Внушение – это… механизмы внушения

Функции и роль

Внушение – это в психологии помощь в лечении различных заболеваний методами релаксации. Гипнотическое воздействие применяется с целью анестезии либо анальгезии, избавления пациентов от алкогольно-наркотической зависимости.

Психотерапевтическая беседа врача с больным, признающим авторитет доктора, позволяет рассеять опасения за свое здоровье, снять страх перед оперативным вмешательством.

В общественной жизни методика реализуется как вербальным, так и невербальным способом. Гуманный вариант воздействия на психику здоровых людей успешно используется для повышения работоспособности.

Приемы аутогенной тренировки, как активного метода психотерапии, эффективно справляются с последствиями неблагоприятных ситуаций в обычной жизни. Примерами общественной внушаемости можно назвать участников спортивных и театральных зрелищ.

Неоценима роль внушения для всестороннего развития личности в свете педагогического процесса. Исследованиями в этой области занимался Бехтерев, который первым зафиксировал значительную внушаемость детской психики. Во время коллективного воздействия гораздо проще привить детям любые качества, основываясь на авторитетности педагога.

В своих работах о внушении и воспитании Бехтерев указывал на пользу гипноза в запущенных случаях воспитания, для искоренения дурных привычек у школьников.

Роль внушения в образовании

Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.

Роль учителя

Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.

Роль ученика

Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».

Формирование признаков

Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.

  • Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
  • Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
  • Изучение биографий влияет на характер.
  • Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
  • Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.

Влияние материальных инструментов

Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.

Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.

Эффект способа внушения

Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.

Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.

Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.

Внушение и страх

Внушение лучше всего работает при отсутствии страха.

Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.

Ограничения внушения

Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.

Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».

  • Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
  • Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
  • Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.

Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.

А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах.

П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!

Суггестия и контрсуггестия

Конрсуггестией называют концепцию противодействия суггестивному влиянию. При протекании этого процесса проявляет ответную психологическую активность по отношению к внушению. Как правило, процесс контрсуггестии возникает при недоверии двух собеседников. Ни один из них не будет воспринимать информацию оппонента, влияние будет потеряно. Чтобы не подвергнуться внушению, нужно отличать, в какой ситуации можно получить пользу от суггестии, а в какой ее влияние будет отрицательным. Выстраивание перед собой барьера сопротивления внешним установкам — это и есть контрсуггестия. Этот барьер может возникнуть совершенно случайно.

Между собеседниками может запросто возникнуть обычное непонимание. Использование иносказаний, неологизмов, архаизмов, а также акцент ведут к непониманию сообщения, и как следствие, контрсуггестии. При получении информации с различными дефектами, мы ставим ее значение ниже, но если нам будет действительно важна эта информация — мы сможем понять и её.

Иногда происходит отталкивание оппонентов на семантическом уровне. Использование различных диалектизмов одного языка значительно затрудняет его понимание собеседником. Эффективность общения снижается, сокращая влияние на объект суггестии.

Классификация

Прямые внушения

  1. явные прямые
  2. прямые закамуфлированные (нечто предлагается открыто, но вместе с тем оно закамуфлировано, так как часть его исходит от клиента; обучает действовать клиента особым образом)
  3. постгипнотические

Косвенные внушения

  1. последовательность принятия, «yes set» (несколько высказываний, с которыми человек согласится)
    • «Вы пришли ко мне, сидите сейчас в этом мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше» («сегодня вам станет гораздо лучше» — это, собственно, и есть внушение, а слова следующие перед ней, настраивают человека на согласие)
    • «Почему бы не дать этому произойти?»
    • «Не входите в транс, пока не устроитесь удобно на этом стуле» (добавлена импликация)
    • «Не делайте глубокого вдоха, пока рука не прикоснётся к лицу» (добавлена импликация)
    • «Вы не узнаете, как вам может быть приятно в трансе, пока рука полностью не опустится на бедро» (добавлена импликация)
    • «Вам нет необходимости делать (что-либо), пока не произойдёт (неизбежное поведение клиента в ближайшем будущем)»
  2. шок, удивление, творческие моменты
  3. банальность (трудно отвергнуть)
    • «Когда сидишь удобно, можно расслабиться»
    • «Каждый человек входит в транс по-своему»
    • «Люди столько всего забывают. Ключи, номера телефонов, встречи…» (структурируется амнезия)
    • любые пословицы и поговорки
    • «Ваша головная боль может сейчас пройти, как только ваше бессознательное будет готово дать ей пройти»
    • «Ваш симптом может теперь исчезнуть, как только ваше бессознательное поймёт, что вы можете решать эту проблему более конструктивным образом»
    1. идеомоторные (хотим вызвать идеомоторные реакции — движение)

