Проблема детской жестокости

ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ МОЛЧАЛИВОГО ИЗБЕГАНИЯ

Избегание — это распространённая форма морального воздействия, которую используют нарциссы: они «отключаются» от своих жертв, не разговаривают с ними в течение длительного времени. Дни или недели держат жертву в постоянном состоянии неопределённости, всё это время жертва чувствует себя изолированной и отверженной.

Глубина отчаянья, вызванного молчаливым избеганием, зависит от интенсивности игнорирования

. Мозг выдаёт болевую реакцию, которая вызывает в жертве чувство одиночества и покинутости. Нарцисс использует молчаливое избегание в качестве агрессивной меры контроля и наказания за поступки своего партнёра; садистская форма «перерыва в отношениях» через отвержение жертвы – всё это нацелено на то, чтобы замотивировать жертву на выгодное нарциссу поведение. Это крайняя форма обесценивания, его целью является возбуждение в жертве чувства немоты, одиночества, отверженности, невидимости. Негативное воздействие данной формы абьюза включает в себя:

Эмоциональный уровень

. Поскольку молчаливое избегание – это форма социального неприятия, оно вызывает спектр негативных эмоций: чувство фрустрации, сильный гнев и, наконец, покорность и отчаяние.

Психологический уровень

. Низкая самооценка, чувство утраты и неприкаянности, усиленный стресс и потерю контроля.

Поведенческий уровень.

Постоянный страх перед перспективой молчаливого избегания бросает тень неуверенности на вашу жизнь, вы начинаете копаться в себе: всё ли я правильно делаю? Правильно ли я говорю? Вы стремитесь избежать изменений, делающих из вас человека, который больше не является вами.

…И выложили в соцсети

Вот новости только первой декады октября, нашедшие отражение на официальном сайте СУ СК РФ по Нижегородской области.

Возраст уголовной ответственности для подростков-живодеров могут понизить

В Сарове суд приговорил 16-летнюю девушку к 3,5 года лишения свободы условно за избиение сверстника. Следствием установлено, что 14 мая 2019 года подсудимая с целью наказать мальчика за отказ встречаться с ней нанесла ему множество ударов по лицу и различным частям тела. Истязая потерпевшего в присутствии подруг, подсудимая всячески унижала подростка. Все это было зафиксировано на камеру мобильного телефона и обнародовано. Именно видеоматериалы и стали основанием для возбуждения уголовного дела.

В полицию направлено ходатайство о передаче следователям материалов проверки по факту публикации видео, на котором группа подростков избивает школьника в Кулебаках. Кадры издевательств над плачущим мальчиком также были выложены в интернет.

В Кстове ученики пятого класса школы N 2 под угрозой расправы затащили 8-летнего мальчика за гаражи, облили ему ноги бензином, подожгли и убежали. Сбить пламя и спасти мальчика удалось случайному прохожему. Пострадавший с сильнейшими ожогами угодил в больницу. Специалисты СУ СК РФ по региону проводят расследование, уголовное дело пока не заведено. По словам директора школы N 2 Галины Ворожейкиной, главный зачинщик поджога не считается трудным подростком, его сложно выделить среди других школьников. Как рассказала одноклассница поджигателя, тот просто хотел “прикольнуться” и посмотреть, как горит человеческая плоть.

Ребёнок — отражение родителей.

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.
Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного. Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.
Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.
Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Что такое жестокость и отчего она проявляется?

Жестокость появляется, когда человек выбирает неверно правильные для него жизненные направления. Они могут быть выбраны осознано или неосознанно. Во втором случае человек привык так поступать с детства. Так поступали его родители, поэтому он просто не знает, что можно вести себя иначе.

Но как же ведет себя жестокий человек? Помимо того, что он приносит боль или страдания другим, он вообще себя ведет агрессивно и равнодушно. Он зол и недоволен всеми и всем.

Часто люди думают, что агрессия и жестокость – это одно и то же. Агрессия может быть постоянной составляющей жестокости. Но если человек себя единожды повел агрессивно, может, есть какая-то причина такого поведения. И это вовсе не означает, что человек жестокий. Таким поведением может двигать голод или страх, необходимость в самозащите или защите собственности. А жестокостью ничто другое, чем наслаждение, не движет. Жестокий человек никогда не задумывается о том, какие нужды или чувства испытывает ближний, он не поймет, почему человек обижается или грустит.

