Что такое стереотип

Последствия и борьба

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Рекомендуем: Привычка — это

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности

Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Стереотипное поведение.

Каждый день одно и то же

Итак, стереотипное поведение — это действия, которые стали постоянными. Они проявляются через автоматические реакции.

Возьмем простые примеры стереотипного поведения — постукивать по столу, когда думаешь, грызть ногти, подергивать ногой, когда волнуешься и так далее.

Но также, говоря о стереотипах, мы говорим об устоявшемся способе поведения. Вот здесь мы приближаемся к главному. Если присмотреться, то мы увидим, что вся наша жизнь — это стереотипное восприятие и череда привычек.

Мы привыкли вставать в 7 утра. Это стереотипное поведение? Да, конечно. Утро проводим тоже по привычке. Идем на автомате в ванную, чистим зубы, в этом полудреме следуем на кухню, включаем чайник, завариваем кофе, делаем бутерброд. Ну и так далее, выполняем все свои привычные ритуалы и процедуры.

Все на автоматизме. Собираем детей, везем в сады, школы. Едем на работу по привычному маршруту под привычную музыку. На работе первый час все тоже строго по стереотипам, собственным шаблонам поведения, все действия отработаны. Может, утренние новости, социальные сети, почта, просто бездумный серфинг по сети.

Правильное утроПочему жизнь по расписанию это ужасно

Общение тоже происходит с помощью стереотипов на автомате. Есть коллеги, которые отмечены у нас в уме, как приятные и к ним мы проявляем симпатию. К другим — наоборот. Это тоже автоматические реакции и стереотипное восприятие.

Вызвать их могло все, что угодно, но главное, что выработана привычка поведения с тем или иным человеком.

У вас есть своя манера разговора, своя жестикуляция, мимика, это ваше неосознанное стереотипное поведение, привычка. Если некто проявит к вам агрессию, вы также отреагируете автоматически так, как привыкли, как заложено у вас в подсознании.

Это может быть ответная агрессия, но найдутся и те люди, кто останется невозмутимо спокойным, кто-то выразит сожаление, проявит заинтересованность. И так далее. Это привычные, стереотипные паттерны поведения, роль которых очень велика.

Каждый момент жизни все те же привычные действия.

Здесь много примеров. Вечером снова привычные действия, все на автомате. Дома ужин, телевизор, диван, ну либо еще что-то. Ну это грубо, у каждого свой день и свои отработанные механизмы, свои маршруты, свое стереотипное поведение и свои автоматические реакции.

Если у вас возникла мысль отправится на несколько дней в горы, вы же знаете, к кому есть смысл подойти с таким предложением. Кто-то наверняка ответит отказом, кто-то начнет мяться, ныть, что ну это же надо подготовка, снаряжение, нужно выбрать место, это же далеко ехать, а времени мало, а если дождь, а если снег, а если конец света. Но есть и те, кто с высокой долей вероятности ответит согласием. Для вас нормально, выбраться в горы на несколько дней, для кого-то это из разряда фантастики, это цель всей жизни.

Горы состоятся, каждый там найдет и ощутит то, что хочет там найти и ощутить (как и в любой момент жизни). Те, кто ныл, так и продолжат ныть, сами не замечая стереотипного восприятия реальности и своих неосознанных привычных реакций.

Все эти оправдания — это просто привычка говорить нет и всегда искать их, эти оправдания. Очень сложно выбраться за границы своих автоматизмов.

Стереотипное мышление: классификация и борьба с шаблонами

Шаблонные понятия крайне устойчивы. Человеку сложно перестроиться, рассмотреть происходящие события под другим углом. Поддержка окружающих усиливает веру в собственную правоту. По стойкости выделяют поверхностные и глубинные шаблоны. Первые зависят от текущего положения, со временем могут изменяться или исчезать. Вторые более стойки, они формируются длительно, порой веками, их структура практически не меняется.

