Проблема: нехватка впечатлений
Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.
Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу… Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, “Спокойной ночи малыши” с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок… А назавтра снова детский сад… И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.
Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество “событий”, значимых для детей. Но и тут есть некоторые “но”. Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).
Определение обладателя вымышленного образа
Как узнать того, у кого есть тульпа? Близким и родным людям определить это достаточно просто, ведь любой человек выполняет те или иные функции исходя из своей жизненной роли. Будучи сыном, он, например, может убирать в комнате или выносить мусор. Ничего внешне не изменится и в дальнейшем. Как работник этот человек не перестанет продолжать выполнять возложенные на него обязанности. Однако при этом в его поведении окружающие начинают подмечать некоторые странности. Такой человек, например, становится замкнутым. Он более прислушивается к окружающим звукам и к себе. Постепенно появление в его подсознании некоего образа становится все более очевидным. Он начинает разговаривать со своим вымышленным другом, хотя со стороны это выглядит как бормотание под нос.
Длительная работа над созданием вымышленного образа приводит к тому, что человек начинает ощущать его, протягивая руку и дотрагиваясь. Разумеется, подобное поведение не может оставить равнодушными окружающих. Они не могут понять, что человек в этом случае общается со своим виртуальным другом и получает от этого удовольствие.
В этом кроется и опасность тульпы. Человеку необходимо вовремя остановиться. Его дальнейшие работы над созданием и совершенствованием своего виртуального друга приводят к таким последствиям, за которые придется нести ответственность личности.
Причины появления воображаемых друзей
Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?
- Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
- Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
- Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
- Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
- Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.
Помощь специалиста
Любой психотерапевт или психиатр после обращения к нему пациента постарается определить точные причины подобного ухода от реальности. Произойти это может, например, из-за давления окружающих. Такая личность не может ощущать себя свободной или автономной, по причине чего ею и создается некий образ, способствующий признанию состоятельности его создателя.
Причиной появления виртуального друга порой служит и имеющееся чувство вины, порождаемое неврозом. Подобное состояние способно привести к разного рода психологическим болезням.
Порой человек решается на создание тульпы из-за нехватки общения и впечатлений. Такое присуще особенно ранимым взрослым. Они придумывают для себя виртуального друга, который рядом с ними ведет бурную жизнь в реальном мире.
Только после выяснения истинной причины создания тульпы специалист может оказать помощь своему пациенту. Делает он это с применением самых разнообразных методов, а именно:
- гипноза;
- арт-терапии;
- психоанализа.
Исследование явления
Предполагают, что первые научные исследования на тему воображаемых друзей были проведены в 1890-е годы.
На тему появления и эволюции этого феномена очень мало информации. Тем не менее, Клаузен и Пассман (2007) пишут, что первоначально воображаемых партнёров описывали в виде сверхъестественных существ и духов, которые, как считалось, связывают людей с их прошлыми жизнями. В ранние исторические времена у взрослых людей были домашние боги, ангелы-хранители и музы, игравшие роль воображаемых партнёров, дающих комфорт, руководство и творческое вдохновение. Как считают Клаузен и Пассман, в конце концов феномен воображаемых друзей перешёл на детей. В какую эпоху у детей стали появляться воображаемые друзья, неизвестно, но, по мнению вышеназванных авторов, возможно, что детский феномен воображаемого друга возник в середине XX века, когда детство стали считать важным периодом в жизни человека, временем для игры и воображения.
Происхождение тульпы
Термин «тульпа» (tulpa) пришел из тибетского буддизма. Долгое время он был известен только эзотерикам, исследователям этой религии. У буддистов тульпа означает искусственно созданный образ, материальное воплощение мысли, которое можно видеть и осязать. В западный мир этот термин пришел благодаря Александре Давид-Неэль, французской исследовательнице тибетского буддизма. Александра много лет прожила в отдаленных районах Тибета, куда прежде не забирался ни один европейский исследователь, за что была награждена в Париже золотой медалью от географического общества. В 1920-е, живя на Тибете, она часто наблюдала практику материализации тульп у буддийских монахов, а потом решила и сама попробовать. Ее опыт оказался успешным, хотя и очень трудным. Сотворение тульпы в образе добродушного ламы заняло долгие месяцы, проведенные в медитации. Лама то появлялся, то исчезал, но постепенно Александра почувствовала, что он стал отдельным существом, и она больше не может управлять им. Он стал дерзить ей и доставлял беспокойство. Тогда Александра решила уничтожить тульпу. Для этого пришлось пройти весь путь заново: те же долгие месяцы медитации, но уже на развоплощение созданного образа.