Открытые (говорится, что что-то произойдёт, но не уточняется, что именно)

  1. мобилизующее (предлагаются неопределённые мобилизующие рамки, которые человек сам заполняет, в зависимости от своих собственных ресурсов; делается пауза после мобилизующих слов)
    • «Ваше бессознательное разместит по местам всё, что необходимо»
    • «Использование ваших бессознательных ресурсов позволит (пауза) осуществить (пауза) эту работу»
    • «Ваше бессознательное может гармонизировать (пауза) всё, что должно быть гармонизировано»
  2. ограниченно открытое (предлагается ограниченный выбор, который не уточняется; как правило, является вещами, которые трудно отвергнуть)
    • «Вы можете обучаться разными способами»;
    • «Существуют разнообразные способы работать»
    • «Некоторые позы вызывают комфорт»
  3. охватывающее все возможности класса (после перечисления всех возможностей, следует добавлять «или что-то ещё»)

Самовнушение

Самовнушение — внушение самому себе представлений, мыслей, чувств. Например, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта.
Человек самостоятельно прочитывает (про себя или вслух) или просто продумывает и проговаривает определенные слова или целые фразы с целью воздействия на себя.

Несравнимо более мощное воздействие на личность по сравнению с посторонним внушением может оказать самовнушение. Это объясняется тем, что самовнушением человек может заниматься самостоятельно неограниченно в течение жизни.

Техники внушения

В психотерапии для лечения фобий, неврозов и депрессии используется несколько техник внушения.

Гипнотическое внушение

Осуществляется только после введения человека в измененное состояние – гипноз. Во время гипнотического сна критическое осмысление информации у человека отсутствует, все команды психотерапевта следуют в подсознание, оказывая влияние на поведение человека, его эмоции и здоровье. Суггестия в этом случае осуществляется директивными или недирективными утверждениями (Эриксоновский гипноз).

НЛП

Нейролингвистическое программирование относится к вербальному внушению. Оно производится с помощью слов-якорей, которые отражают состояние человека.

Призвание суггестии с использованием этой техники — изменять мышление и поведение человека в довольно короткие сроки. Ее также называют манипулятивной психологией.

Психоактивные тексты

Построение суггестии в них происходит на механизме введения человека в транс. Используются повторяющиеся слова, побуждающие человека к конкретному действию. Здесь внушение проводится косвенно, так как намерения суггестора не понятны человеку.

Невербальное влияние на поведение и мышление

Что касается невербальной суггестии, то она осуществляется без слов, но она достаточно эффективна. При помощи определенной интонации, жестов, манипуляций цветовыми гаммами или тембром голоса врач может побудить человека к изменению мышления или поведения.

Большое значение имеют паузы в использовании внушения на приеме у психотерапевта. В состоянии депрессии человек может заполнить их некоторыми решениями для себя, также выделить основной посыл специалиста.

Маркирование

Невербальное выделение основной фразы для внушения. В потоке слов, даже во время обычного разговора, специалист выделяет основную фразу паузами, интонацией, скоростью речи. Эта фраза-посыл к действию может подкрепляться жестикуляцией или манипуляцией с предметами. Эффект увеличивается, если подобное действие повторяется несколько раз.

Внушение во сне

Происходит в первые 15-40 минут после того, как человек заснул или утром за 1,5-2 часа до пробуждения. Эффективность суггестии достигается, если произойдет «подстройка» под спящего: сесть у изголовья, дотронуться до пальца человека, чтобы не разбудить его, можно положить руку на лоб. Проверить контакт можно, ускоряя или замедляя основную фразу. Если в это время меняется темп дыхания человека, значит, он восприимчив к внушению в этот момент.

