Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Различные бытовые истории про самых маленьких тоже относятся к средствам сказкотерапии.

Малыши узнают про жизнь других малышей: их распорядок дня, игры, любимые занятия, взаимоотношения с другими ребятами и родителями – и впервые учатся сравнивать, анализировать, проводить параллели между самим собой и кем-то “таким же, как он“.

В отзывах про популярные книги жанра терапевтической сказки можно узнать, что такие нехитрые (но, как правило, отлично иллюстрированные) книги интересны даже самым непоседливым детям, помогают сконцентрироваться и успокоиться в конце дня.

Пример ненавязчивой терапевтической истории из книги И снова Бобо: истории в картинках для самых маленьких

Примером отличной серии терапевтических сказок для малышей от 1,5 лет может служить “Бобо” Маркуса Остервальдера. Каждая история – как маленький комикс с лаконичными, но обстоятельными иллюстрациями, и подробной законченной историей про эпизод из жизни малыша сони Бобо, подобный тому, что случается в жизни каждого ребенка.

Замечательно, что в конце каждой истории Бобо засыпает, поэтому серия Остервальдера идеально подходит для чтения перед сном, настраивая на нужный лад.

Бобо засыпает в конце каждой истории – разворот из книги Приключения маленького Бобо. Истории в картинках для самых маленьких

Бобо взрослеет от книги к книге, что можно заметить и количеству свечек на тортах в его книжные дни рождения. Поэтому годовасику лучше выбрать “Приключения маленького Бобо”, а четырехлетке “Бобо отправляется гулять”. Малышу, которого скоро ждет встреча с новорожденным братиком или сестричкой – “Бобо и сестренка Биби”.

Если кого-то испугали картинки автора, Маркуса Остервальдера, обратите внимание на более поздние истории про Бобо, их иллюстрировала Доротея Бельке. Разворот из книги Бобо и сестренка Биби

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии – это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

СлÑÑай в леÑÑ â ÑеÑапевÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñказка. СказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей

  ÐозÑаÑÑ: 3-6 леÑ. ÐапÑавленноÑÑÑ: ÐеÑвеÑенноÑÑÑ Ð² Ñебе. ТÑевожноÑÑÑ. СÑÑÐ°Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий. ÐлÑÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑÑаза: «У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ вÑйдеÑ!»   Родном леÑÑ Ð¶Ð¸Ð» маленÑкий ÐайÑонок. ÐолÑÑе вÑего на ÑвеÑе ÐµÐ¼Ñ ÑоÑелоÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑилÑнÑм, ÑмелÑм и ÑделаÑÑ ÑÑо-нибÑÐ´Ñ Ð´Ð¾ Ñое, полезное Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑиÑ. Ðо на деле Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ никогда ни-| Ñего не полÑÑалоÑÑ. Ðн вÑего боÑлÑÑ Ð¸ не веÑил в ÑебÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñе в леÑÑ Ð¿Ñозвали его «ÐайÑиÑка-ÑÑÑÑиÑка». ÐÑ ÑÑого ÐµÐ¼Ñ ÑÑановилоÑÑ Ð³ÑÑÑÑно, обидно, и он ÑаÑÑо плакал, когда оÑÑавалÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½. ÐÑл Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ один-единÑÑвеннÑй дÑÑг â ÐаÑÑÑÑонок.   РвоÑ, как-Ñо Ñаз они вдвоем оÑпÑавилиÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ðº Ñеке. ÐолÑÑе вÑего им нÑавилоÑÑ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð½ÑÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга, Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ ÑеÑез неболÑÑой деÑевÑннÑй моÑÑик. ÐеÑвÑм догонÑл ÐайÑонок. Ðе когда ÐаÑÑÑÑонок пÑобегал по моÑÑÑ, одна доÑка вдÑÑг ÑломалаÑÑ Ð¸ он Ñпал в ÑекÑ. ÐаÑÑÑÑонок не Ñмел плаваÑÑ Ð¸ ÑÑал баÑаÑÑаÑÑÑÑ Ð² воде, пÑоÑÑ Ð¾ помоÑи. Ð ÐайÑонок, ÑоÑÑ Ð¸ Ñмел немного плаваÑÑ, но оÑÐµÐ½Ñ Ð¸ÑпÑгалÑÑ. Ðн бегал по беÑÐµÐ³Ñ Ð·Ð²Ð°Ð» на помоÑÑ, надеÑÑÑ, ÑÑо кÑо-нибÑÐ´Ñ ÑÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑпаÑÐµÑ ÐаÑÑÑÑонка. Ðо никого поблизоÑÑи не бÑло. Ð Ñогда ÐайÑонок понÑл, ÑÑо ÑолÑко он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпаÑÑи Ñвоего дÑÑга. Ðн Ñказал Ñебе: «Я ниÑего не боÑÑÑ, Ñ ÑÐ¼ÐµÑ Ð¿Ð»Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¸ ÑпаÑÑ ÐаÑÑÑÑонка!» Ðе дÑÐ¼Ð°Ñ Ð¾Ð± опаÑноÑÑи, он бÑоÑилÑÑ Ð² Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ поплÑл, а поÑом , вÑÑаÑил Ñвоего дÑÑга на беÑег. ÐаÑÑÑÑонок бÑл ÑпаÑен!   Ðогда они веÑнÑлиÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹ и ÑаÑÑказали пÑо ÑлÑÑай на Ñеке, никÑо ÑнаÑала не мог повеÑиÑÑ, ÑÑо ÐайÑонок ÑÐ¿Ð°Ñ Ñвоего дÑÑга. Ðогда же звеÑи ÑбедилиÑÑ Ð² ÑÑом, Ñо ÑÑали ÑвалиÑÑ ÐайÑонка, говоÑиÑÑ, какой он ÑмелÑй и добÑÑй, а поÑом ÑÑÑÑоили болÑÑой веÑелÑй пÑаздник в его ÑеÑÑÑ. ЭÑÐ¾Ñ Ð´ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ ÐайÑонка ÑÑал ÑамÑм ÑÑаÑÑливÑм. ÐÑе гоÑдилиÑÑ Ð¸Ð¼ и он Ñам гоÑдилÑÑ Ñобой, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо повеÑил в Ñвои ÑилÑ, в Ñо, ÑÑо ÑпоÑобен делаÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ñое и полезное. Ðн на вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ð» одно оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ðµ и полезное пÑавило: «ÐеÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ вÑегда и во вÑем полагайÑÑ ÑолÑко на Ñвои ÑилÑ!» Ð Ñ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе никÑо и никогда не дÑазнил его ÑÑÑÑиÑкой!   ÐопÑоÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÐайÑÐ¾Ð½ÐºÑ Ð±Ñло плоÑо и гÑÑÑÑно? Ðакое пÑавило запомнил ÐайÑонок? СоглаÑен ли ÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼?  

ЧиÑаÑÑ Ð´ÑÑгие ÑеÑапевÑиÑеÑкие Ñказки

Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание: Сказка

Возраст: 5-9 лет.Направленность: Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.Ключевая фраза: «А вот я какой!»

Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками.

Был этот ежик Вася непохожий на других

Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других

Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали.

Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: «Куда ты ее подевал». Хоть и кричит. А все-таки на него.

Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет.

Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежик с одной стороны, с другой — никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он — и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают — бить его хотят.

И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать

Внимание-то конечно обращают — это приятно. Но ругаю много — от этого грустно

С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать.

И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит: «Слушай ежик! Я буду тебя превращать!»

Испугался ежик, запищал: «Нет, не надо меня, нет… нет…».

Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… Оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по-странному ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают — так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему — как будто все время по головке гладят.

ТеÑапевÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñказка.СказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей

