Социальная стигматизация

Примеры

Для создания социальной стигмы необходимо, как правило, одно качество, которое считается показательным, и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого. Распространены, например, следующие утверждения:

«Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, в ряде случаев связанная с сексизмом

Важно, что на практике не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, но устоявшаяся стигма это подразумевает.
«Русские — алкоголики» — межнациональные стигмы основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация.
«Немцы — фашисты» — в данном случае коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц и государственной политикой в период мировых войн.
«Люди без высшего образования априори имеют низкий уровень культуры и интеллекта; а поэтому, в плане трудовой эффективности, не могут соперничать с дипломированными работниками» — распространённое предубеждение, приводящее к предвзятому отношению работодателей к соискателям: реальные знания и навыки соискателя часто интересуют руководство гораздо меньше, чем сам факт наличия диплома.
«Психические заболевания неизлечимы, и люди с психическими заболеваниями всегда общественно опасны» — на самом деле люди с психическими расстройствами в основном не агрессивны (случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов), и психические расстройства часто поддаются лечению (многие из пациентов с психическими расстройствами выходят в ремиссию).

Угнетенное состояние девианта

При стигматизации у человека, получившего ярлык, часто возникает депрессия. Ее корень кроется в отсутствии надежных социальных связей. У больного депрессией человека эти важные для полноценной жизни контакты разрушены. Данное состояние возникает как логическое продолжение отчуждения стигматизированных от остального общества.

Основополагающим чувством отверженного человека, как правило, является именно стыд, а не гнев или горе. Типичными чертами поведения становятся неуверенный мягкий голос, избегание зрительного контакта, тревожность, медлительность и самообвинения.

2010-е: постепенная дестигматизация

Сегодня киногерои с ментальными заболеваниями и невротическими расстройствами — обычное дело, причем болезнь может не являться центральной сюжетообразующей деталью, и это постепенно формирует новую социальную норму. Тема становится всё шире и ищет новые форматы: это может быть не только полный метр, но и сериалы; ромкомы, направленные на широкий прокат, черные комедии, анимация или независимое малобюджетное кино.

Последние годы особенно интересно рассматривать эту проблематику через призму феминистического контекста — понять, насколько уязвимыми становятся заболевшие женщины, позиция которых и без того менее защищенная по сравнению с мужчинами. Хорошим примером может стать работа Стивена Содерберга «Не в себе» (2018) о молодой женщине, страдающей параноидальным расстройством, «Талли» (2017) Джейсона Райтмана — честный рассказ о послеродовой депрессии и не только, «Реинкарнация» (2018) Ари Астера, в которой автор рассуждает о роли генетики.

Один из последних фильмов, работающий в этом направлении, — «Вокс Люкс» (2018) Брэйди Корбета, который сам режиссер амбициозно назвал «портретом XXI века». По сути, это история травмирующего детства, которое навсегда останется с главной героиней — даже когда она повзрослеет.

В подростковом возрасте Селеста (Рэффи Кэсседи/Натали Портман) пережила массовую стрельбу в школе, написала об этом песню и очень быстро стала звездой: и не обычной певицей, а поп-иконой, которая должна вести за собой униженных и оскорбленных, подбадривая их своими жизнерадостными хитами и безупречным внешним видом.

Медицинский диагноз

Врачи уже довольно давно изучают стигматизм, пытаясь понять его природу и избавить носителей кровоточащих отметин от мучений.

Очень многие случаи стигматизма оказываются фальшивыми: люди физически калечат себя, будучи не совсем нормальными. К этой категории врач-англичанин Дингуолл отнес Марию де Пацци, жившую в 16 веке и причисленную к святым столетием позже. Стигматы у нее появились в 1585-м; изучив документы, относящиеся к делу, Дингуолл вынес вердикт: Мария регулярно ранила себя, ведомая фанатизмом и склонностью к мазохизму.

Однако медицина не отрицает того, что стигматы могут образовываться и сами. Врачи считают, что причинами их появления могут стать два отклонения в психике:

• Первый: истерия в сочетании с неврозом. Он достаточно редок, поэтому изучен мало. Больной при такой патологии способен во время обострения вызвать кровоточивость непосредственно через поры. Кожа при этом остается неповрежденной.

• Второй: «синдром Мюнхгаузена», проще говоря – имитация. В состоянии истерии больной принимает препараты, снижающие свертываемость крови, после чего наносит себе увечья.

