Общее описание и разновидности патологии
Обширный инсульт головного мозга — это серьезное поражение мозга, при котором страдает его большая часть. Нарушается его кровоснабжение. Из-за кислородного голодания в тканях мозга накапливаются токсические вещества, а также начинаются дегенеративные процессы. В большинстве случаев такое нарушение приводит к инвалидизации пациента. Последствия обширного инсульта мозга устранить крайне сложно.
Различия между ишемической и геморрагической формами болезни разбирает врач-реабилитолог Сергей Николаевич Агапкин:
Таблица 1. Разновидности патологии
Форма инсульта | Особенности |
Обширный ишемический инсульт | Он считается менее опасным. Нарушение кровообращения происходит вследствие непродолжительной закупорки церебральных сосудов холестериновыми бляшками или кровяным сгустком. Правильное лечение помогает максимально восстановиться после поражения. Такой тип обширного инсульта мозга оставляет больше возможностей на выживание. Он также имеет дополнительную классификацию:
|
Обширный геморрагический инсульт | Прогноз менее утешительный. Шансы выжить очень низки. Смерть наступает в 89% случаев. Кровообращение нарушается вследствие того, что сосуд разрывается и биологическая жидкость вытекает в ткани головного мозга. Далее, начинается отек органа, из-за которого все жизненно важные функции человека не могут выполняться, как раньше. В основном пациент переходит в вегетативную форму существования. Геморрагический инсульт головного мозга может быть внутримозговым и субарахноидальным. |
Стволовой | Он затрагивает только основание органа. Однако именно здесь размещены жизненно важные центры. Такое поражение приводит к моментальной смерти человека. |
Кроме того, классифицировать заболевание можно и по месту локализации:
- Иинсульт левого полушария мозга. Он приводит к параличу правой стороны тела человека. А еще нарушается речь, появляются проблемы со слухом и зрением, наблюдаются стойкие патологии психики. Пациент не в состоянии создавать логические цепочки в мышлении, анализировать информацию, которую он получает. Он теряет способность помнить даты, имена, нарушается возможность выстраивать временную последовательность событий. Страдают математические способности.
- Инсульт правого полушария мозга. Вследствие обширного кровоизлияния чувствительность утрачивает левая сторона. Также страдает память, зрение. Речь при этом может сохраняться, но нарушается способность невербальной обработки информации. Страдает воображение, ориентация в пространстве, образная память, эмоции (состояние пострадавшего вряд ли можно назвать адекватным).
Как активизировать правое полушарие
Для того чтобы улучшить деятельность мозга, необходимы тренировки. Для левого полушария поможет решение математических задач, разгадывание кроссвордов, а для правого — занятие творчеством. Здесь логично возмутиться «Как же нам заниматься творчеством, если наше правое полушарие не работает?!». Я развею ваши страхи, начать можно с небольших шагов, доступных каждому.
Слушайте музыку. Конечно, здесь речь не идет о любой музыке. Современная музыкальная культура (поп, рок, хип-хоп) способны только замусорить мозг. Лучше добавьте в свой плей-лист несколько композиций медитативной музыки, либо как советуют современные психологи что то из классики (Чайковский, Бах, Моцарт, Вагнер и другие). Закройте глаза и визуализируйте образы и картинки, которые ассоциируются с данной мелодией.
Созерцайте. Наиболее удачный выбор для созерцания — мандала. Это схематичный узор, который символизирует модель вселенной. Подберите изображение мандалы на свой вкус, расслабьтесь и смотрите в центр несколько минут. Через некоторое время вы можете заметить эффект калейдоскопа, не пугайтесь, так и должно быть. Буддийские монахи используют мандалу в духовных практиках. В течении нескольких дней они выкладывают ее из цветных зернышек, а после медитации стирают прекрасный плод своего долгого труда.
Рисуйте. Даже если у вас нет художественных способностей, вы можете рисовать картины не для выставки или продажи, а с целью активизировать правое полушарие. Например, нарисуйте мандалу или любой другой узор, не требующий технических навыков. Лучше всего использовать краски или цветные мелки.
