Введение
Актуальность данной работы заключается в познании специальной педагогики и специальной психологии. С каждым годом, в мире, к сожалению, появляются дети с определенными отклонениями. А специальная педагогика и специальная психология направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и со своими особенностями.
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть предметное содержание специальной педагогики и специальной психологии.
2.2 Основные категории специальной педагогики
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Специальное обучение – специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.
Специальное воспитание – специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии, с целью формирования социального устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.
Реабилитация – это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальной среде; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Абелитация – это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т.д.
Лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.
Дефект – физический или психический недостаток, взывающий нарушения нормального развития ребёнка.
Аномалия – Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.
Коррекция – это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Компенсация – это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
В каком вузе Санкт-Петербурга можно получить профессию Коррекционного психолога, специального психолога
-
от 53 000 / год
Информация о стоимости года обучения предоставлена за 2020 годСанкт-ПетербургГосударственный
педагогическое образование; специальное (дефектологическое) образование; клиническая психология и еще 35 направлений
Ср. балл ЕГЭ бюджет 2019от 58 бал.бюджет
Ср. балл ЕГЭ платно 2019от 39.7 бал.платно
Бюджетных мест 2020 1 454 место бюджет
Платных мест 2020 2 640 места платно
Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2019 году от 58
Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году от 39.7
Количество бюджетных мест в 2020 году 1 454
Количество платных мест в 2020 году 2 640
Что такое средний проходной балл
Бакалавриат, специалитет
21 подразделение
-
от 168 300 / год
Информация о стоимости года обучения предоставлена за 2020 годСанкт-ПетербургГосударственный
клиническая психология; медико-профилактическое дело; специальное (дефектологическое) образование и еще 5 направлений
Ср. балл ЕГЭ бюджет 2019от 60.7 бал.бюджет
Ср. балл ЕГЭ платно 2019от 48.7 бал.платно
Бюджетных мест 2020 515 мест бюджет
Платных мест 2020 337 мест платно
Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2019 году от 60.7
Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году от 48.7
Количество бюджетных мест в 2020 году 515
Количество платных мест в 2020 году 337
Что такое средний проходной балл
Бакалавриат, специалитет
4 подразделения
-
от 52 000 / год
Информация о стоимости года обучения предоставлена за 2020 годСанкт-ПетербургГосударственный
педагогическое образование; специальное (дефектологическое) образование; педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и еще 23 направления
Ср. балл ЕГЭ бюджет 2019от 55 бал.бюджет
Ср. балл ЕГЭ платно 2019от 34.7 бал.платно
Бюджетных мест 2020 672 места бюджет
Платных мест 2020 2 660 места платно
Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2019 году от 55
Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году от 34.7
Количество бюджетных мест в 2020 году 672
Количество платных мест в 2020 году 2 660
Что такое средний проходной балл
Бакалавриат, специалитетМагистратура
11 подразделений
Проф.ориентация
Выбрать обучение
Моя ли это профессия
Разделы современной специальной психологии
Статус самостоятельного раздела спец психология (СП) получила в начале 60-х годов 20 века.
Структура
С тех пор она «собрала» в себе целый ряд направлений:
- Сурдопсихологию. Главной ее целью является не только изучение психологических особенностей глухих детей и взрослых, но и помощь в их адаптации в социуме.
- Психологию людей, у которых наблюдаются эмоционально-волевые расстройства. Это большое направление, оно затрагивает в основном взрослых людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом, анорексией, дисфорией, сексоголизмом. В рамках этого раздела также изучается детский аутизм.
- Тифлопсихологию. Основное направление раздела заключается в помощи слепым людям, потерявшем зрение в течение жизни или которые родились с диагнозом «слепота».
- Нередко к разделу СП относят психологию одаренности. Это связано с тем, что в совокупности с гениальностью она считается отклонением от статистической нормы.
- Психологию индивидов с дефектами личностного и психического развития.
- Олигофренопсихологию. Она незаменима во время коррекционного процесса с умственно отсталыми детьми. Главная цель этого раздела заключается в обучении таких людей самостоятельно себя обслуживать.
- Психологию людей, у которых наблюдаются нарушения с опорно-двигательным аппаратом.
- Логопсихологию. В рамках этого направления профессиональные дефектологи и психологи корректируют недостатки речи детей, которые мешают грамотно писать и осваивать новые знания.
Некоторые специалисты рассматривают психологию детей-сирот как одно из направлений специальной психологии.
Ежегодно возрастает число особенных детей. Это связано с:
- экологической обстановкой в мире;
- неправильным образом жизни.
Поэтому специальная психология находится в постоянном развитии, потребность в ней увеличивается из года в год.
Методы специальной психологии
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
- Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
- Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
- Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
- Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
-
Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
- Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.
- Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.
- Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
- Методики дополнения — например: незаконченное предложение.
- Методики экспрессии — рисование.
- Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
- Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.
- Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
- Условно-рефлекторные методики
- Анализ функциональных связей в поведении является аналогом естественно-научного эксперимента, в котором исследуются систематические взаимосвязи между зависимыми переменными (в данном случае — поведением, которое требует объяснения и описано в измеримой форме) и независимыми переменными. Основанная на этом методе технология прикладного анализа поведения сочетает в себе возможности исследовательского метода и коррекционного вмешательства.
Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.
Рабочие программы
Актуальные проблемы специальной психологии в современном образовательном пространстве
Анатомия,физиология и патология органов слуха,речи и зрения
Ассистивные информационно-коммуникационные технологии
Безопасность жизнедеятельности
Введение в профессию
Возрастная анатомия и физиология
Дистанционные технологии в специальном образовании
Иностранный язык
История
История специального образования
История специальной психологии
Клинические основы интеллектуальных нарушений
Коммуникативный практикум
Концепции современного естествознания
Литература с основами литературоведения
Математика и информатика
Математические способы обработки данных
Методика преподавания психологии
Методы математической статистики в специальной психологии
Методы научных исследований в специальной психологии
Методы психологической диагностики
Методы психологической коррекции
Методы психолого-педагогических исследований
Невропатология
Нейропсихология
Организация и содержание работы психолога с детьми с нарушениями зрения
Организация и содержание специальной психологической помощи
Основы генетики
Основы логопедии
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
Основы психотерапии
Основы речевой культуры дефектолога
Основы социальной реабилитации и профориентации
Патопсихология
Педагогика
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов
Программа государственной итоговой аттестации
Психолингвистика
Психология
Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Психологическое консультирование
Психологическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии
Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями развития
Психологическое сопровождение школьников с нарушениями развития
Психология девиантного поведения
Психология детей с задержкой психического развития
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
Психология детей со сложными недостатками развития
Психология лиц с нарушениями зрения
Психология лиц с нарушениями речи
Психология лиц с нарушениями слуха
Психология лиц с умственной отсталостью
Психология семьи и семейного воспитания
Психология сиротства
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Психопатология
Русский язык с основами языкознания
Система психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с ОВЗ
Специальная педагогика
Специальная психология
Технологии психологического сопровождения детей с умственной отсталостью
Физическая культура
Философия
Экономика образования
Элективные дисциплины по физической культуре «Волейбол»
Элективные дисциплины по физической культуре “Прикладная физическая культура”
Рабочие программы на 2019-2020 учебный год
В словаре Д.Н. Ушакова
СПЕЦИА́ЛЬНЫЙ, специальная, специальное; специален, специальна, специально (·лат. specialis).1. только ·полн. Особый, отдельный, не общий, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Специальный прибор. Специальные инструменты. Поезд специального назначения. Специальный корреспондент газеты
Нужно уделить этому специальное внимание. Специальная одежда.2
Связанный с отдельной, обособленной отраслью общественной жизни (науки, техники и т.п.), присущий той или иной специальности. Специальная терминология. Специальная научная работа. Специальное образование (отличие от общего).3. Особенный, отличающийся чем-нибудь (·прост. ·фам. ). «Человек специальный и может разговаривать.» Чехов.
Рекомендации родителям детей, имеющим нарушения развития
Работой с детьми, обремененными недугами, психологи и педагоги обычно не ограничиваются. Важна работа и с их родителями.
Какой бы хорошей не была тетя-учительница, мама всегда важнее. Вклад родителей в формирование личности малыша намного более весом, чем кого-либо другого. Поэтому психологи проводят индивидуальные консультации, а так же семинары для родителей, на которых обучают их:
- подходящим стилям воспитания,
- навыкам эффективного общения,
- способам выражения любви к особенному ребенку.
Самые общие рекомендации родителям, чей ребенок имеет нарушения в развитии:
Взгляд глаза в глаза. Очень многие родители смотрят в глаза ребенку только когда пытаются его заставить что-то сделать или ругают
Важно смотреть в глаза малышу, говоря о любви к нему, выражая поддержку и успокаивая. Ничто так не придает уверенности в себе ребенку как ласковый, уверенный, спокойный взгляд и улыбка мамы или папы.
Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи
О важности физического контакта для ребенка знают все психологи и педагоги, но забывают люди, которые должны его осуществлять — родители. Положительное влияние физического проявления любви на развитие и формирование ребенка неоспоримо
Главное условие – прикосновения должны быть искренними, сердечными, а не «Надо бы тебя обнять еще раз, так как психологи говорят, что детей нужно обнимать минимум 12 раз в день».