Однако не все случаи стигматизма могут быть отнесены к одной из этих групп. Многие стигматики не в состоянии сказать, при каких обстоятельствах у них появились раны. Наблюдения показывают, что люди перед их образованием впадают в некое подобие транса. Этот факт позволил выдвинуть еще одну гипотезу: раны появляются вследствие самовнушения. Однако ни доказать, ни опровергнуть теорию невозможно. Да и механизм самовнушения изучить и понять пока не получается.

Открытым остается и вопрос неизлечимости стигматов. Впрочем, если их появление обусловлено самовнушением, то им можно объяснить и трудности с лечением: люди просто не позволяют ранам зажить.

Ссылки

  • Lipp W. Stigma und Charisma: über soziales Grenzverhalten. Würzburg: Ergon-Verl., 2010
  • George Ritzer (англ.)русск. (2006). Contemporary Social Theory and its Classical Roots: The Basics (Second Edition). McGraw-Hill.
  • Blaine, B. (2007). Understanding The Psychology of Diversity. SAGE Publications Ltd.
  • Smith, R. A. (2009). Stigma communication. In S. Littlejohn & K. Foss (Eds.), Encyclopedia of communication theory (pp 931–34). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Osborne, Jason W. (November 1993) Niagara county community college. “Academics, Self-Esteem, and Race: A look at the Underlying Assumptions of the Dissidentification Hypothesis”
  • Carol T. Miller, Ester D. Rothblum, Linda Barbour, Pamela A. Brand and Diane Felicio (September 1989). University of Vermont. “Social Interactions of Obese and Nonobese Women”
  • Kenneth Plummer (1975). Sexual stigma: an interactionist account. Routledge. ISBN 0-7100-8060-3.

Природа отклонений

В своих книгах и статьях Шефф подчеркивал, что психическое заболевание – это лишь отражение акта выбора ценностей. И сегодня эта идея имеет множество противников. Шефф отказался признавать психическое здоровье физическим фактом. То есть «ненормальность» – такой же осознанный выбор, как и привычка здороваться со знакомыми людьми.

Создатель резонансной теории обращал особое внимание на важность в социальных манипуляциях эмоционального фактора. Например, дети постоянно сталкиваются с несоответствием того, что они хотят, и того, что им разрешают и запрещают. Их способом выразить свое недовольство является плач

Постепенно детям приходится принимать те стандарты поведения, которые им прививают родители

Их способом выразить свое недовольство является плач. Постепенно детям приходится принимать те стандарты поведения, которые им прививают родители.

У девиаций есть свои четкие границы, которые отделяют ее от нормы. Для того чтобы поддерживать это соотношение, общество постоянно напоминает самому себе о том, что такое хорошо, а что такое плохо. К примеру, на телевидении и в газетах постоянно присутствуют упоминания о кражах, убийствах и других преступлениях. Людям каждый день напоминают о порочности криминала и ответственности за нарушение законов.

В то же время некоторые социологи сегодня пытаются доказать, что общество вольно или невольно сохраняет отклонения, создавая для них плодородную почву. Например, тюрьмы не помогают человеку отказаться от своего девиантного поведения. Напротив, преступник находит в местах заключения удобную среду обитания, которая служит в качестве места сплочения людей из криминального мира.

Понимание стигмы в общественных науках[править | править код]

Понятие стигмы в общественных науках развивал Ирвинг Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», ). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», ).

Как отмечает И. Гофман, стигме подвергаются те, кто не соответствует нормативным ожиданиям общества. Вопрос поддержания нормативных ожиданий — это вопрос не желания, не доброй воли, а соответствия: простого согласия с нормами общества недостаточно. Даже тот, кто поддерживает нормы общества, может при этом всё же попасть в группу стигматизированного меньшинства. Идентичность стигматизированного пронизана противоречиями: его личная идентичность может вполне соответствовать норме, но его социальная идентичность может при этом попадать в группу стигматизированной. Само рассогласование личной и социальной и представляет собой основание стигматизации.

Стигма — это, по Гофману, «специфический тип отношения между качеством и стереотипом», рассогласование между истинной и виртуальной социальной идентичностью. Нормативные ожидания общества составляют виртуальную социальную идентичность, которой соответствует или противопоставляется актуальная социальная идентичность индивида — та, которой он на самом деле обладает. При достаточной степени рассогласования между ними социум запускает процессы стигматизации. Стигматизация разделяет социальный мир индивидов на две части: тех, кто не имеет негативных отклонений от ожиданий (так называемых «нормальных»), и тех, кто эти отклонения несёт (это и есть стигматизированные).

