Глубинная юнгианская психотерапия

Психотерапевтический контракт

На первой встрече  мы заключаем устный психотерапевтический контракт.

Его цель повысить взаимопонимание в процессе психотерапии, оговариваем задачи психотерапии, предполагаемый результат, частоту и время встреч, стоимость, правила пропусков сессий.

Количество встреч может быть разным: от одной  до нескольких раз в неделю. Один раз в неделю считается поддерживающей формой психотерапии.Более редкие (менее чем один раз в неделю) встречи, как правило, не обеспечивают необходимого контакта между психотерапевтом и клиентом, а также не запускают глубокой работы самопознания, которая была бы способна привезти к желаемым изменениям.

Время  дальнейших регулярных встреч определяется, как правило, на первой встрече и в дальнейшем это время закрепляется за вами и мы встречается в определенное время и определенный день. Важным условием является правило опозданий: время опозданий не компенсируется. То есть, если вы опаздываете к назначенному времени, наша встреча укорачивается на длину вашего опоздания.

Фаза первая: мои ассоциации

Монастырь. Религиозная жизнь: официальная религиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства; созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании; отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.

Комната/келья. Вместилище; матка; клетка — основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива; индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитывая на помощь коллектива.

Месса. Коллективная форма религиозной жизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; форма религиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужно индивидуализировать. Первый шаг уже сделан — я могу участвовать в религиозной жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формой внутренней жизни.

Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношение Христа, священный символ, пение во время причастия, которое я всегда ненавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; стать частью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическую форму=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное.

Дзэн. Упражнения по достижению полной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первый же день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине; противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившее меня тогда, когда я поняла, что не могу “быть членом” и дзэнского коллектива тоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать “нет”.

Решетка. Отделенность; частичная отделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это — дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание.

Метод амплификации

В перечне техник юнгианского анализа находится способ, при котором выстраиваются взаимосвязи между универсальными и индивидуальными символами с использованием интерпретации. Специалист предлагает клиенту рассмотреть объекты, взятые из искусства, культуры и мифологии. После эти образы подлежат интерпретации, что позволяет человеку создать новые взаимосвязи в существующей у него модели мира.

Изначально амплификация имела отношение к алхимическому процессу. Данное понятие означало погружение человека, ставящего эксперименты, в поток образов с целью поиска новых способов их интерпретации. Несколько позже способ амплификации стал использоваться и в психоанализе. Он позволяет клиенту расширить грани своего внутреннего мира, а специалисту – открыть самые глубокие переживания пациента.

Упражнение 7. Записываем сновидения

Если вы свободно восстанавливаете в памяти свои сны, тогда начинайте занятие с этого упражнения. Предлагаю вам на выбор три метода записи сновидений:

1. Проснувшись, вы улавливаете обрывок ускользающего сновидения. Продолжайте лежать, не меняя положения тела. Представьте, что вы — застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к блокноту. Сначала просто немного поразмышляйте о том, что вам снилось. И только после этого возьмите ручку и запишите в деталях все, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание соприкоснется с этим образом еще раз. Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же сновидения. Запишите и его. Нередко таким образом можно восстановить весь сон целиком.
2. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон. Ощущение при этом такое, что в нем было слишком много подробностей и всех их записать невозможно. В этом случае сначала запишите наиболее характерные детали, используя несколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти. Например: «стройка, сенбернар Анга, бульдог, драка, шея, исчез, боюсь. Вернулась, радость». После этого засыпайте опять. Если утром вы не сможете восстановить сон по ключевым словам, значит что-то не сработало. Если сновидение не улетучилось, пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому (упр. 4), и попытайтесь записать каждую деталь так, чтобы получился более или менее связный рассказ. Дело в том, что при записи сновидения нередко теряют связность.

