Жизнь

Заблуждения на тему

О жизненном смысле написано много трактатов. В решении данной проблемы прослеживаются философский, психологический, религиозный подходы. Каждое мнение отличается, потому что высказывает его человек с позиции собственного восприятия мира.

Если ученые и теологи стремятся мыслить масштабно, то обычные люди «примеряют» проблему на себя

Им не важно, для какой цели создала природа человечество. Приоритетом здесь становятся собственные стремления

Осмысливая свое существование, они делают порой ложные выводы.

Жизнь есть смысл

Раз человек родился, он должен просто жить, инерционно двигаясь к смерти. Иными словами, не нужно ничего предпринимать, не обязательно ставить цели и двигаться к ним. Судьба предопределена и сама повернет в нужное русло.

Конечный итог пути

Подобные рассуждения встречаются часто. Идея обычного существования не требует самореализации, позволяя не напрягаться. На самом деле слово «жизнь» должно трактоваться как определенное временное пространство. Оно не может быть смыслом, но является ресурсом, с помощью которого человек себя реализует.

Бери от жизни все

Аргумент, что жизнь одна и от нее нужно взять по максимуму, ложен изначально. Накопительство не может быть смыслом существования – оно не позволяет человеку реализоваться как личность

Важно не брать от жизни лишнее, а научиться находить внутри себя то, что можно дать окружающим (любовь, теплоту, заботу, знания и т.д.)

Счастье в успехе

Когда человек ставит самоцель – любой ценой добиться успеха, он не может быть до конца счастлив. Тем более не способен раскрыть таким путем свой внутренний потенциал. Успешной и счастливой жизнь станет, когда человек найдет собственный смысл и сможет сам себя реализовать.

Похожие термины:

  • “Что представляет собой абсурдный человек?” – это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, “ничего не предпринимает ради

  • Персонаж, который был “благочестив к богам”, и который молил бога Хэа устранить зло засухи и другие обстоятельства до того, как будет послан Потоп. Этот рассказ обнаружен на одной из древнейших вави

  • Мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рассматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта, а потому не имеет самоценности, довольно широко признана в западной историк

  • Но подлинная, абсолютная, “конечная” истина, постигающая все вещи, включая человека, доступна лишь самому абсолюту, Богу. Человек же как телесное существо осужден на понимание лишь относительной ис

  • человек, у которого нет автономных виртуальных образов (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).

  • думает, что “он думает”.

  • библейский термин, обозначающий внутреннюю греховную сущность человека.

  • Для Эпикура атомистическая концепция, разумное, рациональное объяснение природы, философское и научное, — предпосылки и основания для того, чтобы. перейти к человеческим делам, в частности к чело

  • доктринальное положение буддизма {махаяны), утверждающее сущностное тождество Будды и всех др. живых существ. Различные системы аргументации исходят из признания Будды в «теле дхармы» единственн

  • (человек бунтующий) – это тема эссе А. Камю «Бунтующий человек». Личность осознает, что она не одинока в абсурдном мире, и идентифицирует себя с ближними, которые страдают по той же причине. Выходом

  • произв. Франка, в наиболее полном и систематизированном виде излагающее его философскую систему, вышло в 1956 г., после смерти автора. Центральное место в нем занимают проблемы философской антрополо

  • профессионал, который ничем в мире не интересуется, ну, может быть, только количеством денег на своем счету. Обычно человек делающий – это человек знающий. Ассоциативный блок. Помню, по рассказам мо

  • В августе 1984 г. в торфянике в окрестностях Линдоу Мосс в Чешире были найдены остатки человека. Они принадлежали молодому мужчине, лежавшему лицом вниз, скорчившись; тело его было раскрашено в разны

  • человек, главным устремлением которого является «быть как все», «быть не хуже всех», «быть проще».