Медитируйте. Техник по медитации безграничное множество. Совсем не обязательно искать ту, что направлена на развитие правостороннего мышления. Любая медитация улучшает активность всего головного мозга. Прочтите статью Медитация для начинающих в домашних условиях, чтобы узнать больше о медитации. Самое главное научиться наблюдать и направлять свои мысли в необходимое русло, хотя бы на короткое время. У медитирующих людей хорошо работает интуиция, воображение, раскрываются природные таланты, это признаки правостороннего мышления.
Упражнения на развитие
Арабское письмо. Как вам наверное известно, арабский язык пишется и читается справа налево. Такой стиль письма развивает правостороннее мышление. Предлагаю и вам попробовать такую письменность. Для этого совсем не обязательно изучать арабский. Просто пишите справа налево на своем родном языке, только главное, чтобы это не вошло у вас в привычку!
Зеркальное рисование. Приготовьте лист бумаги и два карандаша, один возьмите в левую руку, другой — в правую. Начинайте рисовать одновременно обеими руками одинаковые, простенькие геометрические фигуры. Данное упражнение помогает сбалансировать работу двух полушарий.
Черчение в воздухе. Этот метод также направлен на гармонизацию работы двух сторон мозга, только он чуть сложнее, чем предыдущий. Одной рукой рисуйте в воздухе треугольник, а другой круг. Когда у вас начнет получаться, то можно поменять фигуры.
Поглаживания и похлопывания. Наверное все в детстве пробовали такой прием. Одной рукой делается круговое движение по животу, а другой легкое похлопывание по голове, затем нужно руки поменять местами. Казалось бы, что же тут сложного? Но людям с дисбалансом работы двух полушарий данное упражнение дается нелегко.
Примечания … Копирование данного материала незаконно …
- После практики или вовремя Вы можете начать чувствовать правое полушарие мозга, т.е. в буквальном смысле Вы будете его ощущать как более тяжёлое, или, например, более тёплое, пульсирующее, распирающее и т.д. Это нормально.
- Нужно также иметь ввиду, что переходя в правое полушарие у Вас будет очень сильно меняться сознание. Вплоть до того, что Вы можете перестать понимать, что Вам говорят, т.е. какую информацию несут слова, Вы будете слышать просто ничего не значащий набор звуков. Вы будете на что-то смотреть, а видеть не что-то, а какие-то точки, линии, пятна, цвета, ничего не обозначающие и т.д. Обо всём этом пишут многие йоги, садху, пророки которые переживали те или иные виды самадхи — они переставали видеть мир, как обычные люди.
- Вверху я написал, что идеальным вариантом является нахождение центра сознания между двух полушарий, т.е. в золотой середине. Но этот вариант соверешенен для этого мира, т.е. для мира людей. Эта практика позволяет идти дальше, т.е. постоянно находиться в правом полушарии. не обязательно уходить глубоко в эту область, настолько, чтобы совершенно не понимать, что вокруг Вас происходит в материальном (земном) мире. Вы, например, можете сместиться в правое полушарие на 10%, на 20% или больше. Да, Вы уже не будете выглядеть в обществе, как «нормальные».
Но если Ваша цель выше того, что кто-то о Вас что-то думает, то Вы можете получить от данной практики гораздо больше пользы, практикуя её постоянно, т.е. находясь в смещённом в правое полушарие большую часть времени.
- Вы уже знаете, что многие шаманы входят в транс (а теперь Вы уже знаете, что в сильное правостороннее сознание) для того, чтобы получить очень важные ответы на вопросы. Поэтому Вы можете использовать эту практику для того же самого. Ответы быдут сами приходить к Вам. Это будет похоже на то, словно Вы их уже знали, и просто вспомнили.
Информация
(?)
Случайная практика: Развитие и усиление визуализации — практика, позовляющая развить столь необходимую в эзотерике способность как визуализация.
Сейчас онлайн на сайте: 56 чел. | Публичная оферта
ФÑнкÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑеловеÑеÑкого Ñела
РаÑпекÑе конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ñм мозгом Ñела владелÑÑа ÑеловеÑеÑкое Ñело Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð·ÐµÑкало. Так, левое полÑÑаÑие конÑÑолиÑÑÐµÑ Ð¿ÑавÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ ÑеловеÑеÑкого Ñела, а пÑавое полÑÑаÑие конÑÑолиÑÑÐµÑ Ð»ÐµÐ²ÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ. То еÑÑÑ, говоÑÑ Ð¸Ð½Ð°Ñе, Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¿ÑавÑÑ ÑÑÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ же Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ Ñаг пÑавой ногой впеÑед, Ñеловек оÑÑÑеÑÑвлÑÐµÑ ÑÑи дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ за ÑÑÐµÑ ÑабоÑÑ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ полÑÑаÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ мозга.