  ÐозÑаÑÑ: 5â9 леÑ. ÐапÑавленноÑÑÑ: ÐеÑÑидÑивоÑÑÑ. ТÑÑдноÑÑи конÑенÑÑаÑии и ÑоÑÑедоÑоÑениÑ. ÐипеÑакÑивноÑÑÑ. ÐлÑÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑÑаза: «Я не Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑÑидеÑÑ Ð½Ð° меÑÑе»   Рдалекой и жаÑкой ÑÑÑане, где в леÑÑ ÑаÑÑÑÑ Ð´ÐµÑевÑÑ Ñ Ð¿ÑÑной лиÑÑвой и вÑÑокие палÑмÑ, жила маленÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·ÑÑнка, коÑоÑÑÑ Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸ ÐепоÑедой. Ðна бÑла оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð¾Ð¹, поÑÑоÑнно пÑÑгала Ñ Ð´ÐµÑева на деÑево и ни ÑекÑÐ½Ð´Ñ Ð½Ðµ могла ÑÑидеÑÑ Ð½Ð° одном меÑÑе. ЭÑа непоÑедливоÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑавлÑла обезÑÑнке много ÑлопоÑ: дÑÑгие обезÑÑнки Ñ Ð½ÐµÐ¹ не игÑали, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо не могли за ней ÑгнаÑÑÑÑ; ей пÑиÑодилоÑÑ ÐµÑÑÑ Ð½ÐµÑпелÑе ÑÑÑкÑÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо она не могла неÑоÑопливо и внимаÑелÑно вÑбÑаÑÑ Ñебе ÑоÑоÑий и ÑпелÑй банан или ананаÑ. Ðо Ñамое обидное, ÑÑо ÐепоÑеда не могла лÑбоваÑÑÑÑ ÐºÑаÑоÑой окÑÑжаÑÑего миÑа и ÑадоваÑÑÑÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑ, о коÑоÑÑÑ ÐµÐ¹ ÑаÑÑказÑвали дÑÑгие звеÑи. Ð Ð¾Ñ ÑÑого ей бÑло оÑÐµÐ½Ñ Ð³ÑÑÑÑно.   ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð² жаÑкий леÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе звеÑи попÑÑÑалиÑÑ Ð² ноÑки, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑпаÑÑиÑÑ Ð¾Ñ Ð¶Ð°ÑÑ, и ÐепоÑеда оÑÑалаÑÑ ÑовÑем одна. Ðй бÑло оÑÐµÐ½Ñ ÑкÑÑно и одиноко и ÑовÑем не ÑоÑелоÑÑ Ð¿ÑÑгаÑÑ Ð¸ бегаÑÑ, как обÑÑно. Ðе ÑовÑем ÑазмоÑило на жаÑком ÑолнÑÑке, и Ñогда она поÑдобнее ÑÑÑÑоилаÑÑ Ð½Ð° веÑке деÑева, закÑÑла глаза, ÑаÑÑлабилаÑÑ Ð¸ ÑÑала заÑÑпаÑÑ.   РвдÑÑг⦠она ÑÑлÑÑала необÑкновеннÑе звÑки, поÑожие на пÑекÑаÑнÑÑ Ð¼ÑзÑкÑ,â ÑÑо пели пÑиÑÑ. ÐепоÑеда никогда ÑанÑÑе не ÑлÑÑала ниÑего подобного и ей ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑавилоÑÑ. ÐоÑом она медленно оÑкÑÑла глаза и пÑÑмо пеÑед Ñобой Ñвидела ÑÑкий, изÑмиÑелÑно кÑаÑивÑй ÑвеÑок. ЭÑо бÑло пÑоÑÑо великолепно. ÐÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð»ÑбовавÑиÑÑ ÑвеÑком, обезÑÑнка неÑоÑопливо пеÑебÑалаÑÑ Ð½Ð° ÑоÑеднÑÑ Ð¿Ð°Ð»ÑÐ¼Ñ Ð¸ вÑбÑала Ñебе ÑамÑй ÑпелÑй банан: «ÐÑ! Ðакой вкÑÑнÑй!». ÐепоÑеда бÑла оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñна. ÐÑе бÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð° Ñзнала ÑÑолÑко инÑеÑеÑного, Ñего ÑанÑÑе из-за Ñвоей непоÑедливоÑÑи пÑоÑÑо не замеÑала.   ÐоÑом обезÑÑнка не ÑпеÑа ÑпÑÑÑилаÑÑ Ð½Ð° Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð¸ подоÑла к Ñвоим дÑÑзÑÑм, коÑоÑÑе оÑдÑÑали под деÑевом. Ðна ÑаÑÑказала им о Ñом, ÑÑо Ñ Ð½ÐµÐ¹ пÑоизоÑло и как она наÑÑилаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÑоÑопливой и внимаÑелÑной. «ЭÑо Ñак здоÑово!â Ñказала она,â ÑепеÑÑ Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð»ÑбоваÑÑÑÑ ÑвеÑами, ÑлÑÑаÑÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸Ðµ пÑÐ¸Ñ Ð¸ игÑаÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñо вÑеми». ÐÑÑзÑÑ Ñоже поÑадовалиÑÑ Ð·Ð° ÐепоÑедÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ ÑепеÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ могли вмеÑÑе веÑелиÑÑÑÑ Ð¸ ÑзнаваÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ нового и инÑеÑеÑного.   ÐопÑоÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð§Ñо оÑлиÑало ÐепоÑÐµÐ´Ñ Ð¾Ñ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ ÐбезÑÑнок? Чем непоÑедливоÑÑÑ Ð¼ÐµÑала ÐбезÑÑнке? Ðак ÐепоÑеда наÑÑилаÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÑоÑопливой и внимаÑелÑной? Ðакой ÑÐ¾Ð²ÐµÑ Ð´Ð°Ð» Ð±Ñ ÐµÐ¹ ÑÑ?  