  • В 1950 г. в одном из торфяников в Дании было найдено тело мужчины, известного впоследствии как Толлундский человек. Он был задушен, и на нем была только кожаная шапка и пояс. Весь его облик напоминал Ч

  • Man for Himself, 1947) – книга Фромма, характеризующая западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум. Кризи

  • Жесткая нормативность “социальной” модели добродетельного человека в мусульманской культуре зиждется на представлениях о полной зависимости всего сущего от Абсолюта. Предопределенность судьбы

  • Ильин считает, что есть два понимания человека — духовное и недуховное. При духовном понимании человек предстает существом с бессмертной душой. Этот творческий человек образует основу семьи, Род

  • Человек является частью природы и не может не подчиняться ее законам. Эту истину, ставшую аксиомой для философии его века, Гоббс тоже считает фундаментальной и вполне ясной. Поэтому надо начать, ра

  • (лат. Homo homini lupus est) — ставшее поговоркой выражение из комедии др.-рим. комедиографа Плавта «Ослы» (строки 493-495), используемое для характеристики таких человеческих отношений и нравов, в к-рых господс

Карл Маркс

Сегодня Карл Маркс больше воспринимается как политический и экономический деятель, однако большинство его трудов, прежде всего, являются философскими. Его научные, философские, социально-гуманитарные и экономические работы были объединены в общий термин, получивший название марксизм. Его теории были настолько революционны, что единственной страной, согласившейся принять Маркса, оказалась Британия. Еще со времен обучения он находился под влиянием теорий Гегеля, вынеся из его учений суждения об атеизме. По одной из версий атеизм Маркса проистекает из детства, когда вся его семья вынуждена была принять христианство, чтобы глава семейства не лишился работы. Работая в редакции журнала, Маркс открыто высказывался о недопустимости цензуры, а также призывал к свержению монархической формы правления. Результатом стало его увольнение и закрытие издания.

Немецкое правительство неоднократно пыталось «умилостивить» Маркса, предлагая ему работу в государственной структуре. Философ отказался, после чего был вынужден уехать в Париж под угрозой ареста. Именно во французской столице Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, ставшим его соратником до конца дней. После серии принудительных переездов Маркс осел в Лондоне, где и написал совместно с Энгельсом большинство трудов экономических и социологических трактатов, в том числе знаменитый «Капитал».

Теория Маркса говорила о том, что капитализм убивает человечество, и является неудачной экономической системой. Философ предрекал свержение капитализма в результате восстания рабочего класса

Собственно внимание Маркса к рабочему классу привлек именно Энгельс. Он отмечал, что капитализм основан на эксплуатации низших слоев высшими, что не соответствует объемам труда

Также по словам Карла Маркса, брак не был только деловым контрактом, что исключало чувство обязанности вступать в брак у человека. Марксизм — одна из немногих теорий прошлых веков, оказавшая влияние на формирование современного мира.

7

Похожие термины:

  • Методика, разработанная литовским психотерапевтом Алексейчиком (Alekseicik A. E.) для организации терапевтических сообществ психотерапевтического отделения и групповой психотерапии пациентов с невро

  • цель в жизни; цели человеческой жизни), согласно Э. Фромму – достижение свободы, независимости, цельности и способности любить.

  • Rights of privacy) — Предполагает невмешательство организации в частную жизнь сотрудников и запрет на несанкционированное распространение конфиденциальной, способной нанести индивиду эмоциональную т

  • Состояние обособления от сообщества; уединенность, то есть противоположность общественному модусу бытия. В официальном ‘техническом’ смысле – широкий термин, относящийся к праву ‘оставать

  • Наряду с общими признаками жизни наличие свойственных только человеку качеств и поведенческих актов: 2-я сигнальная система, способность к творческой деятельности, осознанному выбору и использов

  • launching of adolescents). Процесс предоставления детям свободы по мере того, как они занимают свое место в мире взрослых.

  • предполагает реализацию личностью и обществом отношения к жизни как естественному, неотъемлемому праву каждого человека, которое принадлежит ему с момента его зарождения. Поэтому должны пресека

  • отрешенность в бытии от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

  • три полярности душевной жизни) – согласно З. Фрейду, душевной жизнью вообще владеют три полярности, противоположности, состоящие в таких отношениях: 1) субъект, Я – объект, внешний мир; 2) удовольствие

  • согласно З. Фрейду, ее предпосылка и условие – соответственные преобразования сексуального влечения в периоде, когда происходит переход сексуальности инфантильной в зрелые формы. В этой фазе преи

  • преждевременное, до наступления половой и физической зрелости начало половой жизни. В странах с умеренным климатом это возраст мальчиков до 16-17 лет, девочек – до 15-16 лет. Начало половой жизни до нас

  • Совокупность психических, физиологических и социальных процессов, посредством которых удовлетворяется половое влечение.