Как развить правое полушарие мозга
Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество — сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу:
- Визуализация. Закройте глаза и представьте чистый белый лист бумаги. Теперь постарайтесь увидеть на нем свое имя в любимом для вас цвете. Потом заставьте имя изменить цвет несколько раз. Чем ярче будет картинка, тем лучше. Также можно использовать не «выдуманный» лист бумаги, а специальное упражнение для тренировки правого отдела мозга. Старайтесь назвать цвета, которыми написаны слова, как можно быстрее.
- Тактильные фантазии. Полезно также будет научиться представлять слова. Представьте, какое наощупь ваше имя – мягкое, пушистое, нежное, или наоборот – холодное и резкое?
- Двигательные упражнения. Некоторые известны нам с детства, например, «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой – за левое ухо. Потом хлопните в ладоши и поменяйте руки – теперь правая должна держать нос, а левая – правое ухо. Кто в детстве играл в эту игру, помнит, что тогда получалось гораздо лучше. Это связано с тем, что в детском возрасте правое полушарие развито больше (отсюда у малышей и любовь к рисованию и разного рода творчеству).
Знаете ли вы
- более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии, но у части населения она может быть и в правой половине мозга;
- простой тест на определение доминантного полушария головного мозга – сожмите руки перед собой и переплетите пальцы; сверху окажется большой палец одной из рук — эта сторона и доминирует.
Как распознать приступ и оказать первую помощь
Чтобы определить у больного приступ правостороннего инсульта, достаточно провести простой тест:
- попросите улыбнуться, если уголок рта немного опущен, лицо выглядит ассиметричным, то речь идет об инсульте;
- мышечная слабость, невозможность одновременно поднять вверх две руки также говорит о начале приступа;
- невозможность связать слова, произнести простое предложение, потеря памяти, непонимание окружающих говорит об инсульте;
- неровная походка, трудности с речью и общая апатия – признаки инсульта.
Первые симптомы приступа могут появиться за три-пять часов до обострения, при этом распознать их сложно. Общая длительность ишемического инсульта – 24 часа, но помощь необходимо оказать в первые три часа, что спасет большинство нервных клеток мозга от гибели, а значит, и жизнь человека.
Первое, что нужно сделать – вызвать скорую помощь, а далее помочь больному:
- откройте окна, расстегните одежду, чтобы воздух свободно поступал в легкие больного;
- положите больного горизонтально, голову поднимите чуть выше и поверните в сторону;
- уберите протезы, рвотные массы и слюну, чтобы облегчить дыхание;
- разотрите руки и ноги для восстановления кровообращения;
- сделайте охлаждающий компресс на лоб;
- укройте больного одеялом;
- при остановке сердца, проведите реабилитацию больного.
Помните, что не стоит давать пострадавшему какие-либо медикаменты, если ранее они не были выписаны врачом. Старайтесь говорить с пострадавшим, чтобы он не терял сознание.
Что необходимо для развития правого полушария
Развитое правое полушарие помогает воспринимать окружающую действительность максимально целостно. Благодаря такому восприятию вы сможете совершать несколько действий одновременно, не теряясь в деталях. Также развитие правого полушария мозга обеспечит необходимым уровнем энтузиазма и креатива, поможет на интуитивном уровне воспринимать и понимать многие вещи.
Как и любому другому органу для его развития, мозгу нужны тренировки. Упражнения развивающие правое полушарие – это те, которые стимулируют пробуждение в человеке его творческого начала. Таким упражнением может стать совершенно любая творческая работа. Работа, которая заключается не в череде машинальных действий, а в сочинении, создании чего-либо.
-
Первое упражнение – визуализация
О практической пользе визуализации давно твердят психологи. Эта процедура помогает ставить перед собой цели, верить в их осуществление и добиваться их. Что такое визуализация? Это процесс представления желаемых образов, насыщение их красками в своем воображении. Визуализация – весьма интересная и достаточно занятная штука.