Жестокие дети: что делать?

На вопрос «как бороться с детской жестокостью» лучшим ответом будет, конечно, «начать с себя». Задать себе вопрос: «Что я делаю не так? Какую потребность пытается удовлетворить ребенок таким поведением?»

И следить за собственным поведением, речью, реакциями, за  отношениями внутри семьи: в ней должна царить теплая дружественная обстановка, атмосфера доверия и взаимопонимания между всеми членами.

Но все же, психологи дают некоторые конкретные рекомендации:

Уделяйте больше внимания ребенку, окружите его заботой, любовью и лаской. Это удивительно работает! Невероятно, какие чудеса творит искренняя безусловная любовь.

Хвалите ребенка за его достижения, признавайте их, выслушивайте его мнение по разным вопросам, советуйтесь с ним. Будьте для них тылом и поддержкой, но при этом давайте возможность иметь собственное личностное пространство, чтобы не возникало желания «вырваться из жестких рамок».

Не допускайте насилия или жесткого наказания со своей стороны ни в коме случае. Не ругайте. Физическое насилие вообще недопустимо, это только озлобляет еще больше.

Научите ребенка выражать свои эмоции конструктивно. Спорт, арттерапия, битье подушек в конце концов – отличные способы снять напряжение. Дав возможность выйти эмоциям экологичным способом, отпадет потребность выражать их не конструктивно и агрессивно.

Переведите агрессию в спортивный интерес: желание победить в танцевальном турнире, на ринге, в заплыве – отдайте ребенка на спортивную секцию.

Учите детей мирно решать конфликты, договариваться, искать компромиссы, а также делиться эмоциями и говорить о своих чувствах.

«Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, поскольку пропаганда экранной жестокости, к сожалению, пока что имеет место в нашем обществе.   

Расскажите причту или прочитайте ему поучительную историю, где в аллегоричной форме просто поясняются сложные вещи (например, рассказ  индийского автора Варанаси Сатьянараянамурти «Озорник» и др.).  

Если на ваш взгляд ребенок очень жестокий и агрессивный, и это проявляется не эпизодично, а на постоянной основе – это серьезный повод обратиться за помощью к психологу.

***

Проявление агрессии – один из этапов взросления ребенка. Он призван научить малыша контролировать свои эмоции, контактировать с окружающими, защищать свои границы. Но если он сам переходит разумные рамки и намеренно причиняет боль другим – это повод принять меры.


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Жестокость у детей. Причины появления

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Как не стать жестоким: объяснение для детей

Чтобы ребенок вырос нравственной личностью, ему с самых малых лет нужно объяснять, что такое жестокость и какие противоположные к ей качества.


Малейшие проявления жестокости могут наблюдаться еще в детстве, когда девочки и мальчики дерутся, сильно калечат друг друга. Или обрывают крылья бабочкам, не способны пожалеть живое существо. Тогда родители должны объяснять, что они делают другим больно. Если это станет привычкой, ребенок вырастет жестоким тираном.

Нужно объяснять, что тот человек, который сегодня издевается, завтра может избить, а потом – совершить преступление. Поэтому надо рассказать, что за преступление обычно наказывают, и его тоже обязательно накажут, рано или поздно.

Также тем, кто верит в Бога, можно объяснять принципы жестокости на заповедях. В одной из них сказано «Не убей». Это самый страшный грех и самое сильное проявление жестокости. А люди являются разумными существами, поэтому и должны случаи жестокости предотвращать.

Что такое жестокость и какие ее симптомы

Часто говорят, что жестокость является болезнью психологического характера. Поэтому ее черты мы вполне можем называть симптомами.

При этом жестокость не является врожденным качеством. Это приобретенная привычка, которая свойственна людям с психологическими отклонениями. А уже эти отклонения вызываются психологическими травмами. Среди них стоит отметить самые популярные:

  1. длительное жестокое обращение с самой личностью, которая стала жестокой. Это может случиться в детстве или в подростковом возрасте;
  2. сильно выраженная закомплексованность из-за физической или психологической неполноценности;
  3. просмотр агрессивных видео или игра в компьютерные игры (особенно влияет на подростков);
  4. переживания любовного характера;
  5. критические моменты в жизни (смерть близкого, утрата работы и т.д).