  • название книги американского врача-реаниматолога Р. Моуди (1975). Автор книги утверждает, что от 25 до 28% всех реанимированных пациентов имели абсолютно четкие, определенные и приблизительно одинаков

  • Одна из трех, выделенных Карен Хорни, форм невротического ухода, проявляющаяся в беспокойном стиле жизни, при котором индивид постоянно занят в настолько многочисленных делах, что делает все пове

  • фундаментальные детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. В теории З. Фрейда утверждаются три неравнозначных принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и принцип посто

  • Термин, употребляемый в психиатрии для обозначения структуры и динамики сферы влечений, особенностей их выявления и влияния на другие психические функции. Нередко определяет весь строй психичес

  • (АлексейчикA. E.). Методика разработана литовским психотерапевтом Алексейчиком для организации терапевтических сообществ психотерапевтического отделения и групповой психотерапии пациентов с не

  • Большие и малые стрессы, потери, достижения, ценные приобретения и изменения статуса, которые, если они чрезмерны и сконцентрированы в ограниченном промежутке времени, вызывают временную подверж

  • право человека на то, чтобы его не беспокоили, свобода от общественного внимания. ПЧЖ и конфиденциальность защищаются общественными группами, а в некоторых странах существуют специальные уполном

  • влияние В. на жизнь людей зависит от многих факторов: от характера самих В., от личностных особенностей людей, вступающих во взаимоотношения друг с другом, от ситуации, в которой возникают и развива

Смысл жизни пантеизм и материализм

В пантеизме выделяют три направления:

  • натуралистический, или материалистический (Бог идентичен Вселенной, материя первична),
  • идеалистический (идеал – первоначален),
  • дуалистический (объединение материального и идеального начал).

Именно последнее направление развивал Спиноза, объединив течения. Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в самом существовании. Сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями.

19 и 20 век обозначили очередной виток в развитии философии и определения предназначения: иррационализм, экзистенциализм, нигилизм, позитивизм, прагматизм. Каждое из направлений – целая тема для полноценной статьи. Движет ли человеком чужая воля или каждый сам творит свою судьбу? Представляет ли человеческая жизнь ад или абсурдное существование? А может, смысла бытия вообще нет? Спор философов тех веков продолжается по наши дни.

В чем кроется смысл жизни человека

Говоря о смысле жизни, можно смело заявить, что для каждого этот смысл свой. И все же, рассмотрим общее определение для большинства людей.

Что такое смысл жизни

Вопросы об этом являются одной из самых распространенных тем в философии, литературе и так далее. Общее представление о смысле жизни складывается в процессе человеческой деятельности, основываясь на их социальном положении, мировоззрения, образе жизни. Когда события развиваются благоприятно, человек, зачастую, приходит к выводу, что смысл жизни является в обретении счастья и стабильности. Если же условия складываются не лучшим образом, то человек может предположить, что в жизни нет никакого смысла. Различные мнения о смысле жизни люди озвучивали на протяжении многих лет, и единственной гипотезы по этому поводу нет – различные теории соперничают между собой, демонстрируя различные грани философии, теологии и религии.

Смысл жизни на земле

На сей счет мнения тоже существенно разнятся. Кто-то считает, что для любого человека абсолютный смысл жизни заключается в абсолютной любви – речь может идти о любви к Богу, к себе, к детям, к своей семье или кому-то еще.

Другие находят свой смысл жизни в служении. Каждый из них сам определяет – кому или чему служить (некой Музе, идее, народу и так далее).

все же большинство людей считают, что смысл жизни для человечества состоит в том, дабы сделать мир вокруг себя лучше. Как именно это осуществить, каждый решает для себя сам. Кто-то помогает страждущим, другие вносят вклад в развитие науки, технологий и т. д, третьи активно занимаются вопросами экологии.