Итак, приступим к делу. Расслабьтесь, избавьтесь от внешних раздражителей и окунитесь в атмосферу спокойствия. Необходимо закрыть глаза и представить перед собой чистый лист либо пустое пространство. Силой своего воображения окрасьте фон, который видите перед собой, измените его цвет и оттенок. Теперь самое интересное – попробуйте что-нибудь “нарисовать” на этом фоне. Это может быть любой абстрактный рисунок, выполненный совершенно любыми красками. Для простоты можно вывести на своем листе собственное имя.
Как видите, данная процедура – нечто, вроде реального рисования. Только здесь больше свободы и творческого потенциала. Ведь художник не ограничен ни площадью холста, ни выбором материала. Такое упражнение невероятно “разгоняет” ваше творческое воображение. И чем ярче и четче будут представляемые вами рисунки – тем стремительнее будут развиваться ваши способности. А соответственно – и правое полушарие собственного мозга.
-
Второе упражнение – рисование
Так сказать, вернемся к материальному. Как развить правое полушарие мозга? Попробовать что-нибудь нарисовать руками. А лучше делать это регулярно, ведь процесс рисования не только полезен для совершенствования воображения и творческих умений, это также весьма занимательное занятие. За ним легко скоротать вечерок и отдохнуть после утомительного рабочего дня.
Однако сейчас речь пойдет совсем не о привычном рисовании. Возьмите лист бумаги и пару инструментов одновременно – это может быть два карандаша или две кисти, что угодно. В каждую руку – по инструменту. Начинаем не спеша выводить каждой рукой одну фигуру. Постепенно стоит делать это одновременно, как будто отзеркаливая левой рукой движения своей правой руки. Такая процедура, особенно выполняемая регулярно, отлично разовьет как правое, так и левое полушарие. Рисование улучшит координацию и умение концентрироваться.
-
Упражнение номер три – музыкальные инструменты
У каждого творческого человека наблюдается развитое правое полушарие. Особенно у музыкантов. Игра на любом инструменте требует координации обеих рук, а иногда и ног. А если музыкант активно сочиняет собственные композиции – положительное влияние на мозг увеличивается вдвойне.
Игра на музыкальном инструменте – отличное упражнение, развивающее правое полушарие. Возьмем как пример гитару. Если вы уже держали ее в руках – будет немного проще. Учитесь играть простые базовые аккорды и легкий бой, в том случае, если не владеете инструментом. Это подарит нужные навыки координации и активно начнет “включать” в работу правую половину мозга. Если же гитара вам знакома – не забрасывайте ее “на потом” и регулярно играйте на инструменте хотя бы простые мелодии, каждый раз стараясь выучить что-то новое.
Упражнения
- Вы уже поняли, за какие функции отвечает левое полушарие, так что запасайтесь шахматами, шашками и разгадывайте ребусы. Больше методов вам раскроет статья про дедуктивный метод.
- Контролируйте свою речь, и если заметите, что вам не хватает слов для формирования красивого предложения, или вы их стали забывать – начните читать книги, желательно художественную, классическую литературу. Таким образом, вы будете держать своё мышление в тонусе и неосознанно запоминать, как правильно пишутся слова.
- На развитие умственных способностей положительно влияет прогулка на свежем воздухе, а также занятия спортом. Насыщение кислородом каждой клеточки положительно влияет на организм, который начинает работать продуктивнее.
- Начните изучать иностранный язык, это никогда не будет лишним. Если совсем нет времени и лишних денег на занятия, можете попробовать заняться изучением самостоятельно, у меня как раз есть готовые наработки, с чего именно стоит начать, вот ссылка.
- Начните менять обыденный и привычный уклад. Почему? Да потому, что вы уже автоматически выполняете какие-то действия, ваша голова в этом процессе перестаёт принимать участие. Вот как только заметили, что «выпали» и не отследили, как что-то сделали – сразу же принимайтесь творить перемены. К примеру, читать книгу вверх ногами, идти совсем другой дорогой на работу или читать вывески в обратную сторону.
