Найдено научных статей по теме — 15
Проблема кризисов зрелого возраста
Строгая Юлия Викторовна, Белановская Ольга Викторовна
Изложены теоретические подходы к проблеме кризисов зрелого возраста.
Принятие решений в зрелом возрасте
Стаценко Татьяна Михайловна
Исследование процесса принятия решений в трудных жизненных ситуациях в разработанной нами анкете, которая состоит из трех серий.
Зрелый возраст в контексте жизненного пути
Солодников В. В., Солодникова И. В.
Продолжение анализа жизненных ценностей и психологии людей «среднего возраста», их роли в жизни общества.
Детерминанты личностной зрелости в позднем возрасте
Холодцева Е.Л., Портнова А.Г.
Цель данной статьи проанализировать проблему личностной зрелости в пожилом возрасте в контексте активного старения и самореализации.
Децентрация времени в жизни человека зрелого возраста
Ермаков Сергей Анатольевич, Кашина Ольга Павловна
В статье с философских позиций рассматривается вопрос о децентрации времени в ее соотнесенности с жизнью человека зрелого возраста.
Осознаваемые компоненты страха смерти в зрелом возрасте
Горьковая Ирина Алексеевна, Баканова Анастасия Александровна
В статье представлены результаты исследования трех измерений осознаваемого страха смерти у мужчин и женщин зрелого возраста: внутриличностное, межличностное и надличностное.
Стратегии совладания со страхом смерти в зрелом возрасте
Горьковая Ирина Алексеевна
Статья посвящена изучению стратегий совладания с осознаваемыми компонентами страха смерти в различные периоды зрелого возраста.
Психологические факторы преодоления кризиса в зрелом возрасте
Коваль Нина Алек, Горячев Владимир Александрович
В данной статье анализируются факторы, влияющие на преодоление кризиса зрелого возраста. Дается краткое описание природы возрастных кризисов. Приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов.
Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста
Сахарова Татьяна
Описываются исследования смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста. Дается авторское определение понятия «смысложизненные ориентации личности». Рассматривается содержание смысложизеннных ориентаций людей зрелого возраста.
Гендерные особенности отношения к здоровью лиц зрелого возраста
Маясова Татьяна Викторовна, Лекомцева Анна Александровна, Юсифов Кямиль Дилаварович
В статье исследуется отношение к здоровью и здоровому образу жизни у мужчин и женщин среднего возраста.
Экзистенциальный кризис зрелого возраста и пути его преодоления
Кадыржанова Жанна Елемесовна
В статье рассматривается понятие экзистенциального кризиса, роль экзистенциального кризиса в развитии личности взрослого человека, причины возникновения экзистенциального кризиса в зрелом возрасте, признаки кризиса, сущность жизни
Зрелый возраст как ресурс субъектов психологического образования
Маленов А. А.
The main idea of work is directed on establishment of communication of age of the subject of psychological education and success of professional activity.
Возрастные аспекты зрелости становления социального я школьников
Сидоренко Денис Петрович
Статья посвящена анализу зрелости становления социального Я подросткового возраста и юношества
Основное внимание уделено особенностям становления социального Я школьников.
Качество жизни больных артериальной гипертонией в зрелом возрасте
Пфау Т.В., Вайс А.В.
В результате исследования были выявлены особенности качества жизни людей зрелого возраста, страдающих гипертонией.
Особенности восприятия образа власти гражданами в зрелом возрасте
Белых Татьяна Викторовна
В статье анализируются особенности восприятия образа власти гражданами зрелого возраста, проявляющиеся в характеристике ценностных ориентиров, которыми пользуются граждане при определении образа идеальной и реальной власти, в осоз
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды
Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.
Периодизация психического развития
Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:
- Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
- Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
- Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).
В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.
Главная опасность среднего возраста
Если человек не осознает значимость момента взросления, то в какой-то из этих ветвей развития начнётся застой (если не по всем направлениям). Это называют — психологической деградацией личности. Человек начинает жалеть себя. Дает волю прихотям и капризам.