Жестокость может проявляться в разных степенях и по-разному с точки зрения проявления силы. При помощи этого человек поддерживает собственное эго, он считает, что так он покажет свою власть над другими личностями.

Жестокость может проявляться так:

  1. Насилие в виде применения физической силы (нередко доходит до сильных телесных повреждений, пыток или даже убийства);
  2. Вандализм;
  3. Совершение поступок «назло»;
  4. Угрозы, проклятия в сторону знакомых;
  5. Постоянная раздражительность от самого малого – жеста, взгляда.

Тем не менее, человек, который явно жесток, испытывает наслаждение от своего состояния и поведения. Поэтому нужно обозначить достоинства и недостатки этой черты характера.

Начальная школа: не такой, как все

Когда в класс одной из питерских школ вошла новенькая — Олеся, крупная девочка с “заячьей губой”, — первоклассники начали перешептываться и хихикать. На первой же перемене, когда кто-то крикнул ей в спину: “Урод!” Олеся попыталась ударить обидчика, а потом расплакалась. Детям, казалось, только того и было надо. Отныне девочка стала неприкасаемой. С ней никто не хотел сидеть. Если кто-то вынужден был дотронуться до ее вещей (например, передать тетрадь с контрольной), то потом демонстративно протирал руки дезинфицирующими салфетками. И как только ее не дразнили! Учительница пыталась устыдить ребят, но у нее не слишком-то получалось.

— В первом классе часто оказываются дети, которые психологически еще дошкольники. То есть они просто не готовы осваивать такие глобальные понятия, как личное пространство другого человека, сострадание, дружба, — объясняет Татьяна Котова. — Зато легко поддаются общему настрою, правилам поведения в определенной группе. Если в классе принято дразнить тех, кто чем-то отличается — толстяков, копуш, — дети это подхватывают.

В младших классах полезно обустроить в школьном кабинете зону с развивающими играми — тогда у детей будет занятие на перемене. И, соответственно, меньше поводов для неконструктивных действий.

Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок участвует в травле? Не осуждать, не морализировать: “Как ты мог? Это ужасно!” Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача — не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если ТАК поковырять человека.

И говорить “Поставь себя на его место!” бессмысленно. Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ — почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. Подобные произведения есть для каждого возраста.

А если издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один — менять социальную среду, то есть класс. Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю — расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому.

Если ребенок проявил жестокость, ругать его бессмысленно: надо разбираться в причинах

Сонник – Ребенок, дитя

Когда излишне заботятся о ком-то или опекают, то в этом случае говорят: «У семи нянек дитя без глаза». Наверное, одним из самых распространенных выражений является следующее: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Ребенок является символом хлопот, беспокойства, капризности, непостоянства, поэтому если Вам приснился ребенок, то с уверенностью можно сказать, что Вы очень переживаете из-за происходящего вокруг, что-то не дает Вам покоя, и как сигнал Вашего душевного состояния в сновидении выступает ребенок. Если Вам приснился плачущий ребенок, то это знак того, что несмотря на все Ваши хлопоты, Вы не получите желаемого. Держать ребенка на руках, укачивать, усыплять его – наяву от Вас потребуется большая работоспособность, потому что путь к успеху будет весьма нелегким. Сон, в котором Вы кормите ребенка, обещает Вам хлопотное дело, которое закончится с выгодой для Вас, принесет моральное и материальное удовлетворение. Наказывать ребенка во сне – наяву испытывать неудобства, дискомфорт, потому что Вы будете выполнять работу, которая Вам не по душе.

Детская жестокость: причины

Иногда наблюдаю ситуацию, когда взрослые, в том числе родители, вообще не пытаются подумать о причине детской жестокости: да, ребенка могут поругать или наказать в каждом конкретном случае, но на вопрос, почему ребенок злой и что делать, дается ответ в духе «А, это в нем есть! Хоть ругай, хоть наказывай – ничего не поможет… это в нем от природы, характер такой!».

Бывают ли случаи, когда склонность к жестокости можно назвать врожденной? Психологи отвечают – нет!

