Болезнь, при которой все забываешь

Причины, признаки

Старость нельзя назвать причиной развития склероза даже у пожилых людей. Он развивается при генетических нарушениях, неблагоприятной окружающей среде, вредных привычках, неправильном питании или повышенных умственных нагрузках. В редких случаях спровоцировать состояние могут инфекционные заболевания или недостаток витамина D у ребенка. Сталкиваются с заболеванием чаще женщины.

Симптомы могут быть разными. Все зависит от того, где именно произошли нарушения в головном мозге. Если человек регулярно забывает на следующий день, что происходило вчера, то это уже можно считать признаком склероза. Вместе с этим могут проявляться другие симптомы.

Вторичные признаки склероза:

  • мышечная слабость;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение остроты зрения;
  • онемение конечностей;
  • головокружения;
  • проблемы с координацией;
  • нарушение мочеиспускания;
  • импотенция;
  • эпилептические приступы.

С развитием заболевания все симптомы становятся более яркими. Зачастую к ним добавляются проблемы с речью, уменьшение физической силы, снижение чувствительности кожных покровов, ухудшение интеллекта, недержание мочи и кала. Больной может сидеть с лицом, не выражающим никаких эмоций, и не проявлять никакого интереса к окружающим, даже если кто-то его будет звать.

В большинстве случаев склероз ограничивается простым ухудшением памяти, сочетаемым с утомляемостью и периодическими головокружениями. Некоторые даже не придают этому значения, не задумываясь о посещении врача.

Классический подход

В научной литературе процессы, связанные с нарушениями мнемических функций, определяются как дисмнезия. Различают несколько видов, связанных с психоэмоциональными состояниями, обусловленные возрастными особенностями или вследствие церебральных расстройств работы головного мозга.

Причины расстройства мнемических процессов могут стать основой для разработки подходов в строго индивидуальном порядке. Среди них выделяются:

  • психоэмоциональные расстройства;
  • глубокое стрессовое состояние;
  • перенапряжение: физическое, умственное;
  • травмы головного мозга;
  • длительные хронические заболевания, сопровождающиеся болевым синдромом;
  • операции с применением наркозов;
  • злоупотребление токсическими, психоактивными веществами;
  • наличие психиатрических заболеваний в стадии обострения.

Нередко нарушение памяти и внимания связано с гормональными процессами, обменом веществ, вызванными сопутствующими заболеваниями эндокринной системы. Дисметаболические процессы, связанные с нехваткой фолиевой кислоты, витамина В12. Зачастую они проявляются в детстве, становятся фактором, затрудняющим процесс обучения.

Что такое диссоциированная (психогенная) потеря памяти?

Диссоциированной (психогенной) амнезией считается нарушение памяти. Код по МКБ -10 обозначается как F44.0. Оно имеет острый характер, происходит частичная или полная блокировка воспоминаний больного на прошедшие психотравмирующие события.

Страдает память на факты, относящиеся к личной жизни, а абстрактная и универсальная информация обычно не нарушена. Память на все остальные случаи в жизни человека сохраняется.

Подобная ситуация является защитной функцией организма и создана, чтобы уберечь психику от сверхпороговых нагрузок.

Период, убранный из воспоминаний, может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Изредка встречаются случаи выпадение памяти на период в течение года.

Осознаются подобные провалы пациентами по-разному. Одни признают существование промежутка, когда они ничего не могут вспомнить. Другим приходится усиленно доказывать, что определенные события действительно происходили в данный промежуток времени.

О распространенности этой патологии точные данных нет, легкие формы ее выявляются сравнительно часто. Существует несколько видов этой амнезии.

К ним относятся:

  1. Локализованная – нарушение касается только одного вида памяти, все остальные модальности сохранны. Он выпадает полностью.

    Пациент не может вспомнить, что происходило за кратковременный промежуток.

    При данной разновидности нарушений поражается определенный мозговой отдел.

    Например, появляется неузнавание ранее знакомых предметов (агнозия) или больной не узнает ранее ему известные слова (афазия).

  2. Избирательная (селективная) амнезия — при этом виде нарушения пациент забывает некоторые психотравмирующие моменты, сохраняется память на общие знания и событие в целом. Сохраняется общая канва событий, какие-то моменты могут выпасть.
  3. Генерализованная – при ней развивается полное выпадение на факты, случившиеся в определенный промежуток времени. А также может стираться воспоминания обстоятельств, предшествующих психотравмирующему периоду. Он включает не только психотравмирующее событие.
  4. Непрерывная – нарушается память на прошедшие события, а также снижение способности запоминать текущие. Пациент частично может забыть предшествующие факты.

Все эти расстройства нарушают адаптацию организма во внешней среде.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное. Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны. Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание. В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный. Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель. Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: “Утро вечера мудренее”.

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит “я забыл” по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Деменция — это

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Как бороться с рассеянностью — Мое терпение на пределе

Мое терпение на пределе! За последние три дня в школе забыты: пиджак, обруч для волос, перчатки, ручки и карандаши без числа. И это только за последнее время! Не жалко всей этой ерунды, но напрягает, что потери происходят каждый день, и невозможно никак уговорить ее сосредоточиться на этих бытовых делах.