Как вести себя родителям?
Если ребёнок ничего не говорит о своем друге, то это не значит, что его нет. Родители не всегда могут знать о существовании тайного друга у своего малыша. Как правило, вымышленные персонажи появляются в детских рисунках, и тут задача родителя или же психолога – «раскрыть» тайного гостя, задавая правильные вопросы. Друг может быть как ребёнком, так и животным, птицей, сказочным существом. Постарайтесь как можно больше расспросить своё чадо о его друге, покажите своему ребёнку, что вы ему верите и не считаете его выдумку странностью. Не запрещайте эту дружбу и ни в коем случае не говорите, что это вызывает у вас опасения..
Если воображаемый друг – единственный товарищ вашего ребёнка, если он занимает главное место в его душе, если игры с ним стали видеть многие люди-это повод для беспокойства и визита к детскому психологу, который поможет разобраться в причинах сильной привязанности к вымышленному персонажу.
Выдуманных друзей вашего малыша не нужно бояться. Они помогают ему справляться с тревожащими переменами и дают возможность приобретать социальные навыки. С ними надо прожить какое-то время, а потом помочь ребёнку отпустить их туда, где им и положено остаться. В детство…
Психолог Наталья Гавришева
Тревожный ли ваш ребенок?
Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.
Пройти тест
Что делать с воображаемыми друзьями
Чтобы присутствие воображаемой подруги вашей ребенка пошло на пользу всей семье, имейте в виду следующее.
- Помните, что воображение — драгоценный дар, помогающий ребенку расти и развиваться. Пусть малыш играет со своими фантазиями без постороннего вмешательства и обескураживающих замечаний. Если вы будете смеяться над воображаемой «подругой» или запрещать брать ее с собой, покидая дом, вряд ли это заставит ребенка отступиться от своих фантазий. Ребенок будет держать их в тайне, из-за чего может погрузиться в воображаемый мир глубже, чем это желательно.
- Смиритесь с ее «подругой» и ласково примите ее. Не ставьте существование воображаемого спутника под сомнение (это только расстроит, а возможно, и рассердит малышку), будьте гостеприимны. Пойдите навстречу желанию ребенка, чтобы у ее приятельницы было место за столом, своя подушка и даже тарелочка «каши», но только на условиях смысловой игры, точно так же, как если бы вы играли с малышкой в куклы или машинки.
- Пусть главным будет ребенок. Не приглашайте ее «подругу» за стол, пока малышка этого не попросит, не «целуйте» ее на ночь, однако, если ребенок попросит, подыграйте.
- Осторожнее «используйте» воображаемого спутника. Некоторые родители пытаются с его помощью заставить детей идти им навстречу. Например, говорят: «Додо хочет, чтобы ты сегодня надела варежки, потому что холодно» или «Покажи Додо, как ты умеешь чистить зубки». Однако это может выйти вам боком. Хотя некоторые малыши добродушно подыгрывают, когда родители пытаются вмешиваться в их отношения с воображаемым спутником, другие чувствуют, что теряют над ним власть, и либо сердятся, либо отказываются сотрудничать. Пользуйтесь этим методом лишь в том случае, если ваша девочка не обижается.
