Аналитическая психология

Книга №10. Воспоминания, сновидения, размышления

На этих страницах мы узнаем о его формирующих годах, о его напряженных, но продуктивных отношениях с Фрейдом и о том, как каждая поездка, беседа, открытие и опыт формировали то, что он называет «дном своей души».

Стоит отметить, что читатель не увидит простую книгу воспоминаний и личных размышлений о ком-то в сумерках своей жизни. Юнг в полной мере использует возможность вновь заложить основы своих теорий. Он описывает свои представления о человеческом разуме, о бессознательном, роли символизма и принципах психотерапии.

Эта книга поможет вам лучше понять мысли Карла Юнга и его личную работу психолога.

Публикации сочинений на русском языке

  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. Е. И Рузера; Предисл. проф. Ив. Ермакова. — М.: Госиздат, . — 96 с. — (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
  • Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Перевод с немецкого В. П. Терина. — М.: Колос, 2010. — 188 с. ISBN 978-5-10-004084-2.
  • Архетип и символ. М., 1991. — 304 с. — ISBN 5-7664-0462-X.
  • Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов /Пер. с англ. — Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с. ISBN 5-7707-8958-1, ISBN 5-7707-8958-I (ошибоч.)
  • Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. — 415 с.
  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; Под общей ред. В. Зеленского. — СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. — 718 с.
  • Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник / Пер. с нем. П. П. Максимы. — Львов: Iнiцiатива, 1994. — 230 с. ISBN 5-8823-0-014-2
  • Юнг К.Г. Божественный ребенок. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. — 400 с. — ISBN 5-7370-0493-4, 5-15-000037-Х.
  • Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: ООО Харвест, 2003. — 496 с. — ISBN 985-13-1220-7.
  • Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М.: Рефл-бук, 2003. — 592 с. — ISBN 5-87983-049-7.
  • Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Когито-Центр, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-88373-354-2.
  • Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — СПб.: Питер, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-496-02567-6.
  • Юнг К.Г. ЭОН Исследование о символике самости. — М.: Академический проект, 2009. — 340 с. — ISBN 978-5-8291-1128-1.
  • Юнг К.Г. Человек и его символы. — Серебряные нити, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-902582-37-3.
  • Юнг К.Г. Красная книга. — Клуб Касталия, 2011. — 396 с.

Ранняя жизнь

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в Кесвиле, Швейцария. Единственный сын протестантского священнослужителя, Юнг был тихим,Наблюдательный ребенок, который упаковал определенное одиночество в его статусе одинокого ребенка. Однако, возможно, в результате этой изоляции он часами наблюдал за ролями окружающих его взрослых, что, несомненно, сформировало его дальнейшую карьеру и работу.

Детство Юнга еще больше зависело от сложностей его родителей. Его отец, Пол, развил неудачную веру в силу религии, когда он стал старше. Мать Юнга, Эмили, страдала от психических заболеваний и, когда ее мальчику было всего три года, покинула семью, чтобы временно жить в психиатрической больнице.

Как и в случае с его отцом и многими другими родственниками мужского пола, ожидалось, что Юнг войдет в духовенство. Вместо этого Юнг, который начал читать философию в подростковом возрасте, нарушил традиции и поступил в Базельский университет. Там,он был знаком с многочисленными областями исследований, включая биологию, палеонтологию, религию и археологию, прежде чем окончательно остановился на медицине.

Юнг окончил Базельский университет в 1900 году, а два года спустя получил степень доктора медицины в Цюрихском университете.

Исконные образы

Архетипы Юнга – образы, возможности, представления, которые есть в нас без научения, до осознания (в коллективном бессознательном), действуют повсеместно и у всех людей. Юнг считал, что они оказывают огромное влияние на наше поведение, на наши суждения, чувства и желания, хоть мы этого и не осознаем, что иногда ведет к выходу архетипа из-под контроля. Это вид или модель, которую принимает побудительная сила в нас.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для осознания и приближения раскрытия себя Юнг считал необходимым диалог с архетипами или их разбор. Архетипов достаточно много, но автор аналитической психологии выделил следующие как основные:

1. Тень

Юнг определял Тень как утраченные воспоминания, вытесненные представления, подпороговые восприятия (недостаточно яркие и сильные, поэтому оставшиеся вне сознания). Тень – это сумма скрытых свойств, которые невыгодно признавать человеку в самом себе.