3. Проснувшись утром, вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сценку, затем восстановите остальные, двигаясь от конца к началу. Или просто запишите все от начала до конца. Не уделяйте слишком много внимания сюжету, иначе могут утеряться детали

Идеальный подход — описание образов изнутри, то есть с точки зрения непосредственного участника событий.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы сновидение глубоко запечатлелось в памяти. Если хотите, можете рассказать его кому-нибудь

Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения. Даже если ваш слушатель никак не комментирует сон, вы все равно уже смотрите на него как бы со стороны. Звуковой рассказ изменяет перспективу восприятия. Заучите сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нем вслух, сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает источать слова. Итак, вы не разлучаетесь со своим сном в течение дня. 

Песочная терапия

Данный метод был предложен Дорой Кальф – ученицей Юнга. Эта терапия, с одной стороны, представляет собой «песочницу в миниатюре», а с другой – небольшую модель мира. Сегодня его используют клиники, проводящие юнгианский анализ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Клиент в этом случае работает с плоским ящиком, наполненным песком, а также с набором фигурок, которые относятся к различным эпохам и содержат различные символы (атрибуты культуры, фигурки людей, природные элементы, деревья и дома).

Цвет ящика изнутри – синий. Это является символом воды и неба. Клиент, начиная играть с песком, создает собственную модель мира. С одной стороны, он остается взрослым, а с другой – становится в позицию ребенка. «Переустройство» мира, проводимое пациентом, гармонизирует ту его модель, которая имеется в сознании человека

На эту технику специалисты рекомендуют обратить особе внимание. При ее проведении проявляется эффект арт-терапии, который выступает прекрасной профилактикой стрессов

Что такое юнгианский анализ?

(Хегай Лев Аркадьевич – аналитический психотерапевт, психолог, писатель)

К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. 

Юнг не отвергал целиком психоаналитические концепции, но считал их ограниченными и пытался исправить. Фактически созданная им психология более широка и универсальна, так что фрейдистский психоанализ можно считать ее частным случаем.

В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни – фантазии, сновидения, оговорки и т.п. – то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут.

Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Однако, в отличие от Фрейда Юнг не имел склонности излагать свои мысли в форме научных теорий. Его всегда больше интересовали непосредственные переживания людей – их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он пошел на то, чтобы отказаться от сложного теоретизирования и догматических утверждений, подчеркивая эмпирический характер психологической науки. Он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть.

Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна – все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. – то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний.

Конечно, Юнг вслед за Фрейдом признавал, что на текущие проблемы человека повлияла вся его история жизни, пережитые стрессы и психологические травмы, и особенно ранние отношения в семье. Но однозначной обусловленности прошлым у нас нет, как раз из-за того, что многие наши душевные процессы свойственны и всем людям в целом.

В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий, как это делал Фрейд.

Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности. Например, психологическая ситуация одного человека может напоминать борьбу героя с многочисленными препятствиями, а проблемы другого вращаются вокруг темы несчастной любви. Можно сказать, что какая-то фантазия словно держит людей в плену, заставляя их страдать, часто очень долгий период времени. Эта фантазия упорно остается бессознательной. Рациональные объяснения в терминах подавленных влечений мало бы дали подобным пациентам. Как часто мы говорим себе: все понимаю, но изменить не могу.И мы не знаем, существует ли вообще некое абсолютно реалистическое видение, которое избавило бы нас от заблуждений и освободило бы душу от страданий. Возможно, никакой мудрец на свете не скажет нам, как правильно жить и что делать. Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг.