Самостоятельное внушение

Самовнушение проводится с аутогенной тренировкой, когда человек сам себя готовит к трансовому состоянию. Также используется медитация или йога для расслабления мышц и регуляции физического состояния организма. Пациент сам может выбрать время для проведения самовнушения и место.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Аутотренинг

Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное. На уровне физиологии отмечается повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует нейтрализации стрессовых реакций.

Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.

Аутотренинг – это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера. Затем следует перенос данного предмета на конкретный объект действительности и формирование отвлеченных понятий (например, счастья или радости) в виде этих образов. В процессе такой тренировки пациент переживает состояние, которое Иоганн Шульц называл “катарсисом гипноза”.

Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:

  • нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: “пыльца, мне все равно” – при аллергии);
  • усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: “я проснусь, когда захочу в туалет” – при энурезе);
  • парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
  • абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
  • поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).

Противопоказаниями аутотренингов являются спутанное сознание, состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.

Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии

Харизматический человек обладает положительной энергетикой, уверен в себе и имеет некоторый авторитет среди окружающих. Если у вас поубавилось сил, вы устали от жизни и свои ежедневные обязанности воспринимаете как груз, то вы сами в силах это изменить. Это сделать несложно! После утренних процедур встаньте перед зеркалом. Пошлите своему отражению очаровательную улыбку и скажите: «Я проснулся, я хорошо себя чувствую. Сегодня для меня будет самый удачный день. Мне нравится моя работа, и я с удовольствием ее выполняю. Меня уважают коллеги, и я дружелюбно к ним отношусь…» после проведения такого ритуала, вам сразу станет лучше, и вы почувствуете некоторое облегчение.

Вербальное, или словесное внушение

Воздействие такого рода предполагает полное погружение внушаемого в расслабленное состояние. Это увеличивает силу вербальных сигналов, посылаемых суггестором. Последний должен быть полностью уверенным в собственных возможностях, собранным и сосредоточенным на осуществлении задуманного.

Вербальное, или словесное внушение имеет несколько подвидов:

  • Прямое. Здесь используются простые установки, понятные как самому суггестору, так и внушаемому. Они быстро проговариваются и осуществляются, при этом внушаемый не имеет возможности отказаться от принятия установки. Данный метод внушения ранее применялся для блокировки болевого синдрома при операциях.
  • Косвенное. При таком воздействии человек не понимает, чего от него пытается добиться суггестор, и у него появляется выбор, принимать установку, или же сопротивляться ей.
  • Открытое словесное внушение. Здесь внушаемому предлагаются несколько разных установок, приняв которые, он может начать действовать. Успех внушения зависит от отношения человека к получаемой информации.
  • Скрытое вербальное внушение. Это объединение спокойной речи индивидуума с определенными скрытыми приказами (командами, установками).

Все фразы и отдельные слова произносятся настойчиво, но при этом спокойно и ровно, не слишком громко. Голос должен содержать в себе силу и уверенность суггестора. Сила внушения словами увеличивается в несколько раз, если фразы постоянно повторяются, так как повторение помогает закрепить новую информацию в подсознании внушаемого.

Лечение гипнотическим внушением

Медики выделяют 3 основных стадии гипнотического состояния. Классификацию предложил использовать российский психоневролог Валерий Бехтерев в 1911 году. Впоследствии она была значительно дополнена и расширена его учениками.

  1. Сонливость. Во время сеанса пациент погружается в легкое дремотное состояние. Он осознает все то, что с ним происходит. Несмотря на ощущаемую слабость в теле, он может встать, открыть глаза, прервав сеанс по собственному желанию. После процедуры он очень быстро восстанавливается и возвращается в свое обычное состояние. Человек не осознает, что пребывал во сне.
  2. На языке науки эта стадия называется средний сон или же гипотоксия. Во время гипнотического воздействия чувства человека притупляются, мыслительный процесс замедляется, тело охватывает вялость, а подвижность ограничивается. После сеанса пациенты признаются, что отдаленно слышали голос доктора и другие звуки, но не захотели просыпаться, чтобы увидеть, что происходит. Больной испытывает постгипнотическую амнезию.
  3. Сомнамбулизм. В этом состоянии пациент полностью отключается от окружающего мира, поддерживая связь только с врачом, который проводит сеанс. У больного не только нарушается ориентация, но и наблюдается полная амнезия: все, что происходило во время сеанса, полностью стирается из его памяти.