Что нужно делать, чтобы не впасть в «личностный застой»:
- Аргументируйте и раскрывайте свою позицию человеку, с которым у вас возник конфликт. Не «вставайте в позу», не надевайте маску обиды;
- Преодолевайте свои страхи и сомнения. Запомните: только вы создаете себе рамки. Какую планку перепрыгивать – решать вам;
- Слушайте себя и свой внутренний голос. Не опирайтесь на мнение других в решении вопросов касающихся личных проблем;
- Будьте честны. Помните, что ложь имеет свойство накапливаться и затем вернуться вам вдвойне;
- Не бойтесь не понравиться кому-то. Оставайтесь самим собой и всегда представайте перед людьми такими, какие вы есть на самом деле. Рано или поздно карнавал заканчивается, и маски приходится снимать;
- Четко осознавайте свои желания и трезво оценивайте возможности. Одно без другого создаст дисбаланс в вашем внутреннем мире и негативно скажется на повседневной жизни.
Возраст счастья
Главное условие хорошей жизни в возрасте «немного за…» – это здоровье. Это актуально в любом возрасте, конечно. Просто не забывайте этого, крошки. И еще не забывайте, что счастье – это не куча денег и не роскошная карьера. И даже не счастливый брак. Счастье – это быть благодарным за то, что имеешь. Ну и, как следствие, отсутствие переживаний по поводу того, чего не имеешь.
Вы наконец-то в топе! Потому что вам уже не нужно париться над тем, «нравлюсь ли я вон тому мальчику», «а не останусь ли я старой девой», «что они обо мне подумают». Вас покинула суета. Вы не стесняетесь оставаться собой. Вы понимаете, что нужно подчеркнуть в своей внешности. Вы наконец научились говорить «нет», если это идет вразрез с вашими интересами. Всё это настолько прибавляет очков к вашему психическому здоровью, что ради этого можно отказаться от тусовок без устали ночи напролёт, в сопровождении алкоголя, сигаретного дыма и якобы интересных бесед с противоположным полом в этом состоянии. Во всяком случае, я себя ущемленной категорически не чувствую в связи с такой заменой.
То, что вы переживаете сейчас, — это вовсе не кризис среднего возраста. Это РАСЦВЕТ. Я сама стала гораздо счастливее, спокойнее, успешнее и (да!) красивее, чем в 18. И я наконец-то научилась расслабляться. А еще – с возрастом тебе надо гораздо меньше
Зато ты наконец понимаешь, что же в жизни самое важное, и можешь посвятить себя и свое время, ценность которого осознаешь именно сейчас, именно этому важному, а не навязанным стереотипам «больше путешествуйте», «общайтесь с людьми» и т.п. Мне, например, хорошо дома, и мне хорошо одной или с близким другом
Я не скучаю по вечеринкам не потому, что «не могу» и «уже старовата для этого», а потому, что наконец нашла в себе смелость признаться: лучшее место в мире для меня – мой письменный стол в моем собственном доме, с кошкой на коленях и чашкой кофе справа от клавиатуры. Здесь мне никогда не бывает одиноко.
Сделайте возраст своим другом – поверьте, вы можете ему доверять. Я бы ни за что не хотела вернуться в свои 16 или даже 25 (ну разве что с этими же мозгами и с тем опытом, что имею сейчас, — тогда бы я даже при имевшихся раскладах знала, что мне делать и как жить).
Психологическая зрелость
Психологическая зрелость личности заключается в естественности. Зрелый человек не будет скрывать слёзы, когда невыносимо грустно. Не будет усилием воли сдерживать улыбку, когда смешно. Полное принятие себя рождает свободу проявления эмоций.
Стереотипы поведения не влияют на таких людей. Они ориентируются на внутренние ощущения, личные потребности. Принятие себя в мире, где присутствуют страдания, несовершенство людей, приводит к жизни в гармонии с собой. Вместо попыток изменить окружающих, они живут рационально. Осваивают новое, расширяют границы осознанности.
Психологически зрелые личности часто выделяются в обществе экстравагантной внешностью. Поддержание общепринятых норм и тенденций не входит в их мировосприятие. Не жалуются на скуку, поскольку интересы разносторонние и основное стремление — вкладывать время в результат.
Признаки психологической зрелости личности.
- Открытое, свободное само предъявление. Выражение чувств, не травмируя психического состояния окружающих с соблюдением толерантности и этикета.
- Независимость в суждениях о мировых процессах. Отрешённость и юмор помогают без эмоций вовлекаться в социальные процессы. Отсутствие воздействия пропаганды и манипуляций.
- Отсутствие искусственных форм поведения. В отношениях нет меркантильных интересов. Принятие людей в естественном состоянии. Без попыток общения в удобном варианте.
- Плодотворная занятость. Постановка целей, задач и работа над воплощением планов.
- Постоянное самосовершенствование, движение, развитие. Присутствие правильной моральной концепции, идеалов.