Тренировка памяти

Сновидение — это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это действие, которое разворачивается в пространстве, это артикулированное пространство, если выражаться более мудрено. В пространство, которое мы называем «сновидением», мы попадаем — как ни парадоксально — сразу же после пробуждения, ведь во сне мы считаем, что бодрствуем, что все происходит наяву. Лишь проснувшись, мы говорим, что видели сон, и рассказываем его содержание.
Однако содержание сна и сновидение — это не одно и то же, сновидение как таковое — это субстанция, сотканная из времени и пространства, в которую мы с вами погружаемся

Поэтому для того, чтобы как можно точнее воспроизвести все, что происходило с нами в мире сновидений, важно запомнить сны, учитывая их пространственную отнесённость.
Память существовала задолго до того, как ее стали измерять в килобайтах. Во времена классической античности память рассматривали как пространственное явление, и поэтому для хранения различных сведений отводили определенное пространство

Ораторы Древнего Рима развивали память, передвигаясь по своеобразной «кладовой» памяти. Она строилась следующим образом.
Облаченный в длинную тогу оратор прохаживался по какому-нибудь пустому зданию и сосредоточенно изучал каждую мелочь окружавшей его обстановки до тех пор, пока он не заучивал наизусть расположения каждого проулка и каждой трещины в доме. Тогда хранилище было готово, и его можно было заполнять всякой всячиной. Например, вам нужно запомнить поэму в пятьсот строк. Для этого, сделав первый шаг вправо, поместите первую строчку в том углу, где мрамор слегка пожелтел; вторая строчка укладывается на третьем шагу направо; третья — у колонны (той, что отделана мрамором с красными прожилками) на верхней ступеньке лестницы. Таким образом, в определенных местах здания можно расположить целую поэму, мысленно прогуливаясь по зданию — восстановить правильный порядок следования строк. Создание воображаемого пространства помогает человеку восстанавливать в памяти различные факты и события. При работе со сновидениями крайне важно развить в себе как раз такую способность устанавливать пространственно-объектные отношения.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений на основе древнего искусства мнемоники (искусства развития памяти).

Расписание семинаров по программе на 2015-2016 учебный год:

  • Семинар 1: 7-8 ноября 2015 г.
  • Семинар 2: 21-22 ноября 2015 г.
  • Семинар 3: 5-6 декабря 2015 г.
  • Семинар 4: 19-20 декабря 2015 г.
  • Семинар 5: 16-17 января 2016 г.
  • Семинар 6: 30-31 января 2016 г.
  • Семинар 7: 6-7 февраля 2016 г.
  • Семинар 8: 20-21 февраля 2016 г.
  • Семинар 10: 26-27 марта 2016 г.
  • Семинар 11: 9-10 апреля 2016 г.
  • Семинар 12: 23-24 апреля 2016 г.
  • Семинар 13: 14-15 мая 2016 г.
  • Семинар 14: 28-29 мая 2016 г.
  • Семинар 15: 11-12 июня 2016 г.

По прохождении программы выдается «Свидетельство о повышении квалификации» Института повышения квалификации ОППЛ.

Предварительная запись в группу обязательна!

Упражнение 3. Создание «кладовой» памяти

Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например, комнату, в которой стоит несколько предметов. Немного походите по этой комнате. До мельчайших подробностей запомните расположение предметов в ней. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно «осмотрите» ее содержание. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем оно не составит для вас особого труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать

При выполнении этого важного упражнения на «мысленное фотографирование» старайтесь скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, обзавелись своей «кладовой» памяти.

Текст сновидения

Мы уже знаем, что сновидение и запись этого сновидения на бумаге отличаются друг от друга не меньше, чем заметка в газете и реальное событие, которое в ней описывается. Теперь давайте займемся непосредственно текстами сновидений.

Вот вы положили на столик ручку, включили ночник, чтобы можно было писать при свете, заснули, и вам снится сон. Он не растворился в вашем сознании, и вам удается быстро записать его среди ночи. На следующее утро вы ясно вспоминаете некоторые его образы (однако далеко не все), иные не восстанавливаются даже при чтении текста, наскоро набросанного в полусне. Такие наполовину забытые сновидения не редкость: одни обрывки еще живут в памяти, а другие — безвозвратно канули в Лету, не оставив следа, если не считать маловразумительной записи на листе бумаги.
Чем нам может помочь запись сновидения и как работать с текстами наших сновидений? Я считаю, что сновидение — это живая реальность, некий психический организм, облеченный в пространственную форму. Попробуйте удалить из человеческого тела какой-либо орган, не изменив при этом всего тела. То же самое справедливо и в отношении снов. В образе сновидения важна каждая деталь, и, потеряв даже одну из них, мы теряем весь образ. Образ сновидения — это сложное целое.