- Если ваша работа не требует планирования деятельности или вы не привыкли составлять для себя план, то пришла пора это делать. Если сложно на первых порах, то начните хотя бы с ежедневника, куда будете записывать свои мысли и желания. А затем обязательно начните ставить цели перед собой и сроки их выполнения. Посмотреть как это делается на примере, можно тут.
- Для человека идеально развивать обе половины одновременно, чтобы была слаженность в работе, и были задействованы все ресурсы. Попрактиковать можете, взяв в обе руки по ручке и пробуя сначала изображать одинаковые фигуры в одно и то же время, а потом каждой рукой рисовать разные. Поначалу будет сложно, но упорными тренировками вы сможете добиться своего.
Главный отдел центральной нервной системы
Мозг состоит из огромного количества нейронов. Между ними есть синоптические связи. Благодаря этим связям нейроны формируют электрические импульсы. Эти импульсы контролируют все функции организма человека. До конца этот орган не изучен, и до нынешнего времени ученые предполагают, что в процессе жизнедеятельности человека задействована только часть этих нейронов, а потому люди не проявляют до конца все свои возможные способности и потенциал. Говоря о доминирующих проявлениях левой или правой части головного мозга, выделяют основные направления. За логику отвечает какое полушарие? Левое. Также оно контролирует речь и способности к чтению и письму.
Человек может запоминать события, имена и даты, а также то, как они выглядят в письменном виде. Он может мыслить аналитически, последовательно обрабатывать информацию и осуществлять манипуляции с математическими формулами и числами. Но это ведь далеко не полный перечень. Человек гораздо многограннее, чем этот список возможностей.
Лечение
Терапевтические действия, направленные на устранение инсульта должны быть предприняты в течение трех часов с начала развития патологии, именно поэтому важно правильно оказать первую помощь и вовремя вызвать скорую. В этом случае прогноз на сохранение жизни и дальнейшее восстановление благоприятный
Лечение проводится комплексно, с использованием лекарственных препаратов, физиотерапии и логопедических занятий.
В списке фармпрепаратов при ишемическом инсульте мозга:
- Тромболитические средства, направленные на рассасывание тромботических бляшек. Их назначают экстренно.
- Антикоагулянты разжижают кровь, предотвращая ее свертывание.
- Нейропротекторы. Восстанавливают обменные процессы в мозге и предупреждают поражение нейронных связей.
- Препараты против повышенного кровяного давления.
- Хирургическое вмешательство назначают при обнаружении обширной гематомы.
Как развить мозг, чтобы он работал на 100
Отправной точкой в развитии мозга, как правило, служит растущая неудовлетворенность своими успехами в учебе, работе или бизнесе. Большинство начинают задумываться о том, как развить свои интеллектуальные и творческие способности, когда сталкиваются с реальными трудностями в одной из сфер жизни
Человек проживает большую часть жизни и только в зрелые годы осознает важность саморазвития. По этой причине среди зрелых людей больше процент счастливых, успешных и богатых, чем среди молодежи, даже не смотря на то, что у молодых людей больше энергии и энтузиазма
Еще почему-то нас учат обращать больше на внешнее, забывая о внутреннем. Хотя внешнее – это просто зеркало, отражающее внутреннее. И это касается, в том числе и мозга. Ты просто знаешь, что он у тебя есть из школьного курса биологии. Но не осознаешь, что его необходимо развивать. А ведь это наш главный компьютер с 86 миллиардами нейронов! Согласно исследованиям, в среднем человек использует потенциал мозга всего на 3-5%! Представь, если бы твой компьютер или ноутбук работал с такой мощностью. Я думаю, ты разбил бы его на третий день или пошел «апгредить» сразу в ближайший магазин.
Поэтому, к большому сожалению, нужно сказать, что большинство способностей для людей остаются за гранью возможного, что-то из области фантастики. И причина всему этому проста: мозг работает, как придется.
Сразу порекомендую по данной теме посмотреть очень увлекательный фильм, который называется «Области Тьмы». Главный герой Эдди – Нью-Йорский писатель, желая преодолеть черную полосу в жизни, начинает принимать засекреченный препарат под названием NZT. Этот творческий наркотик позволяет ему развить мозг до нереальной мощности. За короткий период времени меняется вся его жизнь. Он пишет книгу, зарабатывает кучу денег и становится успешным. Но скоро начинает страдать от побочных эффектов препарата.