Зло, что живет в человеке, грандиозно, оно присуще человеческой природе, вот о чем напоминает нам Юнг. Это и есть первородный грех, что тянется за нами из века в век. Именно люди совершали в прошлом зверства, и мы также являемся людьми, которые совсем не безобидны, а способны на величайшие злодейства.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И каждый человек должен обладать знанием о своей способности творить зло: пока он закрывает на это глаза, он может быть превращен в орудие зла. При этом Юнг полагал, что от контакта с другими интересами содержания Тени могут меняться к лучшему, но для этого их сначала нужно вывести из бессознательного.

Тень, по мнению Юнга, проецируется на других, поэтому мы видим в других свою собственную темноту. В литературе Тень – это, например, библейский змей-искуситель, а также мистер Хайд из романа Стивенсона.

2. Персона

Юнг определял её комплексом, противоположным Тени. Её содержание составляет все то, чем человек хочет быть, как он себя показывает миру. Она наиболее близка сознанию, создает социальную маску, соответствие социальным ролям.

Анима/Анимус

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По мысли Юнга, это вытесненные из сознания мужчины или женщины черты противоположного пола. Коллективное бессознательное несет информацию обо всех женщинах и мужчинах прошлого, и у мужчины персонифицируется в женщину Аниму, а у женщины в образ мужчины – Анимуса.

При благоприятной интеграции – осознании своих вытесняемых мужских и женских черт – человек способен к плодотворной и активной жизни. Мужчина легче понимает символы, использует свою интуицию, становится более чувственным и легким. А женщина удаляется от размытости и фантазийности, приближаясь к строгости, осмысленности.

Рекомендуем: Что такое гедонизм?

Архетип может овладевать личностью. Юнг называл это одержимостью или идентичностью Эго с комплексом. Сознание человека в этот момент чрезвычайно ослабленное, содержания бессознательного выходят на сцену.

Согласно воззрениям Юнга, человек, одержимый Тенью, ведет себя всегда на самом низком уровне развития, который ему доступен. Одержимость Анимой или Анимусом придает особую выразительность чертам личности, свойственным противоположному полу. Мужчина становится чрезвычайно женоподобен, а женщина – маскулинна.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Самость

Центральный архетип человека, бессознательное чувство целостности личности. Посредством процесса индивидуации достигается идентификация с Самостью. В ней находятся содержания сознания и бессознательного. Юнг считал, что полное сознание Самости вряд ли возможно. Если понимать Эго как центр сознания, то Самость есть центр всей суммы содержаний психики. Именно в Самости отражен принцип индивидуальности, она является конечной целью, так как полностью выражает человека.

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа, человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения

Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх основных психических функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция), по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

  • Архетипическая психология
  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)
  • Юнгианская арт-терапия
  • Юнгианская психодрама
  • Процессуально ориентированная терапия
  • Песочная терапия
  • Неоэриксонианский гипноз
  • Юнгианская типология

Обучение

два Я

К 16 годам постепенно начали сходить на нет как одиночество, так и приступы депрессии. Увлеченный философией, Юнг погрузился в чтение Пифагора, Гераклита, Платона, а в работах такого немецкого философа как Артур Шопенгауэр он даже нашел отражение своих мыслей.

В 18 лет поступил в Базельский университет, на факультет естественных наук. Из-за смерти отца в его семье было некому приносить деньги, так что в свободное от учебы время он подрабатывал репетитором, что оплачивало ему учебу и довольно скромное существование.

В это же время он увлекся трудами таких философов-мистиков, как Эммануил Сведенборг и Адольф Эшенмайер, и даже имели место быть несколько спиритических сеансов. Как ни странно, это помогло ему написать диссертацию по медицине, которая так и называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов».

Он еще возвращался к этому, все так же в исследовательских целях, – чтобы правильным образом оформить комментарии к таким текстам, как «И-цзин», «Секрет Золотого Цветка» и «Тибетская книга мертвых».