ЧиÑаÑÑ Ð´ÑÑгие ÑеÑапевÑиÑеÑкие Ñказки

Сборники терапевтических сказок

На основе метода проективной сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок.

Тут стоит упомянуть, что под персонализацией НЕ имеются ввиду дорогие модные тома “персонализированных” сказок с именем и отфотошопленной фотографией вашего ребенка. Содержание таких книг обычно далеко от необходимого для терапевтического эффекта.

Разворот книги Психология для малышей: #Дунины сказки. Продолжение занимательных историй знаменитой инста-мамы и психолога Ларисы Сурковой

Вообще, специалисты до сих пор спорят, корректно ли называть героя терапевтической сказки именем ребенка. В традиционной психотерапии ответ на этот вопрос – “нет”. Ребенок сам анализирует и соотносит себя с героем терапевтической сказки в ходе работы со сказкой.

Сказка пÑо ÐноÑа â ÑеÑапевÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñказка. СказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей

  ÐозÑаÑÑ: 5-9 леÑ. ÐапÑавленноÑÑÑ: ТÑÑдноÑÑи обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо ÑвеÑÑÑниками. СÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑениÑ. ÐеÑмение ÑÑÑанавливаÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑакÑÑ. ÐажаÑоÑÑÑ. СкованноÑÑÑ. ÐлÑÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑÑаза: «Я не знаÑ, как подÑÑжиÑÑÑÑ»   Ðил-бÑл маленÑкий полоÑаÑÑй ÐноÑ. Ðн боÑлÑÑ Ð²Ñего-вÑего на ÑвеÑе, и поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не бÑло дÑÑзей. ÐÐ¼Ñ Ð±Ñло оÑÐµÐ½Ñ ÑÑжело Ñ ÐºÐµÐ¼-нибÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÑÑ. Ðаждое ÑÑÑо он Ñодил ÑеÑез ÑÑÑей за деÑевÑннÑми палками. ЭÑо бÑла его ÑабоÑа. Ðо Ñ Ð¿Ð°Ð»ÐºÐ°Ð¼Ð¸ он не мог ÑазговаÑиваÑÑ, и поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñло оÑÐµÐ½Ñ ÑкÑÑно.   ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ ÑÑÑом, пеÑеÑÐ¾Ð´Ñ ÑÑÑей, он замеÑил ÐелоÑкÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ñла гÑÐ¸Ð±Ñ Ð¸ ÑкладÑвала Ð¸Ñ Ð² коÑзинÑ. Ðн иÑпÑгалÑÑ Ð¸ ÑиÑо пеÑеÑел ÑÑÑей, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð° его не замеÑила. ÐÐ½Ð¾Ñ Ñел по леÑÑ Ð¸ дÑмал о Ñом, ÑÑо ÐелоÑка ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑавилаÑÑ. Ðо как Ñ Ð½ÐµÐ¹ познакомиÑÑÑÑ, он не знал.   Ðаждое ÑÑÑо по доÑоге в Ð»ÐµÑ ÐÐ½Ð¾Ñ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ» ÐелоÑкÑ, но подойÑи к ней и заговоÑиÑÑ Ð¾Ð½ не ÑеÑалÑÑ. ÐÐ½Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑÑл аппеÑÐ¸Ñ Ð¸ поÑÑи не мог ÑпаÑÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо вÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ñмал о ÐелоÑке. Ðн иÑÑÑдал, оÑлабел и ÑабоÑал еле-еле.   ÐднаждÑ, пеÑеÑÐ¾Ð´Ñ ÑÑÑей по Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¼ÐµÑÑÑ, он оÑÑановилÑÑ Ð¸ ÑÑал издалека наблÑдаÑÑ Ð·Ð° ней. Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ ÐелоÑка неÑаÑнно ÑÑонила коÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ñ Ð³Ñибами в ÑÑÑей, и она ÑÑала медленно ÑплÑваÑÑ Ð¿Ð¾ ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐноÑа. ÐелоÑка пÑÑалаÑÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ð¼Ð°ÑÑ ÐµÐµ палкой, но коÑзина бÑла Ñже далеко Ð¾Ñ Ð±ÐµÑега. ЭÑи гÑÐ¸Ð±Ñ ÐелоÑка ÑобиÑала ÑелÑй год, ей бÑло оÑÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾ÑÑко и обидно, она Ñела на беÑег и ÑÑала плакаÑÑ. ÐÐ½Ð¾Ñ ÑÑоÑл в оÑепенении и ниÑего не мог поделаÑÑ Ñ Ñобой. ЭÑо бÑл его единÑÑвеннÑй ÑлÑÑай, когда он мог Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÐелоÑке. Ðо оÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾ÑлÑÑ ÑÑо ÑделаÑÑ, Ñам не Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑемÑ. ÐоÑзина медленно пÑиближалаÑÑ Ðº ÐноÑÑ Ð¸ Ñже ÑÑала пÑоплÑваÑÑ Ð¼Ð¸Ð¼Ð¾ него, а он вÑе никак не мог ниÑего ÑделаÑÑ. Ðолени его дÑожали, к гоÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÑпала ÑоÑноÑа, на Ð»Ð±Ñ Ð²ÑÑÑÑпил поÑ, а ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÐµÐ¼Ñ ÑÑало оÑенÑ, оÑÐµÐ½Ñ Ñолодно. Ркогда коÑзина наÑала оÑплÑваÑÑ Ð¾Ñ ÐноÑа, он вÑе же ÑеÑилÑÑ. ШагнÑв впеÑед и ÑÑонÑв по поÑÑ Ð² воде, он ÑÑваÑил коÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð·Ð° ÑÑÑÐºÑ Ð¸ вÑÑаÑил на беÑег.   ÐÑ Ñолодной Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð²Ñе его ÑÑÑаÑи иÑÑезли. ÐÐ½Ð¾Ñ Ñмело подоÑел к ÐелоÑке, поÑÑавил коÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð¸ Ñказал: «ÐÐ¾Ñ Ð²Ð°Ñа коÑзина, не ÑаÑÑÑÑаивайÑеÑÑ». ÐелоÑка оÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±ÑадовалаÑÑ, благодаÑно поÑмоÑÑела на ÐноÑа и Ñказала: «ÐолÑÑое ÑпаÑибо. Ð¢Ñ Ð½Ð°ÑÑоÑÑий дÑÑг». ÐаленÑкий ÐÐ½Ð¾Ñ Ð²ÐµÑÑ Ð·Ð°ÑвеÑилÑÑ Ð¾Ñ ÑÑаÑÑÑÑ, ÐµÐ¼Ñ ÐµÑе никÑо не говоÑил ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ Ñлов. «Ðо ÑÑ Ð²ÐµÑÑ Ð¼Ð¾ÐºÑÑй,â Ñказала ÐелоÑка,â пойдем ко мне, ÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ обÑоÑнÑÑÑ». Ðни поÑли к ÐелоÑке, пили Ñай Ñ Ð²ÐºÑÑнÑм ваÑенÑем и долго ÑазговаÑивали.   С ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ ÐÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÐелоÑка ÑÑали дÑÑжиÑÑ Ð¸ вÑегда дÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°Ð»Ð¸. Ð¢Ð¾Ñ Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑал ÑамÑм ÑÑаÑÑливÑм в жизни ÐноÑа, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ поÑвилÑÑ Ð´ÑÑг.   ÐопÑоÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðз-за Ñего гÑÑÑÑил ÐноÑ? Ð¢Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°-нибÑÐ´Ñ Ð³ÑÑÑÑил из-за Ñого же? ЧÑо меÑало ÐноÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑжиÑÑÑÑ? Ðак Ð±Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпил на меÑÑе ÐноÑа, когда мимо него пÑоплÑвала коÑзина? ЧÑо помогло ÐноÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑжиÑÑÑÑ Ñ ÐелоÑкой?  