Духовный смысл жизни отдельной особи

Кто-то ближе к пожилому возрасту, а кто-то и гораздо раньше приходит к осознанию, что для них смысл жизни заключен в духовном развитии. По их мнению, каждый наш поступок, каждое слово и мысль должны нести благую цель, вести к духовной эволюции. В «Йога-сутре» бытует мнение, что дабы достичь духовного просветления, следует пройти через определенные стадии – неведение, инертность, страсть, активность. В итоге эти стадии должны привести к чистоте, спокойствию и праведности. В общем, можно сказать, что смысл духовного развития отдельного человека заключен в его существенном внутреннем изменении.

4 основных достоинства стоицизма

Вместо того, чтобы представить себе идеальное общество, стоики видят мир таким, какой он есть, и стремятся к самосовершенствованию через четыре кардинальных достоинства:

1. Практическая мудрость: умение ориентироваться в сложных ситуациях логичным, информированным и спокойным образом;

2. Умеренность: проявление самоконтроля и умеренности во всех аспектах жизни;

3. Справедливость: справедливое отношение к другим, даже если они поступили неправильно;

4. Смелость: не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и перед лицом ежедневных трудностей с ясностью и порядочностью.

Если стоицизм сосредоточен на личностном улучшении, это не эгоцентрическая философия.

В то время, когда римские законы считают рабов собственностью, Сенека призывает к гуманному обращению и подчеркивает, что все мы живем в одном и том же человечестве.

Стоицизм также не поощряет пассивность. Идея состоит в том, что только люди, которые взращивают добродетели и самообладание, могут вносить позитивные изменения в других.

Для стоиков важно трансформировать эмоции, чтобы достичь внутреннего спокойствия. Эмоции — это человеческие инстинктивные реакции на определенные ситуации

Их нельзя избежать. Но разум может отвлечься от необузданных эмоций и посмотреть, уместны ли они.

Стоики отличают инстинктивную реакцию от чувств, вытекающих из правильного суждения. Цель состоит в том, чтобы достичь душевного спокойствия в результате ясного суждения.

Стоит ли задаваться вопросом о смысле жизни

Безусловно, стоит. Чем раньше, тем лучше. Но только когда будет готовность – обычно на заре своей молодости, что в большинстве случаев и происходит. К этому времени юноша или девушка полностью созревают физически, умственно, нравственно, духовно и способны анализировать, принимать решения. Самое главное – нести ответственность за свои поступки.

Совершеннолетие – не пустое слово, оно говорит, что пришло время выбирать и отвечать за всё самому. Появляется необходимость построить план жизни, пусть пока лишь в общих чертах, наметить сферу деятельности приложения усилий и достижения будущих успехов. Молодёжь начинает задумываться о создании семьи, выборе партнёра, приобретении жилья, планировании потомства. Всё это цели, насыщающие жизнь человека смыслом.

Задумываться о смысле жизни человека естественная потребность. «Венец творения» обязан иметь цель в жизни, иначе он не «Венец»? Вопрос о смысле жизни – краеугольный камень философии, религии, психологии, науки, искусства. Великие философы древности Европы и Азии, средневековые мыслители, знаменитые деятели эпохи Возрождения, учёные XX-го века «ломали головы» в поисках ответа на древний вопрос о смысле жизни.

Плодами их размышлений стали разнообразные школы проповедующие:

  • Достижение счастья, по Аристотелю.
  • Приобретение добродетели от Сократа.
  • Получение удовольствия – Эпикура.
  • Индивидуальное счастье школы «клиников» в составе: Диогена Синопского и Антисфена.
  • Невозмутимость и спокойствие стоиков.
  • Реализация социального статуса была важна в Индии и Средневековой Европе.
  • Иррационализм Шопенгауэра, утверждающий диктат мировой воли.
  • Экзистенциализм, поборниками которого выступали: Обю Кьеркегор, Карл Ясперс, Альбер Камю, Мартин Хейдеггер, Жан-Поль Сартр. «Человек сам создаёт ценности и руководствуется ими в жизни».
  • Нигилизм Фридриха Ницше, смыслом жизни ставящий появление на Земле сверхчеловека.
  • Позитивизм Людвига Витгенштейна. В основе его лежит доктрина бессмысленности отдельной жизни в вечности, но имеющей конкретные ориентиры для живущего и его окружения. «Жил человек – был смысл, нет человека, и смысл закончился».
  • Прагматизм Уильяма Джеймса, согласно которому только опыт открывает истинные цели и наполняет смыслом жизнь человека.