По внешнему виду человека (уровню дыхания, дрожанию век, реакции на звуки) специалист может определить, на какой стадии гипнотического сна пребывает его пациент

Очень важно правильно организовать процесс дегипнотизации (вывода из состояния гипноза), чтобы закрепить позитивные установки, используемые для лечения больного

Во время гипноза могут использоваться общие внушения, помогающие унять болевой синдром, улучшить самочувствие человека, поднять защитные силы организма, восстановить энергетический тонус, избавиться от травмирующих воспоминаний. Специальные же установки используются в конкретных психологических ситуациях, волнующих больного и которые могут спровоцировать развитие заболевания.

Кто наиболее подвержен внушению?

Дети и женщины, а также подростки, впечатлительные люди более подвержены чужому воздействию, нежели взрослые мужчины с устоявшейся психикой. Человек становится внушаемым под воздействием следующих физических и психических факторов:

  • слабости и утомления;
  • боли;
  • телесной расслабленности;
  • сонливости;
  • эмоционального возбуждения;
  • скуки;
  • низкого уровня развития мышления;
  • некомпетентности в какой-либо сфере;
  • слабоволия;
  • тревожности;
  • стеснительности;
  • нехватки времени при принятии какого-либо решения.

Человек может сопротивляться воздействию как намеренно, так и ненамеренно. Намеренное сопротивление помогает целенаправленно побороть внушение. Это заключается в постоянном сознательном анализе получаемой информации, сопоставлении ее с личными знаниями и убеждениями. При несовпадении внушаемой программы с уже имеющимися данными человек ее отвергает. Ненамеренная же сопротивляемость заключается в патологической склонности к сомнению отдельных индивидуумов.

Противопоставление

Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.

Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.

Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.

С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.

Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.

Гипноз

Гипноз и внушение – понятия практически неразделимые. Гипнозом называется состояние, в котором человек находится между сном и бодрствованием. По-другому гипноз – измененное состояние сознания, транс. Гипнотизер использует различные приемы, чтобы ввести человека в транс, воздействуя на психику гипнотизируемого.

Гипнотизер выполняет одновременно несколько действий: введение в транс; внедрение в подсознание собственных установок, внушение определенных задач. Человек погружается в гипнотическое состояние посредством постоянных, монотонных действий гипнотизера, направленных на раздражение определенных органов чувств:

  • осязания (прикосновения, поглаживание);
  • слуха (приглушенная музыка, спокойный тон голоса);
  • зрения (фиксация взгляда на каком-либо атрибуте гипнотизера).

Также некоторые гипнотизеры практикуют полную блокировку органов чувств – физическое расслабление, закрытие глаз во время сеанса. В гипнотическое состояние человек может погрузиться только при условии, что его мозг имеет предрасположенность к переходам в заторможенное состояние.

Голос гипнотизера как бы завладевает подсознанием человека, блокируя потоки другой информации.

Области применения и особенности

Практика показывает, что методика хороша тогда, когда сам человек сдаётся и капитулирует. Не может чего-то сделать и говорит «Мне уже всё равно, хоть голову отрезайте, лишь бы это прекратилось!». Обычно такие пораженческие настроения не приветствуются, но в психиатрии многое по определению перевёрнуто с ног на голову. Если самого человека так сильно утомили его страхи, навязчивости, что он готов «сдаться», то очень высока вероятность того, что он, по крайней мере, позволит ввести себя в гипнотический сон, не будет этому сопротивляться.

Видоизмененное сознание — не панацея, во возможность что-то подкорректировать

Как уже говорилось выше, сон или изменённое состояние сознания сами по себе не являются панацеей. Более того, само внушение может лишь немногим отличаться от убеждения

Важность представляет то, что иногда убеждать в обычном состоянии сознания бесполезно

Представьте себе мальчика 11 лет, который страдает от энуреза. Убеждать его в том, что он должен проснуться при позывах мочеиспускания никто не запрещает. А вот у него не получается. Воздействие на глубинные слои психики способно «вложить» новый механизм, а сделать это проще в состоянии транса.

Оцените статью
Добавить комментарий