В зависимости от объекта, на который распространяется стереотип, различают:

  • Этнические. К ним относят автостереотипы, касающиеся собственной нации («мы, русские, любим баню») и гетеростереотипы — шаблоны, характеризующие представителей других народов («все индусы обожают пение и танцы», «британцы не могут без овсянки»);
  • Гендерные. Шаблоны о предназначении, нормах поведения лиц того или иного пола («все мужчины полигамные», «кто в армии не служил, не мужик», «жена должна подчиняться мужу», «женщина за рулем — угроза на дороге»);
  • Социальные («люди с небольшим достатком — неудачники и лентяи», «дружбы между мужчиной и женщиной не бывает»);
  • Профессиональные («сантехники пьют», «продавцы грубые», «все учителя любят детей»);
  • Связанные с внешностью («блондинки — глупые»);
  • Возрастные («старики забывчивы», «плохой характер подростка связан с переходным возрастом»);
  • Установки в восприятии («если стоимость товара выше, то он качественнее») и общении («нельзя показывать свою слабость на людях»).

Существуют и другие варианты стереотипного мышления. Оно универсально, а значит способно охватывать любые сферы человеческой жизни. С позиции стереотипов можно объяснить всякое событие. Для шаблонно мыслящего человека весь мир прост. То есть все объекты и явления узнаваемы, а значит находятся под контролем. Этот эффект стереотипизации приводит к мыслительному топтанию на месте, отсутствию прогресса, критического восприятия действительности.

Для избавления от стереотипного мышления не стоит принимать все на веру. Необходимо сомневаться, анализировать, искать логические обоснования или опровержения шаблонным суждениям, всесторонне оценивать исследуемые объекты. Постепенно человек перестает воспринимать общественное мнение как истину. Его ум становится более гибким, начинает по-другому реагировать на новую информацию, развивается креативное мышление. Это в конечном итоге благотворно сказывается на прогрессивном формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Стереотипное мышление и поведение

Мыслить стереотипами — что это значит?

Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.

Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти.

Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.

Программа может прививаться уже с детства. Это установки, ценности, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.

Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности. Теряется независимость во взглядах и поведении.

Стереотипный способ поведения — что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и комфортно. Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.

Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.

Стереотипный человек — какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.

Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно, так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.

Виды стереотипов

Ребенок рождается и с молоком матери впитывает колыбельные, сказки, предания и легенды, принадлежащие его этносу. Подрастая малыш усваивает нормы и предписания, характерные для его семьи и рода в целом. Образовательные учреждения вносят свой вклад. Так постепенно формируется стереотипное мышление. Человек буквально «обрастает» стереотипами. Общепринятые виды стереотипов, выделенные разными специалистами:

  • социальные стереотипы;
  • стереотипы мышления
  • стереотипы поведения;
  • этнокультурные стереотипы;
  • стереотипы реагирования;
  • стереотипы общения и т.д.

Функции стереотипов можно условно подразделить на «положительные» и «отрицательные». Основным положительным аспектом стереотипа является экономия мыслительной деятельности человека. Человек, за свою короткую жизнь не может знать все обо всем, но на основе опыта других может иметь представление о многих вещах, даже если они не имеют отношение к его реальности. Отрицательный аспект сводится к тому, что личный опыт (даже однократный) подтверждающий верность того или иного стереотипа закрепляется в подсознании и мешает воспринимать людей, явления по-другому.

Гендерные стереотипы

Человек выполняет разные социальные роли, в том числе гендерные. Гендерная роль обуславливает нормы поведения рекомендуемого, исходя из принадлежности мужскому или женскому полу и особенностей культуры страны. Что такое гендерный стереотип? Роль мужчины или женщины в обществе определяется многими устоявшимися на протяжении веков традициями и укладом. До сих пор не изжили себя стереотипы, отголосок которых прослеживается в пословицах и поговорках разных народов:

  • женщина – хранительница очага;
  • мужчина – добытчик;
  • бабы – дуры;
  • женщина без деток, как дерево без веток;
  • одинокая женщина – птица бескрылая;
  • мужчина без жены, что сарай без крыши;
  • мужчина обещает, мужчина исполняет;
  • мужичок не кочеток, а подраться любит.

Этнические стереотипы

Эффективная межнациональная коммуникация в наши дни играет важную роль в достижении мира и сотрудничества между народами. Национальные стереотипы – это выработанные на протяжении веков культурные представления народа как нации о себе (автостереотипы) и о других народах (гетеростереотипы). Исследование этносов стереотипов – помогает узнать особенности, привычки, культуру для полезного взаимодействия между разными странами.

