Биологическое и социальное в человеке

Виды и примеры социальных групп

Такие образования относительно устойчивы. Они подразделяются на некоторые категории. Так, основными можно назвать большие и малые.

К малым группам относятся семья, школьные и студенческие классы, кружки и другие подобные общности людей.

К большим можно отнести касты, классы, сословия, общности, группы по профессиям и иные. Выделяется несколько основных видов:

  • классовые (рабочий класс, буржуазия),
  • демографические (разделяются по возрастным категориям подростки, пожилые люди и т. д.),
  • этносоциальные (племя, нация, при этом размер может быть абсолютно любым),
  • территориальные (различаются по месту проживания человека, например, москвичи, сибиряки, другое население),
  • профессиональные (различаются по профессиональной принадлежности, например юристы, учителя, врачи).

Также существует другая градация. Она подразумевает деление людей по характеру взаимодействия. Так, отличают два типа первичные и вторичные.

К первичным относятся семья, коллектив в школе или институте, сверстники, друзья. Первичная социальная группа является главной во взаимодействии человека с обществом. Первичная группа подразумевает непосредственный характер и отличается достаточным уровнем эмоциональности.

Ко вторичным можно отнести политические, религиозные, профессиональные образования. Они формируются по наличию определенных общих целей, этической деятельности и интересов у людей. Эмоциональность при этом снижена. Отношения в таких общностях носят более формальный характер.

По способу организации характеризуются следующие.

  1. Формальные, которые регулируются по характеру отношений между членами объединения. К ним относятся производственные предприятия, цеха, фабрики, другие места, где люди объединены в группы и взаимодействуют в некоторой степени формально.
  2. Неформальные такие категории лишены юридического статуса и появляются обычно спонтанно. В таких объединениях существуют лидеры, которые выделяются неформальным образом. Примерами служат неформальные общности и организации, кружки по интересам, например, музыканты, пианисты, писатели и прочие.

Существует также еще одна классификация: это ингруппы и аутгруппы.

Под ингруппой понимается такое объединение, к которому человек себя относит. Это может быть моя семья, моя школа, мои друзья и другие образования. Здесь важна именно идентификация самого индивида.

Под аутгруппой понимается такая, к которой человек себя не относит и поэтому для себя определяет ее как чужеродную. Это может быть другая национальность, другая семья, другая вера.

Социологи предлагают оценить степень включенности человека в то или иное образование. Существует даже так называемая Шкала социальной дистанции, по которой можно определить степень включенности индивида в ту или иную категорию.

Данная шкала была разработана Богардусом.

Американский социолог Хаймен предложил использовать термин референтная группа. Под ним он подразумевал такое образование, которое обладает рядом норм и моральных установок. Люди в таких объединениях определяют для себя такие критерии и стараются следовать им, понимая их как образец поведения.

При этом в такой группе человек выделяет для себя образцы поведения и может сравнивать его в рамках норм, принятых в данном объединении. Благодаря таким группам индивид может определить для себя границы поведения и опознать, в какой социальной структуре общества он находится.

По важным социальным признакам социологи выделяют следующие разновидности:

  • реальные, которые объединяют людей по реальным критериям, таким как возраст, пол, расовая принадлежность и прочие подобные признаки,
  • номинальные, которые объединяют людей по определенным социальным категориям, таким как студенты, пенсионеры и прочие.

В социологии также существует понятие квазигруппа. Под ней понимается неустойчивое и неформальное объединение, которое не имеет определенных ценностей и целей для человека.

Характер взаимодействия у индивидов в таких объединениях бывает спонтанным. К ним относятся поездки в метро или другом общественном транспорте, где люди вынуждены определенным образом кратковременно контактировать с другими людьми.

Параметры анализа

Социально-психологические параметры анализа личности следующие:

  1. Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
  2. Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.

    При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.

  3. Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
  4. Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.

Похожие термины:

  • наиболее обобщенное обозначение феноменов совместной жизни и деятельности людей, форм и особенностей их проявления. Слово «социальное» широко используется как прилагательные в смысле «обществе

  • далее — ИСПИ) — структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политич

  • выражается в расширении участия в общественно политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в рабо

  • книга В.С. Барулина (Москва, 2002), посвященная исследованию взаимоотношений человека и общества. Автор рассматривает данные взаимоотношения в рамках развиваемого им философского направления — соци

  • базируется на идеях французских социологов XIX – XX вв. (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Данная теория рассматривает категории добра и зла с точки зрения соответствующей санкции общества, одобряющего одн

  • понимание другого путем размышления за него; широко применяется в технике трансактного (транзактного) анализа.

  • совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка).

  • исследования социально-демографических характеристик молодежной популяции. Молодое поколение как специфическая группа в структуре населения образует самостоятельную популяцию, выделение кото

  • включают изучение проблем формирования и использования человеческого потенциала молодого поколения как важнейшего ресурса общественного развития.

  • включают изучение проблем взаимодействия социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих политические функции в сфере ювенальной политики, проблем взаимодейств

  • характеристика качества жизни, отражающая уровень социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, которые включают оптимальные для конкретного человека режимы общественной, семей

  • совокупность приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни.

  • совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

  • Соціально-культурний розвиток. Social and cultural development. Характеристика социальных изменений с точки зрения способа решения проблем человека в обществе.

  • конечные цели, для достижения которых выполняются научные исследования и разработки. Их классификация предназначена для оценки сложившихся приоритетов в развитии науки и служит важным инструме

  • 1. Целенаправленная форма поведения, обеспечивающая сохранение и длительное поддержание физического и нравственного здоровья индивида, социальных групп, общества. Включает в себя лишь ту деятель

  • Меры социально-экономического стимулирования законодательно устанавливаются в целях повышения личной заинтересованности работника в учебной деятельности. В этом случае обязанным лицом являет

  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 1985, первое в сов. статистике крупномасштабное выборочное обследование нас. по типу микропереписи, т. е. представительное для всего нас. страны. Пр

  • группа, объединяющая людей, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям и представляют угрозу жизни общества.

  • по Ж. Бодрийяру – процесс «растворений, разжижения» социального в массе: такие социальные реалии, как класс или этнос в условиях рефлексивного модерна и постмодерна, превращаются в недифференцир

Личность и среда

Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.

Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.

Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности

Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.

Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.

Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.

Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.

Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.

Наша интересная группа Вконтакте:

Причины разделения общества

Люди по своей природе социальны. Им требуется общение и взаимодействие с такими же, как они. Для более комфортного отношения с миром люди научились объединяться в группы себе подобных по каким-либо признакам.

Изначально это были неформальные объединения, в которые люди попадали непреднамеренно. Постепенно стали образовываться и формальные организации, такие как рабочие коллективы, школы и прочие.

От недостатка общения люди стремятся попасть в какой-либо коллектив. Например, пенсионеры часто вступают в политические общности, ходят на занятия для таких же, как они, или поступают в кружки по интересам. Это происходит потому, что человеку свойственно жить в обществе, и он всегда будет стремиться к общению и социальному взаимодействию.

Когда человек попадает в ту или иную группу, он чувствует себя более защищенным. Так, например, датчане и датские ученые-социологи считают, что эта нация наиболее счастлива именно по причине принадлежности людей к определенным категориям. У них очень развито направление кружков, общностей по интересам и других образований, когда человек становится частью какой-либо команды.

В современной России так сильно не развито движение объединения людей по командам, но, тем не менее, люди самостоятельно стремятся занять позицию в какой-либо подгруппе.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Итак, понятие человек и личность: в чем разница

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все — единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто «живое существо», просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность — это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие «человек», какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек — это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос «Я — это кто?», будет: «Я — это душа, проявленная в этом теле».

Личность — это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: «Я — это кто?», будет: «Я — это женщина, мать, жена, учитель».

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Социальный статус и социальная роль

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус — это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
  • когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности — одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления — строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации — строго установленные или произвольные;
  • мотивацией — на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» — предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» — представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными. Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов

При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно

Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет. Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации

Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Описание и характеристики

Социальная среда включает в себя взаимодействие индивидов, групп, культур. Это совокупность социальных, духовных, политических и экономических условий существования. Она состоит из так называемого социума – окружения человека (синоним – общество). Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. е. взаимоотношений групп, в т. ч. разных сословий, статусов. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль.

Существуют также понятия социальных норм и санкций, где:

  • нормы – свод правил, условий существования данной системы, следуя которым, индивид социализируется;
  • санкции (поощрения и наказания) – это последствия действий индивида с учетом установленных правил.

Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры.

Оцените статью
Добавить комментарий