Поиски ассоциаций — одна из важнейших сторон работы со сновидениями. Так выяснятся связи между миром сновидений и повседневной жизнью. Конечно, в основе всех личных ассоциаций лежат слова, но каждое из них при этом обладает еще и собственным полем значений, которые обычно с ними ассоциируются. Закончив анализ личных ассоциаций, можно перейти к рассмотрению этих полей.

Теперь можно начинать

Слушая рассказ, не пытайтесь целиком на нем сосредоточиться: следите за тем, что вы при этом испытываете. К примеру, когда вам становится скучно? Когда вам приходит в голову, что рассказ этот — полная околесица? Вот вы задумались о чем-то таком, что не имеет отношения к этому сну. Вот ни с того ни с сего в памяти возникает сцена из давно забытого прошлого.
Или вдруг вы заметите, что в вашем воображении сон сливается с воспоминаниями о школьном друге. Скажем, действие сна происходит возле его дома. Или вдруг вы ощутите сексуальные позывы и станете перебирать в уме порнографические образы. Или вдруг на вас найдет приступ ярости. Или отвращения. Или еще что-нибудь.
Короче говоря, если при пересказе сна перед вами возникает знакомый образ, не имеющий отношения к этому сну, дайте ему возможность раскрыться: не обнаружится ли между ним и рассказываемым сном глубинная связь?
Может случиться, что перед вами пройдет целый ряд таких «неуместных» образов

Тогда следует обратить внимание на тот, который покажется вам наиболее или наименее значительным.

Если вы заметите, что какие-то эпизоды рассказа навевают такую скуку, что вас клонит в сон, знайте, что именно эти эпизоды и вызывают сопротивление дневного сознания. Часто рассказчик не осознает этого сопротивления и оно так же неосознанно передается слушающему

Особенно важен тот момент, когда на вас нападает дремота. Поддайтесь этому состоянию, но постарайтесь запомнить, на каком эпизоде вы начали дремать. Допустим, во время рассказа у вас заболело колено (до этого колено не беспокоило — болел живот). Сосредоточьтесь на этом ощущении. Похоже, вам просто хочется лягнуть рассказчика, и вы себя сдерживаете. Что же произошло? Ведь никакой неприязни к рассказчику у вас нет. И тут вы понимаете, что это ваша обычная реакция: всякого, кто морочит вам голову (не исключая самого себя), вам хочется лягнуть.
Или вдруг вы ощутите боль в легких. Вчувствовавшись в себя, вы замечаете, что слушаете рассказ чуть дыша: вся атмосфера сна кажется вам такой удушливой, будто вас заперли в тесном шкафу. (У каждого сна, как у небесных тел, есть своя атмосфера. Часто эти сны забываются и от них остается только атмосфера.) Или у вас начинает чесаться кожа на голове. Как-будто раздражение. Это раздражен ваш разум. Метафоры часто получают буквальное выражение в симптомах.
Попросите рассказчика, чтобы он описывал увиденное как-бы изнутри сна — так, словно действие сна происходит сейчас, на его глазах. Так он воспроизведет все подробности и атмосферу сновидения наиболее отчетливо. Пусть рассказчик станет как-бы экскурсоводом, который проводит вас по своему сновидению.
После этого можно приступить к повторному рассказу. К этому времени вам уже кое-что ясно. Повторный рассказ позволяет добиться еще большей ясности. Становятся очевидны некоторые взаимосвязи. На этот раз сосредоточьтесь на образной стороне сновидения. Не упускайте из виду ритм повествования: когда темп речи рассказчика замедляется, когда ускоряется. Обращайте внимание на интонацию, выражение лица, жесты. Короче говоря, понаблюдайте, как рассказчик преподносит свой сон. Впрочем, у каждого свои методы. Я, например, закрываю глаза и вслушиваюсь в голос. Старайтесь вслед за рассказчиком представлять описываемое.
 

