Базовые волевые качества
Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их являются однонаправленными регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.
Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).
Выдержка – способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Смелость – способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности.
Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.
Решительность
Способность личности в важной ситуации быстро принимать решение. При этом речь не о поспешности, когда быстрота реакции может привести к принятию и реализации необдуманного решения, что приведет к нежелательному результату
Решимость определена сразу двумя факторами: значимостью ситуации и временем принятия решения.
Это не принятие необдуманного решения без колебаний и промедлений, так как тут речь о легкомысленности. И это не принятие быстрого решения, когда человек владеет всей информацией и уверен в правильности поступка. Решительность имеет место быть, когда речь идет о неуверенности человека в данной ситуации и вероятности успеха своих действий. То есть присутствует доля сомнений, которые следует преодолеть.
Тут есть два момента, часто встречаемых в определении понятия, но по существу являющимися ошибочными:
- своевременность. Это имеет право на жизнь, если есть четкое ограничение по времени для принятия решения. В других случаях речь о скорости принятия решения, а не о “нужном моменте” для него;
- наиболее правильное решение. Является характеристикой адекватности понимания ситуации и информации, а также мыслительного процесса. С любой скоростью могут приниматься верные и неверные решения. Решительность связана со временем на принятие решения, когда есть выбор, хоть может быть проявлена и в ситуации, где отсутствует альтернатива, и человек точно знает, что ему нужно сделать (например, забросить штрафной мяч).
Решительность относится ко времени понимания готовности и исполнения нужного действия. У разных людей это время различно, причем стабильно.
Иногда решительностью принято называть смелость. И хоть эти понятия и коррелируют между собой, они не идентичны. В каких-то ситуациях действительно проявляются вместе, но все же являются двумя отдельными и самостоятельными качествами.
Решительность характерна минимумом времени в сложной ситуации для принятия решения, типа “готов – не готов”, когда уже известно, что нужно сделать
Время принятия решения в важной ситуации и является характеристикой личности. В одной ситуации человек будет проявлять большую решительность, чем в другой, в то время как смелый человек не всегда решителен
И это различие приходит как раз из спорта. В ситуации отсутствия опасности смелости нет. Нерешительные могут проявить смелость, а решительные – боязнь.
Какая бывает сила воли
Разберемся подробнее, что значит сила воли в широком понимании. Сила воли делится по степени осознанности:
- отсутствие (бесхребетность);
- слабая;
- устойчивая;
- сильная;
Отсутствие воли означает, что человек не может сказать «нет» самому себе. Он поддается на уловки и манипуляции. Слабовольная личность откажет в случае большой нужды. Устойчивая сила воли человека характеризуется четкими пониманиями своих желаний, умением действовать в своих интересах. Сильная воля – это когда вы с легкостью можете отказаться от любой прихоти.
Для чего нужна сила воли человеку
Исследования силы воли, начавшиеся в 1960-70 годах, длились более 40 лет. Была отобрана группа детей, за которыми наблюдали всё время. Им предлагали 2 варианта: либо они получают одну зефирку сейчас, либо 2 спустя 15 минут. Наблюдения показали, что «бесхребетные» дети, которые выбрали зефир сразу, были менее успешны, чем те, кто согласился ждать.
Эксперимент показал, что воля оказывает значительное влияние на качество жизни, уровень заработной платы и успешность в достижении целей.
Наследственные ли волевые качества – остается под вопросом. Психологи утверждают, что не генетика, а правильная мотивация играет ключевую роль в развитии самоконтроля. Отсюда вопрос: где взять силу воли?
Что влияет на развитие волевых качеств
На волевые психические процессы влияют 2 фактора: биологический и моральный. Соотношение примерно 30 на 70. Если вы устали, голодны, не выспались – вам тяжелее дается самоконтроль. Но большую роль играет мотивация и внутренние установки.
