Особенности воображения в дошкольном возрасте
Начало развития детского воображения связывается
с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые
демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни
предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение
получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с
помощью разнообразных средств и примеров.
О развитости детского воображения в дошкольном
возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя
в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в
частности поделок и рисунков.
В первой половине дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в
результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания
рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения
еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого
отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого
типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на
эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на
ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные
эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной
функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно
предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от
чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции
воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает
возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в
том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего
напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно
обеспечить при помощи реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста обе важные функции
воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в
развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время
воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает
превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на
познавательное и аффективное.
Познавательное воображение формируется благодаря
отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное
воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего
«Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых
поступков.
К 6 годам возрастает целенаправленность
воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в
увеличении продолжительности игры на одну тему.
Следует отметить, что в период своего зарождения
воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с
материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет
уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может
находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам
воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.
Старший дошкольный возраст является сенситивным
для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация
воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять
сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность
создания нового образа).
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Особенности создания
Процесс происходит на основе творческой деятельности, которая включает анализ и синтез. Для агглютинации характерно соединение свойств разных предметов. Например, русалочка – это сочетание человеческих и рыбьих черт.
При гиперболизации происходит изменение свойств объекта. Гулливер обладал гигантским ростом, по сравнению с лилипутами. При подчеркивании выделяется одна какая-то черта.
Все эти виды могут встречаться как вместе, так и по отдельности. Художники часто используют прием типизации, который позволяет выделить некоторые черты народа и воплотить их в картинах. Поэтому нередко предметы искусства становятся отражением эпохи.
Основные виды
В истории немало примеров, когда фантазии в дальнейшем находили отражение в реальности. Писатели-фантасты и изобретатели активно изучали окружающий мир и смогли спрогнозировать развитие человечества.
Например, компьютеры, видеозвонки, полеты в космос встречаются в работах писателей XX века. В XXI веке это все стало повседневными вещами.
Ярче всего воображение проявляется у детей во время игр
Поэтому у фантазии есть свои функции, ее нельзя считать бесполезным процессом. Психологии точно не знают, почему у некоторых людей эта способность проявляется сильнее, чем у других. Выделяют несколько видов воображения.
Активное
Именно с его помощью была создана вся культура. Активная фантазия служит мотивацией для человека, так как он ясно представляет результат своей продуктивной деятельности. С помощью неких действий происходит приближение образа будущего.
Например, скульптур задумал статую. Он берет обычный кусок камня и начинает понемногу обтесывать его. В результате получается какая-то определенная фигура.
В таком виде воображения человек ориентируется на свое представление объекта, которого не существует в природе. Поэтому подобные фантазии позволили создать все предметы искусства.
Пассивное
Для этого вида характерны мечты и фантазии. Человек только выдумает разные образы, но не торопится воплощать их в реальность. Подобный процесс не является опасным, но некоторые люди отдают ему все время и отказываются от реальных дел.
Сами по себе грезы помогают отвлечься от проблем
Человек сам вызывает образы, предается мечтаниям и представляет, что и как он изменит. Простой пример пассивного воображения – это Обломов из романа Гончарова. Он лежал на диване, мечтал о том, как женится, улучшит поместье. Но даже ради любимой женщины он не решился что-то исправить, так и остался со своими мечтами.
Альтернатива
Существует еще одна классификация фантазий. Она выделяет произвольное и непроизвольное воображение. Чем характеризуется произвольное воображение – появлением при решении конкретных проблем. Например, при выполнении заданий по математике нужно представить решение наглядно
Особенно важно это для выполнения упражнений по геометрии
В снах и случайных видениях – вот где обычно можно найти произвольное воображение. Особенно часто это бывает при медитациях или других трансовых практиках.
Есть еще одна классификация, которая выделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Для первого характерно создание образов, которые максимально приближены к реальным объектам. Для второго – материал максимально обрабатывается в мыслях автора, после этого реализуется в жизни. Разные классификации позволяют иначе взглянуть на один и тот же термин.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
- Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
- Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
- Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
- Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
- Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
- Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Язык вымысла и цивилизация
В процессе естественного отбора животные эволюционировали миллионы лет, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. У Homo Sapiens, находящегося на грани вымирания, такого времени уже не было. Поэтому, в отличие от животного мира, наш предок начал эволюционировать не физически, а психически. Это невозможно без воображения.
Во время когнитивной революции сапиенсы приобрели способность думать и общаться, используя устную речь. Он не был ни первым языком на земле, ни первым звуковым языком. Многие животные, в том числе обезьяны, общаются с помощью голосовых сигналов.
Уникальность языка наших предков состояла в «способности сообщать о таких вещах, которых мы никогда не видели, не слышали и не нюхали… Легенды, мифы, боги, религии появились в результате когнитивной революции… Способность обсуждать вымысел — наиболее удивительное свойство языка сапиенсов. Этот язык можно поэтому назвать языком вымысла» .
Уровень цивилизации определяется уровнем сотрудничества с незнакомыми людьми. Язык вымысла позволил создавать общую мифологию, которая «наделила сапиенсов небывалой способностью к гибкому сотрудничеству в больших коллективах» . По мере развития менялись мифы, которые объединяли все большее число людей.
Без воображения не было бы нашей цивилизации. Не только потому, что мы бы не смогли сотрудничать на необходимом уровне. Без воображения невозможно ничего изобрести — от первых орудий труда до коллайдера. Для создания нового надо сначала это новое представить, вообразить. «Основной функцией воображения является идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищение того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения» .
Все великие ученые и изобретатели имели развитое воображение. Возьмем для примера реализацию древней мечты человечества.
Определение и виды
Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.
По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.
Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.
Виды воображения в психологии представлены следующими формами:
- активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
- пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.
