Найдено научных статей по теме — 15
Социальная зрелость и черты характера личности
Горбунова Ольга Владимировна
Для современного общества характерно стремление к поликультурности, ответственности, толерантности и ориентации на зрелую личность.
Зрелость человека и параметры социального времени
Демидов Владимир Павлович
В статье сделана попытка охарактеризовать особенности параметров социального времени в период зрелости членов общества. Подчеркивается своеобразие данного этапа социального бытия человека в контексте временных пределов.
Оценка элементов социальной зрелости молодыми людьми
Акбарова Анастасия Азаматовна
Статья посвящена проблеме эмпирического исследования элементов социальной зрелости.
Социальная зрелость студентов вуза: сущность и значение
Климова Татьяна Егоровна, Скуридин Иван Николаевич
В статье определена сущность понятия «социальная зрелость», а также показано значение социальной зрелости студентов вуза как интегративного критерия развития личности.
Воспитание социальной зрелости учащихся и критерии ее оценки
Тогаев Голиб Шарипович
В статье рассмотрена актуальность воспитания социальной зрелости личности учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев. Раскрыты качественные характеристики социальной зрелости и критерии ее оценки.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Савва Л.И.
Материал посвящен актуальной педагогической проблеме развития у студентов вуза умения слушать, которое рассматривается показателем социальной зрелости обучающихся.
Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего
Балина Татьяна Николаевна
Психологические исследования доказывают, что карьерно-профессиональная самореализация тесно связана с социально-психологической зрелостью личности.
Возрастные аспекты зрелости становления социального я школьников
Сидоренко Денис Петрович
Статья посвящена анализу зрелости становления социального Я подросткового возраста и юношества
Основное внимание уделено особенностям становления социального Я школьников.
Жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости
Усова Наталия Владимировна
В статье рассматриваются взаимосвязи социальной зрелости и базовых убеждений личности, показывается, что по мере развития социальной зрелости свойственные более низким формам позитивная базовая философия и низкая активность сменяю
Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход
Леонов Николай Ильич, Главатских Марианна Михайловна
В статье анализируются критерии социально-психологической зрелости личности с точки зрения процесса социализации/индивидуализации.
Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости
Акбарова Анастасия Азаматовна
Представлены результаты корреляционного исследования, целью которого является изучение взаимосвязи между гармоничностью ценностных ориентаций и социальной зрелостью.
Концепция развития интегративной зрелости будущего социального педагога
Емельянова М. А.
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования проблемы «интегративная зрелость» в социально-педагогическом образовательном процессе; концептуальные подходы к определению сущности, содержания, структуры ин
К проблеме изучения понятия социально-психологической зрелости личности
Главатских Марианна Михайловна
В статье анализируется сущность социально-психологической зрелости личности с точки зрения истории и этапов становления данного феномена.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Рекомендуем: Простые уроки от пробудившегося
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом — гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей. Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя — не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек. Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Основное понятие
Что такое зрелая личность и в чем проявляется психологическая зрелость?
Понятие «зрелой личности» было впервые введено ученым-психологом А. Адлером.
По его мнению зрелая личность внушала окружающим уверенность и позитивный настрой, тогда как незрелость характеризовалась колебаниями решений и яркой неуверенностью и нестабильностью.
В отечественной психологии этот термин впервые был озвучен в тридцатых годах психологом Н. Н. Рыбниковым. При этом зрелость определялась профессиональным становлением человека и его полной самостоятельностью.
Этот ученый также основал особое направление психологии акмеология. Этот раздел посвящен возрастным изменениям психики, которые определяли дальнейшую степень зрелости человека.
Затем менялись подходы к определению этого понятия, что в конченом счете привело к мультидисциплинарному пониманию этого определения. Зрелая личность характеризуется:
- Самостоятельностью: это означает способностью к автономному существованию и решению проблем без посторонней помощи и вмешательства. Принятие решений и ответственность за них целиком и полностью ложится на плечи взрослой зрелой личности. Также этот пункт характеризуется личным ощущением комфорта от самостоятельных поступков, то есть принятием своего нового, отдельного от других положения.
Самодостаточностью, то есть возможностью жить наедине с самим собой, не испытывая при этом ни морального, ни психологического, ни бытового дискомфорта. Это понятие близко по значению к первому пункту, однако имеет свои нюансы: самодостаточность означает получение удовольствия от одиночества, такое состояние души, когда человек не нуждается в окружающих для решения каких-то своих проблем или удовлетворения своих потребностей. Это существенно отличает самодостаточность от самостоятельности, когда у личности лишь есть такая возможность, но она не всегда доставляет емй удовольствие.
Терпение и толерантность. Эти два определения тесно переплетаются между собой. Зрелый человек не надеется на получение быстрых результатов в любой области: будь то личные изменения в характере или профессиональные достижения. При этом длительный путь достижения результата человека не отталкивает. Также он относится терпеливо и к окружающему миру и людям, что и означает толерантность. Он принимает мир в его разнообразии без собственного эгоистичного желания его переделать под свой вкус.