Это всё дела «великих». Но и простой смертный, получает огромную пользу, ища ответа на вопрос «в чём смысл жизни моей?». Это наполняет его духовностью, призывает искать свой путь и отвращает от негатива. Правда, это происходит лишь в том случае, если размышления построены на положительном опыте, позитивной базе.

Поиск ответов на главные вопросы

Не нужно быть философом, чтобы осмыслить свою жизнь. Каждому мыслящему человеку свойственно докапываться до сути и определять цели. Задавая себе важные вопросы и ища на них ответы, каждый планомерно движется по жизненному пути. Одним удается в конце дистанции с удовлетворением подвести итоги. Другие с сожалением констатируют, что жизнь была бессмысленной.

Какие мои жизненные ценности

Общество только устанавливает нормы и навязывает модели поведения. Жизненные ценности каждый определяет индивидуально. Кто-то видит себя в реализации природного предназначения – воспроизведении себе подобных. Кто-то хочет не просто существовать, а служить на благо человечества.

Обратите внимание! Одному человеку важно удовлетворять свои потребности, другой – стремится помогать окружающим. Каждый из них в своем существовании видит конкретный смысл

Какие мои цели

Определившись с приоритетами, человек выстраивает для себя программу действий, направленную на достижение целей. К примеру, основная ценность индивида – семья. Он все сделает для ее благополучия: обеспечит крышей над головой, даст образование детям и внукам, позаботится о здоровье и достатке. Его целью станут далеко идущие планы, затрагивающие развитие рода.

Найти свою цель в жизни

Для другого суть существования – служение людям. Для него целью станет собственное образование, с помощью которого можно реализовать свои планы в развитии общества, науки, взаимоотношений. Это свойственно ученым, многим отечественным и политическим деятелям, но не чуждо и рядовым людям.

Встречаются люди и с более приземленными ценностями. Для них важен текущий день, приносящий свои блага. Их цель – быть сытым, одетым, здоровым. Реализуется это с помощью работы и социального статуса. Чем выше ранг в иерархии, тем больше возможностей он дает для удовлетворения физиологических потребностей.

Зачем я живу

Даже став успешным во всех отношениях, человек не всегда удовлетворен своей жизнью. Тогда возникает вопрос «для чего я родился?». Задаются им обычно подростки, которые еще не нашли себя, или люди с низкой самооценкой.

Чтобы данный вопрос не трансформировался в иной – «стоит ли жить», свое существование нужно наполнять смыслом. При этом не обязательно спасать мир, участвовать в номинации на Нобелевскую премию или получить Гран-при в престижном конкурсе.

Существование будет осмысленным, если окажется, для кого жить. Иногда стремление уберечь родных от бед, помочь им радоваться каждому новому дню, дать возможность осуществить свои мечты намного ценнее решения глобальных проблем.

Что думает наука

Всего существует четыре научных определения смысла жизни человека. В зависимости от традиций данного общества они формируют определённые модели поведения:

1 «Счастье достигается при жизни с опорой на других людей» — человек счастлив от того, что сделал что-то хорошее для других людей и чувствует их благодарность.

2 «Счастье достигается после жизни с опорой на других людей» — человек счастлив при мысли о том, что за хорошие деяния память о нём будет жива и после его смерти.

3 «Счастье достигается при жизни с опорой на веру в Бога» — стремления человека направлены на честное и благородное существование без злых помыслов, и это делает его счастливым.

4 «Счастье достигается после жизни с опорой на веру в Бога» — человек прожил свою жизнь по совести и после смерти попал в рай. Для верующих это и есть высшее счастье.

Разумеется, каждый человек вправе самостоятельно выбрать себе подходящую модель поведения. В любом случае каждая из них предполагает осуществление трудовой деятельности и работы над собой. А из этого можно сделать вывод, что без действия жизнь теряет всякий смысл.

Системный анализ

Системный анализ смысла человеческой жизни разделяется на поэтапные потребности человека. Их можно разделить на 7 ступеней:

Духовные (саморазвитие и рост личности).Эстетические (любовь, счастье, наслаждение и радость).Творческие (созидание и создание чего-то нового).Потребности в уважении и признании (значимость и необходимость в обществе).Социальные (общение с социумом).Потребности в безопасности (защищённость и уверенность в завтрашнем дне).Физиологические (еда, вода, отдых, секс).