Пассивный вид в свою очередь делится на:
- преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
- непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.
Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.
- По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
- По типу труда: технический вид; художественный.
- В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
- По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.
Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.
Как развить
Игры
Игры подходят не только детям, взрослые также вполне могут «прокачать» своё образное мышление, причём, весело и интересно.
- Рассказчик. Если у вас есть ребёнок, попробуйте ему не только читать книги, но и придумывать свои собственные, особенные сказки. Пусть это будут коротенькие истории. Если главными героями в них станут его любимые животные, игрушки, то они запомнятся ему на очень много лет. С друзьями можно придумать одну совместную историю. Предлагая по фразе, вы удивитесь, что получится в итоге. Вдруг у вашей компании настолько великий потенциал, что мир получит новые произведения литературы? В крайнем случае, вы отлично повеселитесь.
- Крокодил. Мало кто не знает об этой игре, но на всякий случай коротко расскажу о правилах. Необходимо выбрать одного человека, который будет изображать, а может даже, рисовать загаданное ему слово. Задачей остальных участников будет угадывать, что он показывает.
- Фантастические вопросы. Придумайте необычный, нестандартный вопрос и попробуйте найти на него такие же необычные ответы. Например: «Что вы сделаете, если сейчас из туалета в вашем доме послышится рев медведя с просьбой освободить его?».
Схемы и карты
Вполне подойдут обычные карты мира или вашей страны. Внимательно изучите каждый город, островок, пробуя представить, как он выглядит в реальности. Допустим, что по Антарктиде бегают белые медведи, пингвины ловят рыбку и высиживают птенцов.
Также можете создать карту собственной квартиры и не просто её расположение, а указав маршрут, по которому следует отправиться, чтобы найти спрятанные сокровища. Заботливо вами оставленные заранее. На любой праздник этот квест окажется отличным подарком не только для ребёнка, но и любимого человека.
Занимательная геометрия и математика
Если сочинения рассказов и рисование фантастических животных не самые лучшие свойства и таланты вашей личности, то можете выполнять задания, которые подойдут для людей технического склада.
Допустим, существуют достаточно сложные и красивые рисунки из точек, которые необходимо соединить линиями по очерёдности. Посмотрите интересные задачи со спичками, рисуйте геометрические фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.
Решайте примеры в уме. Если не выходит, представляйте, как вы вычитаете или прибавляете в столбик, или, допустим, считаете яблоки, машины, кольца, или даже бутерброды. В общем, дайте волю своей фантазии.
Чтение
В процессе чтения непроизвольно в голове возникают образы, которые описывают героев, природу, события. Мы представляем себя на месте людей, о которых идёт речь, благодаря этому испытываем различные чувства.
Поэтому уделяйте больше внимания художественной литературе. Это поможет также укрепить память, расширить словарный запас, улучшить правописание, повысить интеллектуальный уровень и много чего другого. О прочих полезных свойствах чтения вы узнаете, если перейдёте по этой ссылке.
Фото
Разглядывайте картинки, фотографии, произведения искусства. Это поможет расширить кругозор, вдохновит на создание своих творений, пусть даже кулинарных.
Да и предаться фантазиям, мечтам порой бывает очень важно. Это даёт энергию и стимул двигаться дальше, развиваться и становиться лучше. Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний
Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут
Кстати, из наиболее понравившихся фото можно потом составить коллаж желаний. Он также способствует реализации мечты, хотя бы потому, что образ того что хочется, становится более четким и понятным. Подробнее о том, как его сделать, вы узнаете тут.
1.Сущность воображения, его виды
Воображение – способность (а также умение и
навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими.
«Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только
у человека Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.,2008.». Оно
непременная часть любой творческой деятельности человека (художествен – ной,
музыкальной, научной и др.). Воображение всегда направлено на практическую
деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что
надо сделать и как он это будет делать.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение – это отлет от
прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых
образов” Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.,2008.. С помощью
воображения человек может перенестись в будущее или прошлое, побывать в не
существующих мирах.
Нейрофизиологической основой воображения является
образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем,
их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы
под влиянием различных мотиваций.
Принимая то или иное решение, человек
осуществляет афферентный синтез, т.е. вычленяет из данной обстановки и из своей
памяти все то, что содействует формированию образа будущего результата
действия.
Формирование образов воображения зависит от
типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность
нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют
более быстрому возникновению новых образов.
Воображение связано с эмоциями, с деятельностью
подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические
процессы. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие
органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические
действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т.д.
Воображение может быть:
По целенаправленности:
1.Активным. Характеризуется
тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает
у себя соответствующие образы.
2.Пассивным. Заключается в
том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.
Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания,
психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном
состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно
формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный
мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить
психические травмы.
По результатам:
1.Продуктивное воображение
– отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в
образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит
в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной
деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и
идеальные образы.
2.Репродуктивное
воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в
том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии,
такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических
описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах,
рассказах.
Существуют и другие виды воображения. Это –
сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
1.1.Сновидения можно
отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их
роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в
сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные
потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
2.2.Галлюцинации.
Фантастические видения, возникающие без реального объекта, обманы чувств.
Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или результат
использования специальных веществ.
3.3.Грезы в отличие от
галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее
собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым
будущим. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к
отрыву от реальной действительности, что начинает тормозить психическое и
социальное развитие человека.
4.4.Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана
с действительностью.
Функции воображения
Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.
Прогностическая функция
Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.
Познавательная функция
Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.
Функция преобразования
Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов
Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.
Функция планирования
Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.
Психотерапевтическая или компенсаторная функция
На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.
Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:
- Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
- Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
- Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
Функции воображения
Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:
Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения
Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.
Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.
Сущность и механизм
Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.
Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.
Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.
Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.
Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.
Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.
Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).
Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.