Можно звонить на мобильник в первые 5 минут после звонка с последнего урока, а ещё лучше — sms, со смешным рисунком и текстом типа:»Уходя из школы -проверь, всё ли взял с собой?» ))) А можно в мобильнике напоминалку зашить. Но смс-ку прикольнее, по-моему. 28.10.2005 19:36:42

))) Мой однажды из бассейна пришёл без носков. Зимой. В минус 20. В сапогах на босу ногу. ))) Нормально. Даже не заболел.Остальное всё подписываю. Надеюсь, что добрые люди найдут и принесут в 5А( ак ранее в 1А, 2А, …). ))) 28.10.2005 19:25:34

Как уменьшить забывание?

Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. “Победа любит подготовку”, качественную и длительную.

Мнемические свойства личности

Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти

Важной чертой является также профессиональная направленность памяти и ее место в структуре психических процессов и свойств личности

Запоминание может быть измерено количеством повторений, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала. Забывание измеряется временем, протекающим от момента заучивания до забывания. По этим параметрам встречаются следующие типичные особенности памяти:

1) быстрое запоминание и быстрое забывание;

2) медленное запоминание и медленное забывание;

3) быстрое запоминание и медленное забывание;

4) медленное запоминание и быстрое забывание.

Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также характеризуют индивидуальные особенности мнемической функции личности.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен магическому числу Миллера 7±2. Число Миллера указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Эпитет “магическое” оно получило потому, что характеристики объема внимания и восприятия также оказались в этих пределах.

Единица информации – понятие относительное. Число запоминаемых слогов может быть равно 7, но и число запомненных слов равно также 7, хотя в этом случае слогов будет запомнено во много раз больше.

Точность памяти – способность без искажения воспроизвести информацию

Это важное качество памяти во многих случаях жизни. Диспут, дискуссия требуют точного запоминания слов оппонента

Воспроизведенные своими словами высказывания часто не передают всей глубины и всех оттенков мысли. Поэтому самые важные идеи, положения цитируются, а не пересказываются.

Точность памяти можно противопоставить обобщенному запоминанию смысла

По условиям труда и общения для многих профессий важно запоминать смысл и передавать его своими словами

Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в данный момент. Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте. Это сложное психическое образование, в котором интегрированы особенности волевых эмоциональных свойств и мышления личности.

Уверенность в правильности воспроизведения также связана с широким комплексом личностных качеств человека. Уверенность связана с уровнем развития наблюдательности.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: “Я забыл” не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена

В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены. Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Что сказать врачу?

Обо всех умственных нарушениях: Важно упомянуть не только о провалах в памяти, но и об изменениях поведения, усталости, рассеянности, проблемах в общении.
Про все принимаемые лекарственные препараты. Вы должны рассказать врачу о всех принимаемых вами лекарствах, витаминах и пищевых добавках

Захватите с собой инструкции к препаратам.
О всех симптомах заболевания. Дух и тело взаимосвязаны. Расскажите врачу о том, что вас беспокоит, от макушки до пят. Все может иметь значение: повышение (даже незначительное) температуры, потеря веса, снижение аппетита и т.п. Назовите ранее перенесенные заболевания, принесите с собой медицинскую карту.

Эббингауз о забывании

Г. Эббингауз, психолог из Германии, еще два века назад исследовал закономерность, с которой человек забывает информацию. Закон забывания Эббингауза с годами не потерял актуальности и по-прежнему используется даже в современной психологии. Пример, указанный выше для проактивной интерференции, наглядно отображает также и рассматриваемый закон, ведь ученый выяснил, что именно информация в начале и в конце запоминается лучше всего. Свои выводы Эббингауз сделал вследствие многочисленных экспериментов. Его же изобретением является кривая забывания, иллюстрирующая закономерность этого процесса. Коротко ее можно описать так: чем больше проходит времени с момента запоминания, тем меньше влияние этой информации.

Также Эббингауз выяснил, что данные, имеющие смысл, запоминаются человеком лучше, чем те, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Как запомнить раз и навсегда

Кривую забывания можно «сломать», если повторять информацию через определённые промежутки времени. 

Допустим, вы выучили несколько английских слов. Как только вы закроете тетрадь, — процесс забывания будет запущен. Как его остановить? Повторять! Но не хаотично, а строго по схеме:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20 минут после первого;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Внимание! Важно именно «доставать» слова из памяти, а не подглядывать в словарь. Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:

Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20–30 минут после первого;
  • третье повторение — через один день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2–3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2–3 месяца после четвёртого и так далее.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

– когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

– когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

– исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению

Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной

Что делать, если настигла забывчивость

Дабы определиться с возможной коррекционной стратегией, если вдруг слабая память и забывчивость стали неизменными спутниками повседневной жизни, необходимо вначале установить фактор, спровоцировавший данное состояние.

С этой целью рекомендуется собрать больше информации о собственном здоровье, исключить имеющиеся хвори из возможных причин, порождающих забывчивость (например, деменцию, травмы мозга, алкоголизм, сосудистую недостаточность мозга), пройти лабораторное обследование, выявить связи (если имеются) между перенесёнными ранее недугами и снижением когнитивных функций.