Врожденным свойством психики можно назвать гиперактивность (мы о ней также рассказывали), холерический темперамент, конфликтность – это обычно выглядит извне как агрессивность. Если речь идет о таком гиперактивном ребенке, то его проявления жестокости, скорее всего – драчливость, нечуткость к эмоциям других, интерес к конфликтным играм и т.д. Да, это его врожденные свойства, и выход здесь – не подавлять ребенка в его проявлениях (типа «Сядь! Прекрати свои войнушки бесконечные! Еще раз подерешься – я тебе покажу!!!»), а найти «отдушину» – например, отдать его в активный соревновательный вид спорта.

Каковы другие причины детской жестокости?

Очень часто – в том, что ребенок хочет почувствовать себя более сильным, значимым, на что-то в окружающем мире влияющем… Кто-то чувствует свою значимость и превосходство, выйдя победителем из драки (ради этого такие дети зачастую затевают заведомо неравные по силам драки – бьют более слабых, младших детей), кто-то (обычно в более старшем возрасте) прибегает к «психологическому насилию», кто-то тихонько мучает животных, чувствуя, что с людьми быть большим и сильным не удается, и т.д.

Почему ребенок не может найти нормальный, мирный способ самореализации и самоутверждения? А вот это – явно недочет взрослых! Это возникает, если ребенка воспитывают авторитарно – держат в «ежовых рукавицах».

А ведь порой родители даже не замечают собственной авторитарности, искренне считая, что так, в строгости, и нужно воспитывать детей – мол, вырастет, и будет сам за себя решать, а пока мал, пусть безоговорочно слушается!

Результат – ребенок видит, что он решительно ни на что не влияет, к его мнению не прислушиваются, им просто командуют. У него формируется логическая цепочка: чтобы на что-то повлиять, самоутвердиться, нужно быть сильнее физически или старше. И вот он находит более слабое существо и «отводит душу»! То есть, проблему жестокости у детей часто порождает именно комплекс неполноценности!

А еще, увы, причиной жестокости у детей, даже при нормальном семейном и школьном воспитании, становятся мультсериалы, фильмы-боевики, компьютерные игры и т.д. Развивать эту тему не будем, потому как об этом говорено уже столько раз — негативное влияние всей этой индустрии на детей бесспорно.

Почему люди так жестоки

При этом, мы не все реагируем на жестокое обращение одинаково.

Интересно, что в исследовании, проведенном в 2014 году, исследователи показали, что наблюдение за насилием активирует мозг у агрессивных людей не так, как у спокойных людей. Агрессивные люди имели сниженную активность в части своего мозга, принимающей решения (орбитофронтальная кора), и большую активность в эмоциональном центре мозга (миндалина). Они также показали повышение артериального давления у обеих групп.

4 примера жестокости

На нашей планете достаточно много жестоких людей. Они совершают ужасные поступки, противоречащие всех моральных законам, правилам. Но какие же жестокие вещи происходили в мире:

  1. Женщина из Бангалора (Индия) дважды выбрасывала свою девятилетнюю дочь с третьего этажа. Во второй раз бедная девочка умерла;
  2. Пять лет назад тридцатидвухлетний мужчина из Канады сломал своей восьмилетней дочери шестнадцать костей и ударил по лицу молотком;
  3. Двадцатиоднолетний алкоголик убил свою мать и съел ее сердце с солью и перцем;
  4. Таксист из Индии выбросил собаку в мусорку из-за того, что она не давала ему проехать на машине. Он бросил ее с такой жестокостью, что переломал ей кости и она умерла в страшных муках.

Иногда люди бывают невероятно жестокими. Можно сказать, до такой степени, что даже перестают быть людьми вовсе. Но как же не быть жестоким?

Типы жестоких детей

Чтобы понять серьёзность проблемы в развитии личности ребёнка и в соответствии с этим выбрать правильные педагогические меры коррекции, следует распознавать типы жестоких детей.

Экспериментатор, возраст от 1 до 6 лет. Как правило, это дошкольник, который не понимает, что животные чувствуют боль, могут страдать, и с ними нельзя обращаться, как с игрушками. Может быть, это первый питомец, которого подарили ребёнку, и у него ещё нет достаточного опыта по уходу.

Что делать в таких случаях? В определённой степени, это зависит от возраста и уровня развития ребёнка. Объясните, что питомца нельзя обижать, бить, также как нельзя обижать или бить других детей. Учите быть добрым и заботливым по отношению к животным и младшим.