По утверждению Гофмана, одной из наиболее глубоко дискредитирующих и социально повреждающих стигм является психическое заболевание; эта стигма выражена настолько, что люди с психическими заболеваниями лишаются всех своих прав. Наряду со своими современниками, такими как Т. Сас и Т. Шефф, Гофман укрепил мнение о том, что стигма коренится в характере психиатрического диагноза и лечения.

Отношение к человеку со стигмойправить | править код

Согласно И. Гофману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:

  • благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы;
  • различные формы дискриминации этого человека;
  • построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случаях — для оправдания своего враждебного отношения к нему;
  • обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой) или же дополнительных возможностей по типу «шестого чувства», «особой чувствительности восприятия».

Использование стигмы её «владельцем»править | править код

Согласно И. Гофману, человек может использовать свою стигму и получать от неё так называемые «вторичные выгоды», например для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Если же по каким-то причинам человек со стигмой лишается её, он может обнаружить, что он/она чему-то научился или научилась, или прийти к некоторому пониманию (например, относительно того, что жить с какой-то определённой стигмой — не самое страшное несовершенство человека в жизни).

Остаточное отклонение

В творчестве Томаса Шеффа теория стигматизации переросла в теорию остаточного отклонения. Ее автор считал, что многие психические заболевания – результат социальной реакции и выбора человека. Такое спорное заявление – один из постулатов критической социальной теории. Идея Шеффа появилась после переосмысления общественных норм.

Современная культура отличается тем, что все люди внутри одного культурного пространства должны разделять приблизительно одинаковый образ мыслей. Данные нормы закрепляются в поведении человека еще в детстве посредством воспитания. Для того чтобы сделать малыша социально адаптированным, родители прививают ему все те взгляды и привычки, которые считаются необходимыми для полноценной жизни в обществе. «Плохой» ребенок может отказываться признавать эти ориентиры, и тогда он оказывается вне круга общения ровесников. Точно такой же принцип работает и со взрослыми.

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Стигматизация психических больных – это социальная проблема

Стигматизация в психиатрии − отделение личности от других людей по наличию психиатрического диагноза. Это явление можно проследить в отношении врачей к своим больным. Очень часто возникает самостигматизация больных. Все это ведет к дискриминации: к таким индивидам начинают предвзято относиться, лишают их прав, помощи. Стигматизация психических больных − это очень серьезная проблема. Таким людям трудно устроиться на работу, их не хотят принимать в те или иные социальные группы, возникают трудности со вступлением в брак.

Стигматизация психических заболеваний − препятствие на пути к нормальному социально-психологическому функционированию человека. Это постоянная негативная ситуация, которая возникает в разных сферах жизни пациента, навязывание ему роли изгоя. В психологии пока только ставят диагноз, а вот борьбе с таким состоянием уделяется мало внимания.

Связь с дискриминацией

Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах[каких?] явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом, либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из глубинки, получили ярлыки «провинциалы», «лимитчики» или «мешочники» (термин, распространённый в советские времена), а не приехавшие — «заМКАДыши». Считается, что они менее культурны, чем коренные москвичи, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.

Теория стигматизации

Основой теории стигматизации стала ключевая идея конфликтология, которая утверждает, что субъекты зачастую плохо ладят друг с другом, поскольку расходятся в собственных взглядах и интересах. При этом власть имущие обладают возможностью формулировать свои принципы и убеждения в нормах, которые контролируют институциональную жизнь, и успешно навешивают отрицательные характеристики («ярлыки») на нарушителей принятых норм. Другими словами, сторонников теории стигматизации интересует процесс, следствием которого является получение отдельными индивидами клейма девиантов и рассматривания этими индивидами собственного поведения в качестве девиантного.

Сторонники теории стигматизации Г. Бекер, Э. Лемерт и К. Эриксон полагают, что само по себе ни одно деяние не является по сути криминальным либо некриминальным. Негативность поступка определяется не его содержанием, а оцениванием его окружающими и реакцией на него.

Кроме того, абсолютно всем людям присуще девиантное поведение, имеющее связь с нарушением различных норм. Сторонники описываемой теории отвергают популярное представление о разделении всего человечества на «нормальных» и обладающих какими-то патологиями. Так, к примеру, многие индивиды ездят с превышением скорости, совершают мелкие кражи, скрывают доходы, дебоширят, устраивают акты вандализма после победы либо проигрыша любимой футбольной команды и т.п.

Приверженцы теории стигматизации подобные действия называют первичной девиацией и определяют ее в качестве поведения, нарушающего социальные нормы, но зачастую ускользающего от внимания органов охраны правопорядка.

Теория стигматизации Беккера кратко звучит следующим образом: девиантом называется индивид, которому социум прикрепил соответствующий ярлык, а девиантным поведением именуется поведение, которое так обозначили люди.