- Долговременность, глубина личных отношений. Изучение внутреннего мира партнёра в совместном развитии.
- Адаптация к кризисным моментам в бытовых ситуациях, в профессии. Юмор и креативность естественным образом помогают находить неожиданный выход из трудной ситуации.
Психологическая зрелость личности проявляется в социальной среде. Уровень социализации расширяет круг контактов: с конкретного человека, группы людей до широких масс.
Периодизации развития взрослого человека
В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.
Периодизация Ш. Бюллера
Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.
Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта
Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.
23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.
После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.
Периодизация В. Ф. Моргуна
В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.
24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.
50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.
75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.
Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.
Периодизация Г. С. Абрамовой
Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.
18 – 22 года – юность
23 – 30 лет – взросление
30 – 33 г. – переходный возраст
36 – 50 лет – зрелость
51 – 65 лет – пожилой возраст
Старше 65 лет – старость
Мировой стандарт ВОЗ
Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.
Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.
Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.
По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени. Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени
Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ
Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.
Она насчитывает 8 основных групп:
- раннее детство – возраст до 1 года;
- дошкольный период – от 1 до 4 лет;
- школьный период – от 5 до 14;
- юность – от 15 до 24;
- возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
- зрелый период – от 45 до 65;
- ранняя старость – от 65 до 75;
- старость – 75 и старше.
По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:
Название группы | Количество лет |
Молодой возраст | от 18 до 44 лет |
Средний возраст | от 45 до 59 лет |
Пожилой возраст | от 60 до 70 лет |
Старческий возраст | от 75 до 90 лет |
Долголетие | 90+ |
Ðнига воÑпоминаний о деÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑноÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑÑ
СÑÑÑкÑÑÑно ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ ÑоÑÑавлÑÑÑ ÑÑи повеÑÑи, наименование коÑоÑÑÑ ÑпоминаеÑÑÑ Ð² названии Ñомана. ÐейÑÑвие пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑваÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑеÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð²Ð·ÑоÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ геÑÐ¾Ñ ÐиколенÑки ÐÑÑенÑева. ÐовеÑÑвование оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð¸Ð¼ же, однако Ñже во взÑоÑлом возÑаÑÑе. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² нем оÑганиÑно ÑмоÑÑиÑÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÑÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð»Ñбина мÑÑли.
«ÐеÑÑÑво» ÐÑва ТолÑÑого ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ жизни ÐиколенÑки в Ñемейном имении ÐÑÑенÑевÑÑ. С пеÑвÑÑ ÐµÐµ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð¾ÑÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенноÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑика. ÐлаÑÑик пÑавдиво и маÑÑеÑÑки показÑваеÑ, как в дÑÑе его геÑÐ¾Ñ Ð¿ÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾ÑÑба ÑамÑÑ Ð¿ÑоÑивоÑеÑивÑÑ ÑÑвÑÑв. ÐомпозиÑÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñвои оÑобенноÑÑи.
ÐÑинÑипиалÑно авÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пеÑеÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ (как ÑÑо заведено в ÑоÑинениÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей) ÑÑÐ¾Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐиколенÑки ÐÑÑенÑева в ÑодиÑелÑÑком имении. Ðолее ÑÐ¾Ð½ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð°Ð²ÑоÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÐ¸Ð»Ñ ÑледÑÐµÑ “ÐеÑÑÑво” ÐÑва ТолÑÑого. РповеÑÑи ÑаÑÑказÑваеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¾ ÑÐµÑ ÑпизодаÑ, коÑоÑÑе наиболее повлиÑли на ÑоÑмиÑование ÑÑвÑÑв и ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑика.
Заключение
Зрелый человек не зависит от материальных ценностей. Его благосостояние не связано с его финансовой обеспеченностью. Даже наличие дипломов и грамот не является подтверждением личностной состоятельности. Она не связана и с биологическим возрастом гражданина.
На психологическую зрелость часто указывает ощущение комфорта, которое возникает во время общения с человеком. Личностно зрелые люди демонстрируют живой интерес к жизни, им несвойственна скука и уныние, они не жалуются на сослуживцев и не сетуют на жизнь. В их жизни всегда есть цель, а каждое действие наполнено смыслом.
Не стоит думать, что личностно зрелый человек – это уникальная особа, жизнь которой напоминает взгляд на вещи через розовые очки. В жизни такого человека случаются конфликты с близкими, неполадки на производстве, но они умеют управлять своими эмоциями и конструктивно решать возникающие проблемы.