Активное воображение

При проведении юнгианского анализа отзывы о получении многочисленных положительных результатов имеет техника, выполняющая задачу порождения символов, позволяющих интегрировать сознательные и бессознательные процессы. Психологом в этом случае создается проективная ситуация, которая позволяет человеку сосредоточиться, представив образы из своих сновидений, фантазий и произведений искусства. Специалисты предлагают своему клиенту мысленно «перевернуть» эти объекты, проследив динамику их изменений и историю. Образы, которые проявляются при этом, человек должен зарисовывать или записывать.

Подобный ход позволит конкретизировать увиденное и найти скрытое в нем значение. При этом у человека включается сознательный контроль, и он способен вжиться в появившиеся образы.

Сопротивление хаосу поддерживает хаос, зачастую делая жизньневыносимой

Стефан Волински. Фрагмент из книги “Дао хаоса” 

(Стефен Волински – американский психолог, адепт квантовой психологии, психотерапевт, доктор философии, писатель, шесть лет провел в Индии, изучая медитацию).

 Хаос — на самом деле просто естественный порядок. Сопротивление хаосу поддерживает хаос, зачастую делая жизнь невыносимой.  Больше того, оно лишает нас возможности достижения высшего порядка, единства и глубочайшей связи с мирозданием и Вселенной.

В действительности порядок рождается из хаоса, а не хаос из порядка. Например, представьте себе, что вы плывете по бурной и стремительной реке. Если вы попытаетесь плыть против течения, вы прочувствуете хаос в полной мере. Вы ощутите давление воды на грудь и желудок; течение может опрокинуть вас и ударить о камни. Но если вы уподобитесь воде и потечете вместе с ней, внезапно из хаоса возникнет новый порядок.

Хаос, которому мы так усиленно сопротивляемся, действительно обладает внутренним смыслом и красотой. Когда мы воспринимаем его как поток энергии, хаос позволяет нам, как мог бы сказать Дэвид Бом, «обрести более глубокую связь со своей собственной вселенной».Наши привычки — это попытки организовать хаос. Поэтому хаос часто кажется нашей психологической системе чем-то разрушительным. В описанном выше случае человек использовал дискомфорт в качестве нового эталона комфорта.Знаменитый учитель Четвертого пути Г.И. Гурджиев часто говорил, что люди обладают ограниченным количеством как физических, так и психологических позиций. Это означает, что ригидность системы препятствует разнообразию жизненного опыта. Например, немногие люди станут отрицать, что ярость или страх для них табуированы, и их тела сопротивляются этим чувствам.

Вильгельм Райх говорил, что тело является энергосистемой, нуждающейся в зарядке (получении энергии) и разрядке (высвобождении энергии). Психологические проблемы, согласно Райху. возникают оттого, что тело создает постоянную телесную броню, пресекающую свободное течение энергии. Это означает, что на всех уровнях (психологическом, эмоциональном, физическом и духовном) энергия эмоций воспринимается как хаос и вызывает сопротивление, ограничивая наш опыт и ощущения. Отец биоэнергетики Александр Лоуэн назвал эту энергию биоэнергией. Вот почему его терапия работает с биоэнергией и хроническими прерываниями эмоционально-энергетического потока.Расширив контекст в достаточной степени, вы обнаружите порядок внутри хаоса. Квантовая психология утверждает, что, если вы не позволяете энергии свободно протекать, она превратится в хаос, но если вы отдадитесь ее течению, она сама упорядочится и заново организуется на более высоком, глубоком и взаимосвязанном универсальном уровне. Чтобы проиллюстрировать этот процесс, представьте себе озеро. Бросим в него большой камень — появится сильная рябь. Если мы препятствуем ряби, окружая ее стеной, она от этого только усилится. Если мы расширим контекст ряби, включив в него все озеро, хаотический участок воды вскоре достигнет более глубокой связи с целым озером. Таким же образом проявления хаоса внутри индивидуальной системы — если их просто принять — в конце концов помогут вам обрести связь с целым озером (неявным порядком). Посредством вовлечения, приятия и расширения контекста индивидуального хаоса — до бесконечных пределов, если это необходимо, — происходит рождение нового порядка. Это означает, что эмоции следует принять и осознать как энергию; хаос следует принять как энергию. Отсутствие сопротивления хаосу помогает личности реорганизовать себя на новом уровне.Иначе говоря, если вы принимаете хаос, вы сможете обнаружить глубочайшее единство, или единое поле, связывающее нас со всем, что есть. Иными словами, просто позвольте хаосу организовать самого себя».