Беккер утверждал, что на деле девиация определяется способностью облеченных властью социальных групп (например, законодатели) навязывать другим стандарты поведения. Он писал, что социальные группы формируют девиацию, ибо они следуют нормам, нарушение которых социумом считается девиацией. Также, они эти правила навязывают определенной части населения, которой «навешиваются ярлыки» аутсайдеров. Его концепция стигматизации рассматривает девиацию не в качестве проступка, совершаемого субъектом, а скорее как результат применения остальными людьми норм и санкций против такого «нарушителя».

Кроме того, Беккер подчеркивал значимую роль «поборников нравственности”, организующих так называемые «крестовые походы». В случаях, когда они одерживают победу, формируется новая система правил, которая порождает образование новых девиантов.

Стало быть, теория стигматизации Беккера кратко представляет собой объяснение, каким образом вырабатывается определенное отношение к индивидам

Это и отличает теорию стигматизации от концепций, которые акцентируют внимание на особенностях субъектов, способствующих девиациям

Стигматизация и эмоции

У взрослых в качестве эмоций по отношению к стигматизации выступают гордость и стыд. Эти естественные реакции являются ответом на социальные санкции. В данном случае речь идет невербальных повседневных поощрениях и запретах. Санкции могут быть воображаемыми. Регуляторы стыда и гордости у человека включаются и в тот момент, когда он находится один и не является объектом прямой критики общества.

Стыд порождает еще одну эмоцию – гнев. Циркуляция двух этих чувств идет в три стадии. Сначала происходит разрушение социальной связи, затем наступает нарушение коммуникации и, наконец, все это заканчивается конфликтом между людьми. Многие специалисты сходятся во мнении, что эта закономерность является порочным кругом, из которого невозможно выбраться, не изменив собственного поведения. При этом острое чувство стыда нередко блокирует возможность восстановить социальную связь «нормальных» и стигматизированных. Часто оно запускает реакцию отчуждения.

Первичная девиация

В социологии принята точка зрения, согласно которой нет «нормальных» и «ненормальных» людей. Более того, каждому человеку свойственно девиантное поведение в какой-нибудь определенной сфере. Поэтому не существует и людей с патологиями. Кто-то нарушает правила дорожного движения, кто-то не доплачивает налоги, кто-то хулиганит во время футбольных матчей.

Теория стигматизации выделяет так называемую первичную девиацию. Это те нарушения общественных норм, которые ускользают из-под внимания правоохранителей из-за своей несерьезности и обыденности. Более того, оценка «хороший», «плохой» поступок зависит от множества мелочей. Например, в некоторых обществах женщинам непозволительно делать то, что можно делать мужчине, в то время как в других странах таких ограничений нет. Также часто девиантное поведение определяется, согласно массовым стереотипам. Например, во многих странах мужчин критикуют за женоподобный вид и имидж, хотя где-то подобное поведение никак не возбраняется. Критерий «хороший», «плохой» связан с социальным окружением человека. Только от нравов живущих рядом людей зависит, последует ли за то или иное поведение критика.

Никто не застрахован от психического расстройства

Еще стоит раз напомнить, что стигматизация − это навешивание ярлыков типа “ненормальный”, “бешенный”. Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова “Палата номер 6”, а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: “Записки сумасшедшего”, “Записки из сумасшедшего дома”. Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.

1960-е: «Психо» и попытка исследовать внутренний мир больного

В эти годы формируется антипсихиатрическое движение: институты психиатрической помощи, которые существовали до того, постепенно меняются, появляются защитники гражданских прав больных. И в это же время Хичкок создает одного из главных безумцев-маньяков современного кинематографа — Нормана Бейтса, героя хоррора «Психо» (1960).

Фильм окупился в 60 раз, был назван «первым психоаналитическим триллером», а также получил огромное количество ремейков — один из них, например сериал A&E «Мотель Бейтс», выходил в период с 2013 по 2017 год.

Интересно, что два года спустя, в 1962-м, выйдет «Дэвид и Лиза» — история о молодом человеке, страдающем диссоциальным расстройством, который пытается осознавать свою болезнь и бороться с ней, однако популярность «Психо» этому фильму завоевать не удастся.

В этот же период многих режиссеров начинает интересовать проблема кризиса личности: кинематографисты предпринимают в том числе серьезные попытки понять и осмыслить происходящее в голове у больного. Расстройства используются не только ради того, чтобы сделать фильм более остросюжетным или кассовым, но и для создания глубокого авторского высказывания.

Оцените статью
Добавить комментарий