ЧиÑаÑÑ Ð²Ñе ÑеÑапевÑиÑеÑкие Ñказки

Сказка о глÑпенÑкой маме â ÑеÑапевÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñказка. СказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей

  (пÑодолжение Ñказки о ÐайÑике, коÑоÑÑй обиделÑÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ñ)   ÐозÑаÑÑ: 4-7 леÑ. ÐапÑавленноÑÑÑ: ÐеÑеживаниÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑоÑÑÑми взаимооÑноÑениÑми Ñ ÑодиÑелÑми. ÐонÑликÑнÑе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑодиÑелÑми. ÐегаÑивнÑе ÑÑвÑÑва (обида, злоÑÑÑ Ð¸ пÑ.) по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑодиÑелÑм. ÐеадекваÑÐ½Ð°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° наказание и неодобÑение. ÐлÑÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑÑаза: «Я обиделÑÑ Ð½Ð° ÑебÑ!».   Ðил-бÑл ÑÑÐ¾Ñ ÐайÑик далÑÑе. ÐоÑом он еÑе Ñаз Ñбежал Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ñ. ÐÑÑÑеÑилоÑÑ Ð½Ð° его пÑÑи моÑе огÑомное â пеÑеплÑл моÑе.   Шел далÑÑе, Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ â океан. ЧÑо же делаÑÑ? Свалил он деÑево, Ñел на него и пеÑеплÑл океан. Ðнал он ÑепеÑÑ, ÑÑо его мама не доÑÑанеÑ. ÐаÑем пеÑеплÑл ÑÑеÑий, ÑеÑвеÑÑÑй, пÑÑÑй, ÑеÑÑой и Ñак деÑÑÑÑ Ð¾ÐºÐµÐ°Ð½Ð¾Ð².   Ðежал он ÑеÑез леÑоÑки â ÑеÑез ÑÑидÑаÑÑ Ð»ÐµÑоÑков пÑобежал. ÐÑиÑел в деÑевнÑ. ÐÐ¸Ð´Ð¸Ñ â Ñазвилка доÑог. Ркак домой-Ñо идÑи, он забÑл.   ÐоÑел налево, заблÑдилÑÑ Ð¸ оказалÑÑ Ð² болÑÑом гоÑоде. Там он и оÑÑалÑÑ. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ñло, ÐайÑик незамеÑно ÑоÑ. ÐÑоÑло пÑÑÑдеÑÑÑ Ð»ÐµÑ, пока ÐайÑик иÑкал доÑÐ¾Ð³Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹. Ðн Ñже ÑÑал папой.   Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¾Ð½ Ñже заÑкÑÑал по маме. ÐоÑел он домой и â¦Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð¾Ñибка. ÐайÑик повеÑнÑл не в ÑÑ ÑÑоÑонÑ. Ð Ñам в леÑÑ, жил голоднÑй волк. Ðолк погналÑÑ Ð·Ð° ÐайÑиком. ÐайÑик побежал Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾. Ðежал ÑеÑез леÑа, ÑеÑез моÑÑ Ð¸â¦ ÑлÑÑайно пÑибежал домой.   Ðо ÐайÑик не знал, кÑда он попал. ÐÑла зима, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð¼ занеÑло Ñнегом, а мама Ñпала в нем. ÐайÑик ÑлегÑÑ ÑпаÑÑ Ð² ÑÑгÑобе.   ÐеÑÐ½Ð¾Ñ Ñнег ÑаÑÑаÑл. ÐайÑик пÑоÑнÑлÑÑ,â видиÑ, он на кÑÑÑе дома. «Ðак мне оÑÑÑда ÑлезÑÑ?». ÐодÑмал, поднаÑÑжилÑÑ Ð¸ Ñлез.   Ð ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð° еÑе Ñпала. ÐайÑик ÑеÑил ÑÑÑÑоиÑÑ ÑÑÑпÑиз. Ðн ÑиÑонÑко подкÑалÑÑ Ðº ней и поÑеловал. СпÑоÑонÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ð° гÑомко закÑиÑала поÑомÑ, ÑÑо иÑпÑгалаÑÑ. ÐоÑом Ñвидела ÐайÑика кÑепко-кÑепко обнÑла его и поÑеловала. Рони жили ÑоÑоÑо.   ÐопÑоÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐбÑÑждение можно веÑÑи по вопÑоÑам пÑедÑдÑÑей Ñказки (Сказка о ÐайÑике, коÑоÑÑй обиделÑÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ñ). ÐÑоме Ñого, Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾ ÑемнÑÑ, непонÑÑнÑÑ Ð¼ÐµÑÑ. ÐопÑоÑиÑе ваÑего Ñебенка пÑоÑÑниÑÑ Ð¸Ñ. РаÑÑкажиÑе, ÑÑо ÑÑÑ ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ ÑоÑинила девоÑка ÑеÑÑи леÑ. СпÑоÑиÑе, ÑоглаÑен ли он Ñ Ð½ÐµÐ¹ или он ÑоÑинил Ð±Ñ Ð¿Ð¾-дÑÑгомÑ. ÐÑÐ´ÐµÑ ÑоÑоÑо, еÑли Ñебенок Ñам ÑоÑÐ¸Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñодолжение.  

