Коротко о главном
Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.
Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия
Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:
- Робость.
- Зависимость от других.
- Доверчивость.
- Повышенная впечатлительность.
- Излишняя эмоциональность.
- Тревожность.
- Низкая самооценка.
- Слабо развитая логика.
- Медленное протекание психических процессов.
- Неуверенность в себе.
Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как развить силу воли?
Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.
Потенциальные жертвы
Чрезмерная внушаемость – это отсутствующее сопротивление, сниженная защитная реакция психики. Такое качество не идет на пользу. Чем больше индивида личности, тем меньше он подвержен внушению. Опыт заключается в правильных выводах, которые индивид сделал в свое время. Приобретенные знания (опыт других людей) не влияет на внушаемость личности – такие знания помогают строить модель поведения, но напрямую на них не влияют.
Повышенной внушаемости подвержены
- люди, пережившие сильный стресс или эмоциональное потрясение;
- слабохарактерные личности;
- женщина или мужчина, верящие в мистику;
- необразованные люди.
Человек в состоянии стресса может стать жертвой внушаемости
Пострадать от низкой защиты психики может каждый. Гипноз в подходящих условиях – это сильный инструмент манипуляций. Самовнушение относится к подсознательному желанию управлять собственной жизнью. Опасность такого вида внушения в том, что личность может не осознавать негативных сторон собственных желаний, продиктованных комплексами и страхами.
Определить механизм внушаемости очень сложно: пока на личности не испробовали гипноз, трудно оценить степень ее защиты. Слабость личности выражается в ее поведении, в том, как она взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми. Мошенники определяют внушаемых личностей по поведению, физиогномике и отзывчивости.
Тренировки, рекомендации
Повысить результативность внушения можно с помощью тренировок, а также выполнения ряда простых рекомендаций
Обратить внимание на все это стоит еще до первых попыток загипнотизировать кого-либо
Тренировки
Многие отчаиваются и не понимают, как мысленно воздействовать на человека, находящегося очень далеко. Если попытки внушить свою мысль не приносят успеха, стоит потренироваться особыми методами. Они научат оказывать более стабильное и крепкое воздействие на суггерента
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно, но важно не перенапрягаться, чтобы не столкнуться с негативными последствиями
Наиболее эффективные варианты тренировок:
- Образное представление. Нужно вспомнить любого своего знакомого и постараться максимально сосредоточиться на его внешности, действиях, мыслях, ощущениях. Делать все это нужно с закрытыми глазами, не отвлекаясь ни на что. Усложнить задачу можно, выбрав для образа незнакомца.
- Тренировки на ближайших людях. Следует постараться сконцентрироваться на человеке, находящемся поблизости. Нужно максимально прочувствовать его и начать давать приказы. Например, «подойди ко мне, ты должен это сделать, встань и иди сюда». Фразы в голове могут быть любыми, но они должны оставаться краткими и ясными.
Таких простых упражнений достаточно, чтобы научиться управлять людьми. Нужно лишь придерживаться правильности выполнения, сделав их обязательной частью своего дня.
Рекомендации
Если выполнять простые рекомендации, то достичь результата удастся намного раньше. Но эти советы будут полезными даже для тех, кто уже успел научиться влиять на людей
Поэтому стоит уделить им особое внимание
Основные рекомендации:
- Во время проведения процедуры внушения обстановка в помещении должна быть максимально спокойной, тихой и уютной. Свет следует приглушить.
- Нужно верить, что вскоре результат будет достигнут, а приказ дойдет до суггерента. Сомневаться в эффективности внушения нельзя.
- При внушении нужно дышать медленно, делая глубокие вдохи и выдохи. Причем на выдохе следует представлять, как мысли выходят из 3 глаза, отправляясь к суггеренту.
- Проводить гипноз на расстоянии лучше всего в вечернее или ночное время суток. При дневных тренировках результативность будет несколько ниже.
- Следует ежедневно пытаться повлиять на какого-либо человека. Нельзя пропускать тренировки, позволяя сознанию отвлечься от целей.