Социальные стереотипы

Что такое социальный стереотип? Устойчивые и упрощенные матрицы образов социальных объектов (человек, группа, профессия, гендер, этнос). Стереотипы мышления при этом, могут оказаться ложными и формировать ошибочное знание. Как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения, основанные на реальных фактах и личном опыте, но иногда стереотип выполняет деструктивную роль, когда применен в ситуации, выпадающей из общего шаблона и происходит «наклеивание» ярлыков на человека. Примеры социальных стереотипов:

  • без «блата» нельзя построить успешную карьеру;
  • ребенок должен быть послушным;
  • чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ;
  • всем мужчинам только одно от женщин надо…;
  • все бухгалтеры – зануды, а адвокаты – жулики;
  • деньги – зло;
  • японские машины самые качественные;
  • евреи – самые хитрые;
  • мужчина – бабник, выпивоха.

Культурные стереотипы

Культурные стереотипы общества воздействуют на эмоции человека, которые связаны с телесностью и подкрепляются жестикуляцией. Эмоции и жесты универсальный язык среди схожих в культурных обычаях народов, но в отдельных странах могут приобретать совершенно противоположное значение. Прежде чем отправиться в путешествие по другим странам, полезно изучить обычаи этих государств. Объединяет в себе Культура: стереотипы целеполагания, общения, восприятия, картины мира. Стереотипное поведение – важный этап в становлении ритуалов (религиозных) различных культур.

Как избавиться?

Разрушить стереотипы намного труднее, чем их создать. Людям бывает сложно отказаться от укоренившегося в социуме мнения и решиться на нововведение. Для реализации разрушения стереотипности мышления необходимо избавиться от стандартного хода мыслей. Постепенный уход от сложившегося шаблонного мыслительного процесса помогает личности раскрыться в большей мере. Избавление от предубеждений дарит радость жизни. Благодаря этому формируется умение воспринимать дружелюбность людей и привлекательность мира

Для освобождения от стереотипности мышления важно предпринять ряд действий

Воспринимайте окружающий мир без оценивания. Навешивание ярлыков ограничивает свободу личности. Учитесь наблюдать за окружающими людьми без комментариев. Пробуйте избавляться от навязчивых убеждений типа «всем блондинкам свойственна природная глупость», «все мужчины склонны к изменам», а «незамужние женщины одиноки и несчастны». Научитесь замечать в людях их хорошие качества, не ищите в них отрицательные стороны. Попробуйте найти изюминку в каждом встречающемся на вашем пути человеке. Не отвергайте людей, принадлежащих другой когорте или ещё чем-нибудь отличающихся от вас.

Развивайте в себе способность принимать противоположную точку зрения, даже если она никаким образом не укладывается в ваши представления. Вырабатывайте терпимость к чужому мнению. Любой человек может отстаивать собственные позиции и суждения.

Не прислушивайтесь к навязываемому вам извне мнению. Свободный от стереотипов человек не будет указывать вам, что вы должны делать, а от чего должны отказаться. Не верьте сплетням, слухам, наговорам. Они нередко содержат ложную информацию. Доверяйте своему шестому чувству, интуиции. Убедите себя в том, что никому не требуется ваше одобрение. Все люди разные и они могут вести себя так, как им нравится. Примите этот факт, попробуйте мысленно поставить себя на их место.

Контролируйте свои движения. Выискивайте среди них стандартность и оригинальность. Поиск шаблонности и неординарности в собственных действиях помогает разрушить множество распространённых стереотипов. Расширяйте свой кругозор. Изучайте новые культуры, общайтесь с людьми разных национальных и религиозных принадлежностей. Свежие мысли и новые познания способствуют изменению взглядов на жизнь. Они не избавляют полностью от использования штампов и клише, но значительно расширяют границы мыслительного процесса.

Медитируйте

Медитации помогают взглянуть на ситуацию со стороны, освободить сознание от постороннего влияния. У человека появляется возможность порассуждать в спокойной обстановке, избавить разум от навязчивых шаблонных представлений.

