Житейская и научная психология, основные отличия

Житейская или донаучная психология

Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.

Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:

  • Сновидения;
  • Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
  • Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.

Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.

Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:

  • Все психологическое существует внутри человека;
  • Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.

Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.

Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.

Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.

Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.

Что представляет собой житейская психология

Условно каждый человек является психологом. От того насколько грамотно и умело он способен анализировать личности других людей, влиять на них и выстраивать с ними отношения будет зависеть качество его жизни.

Житейская психология представлена совокупностью различных взглядов, верований, убеждений, пословиц, афоризмов, изречений и тому подобных творений народа. Таким образом, она хранит в себе опыт поколений.

Наше представление о реальности, нынешней жизни, людях возникает благодаря собственному опыту и знаниям, которыми с нами поделился кто-то. Стоит учитывать, что наше восприятие реальности не может охватить всей ее полноты и многогранности. Наши собственные взгляды, убеждения и мнения ограничивают нас определенными рамками. Мы смотрим на окружающий мир, словно, сквозь маленькое окошко, в то время как житейская психология дает нам более богатые основания для понимания. Однако не стоит забывать того факта, что житейская психология ситуативная.

Нужно учитывать и то, что опыт каждого человека ценен именно тем, что он учитывает все тонкости и нюансы сложившегося положения для микромира того, кто транслирует потом собственные впечатления и выводы. Следовательно, он окажется полезным в большей степени.

Значимость житейских знаний также не стоит недооценивать. Они помогают нам в повседневной жизни принимать наиболее оптимальные для нас решения, уберегают нас от досадных ошибок и позволяют достигать максимальной выгоды. Следовательно, житейский опыт бесценен для человека. Если он не внимает ему, то будет учиться ценой собственных потерь и проигрышей.

1.3. Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

24 стр., 11851 слов

Житейская и научная психология: кратко связь и различия

Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:

Критерий Любительская Академическая
Абстрактность/точность знаний Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению.
Характер знаний Основаны на интуиции, пробах, ошибках. Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания.
Систематизация, накопление, передача информации Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее.
Как поступает информация Через личные наблюдения, размышления. В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов.
Объем информации, точность понятий Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. Материал объемный, понятия точно определены.

Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.

Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

Определение психологии как науки

Психологические науки дают человеку возможности познания окружающих людей, самого себя

Понимание окружающих, в свою очередь, обеспечивает признание в социуме, важное для качества жизни

Что изучает психология? Современная дисциплина нацелена на рассмотрение ряда теорий, и практических приемов, объединение самых эффективных методик. Она делится на научную и прикладную:

  1. Научная психология. Изучение личностных характеристик, поведения в обществе, развития человека.
  2. Прикладная психология. Решает текущие проблемы, насущные вопросы путем применения ряда специализированных принципов.

После осознания понятия, что это психология, становится ясно, что субъект исследования современных специалистов — человеческая личность, его мышление, создание характерных черт. Человек, не имеющий основных знаний по психологии, обладает меньшим количеством преимуществ по сравнению с индивидом, разбирающимся в этой области. В частности, он более склонен к паническим, стрессовым состояниям, являющимся ответом на отрицательные явления. Человек, ознакомленный с азами психологии, стойкий к отрицательному воздействию непредсказуемых деталей на его восприятие реальности.

Основные различия психологических отраслей

Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:

  1. Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
  2. Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
  3. Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
  4. Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
  5. Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
  6. Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.

Развитие представлений о сознании. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).

Теория потока сознания Джемса — это альтернатива вундтовской (перцепция-апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света-внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.

Джемс также указывал, на несовершенство метода интроспекции, так как он позволяет исследовать только определенные статичные его составляющие, то есть как бы флажки на дороге, а не саму дорогу, которую можно описать промежутком между состояниями сознания, т.к. эти мысли-связки минуют сознание

Им были выделены черты сознания:

· каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

· изменчиво

· непрерывно

· селективно

Этой теории потока в последствие начали придерживаться гештальтисты.

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир

Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психоанализ Фрейда

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать

Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент

Рекомендуем: Что такое эффект плацебо?

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Рекомендуем: Основы психогенетики

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих. Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Важно понимать, что внутреннее чутье, прозорливость, способность подмечать детали и генерировать житейские психологические знания имеет не каждый человек. Поэтому всегда стоит помнить, что не все чужие знания могут быть для вас полезными, но иногда можно прислушиваться и общаться с разными людьми, чтобы иметь представление о неком явлении либо узнать про чужой опыт, знание о котором может пригодиться

Структура и сферы психологии

Вследствие формирования психологических наук создался ряд областей, объединяющий отдельные сферы. Когнитивная психология — это наука, изучающая мышление личности, развитие когнитивных функций. Отдельная ее часть исследует бихевиоральные паттерны животных. Ее цель — выявление качеств со стандартами, характерными для людей.

Что такое психология — краткое и понятное изложение, отдельные области:

  1. Судебная. Эта область преимущественно применяется в судебной системе.
  2. Патопсихология. Исследования, касающиеся различных патологий, поведение, выходящее за рамки установленных стандартов.
  3. Клиническая. Эта сфера направлена на поиск действенных терапевтических методов при различных психических нарушениях.

Есть еще междисциплинарная область — нейропсихология

Эта сфера акцентирует внимание на осознании психических процессов, мозговой деятельности. Здесь применяются новшества компьютерных наук, нейробиологии, философии

Первостепенные приемы нейропсихологии включают:

  • раздражение, разрушение структурных связей;
  • исследования в сопоставимом анатомическом ключе.