- Нельзя проявлять негативные эмоции при внушении, нужно отказаться от мыслей о недовольстве собой или результатами.
- Свободное время нужно разбавить занятиями йогой. Она научит правильно дышать, а также концентрироваться на одной мысли.
- Выбирать внушаемого следует правильно. Не стоит брать для тренировки образ сильного человека, который добился больших успехов или обладает крепкой психикой.
- На фоне при тренировках должна играть легкая расслабляющая музыка. Ее громкость нужно сделать умеренной.
- Специальные тренировки образного мышления с помощью классических упражнений окажут положительное влияние на итоговый результат внушения.
Выполнять все 10 рекомендаций стоит тем, кто решил достичь максимального результата за короткое время. Остальным же можно исключить из списка советы о занятиях йогой и тренировках образного мышления. Другие пункты крайне важны к выполнению.
Хорошо или плохо быть внушаемым
Психология как наука не дает оценки внушаемости, поэтому нельзя с уверенностью сказать хорошо или плохо обладать такой чертой.
Начнем с того, что на внушаемости базируется воспитание любого человека: ребенок, не имея собственного опыта, получает информацию от родителя. Как часто мы слышим: «Не беги, не лезь на дерево и т. д.», — это и есть самая первая форма внушения. Многие люди, став взрослыми, перенимают привычки, образ жизни, установки родителей, не в состоянии избавиться от того, что глубоко отпечаталось в мозгу ещё в детстве. Поэтому абсолютно все люди обладают внушаемостью в разной степени, какими бы уверенными в себе и независимыми они не казались.
Психотерапевты для внушаемых людей применяют обозначение – гипнабельный индивид. Это говорит о том, что человек хорошо поддается гипнозу. Невозможно оценить пользу или вред такого качества, но бывают ситуации, которые решаются благополучно только под гипнозом. Например, кодирования от различных видов зависимости.
Психологи также выделяют повышенную внушаемость. При таком состоянии человек настолько податлив, что готов изменить свою изначальную точку зрения на любую другую высказанную из более авторитетного источника, чем он сам.
Внушаемые люди склонны к манипуляциям из-за своей слабой натуры:
- они чаще, чем другие, попадают в ловушки мошенников и аферистов;
- создают социозависимые союзы, долгими годами подчиняются чужой воле;
- порой терпят различного рода насилие;
- имеют низкую самооценку, настолько, что не выводят свое мнение в главенствующую позицию;
- вступают в межличностные конфликты из-за неопределенности взглядов.
На фоне таких негативных моментов стоит выделить и некоторые преимущества:
- психика внушаемых людей очень пластична, что позволяет им шире смотреть на мир, легче переживать стресс;
- повышенная внушаемость часто выливается в развитие таланта, среди инертных личностей много художников и поэтов;
- у людей с повышенной внушаемостью хорошая память, их мозг как губка впитывает информацию, они более обучаемые.
Каким болезням можно эффективно противостоять с помощью самовнушения?
Само собой разумеется, что аутотренинг не является прививкой от всех болезней. Если пренебрегать советами лечащего врача, не принимать лекарственные препараты и не соблюдать распорядок дня, никакие фразы не сумеют поставить больного на ноги. Словесная установка может быть дополнительным инструментом к основному курсу лечения.
Слова поддержки будут особенно эффективны:
- В реабилитационный период, когда пациент избавляется от последствий автомобильной аварии, несчастного случая, инсульта.
- Когда человек продолжительное время мучается психологическими проблемами, страдает неврозом, депрессией и бессонницей.
- Когда человеку поставили страшный диагноз, например, онкологию.
Методы самовнушения не без успеха применяют для лечения больных, страдающих нервными расстройствами, сердечно-сосудистыми патологиями, нарушениями репродуктивной системы. Аутотренинги помогают наркозависимым и людям с избыточной массой тела.