Волевые качества личности
Черты характера, регулируемые силой воли:
терпеливость;
решительность, отважность;
самостоятельность;
дисциплинированность;
ответственность;
Обладатели таких личностных качеств – люди с огромной силой воли. Слабые волевые навыки характеризуются такими чертами:
- трусость;
- непостоянство;
- импульсивность;
Обратите внимание: черты характера, связанные с силой воли, можно представить в виде ползунков, где железная сила воли проявляется положительными чертами, слабая – негативными. Вывод: чтоб избавиться от многих негативных черт характера разом, надо развить свою волю
Вывод: чтоб избавиться от многих негативных черт характера разом, надо развить свою волю.
Социально-психологические качества
Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.
Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.
Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.
Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.
Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.
Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.
Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.
Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.
Социально-психологические качества личности обусловливаются:
– содержанием миропонимания человека;
– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;
– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;
– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;
– неординарным проявлением комплекса различных качеств.
Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.
Старательность
Стремление исполнить задание качественно и добросовестно – главная составляющая старания (или старательности, усердия). Тут и желание выполнить работу, продемонстрировать себя, честное отношение к делу – нравственные и мотивационные компоненты. Также присутствует и волевой аспект: человеку приходится преодолевать сложности, сосредотачиваться на работе и прилагать для ее выполнения волевые усилия.
Если человек проявляет эти качества не только для личных целей, но и для общественного блага, то его поступки оцениваются уже с точки зрения морали и становятся морально-волевыми. Таким образом появляется возможность удовлетворить потребность в общественном признании.
Морально-волевые качества – это общие характеристики волевого поведения, и тут трудно разделить нравственные и волевые составляющие. Потому что это не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой.
Перед каждым человеком постоянно встают задачи, для которых надо прикладывать усилия. Для получения высоких результатов и волевых – в том числе. Также как не стоит поддаваться панике и становиться жертвой своих страхов, не стоит и преисполняться лишнего оптимизма, искажающего картинку реальности.
Для многих сфер жизни развитие морально-волевых качеств имеет определяющее значение. Демонстрация одних не гарантирует наличия других и не влечет за собой их появления. Бывает и так, что некоторые волевые качества даже взаимоисключающие, как в случае терпеливости и настойчивости.
Волевые свойства личности
Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.
Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.
Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.
Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.
Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.
Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.
Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.
Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.
Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.
Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.
Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.
В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.
Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.
Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человека” контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Кто такой волевой мужчина
Волевой характер мужчины должен развиваться еще с тех пор, как он был ребенком. В психологии волевые черты характера предопределяют сильного духом индивида, способного на решительные действия в любой сфере жизни. Во многом они определяют мужественность человека. Мужчин по праву можно называть волевыми людьми, если они являются практически каноническим образом добытчика, кормильца.
Быть волевым – значит быть ответственным
Быть волевым мужчиной – значит уметь принимать решения, кратко говоря быть ответственным. Определения большинства элементов волевой личности олицетворяют, что называется, идеального мужчину. Он знает цену себе, окружающим людям и предметам. Поступает по совести, невзирая при этом ни на чье-либо мнение, если уверен, что его выбор максимально подходит для решения той или иной задачи. Волевой мужчина – самый подходящий пример сильного, здравомыслящего, морально устойчивого человека.
Упорство
Стремление достигать. В настоящий отрезок времени достичь желаемого, несмотря на все трудности и невзирая на неуспешные попытки. Это стремление достичь цели во что бы то ни стало. Пример морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой – десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.
У этого качества есть и негативное проявление – упрямство. Это проявление упорства вопреки здравому смыслу. Часто человек проявляет данное качество, потому что решение принадлежит ему, а отказ от достижения цели подрывает его авторитет. Говоря о детях, – это форма протеста, вызванная желанием проявлять самостоятельность и инициативу. Иногда это грубое обращение взрослых, игнорирование их потребностей или, наоборот, потакание всем детским капризам.
Это также следствие стремления самоутвердиться, хотя рационально – бесполезная трата ресурсов. Упрямство основывается на убежденности человека в достижимости цели, вопреки чужому мнению.