Также существует ряд фармакопейных препаратов, способных вызывать ослабление познавательных процессов, например, лекарственные средства класса бензодиазепины. Именно поэтому, прежде чем приступать к коррекции забывчивости, следует исключить вышеприведенные факторы, иначе все действия могут быть напрасными или даже вредоносными. Ведь побочные эффекты, порождённые приёмом медикаментов, носит обратимый характер, а ухудшение когнитивных функций, вызванное отдельными патологическими процессами, ликвидируется, если устранить основной недуг.

Также в процессе диагностических изысканий крайне необходимыми считаются биохимические анализы, позволяющие обнаружить гормональный сбой, метаболический дисбаланс, недостаток микроэлементов и дефицит витаминов. Если в результате проведённого анализа не обнаружено серьёзных нарушений, то лечение забывчивости в этом случае не понадобится.

Забывание пояснение

ЗАБЫВАНИЕ — активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

2) от его содержания и степени его осознанности;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

Причины развития

Причины когнитивных нарушений связаны с соматическими, неврологическими, психиатрическими заболеваниями и состояниями, которые включают:

  1. Нейродегенеративные, в том числе болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  2. Сосудистые патологии, в том числе инсульты ишемического и геморрагического типа, хронические ишемические процессы, протекающие в тканях головного мозга.
  3. Энцефалопатии дисметаболического генеза.
  4. Нейроинфекции.
  5. Интоксикации.
  6. Демиелинизирующие заболевания.
  7. Травмы в зоне головы.
  8. Опухолевые процессы.
  9. Нарушение ликвородинамики.
  10. Беременность.
  11. Депрессивное состояние, неврозы.

Большинство перечисленных заболеваний сопровождается появлением в мозговом веществе многочисленных очагов с измененной морфологической структурой, что приводит к нарушениям функционального характера в работе мозга. Факторы риска: пожилой возраст, атеросклеротическое поражение церебральных сосудов, артериальная гипертензия в анамнезе.

Причины состояния, когда все быстро забываешь, могут быть связаны с эндокринными болезнями, которые называются дисметаболические расстройства и ассоциируются с такими нарушениями, как гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы), печеночная и почечная недостаточность, нехватка витаминов группы B.

Ухудшение памяти происходит при длительном приеме некоторых препаратов. К ним относятся антидепрессанты трициклического типа, нейролептики (подавляют психическую деятельность, устраняют галлюцинации, бред и другие симптомы психоза), антихолинергические препараты (применяются для лечения паркинсонизма и экстрапирамидных расстройств), бензодиазепины (обладают противосудорожным, седативным, снотворным, миорелаксирующим действием).

Болезнь Альцгеймера

Состояние, когда забываешь слова и недавно произошедшие события, называется болезнь Альцгеймера, которая в клинической практике рассматривается, как основная причина развития деменции в пожилом возрасте. Заболевание характеризуется прогрессирующим повреждением и гибелью нейронов. На поздних стадиях течения больной теряет способность к самообслуживанию, наблюдаются необратимые грубые нарушения когнитивных функций и поведения.

Цереброваскулярные патологии

Патологии кровеносной системы, питающей мозг, занимают второе место после нейродегенеративных болезней, среди причин, вызывающих расстройство памяти и развитие деменции. Болезнь, когда человек все забывает, называется нарушением мозгового кровотока, которое может протекать как в хронической, так и в острой форме. Основные причины: атеросклеротическое поражение сосудов, артериальная гипертензия, нарушение нейрогуморальной регуляции тонуса сосудистой стенки. Провоцирующие факторы: сахарный диабет, нарушение липидного обмена в анамнезе.

Рассеянный склероз

Одна из болезней, когда ничего не помнишь, называется рассеянный склероз, в клинической практике рассматривается, как демиелинизирующее заболевание. Это аутоиммунный патологический процесс хронического, прогрессирующего течения, который характеризуется повреждением миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна.

Из-за разрушения миелиновой оболочки, которая защищает нервные волокна от повреждений и улучшает передачу нервных импульсов, происходит многоочаговое поражение нервной системы. Заболевание сопровождается неврологической симптоматикой, в том числе ухудшением памяти и других корковых функций.

Травмы в зоне черепной коробки

Травматические повреждения черепной коробки и мозгового вещества приводят к нарушению функций мозга, что провоцирует ухудшение памяти, когда все забываешь. При ЧМТ легкой и умеренной степени тяжести ухудшение памяти и остальных корковых функций преобладает над другими неврологическими симптомами.

ЧМТ занимают 3-е место после сосудистых и нейродегенеративных болезней в общей массе патологий, чаще всего провоцирующих ухудшение памяти. Когнитивные расстройства развиваются вследствие механического повреждения структур мозга (сдавление, размозжение) и других повреждающих факторов – кровоизлияние, отек, дислокация мозга, нарушение ликвородинамики и церебрального кровотока.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация. Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных

Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются. Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит “не помню” о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.

      В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

      К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.

      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.

    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.

      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.

    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.
Оцените статью
Добавить комментарий