Кстати, так очень многие и делают. Прибегают к наркотикам от невозможности реализовать свой творческий потенциал. Я тоже очень много пишу и бывают реально застои, когда не можешь и двух строчек связать. Но мне никогда не приходила мысль начать применять для этой цели наркотики. Я считаю – это путь слабых людей, которые не удосужились просто взять и разобраться, как на самом деле работает наш мозг и что необходимо для интеллектуального и творческого развития. У меня есть уже свой опыт, благодаря которому я вывел свою безопасную NZT и глотаю ее каждый день! О ней и пойдет речь, но чуть попозже.
А для начала давай уясним, что развитие мозга – это нелегкая задача! Необходимо проделать следующую цепочку действий:
1. Определить доминирующее полушарие
2. Развивать отстающее полушарие
3. Синхронизировать и увеличить скорость переключения работы между ними
Развивать мозг нужно гармонично!
Полушария
Полушария головного мозга по своему внешнему виду – зеркальное отражение друг друга, имеют едва различимые отличия.
При этом, к важнейшему
психофизиологическому свойству головного мозга человека специалисты относят функциональную
межполушарную асимметрию. Это означает, что функциональные структуры полушарий
неравнозначны и доминируют в осуществлениях каких-либо функций.
При этом специалисты считают, что между полушариями происходит взаимодополняющее сотрудничество. Каждое из них имеет преимущество только на определенных стадиях какой-либо нервно-психической деятельности, а не полностью функций. Можно говорить не о глобальной, а парциальной латеральности – принятии полушариями различного по характеру и неравного по значимости участия в психических функциях.
Это интересно:Сложными действиями занимаются высшие отдела мозга, которые отличаются асимметрией. Отделы, отвечающие за выполнение простых функций, как правило, симметричные. К ним можно отнести участки, которые отвечают за дыхательную, сердечную и зрительную функции.
10 различий полушарий
Давайте рассмотрим, в чем проявляет латеральность полушарий,
их 10 различий.
Характеристика левого полушария | Характеристика правого полушария |
Придает мышлению аналитическую и логическую направленность. | Придает мышлению творческую направленность. |
Координирует движения правой части тела. | Координирует движение левой части тела. |
Отвечает за вербальную информацию. | Занимается обработкой невербальной информации, выражающейся не словами, а символами и образами. |
В отделе происходит формирование наших языковых способностей, умения читать и писать, контроль речевых функций. | С его помощью человек мечтает и фантазирует, приобретает способность к сочинению различных историй. |
Мы приобретаем способности к запоминанию имен, дат, фактов. | Позволяет человеку ориентироваться в пространстве, оценивать свое месторасположение, узнавать людей по внешнему виду. |
Здесь происходит анализ всех фактов, чисел, математических символов и манипуляций. | Руководит сексуальными желаниями и всем интимным процессом. |
Каждое понятие воспринимается буквально. | Позволяет воспринимать метафоры, переносное значение сказанного, а также мистические проявления (порой надуманные). |
Отдел позволяет ориентироваться во времени и ощущать собственное тело. | Информация обрабатывается параллельно. В один и тот же момент разнообразные данные. |
Человек способен понимать собственное Я и выделять себя из окружающих. | Проблема рассматривается целиком, без применения аналитического мышления. |
В этом отделе информация обрабатывается последовательно и поэтапно. | Наделяет человека творческими способностями, интуицией. |
У левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое.
Также существует такое понятие как Амбидекстрия – одинаковое функциональное развитие двух рук, врожденного или приобретенного характера. Врожденная особенность наблюдается примерно у одного процента жителей планеты.
Патологии полушарий головного мозга
При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.
Причинами развития таких состояний являются:
- травмы головы;
- онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
- атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
- врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
- родовые травмы черепа;
- гидроцефалия;
- инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
- нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.
Нарушения в коре лобной доли
При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:
- лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
- повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
- паралич конечности/конечностей с одной стороны;
- тонические/клонические судороги;
- припадки (тонико-клонические или эпилептические);
- затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
- симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
- «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
- утрата обоняния с одной стороны.
Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.