Нужно учитывать, что мнение о целесообразности работы в каком-то направлении – также субъективно. По сути, оно тоже показывает упрямство, стоящее на том, что это невозможно “просто потому что”.
Упрямство путают с негативным проявлением настойчивости, тогда как это негативное проявление именно упорства. Данные понятия не тождественны.
Как развить настойчивость?
Чтобы развить качество, нужно постоянно заставлять себя выполнять одни и те же действия до результата. Если цель развития настойчивости – освоение иностранного языка, заставьте себя ежедневно учить по 30 новых слов, повторять тридцатку из вчерашнего дня. Учите новые, повторяйте старые – пока иностранные слова не будут отскакивать от зубов.
Ещё 1 хороший способ для развития общей настойчивости достигается изнурительным спортом. Вид спорта может быть любой, но в общих чертах рассмотрим на беге.
Поставьте цель: марафон на 10 км. Попробуйте прибежать к конечной точке за 1 день. Через пот, слабость, усталость бегите 10 км без остановки. Ежедневно увеличивайте километраж, доходите до финиша. Если вы научитесь настойчиво доводить дела от начала до конца за короткий срок, удача всегда будет на вашей стороне. Она любит настойчивых людей!
Сила воли
К волевым качествам, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность – это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.
Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения.
Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность – это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.
Противоположными качествами является безынициативность и зависимость.
Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действиям, поступкам, собственные решения ставит под сомнение, не уверен в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.
Одной из важных волевых качеств человека является его решительность.
Решительность – это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь.
Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
Свобода личности характеризуется также ее организованностью, которая заключается в умении человека руководствоваться в своем поведении твердо намеченному плану. Это качество требует умения не только неуклонно претворять в жизнь свой план, но и проявлять необходимую гибкость при изменении обстоятельств.
Итак, совокупность проявлений позитивных (базальных и системных) волевых качеств образует силу воли личности.
Установлено, что людям с сильной волей присущ высокий уровень мотивации достижения.
Мотивация достижения – это упорство в достижении своей цели, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, стремление добиться успеха.
Да, люди с высокой потребностью в достижении всегда в поисках ситуаций, где они могли бы проверить свои возможности, они уверены в успешном завершении дела, готовы взять на себя ответственность, решительны в экстремальных ситуациях, не теряют равновесия в условиях соревнования, проявляют большую настойчивость при преодолении внешних или внутренних препятствий.
Значение термина «воля»
Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.
Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.
Волевой акт характеризуется следующими признаками:
- необходимость приложения усилий;
- наличие плана поведения;
- повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
- направленность действий на преодоление себя.
В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.
Смелость
Смелость направлена на реализацию гуманных целей, на восстановление справедливости. И если эти аспекты отсутствуют, то речь уже не о смелости, а браваде, бунтарстве, авантюризме и тому подобном.
Трусость противоположна по значению смелости. Характеризуется таким состоянием человека, когда он не может совершить действие, соответствующее моральным требованиям или не способен сопротивляться соблазну поступить аморально. Это проявление малодушия.
Как правило, это происходит из-за страха – биологической реакции человека при оценивании ситуации как опасной для важных категорий (жизни, престижа), и по сути своей является естественным стремлением уйти от опасности.
Среди здоровых людей нет бесстрашных. Сила воли – не в отсутствии страха, а в решении управлять своим поведением, не поддаваясь страху и желанию избежать опасности.
Если человек не осознает опасность, то речи о смелости нет. Потому что такой человек ничего не преодолевает. Смелость в том, чтобы идти на риск даже при страхе, и управлять своим поведением вне зависимости от него. Чем меньше влияние страха на человека, тем выше его уровень проявленной смелости.
Так что смелость – это сдерживание своих защитных механизмов и продолжение осуществления своих намерений трезво и качественно, в опасных для здоровья и престижа ситуациях. Истинная смелость разумна.