Правильно подобранные слова для самовнушения будут выступать мощным оружием больного. Лучшее время для психологической установки — это утренние часы и время перед сном. В эти временные отрезки человек находится в расслабленном состоянии, а его центральная нервная система наименее возбуждена, а значит, мозг более предрасположен к усвоению новых информационных потоков.
Что такое внушение
Психологи уверяют, что почти все поступки человека продиктованы внушением. В детские годы человеком руководят родители, вкладывая в подсознание определенные принципы, цели, правила поведения.
По мере взросления на первый план выходит самовнушение: личность уже способна самостоятельно мотивировать себя. Однако роль ближайшего окружения все равно остается значимой.
Наукой доказано: внушить индивидууму можно что-то лишь тогда, когда критичность мышления снижена. Легче заставить собеседника согласиться с вашей позицией, если он:
- испуган, подавлен;
- устал;
- не способен в настоящий момент логически мыслить;
- чувствует себя неуверенно.
В психологии существует специальный термин – суггестия. Под ним понимают воздействие на сознание человека, направленное на то, чтобы изменить характер его мыслей и действий так, как этого хочет суггестор, то есть тот, кто внушает.
Для того, чтобы решить эту задачу, применяют различные методы, часть которых относится к вербальным (слова, речь), часть – к невербальным (мимика, жесты, интонирование). Как внушить человеку нужную вам мысль? Сразу оговоримся: это не всегда возможно. Есть люди, легко поддающиеся воздействию извне, а есть такие, кому что-то внушить непросто. Обычно к ним относятся лидеры, сами обладающие способностями и желанием подчинять своей воле остальных.
Как происходит внушение?
Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:
- Информация, которая внушается.
- Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.
Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:
- Неуверенность в себе.
- Зависимость.
- Тревожность.
- Робость.
- Низкая самооценка.
- Повышенная впечатлительность.
- Комплекс неполноценности.
- Неумение рационально и логически мыслить.
- Эмоциональность.
- Доверчивость.
Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.
Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.
В процессе внушения важно, чтобы человек, который внушает, вел себя спокойно, уверенно, создавал образ авторитета в глазах тех, на кого он воздействует. При этом сами внушаемые люди должны быть готовы к тому, чтобы воспринимать внешнюю информацию и верить в нее без сомнений
Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.
Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.
Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.
В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных. Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д. Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.
Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.
Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей
В той или иной степени внушению подвержены все люди, именно это обеспечивает и успех воспитания, и адаптацию человека к социальной среде. Но уровень внушаемости у всех различный, как и проявления этого качества в характере и поведении индивида.
Признаки внушаемости
Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:
- Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
- Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
- Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
- Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».
Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.
Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.
Причины повышенной внушаемости
Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.
Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:
- Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
- Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
- Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
- Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
- Склонность к истерии и неврастении.
- Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
- Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
- Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.
Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.
Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.
Состояние повышенной внушаемости
Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.
Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью
Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.
Внутригрупповая внушаемость
Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.
Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.
Внутригрупповая внушаемость – неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.
Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.
В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников. Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя. Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.
После этого, начинался следующий этап исследования. Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.
Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет. Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты. После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.
Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.
Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности. Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.
Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.
Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы. Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты. В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.
Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной. Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.
Опасности
Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.
Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.
Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.
Приемы внушения
Гипноз сложен в исполнении, требует длительной специальной подготовки. Если вы родились без этого дара, для освоения его нужно затратить много времени. А вот другие приемы суггестии несложно выучить и попробовать применить.
Можно использовать следующие методы воздействия:
- пресуппозиции;
- отрицания в команде;
- трюизмы и последовательность принятия.
Сделать пресуппозицию – это значит так построить фразу, чтобы в ней не было сомнения, что внушаемый выполнит нужное суггестору действие, свобода выбора заключается только в том, каким путем он будет его выполнять. С этим приемом хорошо знакомы все родители маленьких детей. Когда мама хочет, чтобы малыш съел нелюбимую манную кашу, она спрашивает: «Ты будешь есть кашу с изюмом или без»? Тем самым она внушает ребенку, что кашу он съест в любом случае, ему же предлагается лишь выбрать, какой из вариантов лучше.