- Не позволяйте ребенку с помощью «друга» избегать ответственности. Совсем неплохо пользоваться воображением для поддержки, избавления от одиночества и ролевой игры. Однако использовать его, чтобы не поднимать самому брошенную на пол книжку или фломастер («Это сделал Додо!»), недопустимо. Не отвечайте на такую хитрость беспомощной улыбкой, чтобы позднее самостоятельно подобрать брошенную вещь. Лучше скажите: «Ага. Ну, раз это твоя подруга, помоги ей поднять то, что она уронила». Если малышка откажется присоединиться к воображаемой подруге, чтобы убрать комнату, прекратите подыгрывать и добейтесь, чтобы она проделала все необходимое сама.
- Обеспечьте другие выходы для воображения ребенка. Вдохновите малышку поиграть в воображаемые игры с куклами, мягкими игрушками, куклами—персонажами сказок или представителями профессий, куклами, которых можно одевать и раздевать. Если девочка не знает, что делать дальше, помогите ей. Подпитывайте ее воображение чтением книг со множеством персонажей, сюжетов и описываемых мест.
Читайте подробнее: Развитие творческих способностей ребенка до 3 лет.
Обеспечьте выходы для негативных чувств. Если воображаемый спутник нужен малышке, чтобы избавиться от гнева, ревности или других отрицательных эмоций, поощрите ее высказать их (насколько удастся) вам или избавиться от них другим приемлемым образом.
Читайте подробнее в статье: Занятия для активного ребенка.
- Обеспечьте ребенка товарищами из плоти и крови. Если воображаемый спутник служит для заполнения пустоты, вызванной отсутствием реальных друзей или недостатком родительского внимания, при исправлении упущенного надобность в нем отпадет.
- Помните, что постепенно ребенок забудет о воображаемом спутнике. Когда малышка освоится с обществом и научится лучше выражать свои мысли и чувства, необходимость в дополнительной моральной поддержке скорее всего исчезнет.
Воображаемый спутник иногда позволяет родителям заглянуть в мысли ребенка (например, если воображаемый спутник отказывается идти в детский сад, это может свидетельствовать, что у ребенка возникла проблема). Но появление такого спутника само по себе ни о каких эмоциональных проблемах не свидетельствует. Если же малышка настолько поглощена воображаемой подругой или привязалась к ней, что перестала общаться с остальными, если она выглядит замкнутой или просто несчастной, обсудите ситуацию с врачом. Возможно, необходима консультация.
В массовой культуре
Основная статья: Воображаемые друзья в культуре
Литература
Хотя в книгах Астрид Линдгрен о Карлсоне есть свидетельства его реального существования (его в конце концов видят друзья и родители Малыша Сванте Свантесона, домик на крыше видел трубочист и так далее), с другой стороны (особенно в первой книге) поведение Карлсона, который появляется лишь в моменты одиночества мальчика и компенсирует излишнюю мягкость его характера, целиком и полностью вписывается в модель, где он — лишь воображаемый друг, alter ego ребёнка. Именно с этой точки зрения его зачастую рассматривают критики и литературоведы, как в СССР и России, так и в Швеции. К ним относятся биограф Линдгрен Э. М. Меткаф, А. Исаева, Елена Тагер и др. Трилогия о Малыше и Карлсоне построена как роман воспитания, герой которого в процессе взросления и социализации интегрирует своё инфантильное alter ego со своим основным «я».
До Карлсона к теме вымышленных друзей Астрид Линдгрен обратилась в своём сборнике «Крошка Нильс Карлсон». Герои одноимённого сборника рассказов, вышедшего в 1949 году, — дети, страдающие от болезней, одиночества или холода. Каждое из приходящих к ним волшебных существ: домовёнок, живая кукла, невидимая сестра или мистический господин Лильонкваст обладают явственными признаками того, что они — плод детского воображения.
Подобно Карлсону, способен летать и точно так же может быть истолкован и как реальный, и как воображаемый персонаж заболевший ангел Скеллиг из одноимённого романа для детей Дэвида Алмонда (и его экранизации).
Как реагировать на детские выдумки?