Современная психология — это наука, изучающая человеческие возможности, ассоциирующаяся с рядом других научных направлений. Как любая дисциплина на стадии развития, психология переносит постоянные изменения, обеспечивающие ее совершенствование. Различные отрасли психологии — это науки, которые изучают законы, факты, механизмы психических явлений под воздействием определенных обстоятельств, раздражителей, исходящих извне.

Что такое психология? Получить однозначный, точный ответ на этот вопрос нелегко. Сегодня это направления объединяет более 100 дисциплин-кандидатов на звание автономных наук.

Кратко и самое главное о психологии как науке — это своего рода ядро, исследующее первостепенные принципы, механизмы, создание знаний в этой области. Цель ее фундаментальной части — становление закономерностей, обоснования приемов, способов коммуникации личности в социуме, в повседневной реальности.

Кроме базовой (фундаментальной, общей) психологии, есть также множество направлений. Наиболее комплексные и существенные из них следующие сферы:

  1. Социальная. Исследование человеческого взаимодействия в больших сообществах, этнических группах.
  2. Педагогическая. Исследование образовательного процесса, выявление воспитательных приемов.
  3. Психофизиология. Исследование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
  4. Дифференциальная. Исследование личностных типологических отличий между представителями общества, определение характеристик их профессиональных качеств, темперамента, характера.
  5. Возрастная. Исследование онтогенеза, личностных характеристик, ассоциирующихся с возрастом, развитием. Эта сфера подразделяется на психологию детскую, пубертатную, юношескую, взрослую, геронтопсихологию.
  6. Медицинская. Исследование пограничных расстройств, характеристик психического формирования нездорового индивида.
  7. Патопсихология. Исследование умственных отклонений деятельности, причин, способов лечения врожденных или приобретенных мозговых нарушений, зрительных, слуховых, речевых дефектов.

Кроме указанных областей, выделяются также прикладные сферы, связанные с определенным видом человеческой деятельности. Сюда относятся психологические отрасли, как:

  • военная;
  • политическая;
  • генетическая;
  • юридическая;
  • спортивная;
  • космическая.

Основа всех психологических наук — базовое направление. Но они дифференцируются в соответствии со специализацией, приемами, применяемыми в рамках решения определенных задач.

Практическая психология — это наука, характеризующаяся активным развитием в современном мире, акцентирующая внимание на объективной характеристике, предоставлении интегральных качеств индивида. Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся

Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям

Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям.

Способы проверки

Житейские знания доказывают свою состоятельность лишь с течением времени, а то, что утрачивает свою актуальность, постепенно забывается. Кроме того, их правильность подтверждается личным опытом, а не научно регламентированными экспериментами.

В науке исследователь целенаправленно моделирует необходимые условия, а не ждет благоприятного стечения обстоятельств. Это позволяет изучать во всей полноте, интересующее явление, изменяя характеристики экспериментальной среды.

За счет того, что научные знания накапливаются и систематизируются информация о том или ином объекте, явлении становится комплексной и разнообразной. Полученный материал продолжает осмысливаться и анализироваться, становясь благотворной почвой для его расширения и возникновения новых научных дисциплин.

Общая психология развивается благодаря совершенствованию и обогащению отдельных ее отраслей. Житейское знание не имеет единой системы и такой особенности.

Функции

Психика в психологии — это самостоятельная отрасль знаний, которая занимается изучением внутреннего мира человека, его поступков и отношения к своим действиям. Известные советские учёные Голиков Ю.Я., а также Костин А.Н., выделяли 3 основных функции человеческой психики. Это когнитивную, отражательную и регулятивную способность.

Отражательная способность

Отражательная функция психики заключается в построении индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый человек со здоровой психикой обладает способностью к построению коммуникаций с другими людьми, изучает объекты, находящиеся в его среде обитания, осмысливает полученную информацию, а затем вырабатывает для себя совокупность норм и правил, которыми руководствуется в процессе ежедневной жизнедеятельности.

Отражательная способность психики играет ключевую роль в период адаптации человека к новым условиям окружающего мира. Например, смена работы, знакомство с большим количеством людей, переезд на постоянное место жительства в другой город. Отражательная функция позволяет успешно преодолевать стрессовые ситуации, а также справляться с их последствиями.

Регулятивная способность

Регулятивная функция психики включает в себя способность человека к организации своей деятельности, контроль над психоэмоциональным состоянием, соблюдение поведенческих правил и норм, которые характерны для конкретного социального коллектива или общества.

Под воздействием регулятивной способности человек вырабатывает собственное отношение к условиям объективной реальности, которая его окружает.

По своему содержанию регулятивную функцию человеческой психики можно разделить на эмоциональную и осмысленную составляющую.

В первом случае речь идёт о психоэмоциональных реакций, присутствующих в поведении конкретной личности. Осмысленная составляющая регулятивной функции предусматривает обдумывание своих действий и поступков перед их совершением, во время активной деятельности или после её завершения.

Когнитивная способность

Когнитивная функция психики заключается в способности человека к мышлению и планированию сложных задач, выполнение которых требует использования предметов окружающей среды, приобретение новых знакомств, налаживание коммуникаций, соблюдение правил очерёдности и этапности действий.

Данная функция психики тесно связана с интеллектуальной ступенью развития личности. Одни люди имеют высокие, а другие более низкие генетические задатки к когнитивным способностям, но все они без исключения требует их дополнительного развития.

Без наличия данной функции психики человек не может руководствоваться здравым сознанием, выполнять действия и принимать решения, соответствующие общепринятым правилам и нормам.

Оцените статью
Добавить комментарий