Попавшийся перед выпускными экзаменами «Учебник психиатрии», за авторством Рихарда фон Крафта-Эбинга, определил дальнейшее получение медицинской степени по психиатрии. Юнг «внезапно понял связь между психологией, или философией, и медицинской наукой».

Стоит упомянуть, что найденную в 19 лет у Эразма Роттертадмского фразу «Призываемый или нет, Бог присутствует всегда» он не только включил в свой экслибрис, но и гораздо позднее велел высечь на каменной арке, что находилась над входной дверью. Христианская церковь еще не раз будет осуждать его работы, однако же сам он так и останется глубоко верующим человеком.

В 21 год он впервые встретил свою будущую жену – Эмму Раушенбах, из старинной немецко-швейцарской семьи. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву.

Научные воззрения Юнга

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Эбрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. 1909 год.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Статуя Юнга в Ливерпуле.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определённую автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранена, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием — обретением новой установки.

Биография

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м — Грета, в 1908-м — сын Франц, в 1910-м — Марианна, в 1914-м — Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в 1910 году

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 г. Юнг отметил, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Некоторые историки упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, но он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, продолжил преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Примечания

  1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997.
  2. В. А. Лейбин. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 48-49. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / пер. с англ. В. И. Менжулина. — М: АСТ, 2009. — 252 с.
  4. Юнг К. Г. Символы трансформации. — М.: АСТ, 2008. — 736 с.
  5. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991. — 304 с.
  6. Юнг К. Г. Психология переноса. Статьи : пер. с англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.
  7. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1966.
  8. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб.: БСК, 1997.
  9. Барц Э. Игра в глубокое. М.: Класс, 1997.
  10. Л. Штейнхард, Юнгианская песочная терапия, СПб., Питер, 2001
  11. Stevens, A. Archetype: A Natural History of the Self, Routledge & Kegan Paul, London.
  12. Jung, C.G. (1958—1967). Psyche and Symbol. (R. F. C. Hull, Trans.). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. (Published 1991).

Научные воззрения Юнга

Основная статья: Аналитическая психология К. Юнга

Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Эбрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. 1909 год.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Статуя Юнга в Ливерпуле.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определённую автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранена, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием — обретением новой установки.

Методы исследования и цели

Методы:

  1. Ассоциативный тест. Суть его проста. Испытуемому зачитываются слова из произвольного списка. Человек должен как можно быстрее назвать ассоциацию, которая у него при этом возникает. Через определённое время некоторые слова повторяются. Как утверждает Юнг, если ассоциации на одни и те же слова будут различными, как и время реакции на них, это говорит, что именно эти явления человека и беспокоят.

Анализ сновидений. Если проанализировать серию снов человека (Юнг исследовал их даже до ста), можно заметить, какое влияние бессознательное оказывает на испытуемого и в какой области. Для этого используют метод амплификации, когда с увиденным во сне проводятся определённые параллели.

Активное воображение. Выбранный образ пациент должен развить практически бессознательно, дав волю своему воображению. В этом развитии, считают последователи Юнга, обязательно проявится то, что человека душевно беспокоит.

Юнг и оккультизм

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли — магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков — родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа — анимы, вот в его дом стучат
мёртвые крестоносцы… Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа.

Книга №4. Синхронность: акаузальный связующий принцип

Синхронность: принцип акаузального связывания — это маленькая жемчужина, которую Карл Густав Юнг написал вместе с Вольфгангом Паули, лауреатом Нобелевской премии по физике и одним из отцов квантовой механики. В этой книге мы можем углубиться в одну из самых интересных и известных юнгианских концепций. Разумеется, мы говорим о синхронности.

Юнг впервые рассказал об этой идее на собраниях Эраноса, проводимых каждый год в Асконе, Швейцария. Некоторые статьи, эссе или книги всегда выходили из этих собраний. Это было в пятидесятых годах, и швейцарский психиатр представил нечто столь же привлекательное для его коллег и остального академического слова: то, что мы понимаем как совпадение, на самом деле происходит не из-за простого случая, а из-за того, что он назвал синхронностью.

В книге также подробно рассматривается взаимосвязь между упомянутой концепцией и другой не менее важной идеей в его работе: интуиция

Оцените статью
Добавить комментарий