что одновременное проявление эпилепсии и синестезии случайность. А уж как у меня эпилепсия возникла — вопрос очень спорный даже среди врачей.
Жить с синестезией прекрасно. Люди, у которых «цветной» слух, легко могут научиться играть на любом инструменте или танцевать. Это наше преимущество. Но те же люди не смогут уснуть, если рядом механические часы, потому что даже с закрытыми глазами они будут видеть звук движущейся стрелки.
Другой пример — голоса людей. Со временем действительно устаешь от вопроса: «А какого цвета мой голос?» Забавно, что, когда люди болеют, их голос меняется. Если цвет, допустим, зеленый, то когда у человека насморк или простуда, цвет становится более темным. А на записи всегда добавляется прозрачный бело-серый к основному цвету.
Еще один тип синестезии, которым я обладаю, — личностно-цветовая синестезия, на английском звучит так personality-color synesthesia. То есть я и людей воспринимаю в виде цветов. Я вижу своего рода цветную оболочку, окутывающую человека. Мою маму, допустим, воспринимаю в следующих цветах: алый, карамель, красно-фиолетовый. Эти три цвета не четкие, а переливающиеся друг в друга. Я заметил некую связь с хроместезией, поскольку такие же цвета вижу, когда слышу ее голос. То же самое и с любым человеком.
Если два синестета с одним типом синестезии посмотрят на одного и того же человека или услышат одну и ту же мелодию, то они, скорее всего, воспримут все это по-разному, потому что у них по-разному устроено сознание. У меня любимый цвет голубой и его оттенки: морской, аква-аура, аквамарин, электрическая синь. Поэтому люди и песни, где доминируют такие цвета, мне более приятны. У меня самого голос сине-зеленый и цвета аква-ауры.
Зеркальная синестезия (mirror-touch synesthesia) — это способность видеть и чувствовать то, что другие люди видят и чувствуют. Это как эмпатия, но в 100 раз сильнее.
В этом случае задействованы зеркальные нейроны. Если я увижу, как кто-то грустит, то грущу и я, если кто-то рад, то рад и я. Если я увижу, как кто-то трогает другого человека, допустим, по левому плечу, я ощущаю это касание на своем левом плече. Когда вижу, как кто-то падает с велосипеда, я чувствую физическую боль.
«Мы не можем ничего в себе контролировать». Как живут люди с биполярным расстройством
Однажды я увидел, как девушку сбила машина. Со мной, к счастью, такого никогда не случалось, поэтому сознание как бы настроилось на ощущения, которые знакомы, и спроецировало их, чтобы заполнить пустые места. Таким образом я почувствовал сильную боль в животе, из-за чего даже упал. С фильмами все чуть лучше, но экшены и ужасы порой приносят настоящую боль.
Этот тип синестезии на самом деле доставляет проблемы, поскольку такой синестет проецирует на себя любые ощущения, хочет он этого или не хочет. Получается, ты живешь больше, чем одной своей жизнью, понятие личного пространства меняется и в целом наступают моменты, когда не хочешь видеть ни одного человека, потому что там, где есть люди, есть и прикосновения.
Несмотря на редкость явления, я знаю двух девушек из моего университета, которые также синестеты. У одной из них графемно-цветовая синестезия, то есть она воспринимает буквы и цифры как цвета, а другая ассоциирует людей по формам и цветам. Например, я для нее желтый пятиугольник.
Книги про синестезию
Ученые в разные времена выдвигали множество теорий, которые бы объяснили феномен синестезии. Одни списывают это на болезнь или особенности психики, другие предполагают, что в головном мозге смешиваются нервные импульсы. Синестезия и в наши дни остается неразгаданной загадкой, ее особенности описаны в различной литературе.
- «Дар», автор Владимир Набоков. Синестезия описана, как романтический идеал.
- «Целый мир», автор Джулия Гласс, описывает синестезию, в которой есть черта патологии.
- «Звук Синего цвета» автора Холли Пейн расскажет о романтической патологии, которая превышает ежедневный потенциал.
- «Живопись Рубина во вторник», автор Джейн Ярдли. В этой книге синестезия описана с точки зрения баланса.
- В книге «Пространство формы манго», автор Венди Масс расскажет о синестезии, как виде психологического здоровья.
- «Ультрафолетовый», автор Р.Дж. Андерсон и «Каждый Не Одинокое Число» автор Эвелин Кригер – это молодая научная фантастика.
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.
Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
Тест на синестезию
За годы исследований психологи придумали множество разных способов выявления синестезии ощущений у мужчин и женщин. Ниже на фото приведен один из таких тестов на синестезию. Поставленная перед вами задача очень проста – отыскать на цифровом поле двойки. Попробуйте сделать это, не отрываясь на чтение текста под картинкой. Как только выполните задание – продолжите читать, чтобы узнать цель теста и сделать определенные выводы.
Средний человек затратит на выполнение данной задачи времени больше, чем это сделает синестетик. Последний мгновенно определит двойки по цвету. Для него все просто: цифра 2 – оранжевого цвета, а все представленные пятерки – зеленые. Почему так? Люди в первую очередь видят, выискивают контур предмета, затем только осознают его цвет, у синестетика все совершенно иначе.
Как понять, есть ли у человека синестезия?
Сейчас нет официального метода диагностики синестезии. Однако есть своего рода чек-лист, созданный одним из ведущих исследователей в этой области, доктором Ричардом Китоуиком. Вот что характерно для людей с синестезией.
- Они непреднамеренно испытывают все эти странноватые состояния.
- Проецируют чувства во вне, например, видят цвета, парящие в воздухе, когда слышат какой-то звук.
- Стиль восприятия не меняется. Видишь цифры в цвете — лучше расслабиться, ведь так оно и останется.
- Обычно восприятие достаточно простое. Видеть запах апельсинов как квадрат — синестезия, но видеть шоколад как слона, у которого вместо хобота торшер, — уже что-то другое.
- Запоминание второго синестезиологического восприятия лучше первого. Тройка будет ассоциироваться не с числом, а с желтым.
- Они испытывают эмоциональные реакции, например удовлетворение, связанное с восприятием.
Из мира знаменитых
Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.
Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.
Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.
Синестезия (от греч. synáisthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.
По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:
- зрительная (фотизмы);
- слуховая (фонизмы);
- вкусовая;
- осязательная и прочее
Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.
«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.
В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии — в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.
Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой. Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.
Барон-Коэн согласен с тем, что на формирование этого явления влияют не только гены, но и обстановка, окружающая среда. Вот только он считает, что нужно еще научиться отличать истинную от ложной. Так, например, не стоит считать синестезией цветовые пациента, ослепшего за 5 дней, ведь они напоминают это явление лишь внешне.
Интересные факты
Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.
Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.
Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.
Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.
Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.
Есть также мнение о том, что смешение чувств характерно для всех и является естественной составляющей человеческой природы. Многие люди просто не обращают внимания на присутствие у себя необычного восприятия.