Патологические нарушения в коре теменной доли
При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:
- нарушения кожной чувствительности;
- постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
- отсутствие восприятия частей своего тела;
- неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
- утрата навыков чтения, письма, счета;
- неспособность находить знакомые места;
- при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.
Патологические нарушения в коре височной доли
Основными проявлениями поражения височной доли являются:
- корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
- афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
- шум в ушах;
- подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
- возникновение слуховых галлюцинаций;
- кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
- возникновение моментов дежавю;
- сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
- височные припадки.
Патологические нарушения в коре затылочной доли
Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:
- корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
- утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
- гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
- неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
- изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
- зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.
При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.
Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека. Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру. При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.
Причины популярности мифа о левом и правом полушариях мозга
Так по какой же причине миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга так прочно въелся в сознание людей и получил огромнейшее распространение?
Одной из причин является сама простота трактовки работы головного мозга, которая, помимо всего остального, довольно легко укладывается в рамки здравого смысла. С одной стороны, человеку приходится выполнять различные виды деятельности, которые кардинально отличны друг от друга, но с другой стороны, мозг обладает двумя похожими половинами. Но зачем они мозгу? Скорее всего, именно для того, чтобы они выполняли различные задачи.
Другая причина заключается в том, что рассматриваемый нами миф активно культивируется популярными учёными, которые стремятся на этом заработать. Указывая на то, что современный социум не способен в полной мере оценить эмоциональное восприятие реальности, которое является свойством правого полушария, приверженцы различия полушарий начали заниматься рекламой замысловатых схем повышения активности полушария, как бы отвечающего за творчество. Многочисленные семинары, тренинги, публикации и книги этих людей обещают желающим развиваться устранить с их пути личностного развития любые барьеры, которые налагаются на человека закостенелой системой базового образования, одобряющей конкретно «левостороннее» мышление.
Те же, кто стремится развить правое полушарие, имеют в распоряжении огромное количество упражнений, самих по себе являющихся вполне безобидными и даже исключительно положительными, однако к этому самому «развитию» правого полушария никак не относящихся. Но ситуация усугубляется тем, что многие «специалисты» нередко предлагают людям начать использовать какие-то специальные устройства, гармонизирующие и синхронизирующие работу обоих полушарий.
Конечно же, каких-либо доказательств тому, что человек способен научиться использовать конкретное полушарие мозга в отдельности от второго, или, наоборот, научиться использовать их гармонично, не существует. На самом деле, если психика человека работает нормально, то для этой работы требуется активизация различных частей полушарий, а не их синхронизация по первому требованию «хозяина».
Итак, помните о том, что в процессе работы головного мозга здорового человека его полушария находятся в процессе взаимодействия друг с другом, а сама работа этих полушарий гармонизирована именно так, как это нужно. Так что не стоит заниматься «непонятно чем» — лучше выкинуть из головы идею о том, что полушария мозга отвечают за разные функции, и просто начать развивать свое мышление, независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь – логической или творческой.
Народные средства лечения
Реабилитационный период не обходится без помощи средств народной медицины, восстанавливающих функции опорно-двигательного аппарата и нормальное давление.
Сбалансированное питание, траволечение восстанавливают силы, облегчает страдания, помогает обновлению процессов.
Самыми распространенными народными рецептами являются:
- Спиртовая настойка из сосновых шишек с добавлением яблочного уксуса. Принимается ежедневно по 1 ч. л. Курс лечения длится 6 месяцев.
- Настой арники горной, которую называют спасительницей при инсульте, употребляют по одной ст. л. Перед едой, запивая молоком.
- Лимоны с сахаром и чесноком. Цитрусовые пропускают через мясорубку, посыпают сахарным песком, дают больному по столовой ложке перед едой, предварительно смешав с раздавленной долькой чеснока.
Для лечения активно используются настои, отвары эффективно воздействующих лекарственных трав:
- Тысячелистника;
- Подорожника;
- Зверобоя;
- Календулы;
- Грецкого ореха;
- Чистотела;
- Можжевельника;
- Земляники;
- Желтушника серого;
- Омелы белой;
- Софоры японской.
Народная медицина советует употреблять мед с полынью, гороховую муку, куриные яйца, применять медовые ванны, гирудотерапию (лечение пиявками). Но все это после консультации с врачом, имеются противопоказания.