Контролируйте собственные мысли

К такому контролю приводит умение прислушиваться к внутреннему голосу. Игнорируйте навязывание негативных фактов и сведений, в основе которых лежат паника и страх. Избавляйтесь от собственных оценок и категоричных суждений. Тренируйте гибкость своей мыслительной деятельности. Контроль над собственными мыслями помогает сосредоточиться на размышлении и абстрагироваться от стереотипов. Пущенные на самотёк рассуждения неосознанно подвергаются шаблонному влиянию.

Задавайте себе вопросы «зачем я так поступаю?» и «почему?»

Подобные вопросы дают возможность человеку посмотреть на ситуацию со стороны и трезво оценить её. Они способствуют признанию проблемы, попыткам исправления ситуации и саморазвитию. Нужно выработать привычку задавать себе самые разнообразные вопросы: «Что мне даёт эта обида?», «Почему я избегаю подобных ситуаций?», «Для чего мне хочется испытать такие эмоции?».

Синонимы и антонимы

Синонимы у прилагательного «стереотипный» – это:

  • неизменный;
  • плоский;
  • повторяющийся;
  • стандартный;
  • банальный;
  • штампованный;
  • шаблонный;
  • трафаретный;
  • неоригинальный;
  • однообразный;
  • не отличающийся новизной;
  • однотипный;
  • односторонний;
  • косный;
  • не блещущий оригинальностью;
  • типовой;
  • усредненный;
  • неиндивидуальный;
  • избитый;
  • истасканный;
  • заезженный;
  • набивший оскомину;
  • усредненный;
  • обыкновенный;
  • прописной;
  • надоевший;
  • тривиальный;
  • истертый;
  • бесцветный;
  • рутинный;
  • ремесленный;
  • повседневный;
  • ходовой;
  • невыразительный;
  • устойчивый;
  • незыблемый;
  • бессменный;
  • неуклонный;
  • несменяемый;
  • всегдашний.

Антонимами являются такие прилагательные, как:

  • незаурядный;
  • необычный;
  • небанальный;
  • оригинальные;
  • новый;
  • свежий;
  • незамыленный;
  • новаторский.

Для лучшего понимания того, что значит «стереотипный», рассмотрим слова, связанные с изучаемым.

Советская традиция


Схема стереотипа

В —-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза

Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности

Типы

Стереотипы обычно отражают представления индивида о самом себе либо об окружающих его людях, о другой социальной группе. Стандартность мыслительного акта имеет много разновидностей.

  • Полярное (чёрно-белое) мышление не допускает никакого компромисса при делении мира на плохие и хорошие явления и события.
  • Катастрофичность усматривается в любых грядущих событиях, будущее представляется в мрачных тонах и характеризуется исключительно негативными прогнозами.
  • Обесценивание всех положительных эмоций заключается в заострении внимания исключительно на собственных неудачах и неумении заметить позитивные явления.
  • Выборочное мышление позволяет из всего случившегося с индивидом вычленить только неуспех и негативные события.
  • Эмоциональный всплеск способен вызвать доверие человека к шаблонным мыслям, вызванным его чувствами.
  • Навешивание ярлыков на окружающих людей заключается в создании стереотипа по отношению к конкретной личности или определённым общественным группам.
  • Чрезмерное обобщение событий приводит индивида к убеждению, что негативный опыт всегда будет проявляться в аналогичных ситуациях.
  • Персонализация проявляется в приёме на свой счёт любых негативных высказываний других лиц, выставлении собственной персоны причиной всех бед.
  • Туннельное мышление заставляет индивида замечать одни минусы, а плюсы игнорировать.
  • Минимизирующий образ мысли все позитивные явления воспринимает негативно.
  • Убеждённость в том, что окружающие обязаны действовать по заданным шаблонам, отклонение от которых не допускается.

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как меняются и от чего это зависит

Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.

Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

Похожие термины:

  • англ. stereotype, dynamic; нем. Stereotyp, dynamischer. Сложная форма деятельности человека и высших животных, представляющая собой фиксированную систему условных рефлексов.

  • ЭТНОСТЕРЕОТИП). Схематичный стандартизованный образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: напр., немцы – трудолюбивые и расчетливые.