Полноценное формирование структурированных правил дальнейшей жизни приводит к осознанию собственной нужности, надёжности и защищённости.

Социологический опрос

Учёными был проведён социальный опрос, основной темой которого был вопрос: «В чём заключается смысл жизни?». В нём было 9 вариантов ответа, выбрать из которых можно только один:

Саморазвитие (возможность максимально реализовать свой потенциал).Польза (способность принести максимум полезного как себе, так и окружающим).Семья (жизнь во благо своих родных).Движение к Богу (посвящение души Вере).Понимание (осознание собственного предназначения).Достижения (рост до определённого места в обществе).Любимая работа (приносящая духовное и физическое удовольствие).Процесс жизни (созидание вселенной с максимальной пользой).Разное (меняющиеся приоритеты).

Подведённые результаты показали, что процентное соотношение меняется в зависимости от пола, служебного положения, сферы деятельности и образования.

К примеру, большинство мужчин выбрали смыслом собственной жизни саморазвитие и стремление к максимальной самореализации. Женщин же больше волнует благополучие семьи и осознание собственного «Я».

Подсчёты социологического опроса людей с разным социальным положением показали, что для учащихся приоритетной целью является саморазвитие, некоторый слой населения выбирает наслаждение самим процессом жизни, для работников среднего звена главным является достижение высоких трудовых показателей, а для бизнесменов — желание принести максимум пользы себе и окружающим.

Индивидуальное и общественное в психологии

Любой человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Это происходит через общение с другими членами социума: в младенчестве это семья и родные, в школе — учителя и одноклассники, в более сознательном возрасте — коллеги, начальство и представители других организаций.

Взаимоотношения строятся с помощью языка и традиций, присущих определённому обществу

В зависимости от того, на сколько в личности взаимосвязано общественное и индивидуальное сознание, будет определяться её важность и необходимость

История знает много примеров, в которых люди, попадающие из привычной окружающей среды в новое общество с иными религиозными ценностями и традициями, сумели стать его полноправной частью, перенимая новый образ жизни от постоянных членов того социума. Были и иные, кто не смог приспособиться к изменившимся условиям.

На протяжении всей жизни человека на него влияют общественные нормы и морали, а потому изменение религиозных, культурных, научных и других понятий — это совершенно адекватный процесс. По этой причине прийти к однозначному решению вопроса о том, что для него значит жизнь, человек попросту не может. Ведь, к примеру, каждая вера несёт в себе своё определение этого понятия. Соответственно, при изменении религиозных убеждений человек изменяет и собственную точку зрения о своем предназначении в этой вселенной. По этой причине индивидуальное сознание личности очень тесно связано с общественным.

Биография мыслителя

Родился Фридрих Ницше в маленьком городке недалеко от Лейпцига, в многодетной семье протестантского пастора. Он учился в классической гимназии, откуда вынес любовь к истории, античным текстам и музыке. Его любимыми поэтами были Байрон, Гельдерлин и Шиллер, а композитором – Вагнер. В Боннском и Лейпцигском университетах юноша изучал филологию и богословие, но уже тогда однокурсники его не понимали. Зато он был настолько способным, что уже в двадцать четыре года его пригласили быть профессором. Он занял должность на кафедре филологии в Базельском университете. Много лет он дружил с Вагнером, пока не разочаровался в последнем. К тридцати годам он сильно заболел и стал жить на пенсию по состоянию здоровья. Именно это время является самым плодотворным в его жизни. Однако даже самые близкие постепенно переставали понимать его писания. И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века работы Ницше стали по-настоящему популярными. Но ему не суждено было этого увидеть. Он не получал никаких доходов от публикации своих произведений. Даже друзья не понимали его до конца. Со второй половины восьмидесятых годов у философа начинается помутнение рассудка, затем безумие. Некоторое время он проводит в психиатрической лечебнице и в конце концов умирает от апоплексического удара в городе Веймаре.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм

Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке “Буря и Натиск” Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Оцените статью
Добавить комментарий