ЧиÑаÑÑ Ð²Ñе ÑеÑапевÑиÑеÑкие Ñказки

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой

При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами

Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация  должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес.  Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни

Сказка о ÐайÑике, коÑоÑÑй обиделÑÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ñ â ÑеÑапевÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñказка. СказкоÑеÑÐ°Ð¿Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей

  ÐозÑаÑÑ: 4-9 леÑ. ÐапÑавленноÑÑÑ: ÐонÑликÑнÑе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑодиÑелÑми. ÐегаÑивнÑе ÑÑвÑÑва (обида, злоÑÑÑ Ð¸ пÑ.) по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑодиÑелÑм. ÐеадекваÑÐ½Ð°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° наказание и неодобÑение. ÐлÑÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑÑаза: «Ðама Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑовÑем не лÑбиÑ! ÐÑли Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð° Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»Ñбила, Ñо не ÑÑала Ð±Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ»   Ð ÑÑÑном домике на леÑной опÑÑке жил ÐайÑик. Ðак-Ñо Ñаз заÑоÑелоÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ñ Ð´ÑÑзÑÑми на ÑолнеÑной полÑне. â Ðама, можно Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑлÑÑÑ Ñ Ð´ÑÑзÑÑми?â ÑпÑоÑил он. â ÐонеÑно, можно,â Ñказала мама,â ÑолÑко не опоздай к обедÑ. Ðогда кÑкÑÑка пÑокÑкÑÐµÑ ÑÑи Ñаза, возвÑаÑайÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹, а Ñо Ñ Ð±ÑÐ´Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°ÑÑÑÑ. â Я обÑзаÑелÑно пÑÐ¸Ð´Ñ Ð²Ð¾Ð²ÑемÑ,â Ñказал ÐайÑик и побежал гÑлÑÑÑ. Ðа леÑной полÑне ÑÑко ÑвеÑило ÑолнÑÑко, и звеÑÑÑа веÑело игÑали Ñо в пÑÑÑки, Ñо в ÑалоÑки, Ñо в ÑеÑаÑдÑ⦠ÐÑкÑÑка пÑокÑковала и ÑÑи Ñаза, и ÑеÑÑÑе, и пÑÑÑ Ñаз. Ðо ÐайÑик Ñак ÑвлекÑÑ Ð¸Ð³Ñой, ÑÑо и не ÑÑлÑÑал ее. Ð ÑолÑко когда наÑÑÑпил веÑÐµÑ Ð¸ звеÑÑÑа ÑÑали ÑаÑÑодиÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ домам, ÐайÑик Ñоже веÑело побежал домой к маме. Ðо мама его бÑла оÑÐµÐ½Ñ ÑеÑдиÑа на него за Ñо, ÑÑо он опоздал. Ðна оÑÑÑгала ÐайÑика и в наказание запÑеÑила ÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑодиÑÑ Ð¸Ð· дома. ÐайÑик обиделÑÑ Ð½Ð° мамÑ: он Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ðµ ÑоÑел ее огоÑÑаÑÑ, пÑоÑÑо заигÑалÑÑ Ñ Ð´ÑÑзÑÑми и ÑовÑем забÑл о вÑемени, а его Ñак неÑпÑаведливо наказали. «Ðама Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑовÑем не лÑбиÑ,â подÑмал ÐайÑик.