Взывающий о помощи, от 6 до 12 лет. Он понимает, что бить животных нельзя. Его жестокое обращение с ними — это не результат пробелов в знаниях. Скорее, это симптом более глубокой психологической проблемы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывают прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком.

Что делать? В таких случаях необходима профессиональная помощь, здесь нельзя полагаться только на родителей в коррекции такого поведения. Это абсолютно ненормально — преднамеренно жестоко обращаться с животными.

Отклонения в поведении, 12+. Подростки, которые обижают животных, почти всегда вовлечены в другие асоциальные действия — наркотики, криминальные группировки. Иногда жестокое обращение идёт рука об руку с принадлежностью к девиантной группе сверстников (жестокость совершается, как часть ритуала «посвящения» в группу, или как результат давления со стороны сверстников). Подросток может быть жестоким от скуки, или чтобы обрести ощущение власти и контроля.

Что делать? Немедленно обратиться за профессиональной помощью. Если это возможно, включите в свою группу поддержки хороших друзей, членов семьи, учителей.

Что говорят нижегородцы

Гребенкин: В соцсетях растет число групп, пропагандирующих стрельбу в школе

По инициативе Научно-исследовательского института проблем социального управления 10 сентября на территории Нижегородской области прошел социологический опрос “Мнение нижегородцев о причинах агрессии и жестокости среди подростков”. В нем приняли участие около 1200 респондентов.

– Мы предложили респондентам указать не больше двух причин из списка, – рассказал директор института Максим Лубяной. – Если учитывать только парные ответы, то лидером стал дуэт “Социальные сети и интернет – Жестокость и насилие на телеэкранах”.

На втором месте из парных ответов оказался комплекс “Семья и школа” – “Родители недостаточно уделяют внимания воспитанию – Плохая организация внешкольного досуга”.

Комментарии

Елена Илалтдинова, врио ректора Мининского университета:

– Сейчас взрослый – не авторитет для ребенка. Наблюдается перекос в том, что ребенок всегда прав, ему нельзя делать замечания, никто, кроме родителей, не может заниматься его воспитанием. Вторая основная проблема, о которой в один голос говорят многие учителя, – дети сейчас недружные. Это отражение психологии индивидуализма, навязанного нам в последние десятилетия. Также исчезли с повестки дня позитивные примеры поведения, рассказы об авторитетных людях. Еще одна причина асоциального поведения подростков – агрессия взрослых по отношению к ним.

Елена Харитонова, психолог:

– Есть вневременные факторы агрессии подростков, а есть факторы, связанные с развитием общества. К последним я бы отнесла бурное распространение видеоигр и социальных сетей. Каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете более пяти часов. Сейчас популярны группы, в которых незыблемые человеческие ценности высмеиваются и обесцениваются, а пропагандируются цинизм, антипатриотизм, самоуничижение и унижение окружающих. Воинствующий анархизм, я бы сказала. Телевизор тоже вносит свою лепту – в многочисленных ток-шоу неуважение к оппоненту преподносится как норма. Авторитет учителя в школах сильно упал. Это плоды 90-х и рыночной экономики, когда деньги заменили честь, совесть и образованность. Есть еще фактор – чрезвычайно высокая учебная нагрузка в школах, а также неподготовленность и грубые ошибки учителя в работе с детьми.

К вневременным классическим факторам неадекватного поведения подростков можно отнести отсутствие эмоционального контакта ребенка с родителями, физиологические, гормональные изменения в возрасте от 14 до 17 лет. Отсюда эмоциональные всплески, страхи, агрессия, усиленная отсутствием доверительного диалога с родителями. Еще дети хотят ощущать себя взрослыми и стремятся в этом статусе самоутвердиться

Сделать это проще в группах, где они стараются обратить на себя внимание как ее вожака, так и прохожих

Кстати

Как выяснил портал SuperJob, каждый восьмой родитель в России запрещает своему чаду регистрироваться в соцсетях. Из тех, кто готов разрешить ребенку иметь аккаунт в соцсети, почти треть (29 процентов) считает, что подходящий возраст для этого 16 лет. Чуть меньше (26) полагает вполне допустимым открыть его в 13-15 лет. Два процента пап и мам готовы разрешить пользование соцсетями детям в 7-9 лет, а 18 процентов родителей считают их ненужными вовсе.