Отрицания в команде основаны на том, что наше бессознательное с трудом воспринимает частицу «не», оно ее убирает, предпочитает «не слышать». Говоря подчиненному на работе: «Пока вы не сдадите этот отчет, вы не пойдете домой», шеф внушает, что отчет необходимо сдать, что бы ни случилось.
Трюизмы – это утверждения, в полной мере соответствующие действительности: «Идет дождь», «В пятницу после работы мы традиционно пьем вино», «Женщины любят ушами, а мужчины – глазами». После такого утверждения может идти следом другое, возможно, сомнительное, но мозг, уже настроенный на принятие первого, скорее всего, без помех «поглотит» и второе – автоматически: «Женщины любят ушами, а мужчины – глазами, но все-таки, милый, я буду ходить дома в страшном халате и не перестану тебе нравиться».
Виды психологического противостояния влиянию
Первая разновидность – игнорирование. Это умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к собеседнику. Отличается отсутствием реакции на какие-то действия другого человека.
Воспринимается как признак неуважения со стороны собеседника. В определенных случаях является единственным правильным вариантом поведения в неловкой ситуации. Используется для прощения бестактности со стороны.
Другие виды психологического противостояния влиянию:
- Конструктивная критика. Используется в противоречивой ситуации для доказательства собственной правоты. С помощью критики обосновывают неправильность действий, мыслей или целей. Должна быть обязательно подкреплена фактами. В обратном случае это будет не конструктивная критика, а навязчивое субъективное мнение.
- Контраргументация. Это попытка убеждения кого-то с подкреплением определенных фактов. Используется для оспаривания чужого мнения, которое полностью противоречит мыслям собеседника. Обязательное условие – подкрепление научными или всемирно признанными фактами.
- Конфронтация. Это прямое противопоставление мыслей. Проводится в прямой (жесткой и вербальной) форме или в скрытой с внедрением невербальных приемов. Часто используется психологами при проведении когнитивно-поведенческой терапии.
- Отказ. Конкретное обозначение собеседником своего недовольства или несогласия. Обычно принимается с целью отказа исполнять просьбу другого человека. Может озвучиваться мягким и спокойным тоном. В другом случае – властным, грозным голосом. Помогает избежать факта увольнения или побоев.
- Психологическая самооборона. Конкретное обозначение своих границ без выслушивания других. Помогает предотвратить поведение, контролирующее все действия человека. В процессе внедряются вербальные и невербальные приемы в виде словесных формул и интонаций. Цель, с которой употребляется психологическая самооборона, является потребностью устранить себя от участия в конфликтах, сохранить спокойствие. Так человек получает дополнительное время на обдумывание услышанной критики, манипуляций.
- Творчество. Создание образа мыслей также может быть произвольным. Оно предполагает осуществление ранее неиспользованных решений, непредсказуемых поступков. Проявляется как желание быть уникальным, а не соответствовать другим. Применяется против подражания. Формируется под влиянием тяги к самовыражению.
- Уклонение. Это стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором. Причинами могут быть личная неприязнь или негативный настрой против такого собеседника. Избегаются любые встречи. Происходит сокращение регламента времени, условий проведения беседы. Подобное отношение партнера к другому в попытках уклониться от встреч нужно для личного спокойствия.
Еще один часто используемый метод противостояния — энергетическая мобилизация. Проявляется как сопротивление попыткам внушения, передачи, навязывания определенных действий, модели поведения, типа мышления и прочих факторов.
Это преобразование любых негативных эмоций в гнев, ярость и агрессию. Иногда это происходит из-за того, что человек не знает, как реагировать на определенную ситуацию в меру своей непроинформированности. Это помогает привести свое эмоциональное состояние в тонус.
Предпринимателями часто используется такая техника противостояния влиянию, как творчество. Это дает им конкурентные преимущества перед другими и позволяет создавать уникальные товары. Подражание – то, от чего молодому предпринимателю нужно избавляться в первую очередь.