â ÐÑли Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð° Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»Ñбила, Ñо не ÑÑала Ð±Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ». Ð ÐайÑик Ñбежал из Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð² леÑ, наÑел ноÑÐºÑ Ð¸ ÑеÑил оÑÑаÑÑÑÑ Ñам жиÑÑ. ÐоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñел дождÑ, ÑÑало Ñолодно и неÑÑÑно. ÐайÑик ÑÑвÑÑвовал ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾ÐºÐ¸Ð¼, ÐµÐ¼Ñ ÑоÑелоÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹ к маме, но он не мог пÑоÑÑиÑÑ ÐµÐµ за Ñо, ÑÑо она его наказала. УÑÑом ÐайÑика ÑазбÑдила болÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÑоÑок, коÑоÑÑе Ñидели на ÑоÑеднем деÑеве. «ÐÐµÐ´Ð½Ð°Ñ ÐайÑиÑа,â говоÑила одна ÑоÑока дÑÑгой.â ÐÑеÑа ее ÐайÑонок Ñбежал из дома, она вÑÑ Ð½Ð¾ÑÑ Ð¸Ñкала его в леÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ дождем, а ÑепеÑÑ Ð¾Ð½Ð° ÑÑжело заболела Ð¾Ñ Ð¾Ð³Ð¾ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ беÑпокойÑÑва». УÑлÑÑав ÑÑи Ñлова, ÐайÑик подÑмал: «Раз мама волнÑеÑÑÑ Ð¸Ð·-за менÑ, знаÑиÑ, она менÑ, навеÑное, лÑбиÑ. Ðна заболела, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ñ Ñбежал, и ей ÑепеÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñо. Я должен пÑоÑÑиÑÑ ÐµÐµ и веÑнÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹, Ð²ÐµÐ´Ñ Ñ Ñоже ее лÑблÑ». Ð ÐайÑик помÑалÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹. Ðак ÑолÑко мама Ñвидела его, она ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð²ÑздоÑовела, вÑÑала Ñ ÐºÑоваÑи и лаÑково обнÑла Ñвоего ÐайÑонка. â Ðак Ñ Ñада, ÑÑо ÑÑ Ð²ÐµÑнÑлÑÑ, мой ÑоÑоÑий,â Ñказала мама.â Ðне бÑло оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñо без ÑебÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ñ Ñак ÑилÑно ÑÐµÐ±Ñ Ð»ÑблÑ. â Я Ñоже ÑÐµÐ±Ñ Ð»ÑблÑ, мамоÑка,â Ñказал ÐайÑик. С ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ ÐайÑик и его мама жили дÑÑжно и не обижалиÑÑ Ð´ÑÑг на дÑÑга. ÐайÑик понÑл, ÑÑо мама его лÑÐ±Ð¸Ñ Ð¸ бÑÐ´ÐµÑ Ð»ÑбиÑÑ Ð²Ñегда, ÑÑо Ð±Ñ Ð½Ð¸ ÑлÑÑилоÑÑ.   ÐопÑоÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Â  Ðа ÑÑо ÐайÑик обиделÑÑ Ð½Ð° мамÑ? ÐбиделÑÑ Ð±Ñ ÑÑ Ð½Ð° его меÑÑе? ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÐайÑик веÑнÑлÑÑ Ðº маме? ЧÑо понÑл ÐайÑик из ÑÑой иÑÑоÑии?  

ЧиÑаÑÑ Ð²Ñе ÑеÑапевÑиÑеÑкие Ñказки

Оцените статью
Добавить комментарий