Теоретические конструкты

Те понятия и методы, на которых основывается аналитическая психология, Юнг сформулировал в своих Тавистских лекциях. Ученый включил в структуру психического бытия индивида две основные сферы. Одна из них представляет сознание, а вторая – бессознательное. Бессознательное, в свою очередь, было подразделено Юнгом на коллективное и индивидуальное. В первое понятие исследователь включил содержание психики не отдельного человека, а всего общества. Ведь оно уже само по себе обладает коллективной природой.

В целом теория Юнга включает в себя следующие элементы:

  1. Отправная точка созданного ученым анализа – теория, рассматривающая различные типы личности. При ее разработке Юнг указал на существование двух аттитюдов, а именно экстраверсии и интроверсии, а также четырех функций, в числе которых ощущения, интуиция, чувства и мышления.
  2. Основываясь на типизации личности, Юнг создал собственную модель, характеризующую бессознательное поведение индивида, а также разработал понятие архетипа.
  3. Личность ученый разграничил на персону и эго, аниме и тень, анимус и самость. Подобная работа была проделана им на основе рассмотрения архетипов.

Юнг полагал, что психика человека – это, в первую очередь, бессознательное. Именно поэтому люди не в состоянии полностью что-либо воспринимать или понимать. При этом любое психическое переживание может быть интерпретировано человеком с использованием множества вариантов. Юнг полагал, что любая мысль способна ветвиться до бесконечности.

Международная ассоциация

Существует организация, которая объединила в себе профессионалов, работающих в сфере аналитической психологии. Это Международная ассоциация, участниками которой являются представители 28 стран. Основной задачей этого сообщества является распространение идей и практики аналитической психологии во всех государствах мира, а также обучение специалистов исходя из самых высоких этических и научных стандартов.

Российское отделений данной ассоциации находится в Москве. Одним из ее членов с 2013 г. является Махмудов Эльдар. Юнгианский анализ с его техниками он применяет в своей врачебной практике. Все желающие могут обратиться к нему за консультацией. Махмудов Эльдар юнгианский анализ активно использует для помощи при решении самых разных проблем.

Блок 2. Коллективное бессознательное. Миф и архетип.

Семинар 4. Архетипы и архетипические образы

19-20 декабря 2015 г.

Ведущая: Сорокина Ольга Юрьевна — аналитический психолог, кандидат РОАП/IAAP, психотерапевт и супервизор АТДТ.

— Архетип и архетипический образ. Проявления Архетипов на уровне культуры и в индивидуальной психике.

— Персона. Тема маски и лица в различных культурах. Метафора «потери лица». Одержимость Персоной, проблема ложной личности. Тема Персоны в анализе.

— Тень. Встреча с Тенью в мифах, сказках и сновидениях: бегство, борьба, интеграция. Образ Иного в современной культуре и сновидениях клиентов. Проекции Тени в отношениях.

— Анима и Анимус: проявления в сновидениях, отношениях, внутренних переживаниях, этапы развития. Охваченность архетипом. Проекции Анимы и Анимуса на реальных партнеров. Этапы возвращения проекций.