Внимание. Ребенка нужно обеспечивать всем необходимым (пищей, одеждой, развивающими игрушками), но ждут они больше всего внимания родителей
И это внимание должно быть качественным! Не просто пребывания в одном помещении, а проявления интереса, заботы, готовности прийти на помощь, совместной деятельности ждут дети.
Человек, не похожий и чем-то отличающийся от всех остальных, ни чем не хуже их и имеет все шансы стать счастливым. Подтверждений тому великое множество. Среди ученых, спортсменов, актеров и представителей других, менее публичных профессий, немало необычных людей.
Ждем Вашей оценки
1.2 Задачи специальной психологии
1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;
2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
4. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
6. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
7. Психологическая коррекция дезадаптации. В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.
Задачи специальной психологии
Структурирование науки:
- Установление границ компетентности
- Определение объекта изучения
- Уточнение системы понятий
- Дифференциация от других наук
- Интеграция с другими науками
- Перспективные проблемы.
Предметная область:
-
Нарушения развития и закономерности их проявления:
- Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга
- Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития
- Классификация нарушений психического развития
- Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры
-
Закономерности освоения социокультурного опыта:
- Исследование особенностей освоения социокультурного опыта
- Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом
-
Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:
- Научное обоснование содержания обучающих программ
- Научное обоснование и разработка методов социализации
-
Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:
- Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития
- Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
Практико-ориентированные задачи:
- Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
- Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития
- Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития
- Профессиональная подготовка специальных психологов
- Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.
Организационные задачи:
- Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе
- Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.
С какими категориями людей работает
Коррекционная психология осуществляет работу со следующими индивидами:
- с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых наблюдается депрессия или асоциальное поведение;
- с подростками, которые по каким-либо причинам не имеют контактов со сверстниками;
- с детьми и взрослыми с особенностями психического и физического развития.
Важная роль в коррекционной психологии отводится работе с ближайшим окружением и семьей особенного малыша.
Справка. Специальный психолог – это тот человек, который находится рядом с родителями ребенка, помогая им справиться с возникшими эмоциональными трудностями.
Семейная психотерапия
Появление особого человека в семье – это, прежде всего, тяжелое испытание. Оно нередко сопровождается угнетающим чувством вины. Негативные ощущения не лучшим образом влияют на ребенка. Поэтому специальный психолог помогает родным выработать алгоритм действий, позволяющий смягчить или полностью преодолеть нарушения развития у чада.
Благодаря эмпирической и теоретико-методологической базе знаний, которую за многие годы смогла накопить спец. психология, создаются оптимальные условия для психологической и социальной адаптации личностей с особыми потребностями, а также дальнейшего их социального самоопределения. Квалификационный труд большинства психологов помог многим людям занять достойную нишу в современном обществе.
Специальная психология что это такое
Специальная (коррекционная) психология (от греч. specialis – своеобразный, особенный) – это подраздел общей психологии, в рамках которого доступно изучать особые врожденные или приобретенные особенности, преимущественно у подростков и детей с характерным проявлением целого ряда психических, соматических, сенсорных или интеллектуальных отклонений в развитии.
Коррекционная психология располагается на стыке следующих наук:
- педагогических: социальной и общей педагогики;
- психологических: психодиагностики, возрастной, общей, социальной и педагогической психологии;
- биологических и медицинских: офтальмологии, отоларингологии, ортопедии, психиатрии, невропатологии, генетики, анатомии, физиологии, биологии;
- гуманитарных: истории, философии, теологии, права.
Ее развитие происходило под «руководством» дефектологии. Именно наука, в рамках которой изучаются психофизические дефекты развития детей с физическими и психическими недостатками, а также закономерности их воспитания и обучения, является краткой основой становления специальной психологии.
Взаимосвязь с другими науками
Важно! Коррекционная наука, в отличие от дефектологии, в нестандартных детях «видит» не дефекты, а особенности. Главные задачи и требования, которые решает спец психология, заключаются в следующем:
Главные задачи и требования, которые решает спец психология, заключаются в следующем:
- в определении сущности развития подростков и детей, а также выявлении причин и условий проявления у них отклонений;
- в анализе причин, которые привели к аномальному развитию;
- в разработке специальных учреждений, в которых смогут развиваться особенные дети;
- в обосновании учебно-воспитательных методов, применяемых в коррекционных классах;
- в улучшении социальной адаптации людей с особенностями развития;
- в разработке мер, позволяющих предупредить психофизические аномалии у ребенка.
Специальная психология занимается изучением целой области психологических особенностей детей, дефекты которых обусловлены парциальным или диффузным поражением коры головного мозга, нарушениями речи и слуха.
Данная отрасль работает с различными устойчивыми состояниями, появившимися из-за повреждений или перенесенной ранее болезни.