Все зависит от степени выдумки, ее характера и возраста ребенка. Часто, призрачные собеседники и друзья появляются от скуки одиночества, недостатка внимания и понимания. Воображаемые персонажи, среди друзей и знакомых ваших детей могут появится вполне внезапно и так же внезапно исчезнуть. Дружба и общение с ними может длится несколько лет — для детей возрастом от 3 до 8 лет — это нормальное явление.
Стоит отметить, что вымышленны друзья появляются едва ли не у каждого ребенка, у большей половины малышей — это точно.
Взрослым, столкнувшимся с придуманными подобными выдумками детей, ни в коем случае нельзя запрещать такое воображаемое общение. Результат запретов один: малыш перестанет вам доверять, будет шептаться с призраком в укромном местечке — так, что бы вы не увидели. Лучше попытайтесь подружится с вымыслом вашего чада: узнайте где и как он живет, чем занимается и интересуется, о чем мечтает. Так вы сможете узнать о переживаниях, интересах и фантазиях собственного ребенка больше.
Являются ли видения признаком одиночества?
На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.
В Англии популярны волнистые стены. Оказывается, они экономичнее прямых
Этот торт выглядит как “Звездная ночь” Ван Гога: пошаговый рецепт с фото
Двукратный олимпийский чемпион бросил вызов девушке-блогеру и проиграл
Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать
На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».
Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.
Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп .
Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.
Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.
Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности. Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным. Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой .
Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Список использованной литературы:
- 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www.youtube.com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
- 2. «The Internet’s Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
- 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015. http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
- 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
- 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
- 6. Cлава Смеловский. «Тульпа – Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
- 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Откуда берутся фантомы?
Почему же появился вымышленный персонаж в жизни ребёнка? Причин этому явлению может быть множество. Если вы строгий родитель, то, вероятно, такая дружба – это то, что помогает выговориться и поделиться переживаниями или мечтами. В таком случае психологи рекомендуется дарить своему чаду больше свободы и возможность высказывать наболевшие проблемы.
Быть может, такой товарищ появился потому, что малыш очень скучает по старому другу, который уехал. Помогите найти крохе новых друзей или восстановить связь с бывшими. Уделяйте своему ребёнку больше внимания, разнообразьте его досуг. Наигравшись с вами, у него просто не останется времени на вымышленных товарищей.
Когда же чаще всего возникает воображаемый друг? Этот интересный персонаж преимущественно появляется в детстве (3-6 лет) или в подростковом возрасте. Бывает, что он сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Воображаемые приятели в подростковом возрасте – это своего рода механизм психологической защиты. Он помогает поддержать подростковую психику в ситуации стресса. Нередко такие секретные приятели появляются, если имела место психологическая травма (смерть близкого родственника, развод родителей, неразделённая любовь и т.д.).
Следует отметить, что могут быть не только воображаемые друзья, но и враги. С помощью такого врага в воображении ребёнок или подросток старается справиться с волнующей ситуацией. Так осуществляется оттачивание реакции у детей на раздражающие жизненные моменты.
Таким образом, воображаемый друг – это психологическое явление, которое характеризуется наличием двух сторон медали. Вымышленный товарищ может являться основой детского развития, познания мира, а может подразумевать наличие психологических проблем. Для того чтобы разобраться в данном вопросе более основательно, можно обратиться за помощью к психологу.
Мнение эзотериков
С эзотерической точки зрения, тульпа — это искусственно созданная энергоинформационная сущность. Многие тульповоды указывают, что она питается яркими эмоциями хоста, в том числе и сексуальными ощущениями. Соответственно, тульпа — это паразитическая сущность или лярва. Она может быть создана в служебных целях, но так или иначе питается астральной (эмоциональной) энергией создателя. Тульпа, созданная для секса, может начать вести себя как суккуб и, например, провоцировать у создателя «мокрые сны» (поллюции).
Кроме того, неоднозначен вопрос о том, действительно ли тульпа — созданная сущность, а не призванная. Здесь мнения тульповодов расходятся, с равной вероятностью может быть и то, и другое. Во втором случае, учитывая возможность «отдавать» тульпе определенные части тела, а то и все его на время, можно получить то, что в оккультизме называют классической одержимостью. Для эзотериков в создании искусственных сущностей справедливо то же правило, что и для призванных, сформулированное писателем-мистиком Говардом Филлипсом Лавкрафтом: «Не создавай (не призывай) того, кого не сможешь повергнуть».
Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?
Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.
Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.
Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.
Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.
Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.
Знакомимся с воображаемыми друзьями
«Карлсон»
Друг – добродушный хулиган и разрушитель появляется у детей, которые воспитываются в строгости, среди множества сдерживающих факторов. В их мире десерт бывает только после супа, в лужи нельзя залезать даже в резиновых сапогах, книжки читаются от первой до последней страницы, включая выходные данные издательства. «Карлсон» – великий разрушитель лишних запретов, позволяет ребенку вздохнуть полной грудью и благородно принимает на себя вину за все сотворенные безобразия.
«Варежка»
Если вы помните повесть Астрид Линдгрен, малыш мечтал вовсе не о Карлсоне. «Вот у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папа. А у меня никого нет. Даже собаки». Выдуманные домашние питомцы, несуществующие друзья, которых ребенок опекает, оберегает – частые спутники единственных либо младших детей в семье, у которых нет возможности постоянно общаться со сверстниками. Не имея возможности сойти с позиции самого маленького, беспомощного, неумелого, они создают иллюзорного друга, о котором могут позаботиться.
«Злой близнец»
Если Карлсон – добродушный озорник, то это персонаж посерьезнее. Он намеренно портит вещи, дергает кота за хвост, таскает любимые игрушки у старшей сестры и конфеты – у младшего брата. Скорее всего, так ребенок отыгрывает агрессию, направленную на него, которой он не может противостоять. Такое «зеркало» вовсе не обязательно отражает реальные события: возможно, воспитательница в детском саду ругает вашего малыша за то, что он не спит в детский час, или на детской площадке завелась ворчливая бабушка, которая не прочь повоспитывать соседских детей. Наконец (и вероятнее всего), ребенок конфликтует с кем-то из сверстников – и уступает более сильному и энергичному товарищу. Не решаясь противостоять врагам в реальности, малыш выплескивает свои чувства в безопасной обстановке, списывая неприятные последствия этого эмоционального взрыва на «плохого мальчика».
«Добрый богатырь»
Воображаемый защитник – лучший помощник в борьбе с несуществующими опасностями. Если вашего малыша обижает шестилетний Вася из соседнего дома – вряд ли ребенок будет дружить Суперменом, ведь в конфликтной ситуации – увы! – тот не придет на помощь. А вот если ребенок боится темноты, бабы-яги, песочного человека, бабая, живущего под кроватью – это задачка для супергероя.
воображаемый (прилагательное)[править]
Морфологические и синтаксические свойстваправить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | вообража́емый | вообража́емое | вообража́емая | вообража́емые | |
Рд. | вообража́емого | вообража́емого | вообража́емой | вообража́емых | |
Дт. | вообража́емому | вообража́емому | вообража́емой | вообража́емым | |
Вн. | одуш. | вообража́емого | вообража́емое | вообража́емую | вообража́емых |
неод. | вообража́емый | вообража́емые | |||
Тв. | вообража́емым | вообража́емым | вообража́емой вообража́емою | вообража́емыми | |
Пр. | вообража́емом | вообража́емом | вообража́емой | вообража́емых |
во-о-бра-жа́-е-мый
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -воображ-; суффиксы: -а-ем; окончание: -ый.
Семантические свойстваправить
Значениеправить
- появляющийся в мыслях, в мысленных образах; несуществующий в действительности, мнимый ◆ Он ухитрялся безнаказанно подбираться почти вплотную к воображаемым вражьим постам и, преследуемый градом выстрелов из ружей, из пулеметов, а иногда даже из батарей, возвращался невредимым в свой стан. А. П. Гайдар, «Р. В. С.», 1934 г. (цитата из Викитеки)
Гипонимыправить
Переводправить
Список переводов | |
|