Также сюда можно отнести демократичное отношение к людям.
Принятие себя и сохранение внутреннего баланса. Каждого человека что-либо в себе не устраивает, но у развитой личности эти недостатки не вызывают глубоких конфликтов, а лишь направляют на изменения в положительную сторону или же просто не мешают получать от жизни приятные впечатления. Принять и полюбить себя удается лишь зрелому человеку, который осознает всю прелесть несовершенства.
Постоянная готовность к обучению и желание узнавать что-либо новое. В меняющихся условиях способность к обучению позволяет человеку максимально быстро и эффективно адаптироваться к этим условиям, и, как следствие, продолжать существовать успешно. Принятие такой необходимости и готовность приступить к познанию нового без эмоционального отвержения характеризует взрослого человека.
Основные критерии
Исследователи выделяют такие основные критерии социальной зрелости личности:
- Осознание ответственности. Человек должен осознавать свой выбор, а также брать на себя ответственность за последствия его реализации. То есть зрелый человек должен искать ответы на вопросы в себе, а причины в других людях и внешних обстоятельствах.
- Независимость в разумных пределах. Человек должен иметь внутреннюю свободу выбора. Тем не менее индивид должен осознавать границы, когда проявление собственной свободы может причинить дискомфорт окружающим.
- Умение отличать реальность от фантазий. Зрелый человек должен уметь трезво оценивать свои возможности, чтобы жить в состоянии “здесь и сейчас”, а не фантазировать беспочвенно. Также индивид не должен давать окружающим несбыточных обещаний.
- Чувство целостности личности и моральных устоев. Зрелый человек должен принимать себя целиком, не скрывая своих недостатков и слабых сторон. Также он должен воспринимать неудачи как урок, а не как трагедию. При этом нужно вести себя в соответствии с нравственными нормами. Это должно происходить по внутренним убеждениям, а не из страха наказания.
- Способность адаптироваться. Человек должен уметь отказываться от тех убеждений и форм поведения, которые перестали быть актуальными. Старые устоявшиеся модели могут тормозить развитие, из-за чего могут возникать серьезные разногласия с социумом.
- Толерантность. Зрелый человек должен понимать, что люди неодинаковы. Разница обусловлена половыми, возрастными, национальными, профессиональными и другими признаками. К этому нужно относиться с терпением и пониманием, не проявляя агрессивных эмоций. Толерантность должна касаться не только личностей, но также их точки зрения.
- Самокритичность. Зрелый человек должен уметь видеть свои недостатки. Какие-то из них он принимает с юмором, а какие-то побуждают его к работе над собой и самосовершенствованию.
- Духовность. Это необходимое условие развития человека, которое определяет гармоничное взаимодействие с миром, формирование собственного “Я”.
Половая зрелость
При изучении социальной ситуации развития в зрелости пристальное внимание уделяется вопросам полового созревания. Было бы неправильно рассматривать данный аспект исключительно с биологической точки зрения
Помимо физиологических процессов, стоит также выделить изменения, происходящие в центральной нервной системе, что накладывает отпечаток на общественную жизнь. Вот о чем идет речь:
- интенсивное формирование личности;
- изменение отношения к представителям противоположного пола;
- потребность в чутком отношении со стороны близкого окружения;
- проявление инициативности и самостоятельности;
- потребности в тактичности и уважении со стороны окружающих.
Что же касается социальной половой зрелости, то ее наступление, как правило, разнесено во времени со зрелостью биологической. Речь идет об ответственном отношении к половой жизни, в частности, к зачатию и рождению детей. Человек осознает необходимость создания благоприятных условий для реализации данной функции.
Психологический инфантилизм
Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.
Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.
Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.
Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?
- Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
- Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
- Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
- Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
- Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.
Типология подростков
Учитывая сложность подросткового периода, неудивительно, что дети развиваются неоднородно и разнонаправленно. По степени социальной зрелости можно выделить такие типы подростков:
- Ориентированные на взрослых людей и взрослую жизнь. Характер подростков полностью определяется нормами, которые задают и устанавливают старшие (родители, педагоги). Этот тип характеризуется низким уровнем зрелости.
- Подростки, ориентированные на общество. Они характеризуются высоким уровнем зрелости. Для таких личностей характерен поиск своего места посредством присоединения к коллективу. Несмотря на то что это значительно облегчает их социальную жизнь, это тормозит культурное и интеллектуальное развитие.
- Подростки, противопоставляющие себя. Они не хотят иметь общих черт и интересов с представителями своего поколения. Это проявляется в нестандартных увлечениях и антисоциальном поведении. Цель такого поведения – самоутверждение.
- Ориентированные на внеинституциональные нормы. Подростки объединяются в группы, живущие “своей” жизнью, отличной от общепринятой (неформальные течения). Как правило, сообщества формируются по возрастному принципу.
- Стремящиеся выйти за рамки группы. Такие подростки стремятся к активной деятельности и познанию нового.
Понятие личности в религии
Христианство
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 января 2013 года |
В христианстве (православии) личностями считаются:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу Бога)
Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие.
Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.
Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала». Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование а и личности. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм). В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна). Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности, являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной.
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством.
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года |
Уровни зрелости личности (Души)
Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.
Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:
тело/план №7 – атманическое тело – моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 – будхиальное тело – мои истинные желания, ценности – ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 – каузальное тело – событийные потоки – ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 – ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 – эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 – энергетическое тело (эфирное) – ощущение энергии в теле
тело/план №1 – физическое тело – ощущения в теле от 5 органов чувств
Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.
Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.
Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.
Уровни психологической зрелости
Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.
Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.
Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.
О возрасте
Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность
А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, – это показатель взрослости
Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 – лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.
Ранняя зрелость
Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, – с 15 до 20 лет.
Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.
А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:
- найти гармонию между реальностью и мечтами;
- обрести наставника;
- определиться с карьерой;
- выстроить сферу интимно-личностного общения.
Зрелость молодых людей
Становление социальной зрелости молодежи характеризуется такими ключевыми свойствами:
- Необратимость. Процесс развития характеризуется постоянным накоплением и приумножением знаний и опыта. Количество знаний не уменьшается, но со временем некоторые из них могут утрачивать свою релевантность.
- Направленность. Развитие молодого человека имеет определенную цель, которая выражается в желаемом состоянии будущего. Это, как правило, положение в обществе и семейное положение.
- Закономерность. В процессе развития выявляются существенные закономерные связи между процессами и явлениями действительности.
Социальная зрелость молодежи проявляется сразу в нескольких сферах. А именно:
- Гражданская. Речь идет о законодательных нормах, которые определяют правомочность человека в тех или иных вопросах. Так, гражданская дееспособность наступает в 21 год, а к 30 годам человек получает право на участие в выборах на исполнительные должности. В 35 лет человек уже может претендовать на самый высокий пост в государстве – Президента.
- Экономическая. Вслед за профессиональным самоопределением идет получение определенного уровня квалификации с последующим трудоустройством. У разных профессионально-социальных групп уровень материального дохода неодинаков. Как правило, он самый низкий у представителей рабочих специальностей. Поэтому большинство молодых людей стремится к получению диплома специалиста высшей квалификации. Это открывает широкий круг возможностей карьерной самореализации и повышения уровня материального благосостояния.
- Духовная. После завершения подросткового периода происходит завершение становления мировоззрения и жизненных принципов. Человек четко осознает, что хорошо, а что плохо, в своих поступках руководствуется не только выгодой, но и совестью. Тем не менее в возрасте примерно 27-28 лет происходит духовно-мировоззренческий кризис, в ходе которого происходит пересмотр системы ценностей.
- Семейная. Как правило, основным показателем самостоятельности и ответственности молодых людей является создание семьи и рождение детей. Причем этот процесс должен происходить осознанно, с предварительной подготовкой материальной базы.
Зрелость социальная
Достигая очередного этапа в самосовершенствовании, человек много раз себя утверждает или отрицает. Непрерывно идёт борьба между достигнутым и еще непознанным, между балансом, творческим взлётом и кризисом. Это закон процесса социализации индивида.
Социализация человека проходит в условиях выбора модели поведения. Ожидания реакции при взаимодействии с обществом рассматривается как стимул для развития, улучшения контакта с социальной средой.
Относительно социальной зрелости рассматриваются политические, общественные, эстетические стороны жизнедеятельности человека. При этом показатель — это самореализация индивида.
Социальная зрелость включает зрелость:
- нравственную — понимание, принятие норм морали, развитая совесть; согласие с существующими нормами отношений людей; применяемые моральные ценности в построении семьи и будущего;
- гражданскую — осознание долга перед обществом, народом;
- эстетическую — восприятие искусства, природы;
- идейно-политическую.
Признаки социальной зрелости:
- умение прогнозировать развитие социальной среды, способность понимать других людей;
- способность отвечать за свои действия;
- использование времени, навыков, знаний;
- участие в жизни общества;
- потребность заботиться о других;
- самореализация через конструктивное решение жизненных ситуаций.
Социальная зрелость – это адекватное исполнение роли взрослого человека в социальной среде, в соответствии с собственными и общественными интересами.
Возможна ли зрелость социальная, психологическая, личностная без эмоциональной зрелости? Эмоциональная зрелость – это способность обрабатывать опыт, эмоции, знания и выражать соответствующим образом. Жизнь состоит из того, что происходит вокруг и что человек чувствует по этому поводу. Без умения управлять эмоциями: интерпретировать, выражать и сдерживать их, люди ограничены в развитии. Не могут стать зрелыми ни в личностном плане, ни в социальном.
Человеку, не испытывающему страх перед выбором в жизненных ситуациях, присущи уверенность и способность справляться с трудностями, формировать созидательные отношения. Осознание происходящего вокруг, помогает заглянуть внутрь себя, принять то, что есть. Иначе говоря, эмоциональная зрелость учит принимать жизнь.
Личность, становясь зрелой, проходит путь от поиска опоры в окружающих до уверенности в себе.