При этом чем старше дети, тем чаще родители признавали, что не контролируют их аккаунты.

Впрочем, как выяснили специалисты Центра по исследованию медиа, технологий и здоровья, социальные сети не помогают справиться с субъективным чувством одиночества и недостатком общения, а наоборот – усиливают их.

“Одиночество – это субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, – объясняет Андрей Камин, президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи. – Оно возникает у подростков в период перехода из семьи во взрослую жизнь – в социальной сфере и кризиса самооценки – в психической. Нужно срочно обзаводиться новой идентичностью, отличной от детской, потому подростки достаточно мучительно ищут группу, с которой хотели бы себя идентифицировать. Мучения проистекают из противоречивых желаний подчеркнуть свою уникальность и в то же время быть как все.

Общение в сети носит виртуальный характер: в большинстве кризисных ситуаций подросток обнаруживает, что виртуальные друзья не могут оказать реальную помощь и поддержку и даже наоборот. Виртуальные контакты строятся по иным законам, чем реальные. Большое их количество затрудняет обзаведение реальными друзьями”.

Причины подростковой жестокости

Жестокость у подростков объясняется чертами характера, которые формируются в семье. Корни подростковой жестокости кроются в особенностях воспитания.

Причины жестокости подростков по отношению к сверстникам

К сверстникам жестокость детей может проявляться по следующим причинам:

  • Увлеченность онлайн-играми агрессивного содержания оказывает пагубное влияние на психику.
  • Проблемы с учебой, стресс перед ЕГЭ, низкий статус подростка в коллективе и безответная любовь могут стать причинами проблем в эмоционально-волевой сфере. Психика подростка находится в стадии становления, поэтому стресс или наблюдение актов насилия может привести к ее расстройству. Жестокие подростки отличаются слабо развитой способностью к эмпатии.
  • Дворовая компания определяет особенности поведения подростков. Желая занять высокое положение в группе, подростки стараются произвести впечатление на товарищей. Многие преступления подростки совершают под давлением сверстников. Это говорит о том, что конформизм также является причиной жестокости.

Причины жестокости подростков к родителям и взрослым

Чаще всего детская жестокость по отношению к взрослым проявляется по следующим причинам:

Если к ребенку в семье относятся пренебрежительно, игнорируют его потребности и мнение. Авторитарный стиль воспитания и физические наказания заставляют его искать жертву, чтобы выплеснуть на нее обиду и негатив.
Подросток чувствует, что его мнение незначимо. Родители выбирают ему одежду, исходя из своих предпочтений, а не современной моды, за него решают, куда ему пойти учиться после школы. Если он высказывает протест, его пресекают: «Мал еще сам решать! Взрослым виднее!» Естественно, что ему это неприятно, он грубо отвечает взрослым, ведет себя демонстративно, провоцируя конфликт

Родителям важно понимать, что он это делает не из вредности, а потому, что он личность и имеет право на собственную точку зрения.
Непоследовательность взрослых. Случается, что взрослые не обращают внимания на выходки отпрыска, полагая, что отсутствие реакции приведет к исправлению поведения

Но поведение не исправляется, поэтому в один прекрасный момент родители обрушиваются на ребенка с криками, угрозами и строгими наказаниями не только за последний проступок, а за все, что было сделано неделю, месяц назад. Естественная реакция на такие воспитательные меры – бурный протест, агрессия и жестокость.

Непоследовательность в воспитании

  • Вседозволенность. Некоторые родители склонны считать детей в 12-14 лет взрослыми, поэтому они не стремятся высказывать им своих требований к поведению. Но однажды они расходятся во мнениях относительно того, во сколько полагается прийти домой с прогулки, сколько денег необходимо на карманные расходы. Тут начинаются конфликты. Отстаивая свое мнение и свободу, дети грубят, агрессивно себя ведут, оскорбляют родителей.
  • Родители предъявляют неконкретные требования. Они говорят: «Веди себя нормально!», «Учись лучше!», «Найди себе нормальных друзей!», но при этом содержание понятий «лучше», «нормально» они не раскрывают. С точки зрения подростка, у него и так все в порядке. Сравнивая себя с другими, он не понимает претензий родителей, постоянные упреки его раздражают.
Оцените статью
Добавить комментарий