— Архетипическая психология Дж.Хиллмана. Ведущие и теневые Архетипы культуры. Архетипы и архетипические образы анализа и психотерапии. Поиск собственного архетипа.

Семинар 5. Индивидуация

16-17 января 2016 г.

Ведущий: Можаров Андрей Вячеславович — психолог-аналитик, специалист по аналитической психотерапии.

— Самость: определения. Образы Самости. Биполярность Самости и ее проявления. Фальшивая Самость Инфляция — дефляция Эго. Самость в первой и второй половинах жизни. Понятие Не-Самости. Понятие нуминозного. Трансцендентная функция. Самость в сновидениях. Нуминозные сновидения.

— Индивидуация: определения. Ось Эго-Самость. Образы индивидуации. Кризис и его функции в индивидуации. Образы трансформации. Формирование личного мифа. Принцип синхроничности. Специфика психотерапии в первой и второй половине жизни. Архетип Самости и религиозные учения человечества.

Семинар 6. Женская индивидуация

30-31 января 2016 г.

Ведущая: Сорокина Ольга Юрьевна — аналитический психолог, кандидат РОАП/IAAP, психотерапевт и супервизор АТДТ

— Фемининность. Особенности женской индивидуации: этап, кризисы, инициации. Архетипические образы женственности в мифах и снах. Светлый и Темный аспект Богини.

— Мать и дочь. Великая Мать и реальная мать. Материнский комплекс в анализе: проработка, стадии трансформации, динамика сновидений.

— Отец и дочь. Архетип Отца и реальный отец. Отцовский комплекс в анализе: проработка, стадии трансформации, динамика сновидений.

— Анимус, атакующий и поддерживающий фемининность. Фаллическая женщина и ее место в современной культуре.

— Любовные отношения и сексуальность. Архетип Пары. Эротические фантазии и эротические сны. Современный дискурс гендера: пол, гендер, трансгендер. Темы гомосексуальности и бисексуальности в анализе женщин-клиенток.

Семинар 7. Мужская индивидуация

6-7 февраля 2016 г.

Ведущий: Можаров Андрей Вячеславович — психолог-аналитик, специалист по аналитической психотерапии.

— Отец, сын, мужчина: психологические и культурологические аспекты. Благословение и проклятие отца.

— Инициирующие ритуалы. Аутентичная маскуллиность и героическая установка. Основные психологические вызовы для современных мужчин.

— Место фемининного в мужской психологии: мать, Анима и реальная женщина. Сепарация от матери. Страх фемининного. Феминизация и гомосексуализм. Анима отца.

— Мужские божества древности и греческой мифологии. Архетип Героя. Легенда о Персефале. (Самуэль, Холлис, Биби, Аарон Кипнис, Зойя, Джонсон).

— Индивидуация и мужские кризисы. Символическое убийство героя и вторая половина жизни. Духовность и поиск Отца.

Семинар 8. Мифология и личный миф

20-21 февраля 2016 г.

Ведущая: Эрик Светлана Павловна — аналитический психолог, кандидат РОАП/IAAP.

— Биография Юнга, основные работы, теории, исследования, искания души и внутренние образы.

— Личный миф: детство, семейные мифы, первые встречи с бессознательным, кризис, поиск.

— Мифы древности и современные мифы. Реконструкция, отражение и влияние на отдельного человека, и общество в целом.

— Я и моя профессия, призвание, выбор. Личный миф.

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего «я», которые появляются во сне в форме образов.Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас. Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: “Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?”. Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации, возникшие у вас в связи с этим словом, и «щелкает» ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это «голубое» качество: “Откуда это взялось?Почему я должен чувствовать себя угнетенным?”. Ответ может быть следующим: “Меня угнетает моя работа”. Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии. Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри. В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее — рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, — а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: “О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?”. Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни. Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое

Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной

Оцените статью
Добавить комментарий