  • stereotyped speech behavio(u)r. – Представление о типичной речевой реализации той или иной социальной роли (кричит, как базарная торговка).

  • разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.

  • Образ старости и отражение положения пожилых людей в общественном сознании: в обыденных представлениях людей, в средствах массовой информации и т.д. С.с. может быть позитивным или негативным. При п

  • male gender stereotype. – Представление о мужчинах (социальной группе) как обладающих высоким статусом по сравнению с женщинами. Как представителям высокостатусной группы им приписываются стремление к экон

  • gender (-based) stereotype. – Cфор ми ровавшиеся в культуре обобщенные представления (убежде ния) о поведении мужчин и женщин. Исторически модель гендерных отношений строилась на постулате о доминировании пол

  • cultural stereotype. – Обобщенный образ представителей какой-либо культуры (например: все американцы шумные).

  • negative stereotype. – Оценочный стереотип, имеющий только отрицательные характеристики (например, по представлению многих народов, все русские — пьяницы).

  • female gender stereotype. – Представление о женщинах (социальной группе) как обладающих более низким статусом по сравнению с мужчинами. Позитивные черты женского стереотипа: доброта, добросердечие, гуманност

  • geographic stereotype. – Сложившиеся представления о характере людей, проживающих в той или иной местности (например: stressed-out New Yorker ‘утомленный житель нью-Йорка’ — намек на жизнь, полную стрессов, в большом

  • political stereotype. – Относительно устойчивый и упрощенный образ представителя определенных политических классов, партий, сил (как, например, на плакатах соцреализма рисовали буржуев).

  • positive stereotype. – Положительные качества, приписываемые группе людей или отдельной национальности (оценочный стереотип). несмотря на положительное содержание, положительный стереотип может принести

  • система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. С. п. э. складывается в процессе адаптации

  • professional stereotype. – Относительно устойчивый и упрощенный образ представителя той или иной профессии (например, в американской культуре «розовые воротнички» — женщины-служащие: учителя, секретари и т.

  • racial stereotype. – Относительно устойчивые и упрощенные представления о той или иной расе (например, негры обладают замечательным чувством ритма).

  • age stereotype. – Cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о характеристике того или иного возраста. например, все дети чисты душой; все подростки «трудные»; молодые люди легкомыс

  • система устойчивых функциональных связей, формирующаяся в процессе овладения профессиональным мастерством и позволяющая эффективно, с наименьшими энергетическими и функциональными затратами

  • квалифицированный рабочий на полиграфических производствах. Изготовляет стереотипы (монолитные печатные формы из типографских сплавов и пластмасс) для печатания массовых, специальных, энциклоп

  • заключается в том, что любой тип общества располагает собственным набором средств к формированию социальных стереотипов. В свою очередь, качество этих стереотипов, степень их подконтрольности, с

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Значение стереотипизации

Справедливости ради стоит отметить, что не все стереотипы являются иллюзорными. Часть из них обоснована, закономерна, позволяет людям не совершать ошибочных умозаключений и действий. Например, общеизвестно, что мытье фруктов перед едой снижает риск попадания в организм возбудителей инфекций.

Однако восприятие всех происшедших событий с позиции уже случавшихся ранее замедляет формирование личности, мешает возникновению новых понятий, знаний об окружающем мире. Многие люди прикрываются клише от всего прогрессивного, непривычного, неопознанного. Они крайне неохотно воспринимают новое, ведь это угрожает спокойствию, активизирует мыслительные процессы, нарушает внутреннее равновесие.

Бывает, что явление по сути не похоже ни на одно из предыдущих. Человек со стереотипным мышлением вместо того, чтобы проанализировать его, получить новый опыт, пытается подвести событие к уже испытанному. Это приводит к ошибочным умозаключениям, а порой и к серьезным последствиям. Например, увидев на улице вялого человека с шаткой походкой, несвязной речью, многие сразу делают вывод о том, что он пьян. Однако на самом деле это могут быть признаки угрожающих жизни состояний (инсульта, диабетического криза), тогда человек нуждается в незамедлительной помощи.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы – прирожденные педанты, а итальянцы – самые страстные мужчины.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские – это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

Оцените статью
Добавить комментарий